Тема: «Закономерности индивидуального развития. Послезародышевое развитие и рост организмов»
Цели и задачи урока:
Образовательные: сформировать представления об закономерностях индивидуального развития; изучить периоды онтогенеза многоклеточных организмов; рассмотреть этапы и процессы послезародышевого развития организмов.
Воспитательные: формирование научного мировоззрения, осуществление экологического, санитарно - гигиенического воспитания, привитие интереса к естественным наукам.
Развивающие: развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, предъявлять результаты своей деятельности.
Оборудование: таблицы – схемы «Периоды онтогенеза», плакат «Полное и неполное развитие»
Тип урока: изучение нового материала.
Тема: «Закономерности индивидуального развития. Послезародышевое развитие и рост организмов»
Цели и задачи урока:
Образовательные: сформировать представления об закономерностях индивидуального развития; изучить периоды онтогенеза многоклеточных организмов; рассмотреть этапы и процессы послезародышевого развития организмов.
Воспитательные: формирование научного мировоззрения, осуществление экологического, санитарно - гигиенического воспитания, привитие интереса к естественным наукам.
Развивающие: развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, предъявлять результаты своей деятельности.
Оборудование: таблицы – схемы «Периоды онтогенеза», плакат «Полное и неполное развитие»
Тип урока: изучение нового материала.
Дата:_____________________
Ход урока:
- Приветствие класса.
- Что такое индивидуальное развитие?
- Какие этапы индивидуального развития вам известны?
- Что такое зародышевое и послезародышевое развитие?
- Из каких фаз состоит клеточный цикл?
III. Изучение нового материала:
Онтогенез, или индивидуальное развитие – это развитие особи от ее рождения до конца жизни (до смерти или новое деление особи).
Периоды онтогенеза:
Этапы зародышевого развития:
Особенности органогенеза:
Послезародышевое развитие:
Прямое развитие Непрямое развитие
Прямое развитие: рожденная животное в целом напоминает взрослую особь.
А) Настоящее живорождение – рождение организма на более высоком уровне развития, что уменьшает его уязвимость (млекопитающие);
Б) Яйцеживорождение – зародыш развивается за счет запасных питательных веществ яйца внутри материнского организма и освобождается от оболочек яйца еще в организме матери (ящерицы, змеи, гуппи (рыбы), тля);
В) Яйцерождение – зародыш развивается в яйце и выходит из его оболочек вне материнского организма (пресмыкающиеся, членистоногие, птицы и т.д.)
Непрямое развитие: значительные изменения строения организма, благодаря которым личинка превращается во взрослую особь.
Личинка – фаза послезародышевого развития животных, у которых запасы питательных веществ в яйце недостаточно для завершения формирования органов и их систем (беспозвоночные, костные рыбы, земноводные).
Насекомые: яйцо, личинка, куколка, взрослая особь.
Значение непрямого развития:
IV. Обобщение и систематизация знаний:
1 профаза А. формирование ядерной оболочки
2 метафаза Б. расхождение хромосом
3 анафаза В. расположение хромосом по центру
4 телофаза Г. исчезновение ядерной оболочки
V . Домашнее задание: §32, тест для самоконтроля ст.139