17 липня о 18:00Вебінар: Чи може наука сформувати підприємницьку компетентність?

«Закономерности индивидуального развития. Послезародышевое развитие и рост организмов» (Новая программа)

Про матеріал

Тема: «Закономерности индивидуального развития. Послезародышевое развитие и рост организмов»

Цели и задачи урока:

Образовательные: сформировать представления об закономерностях индивидуального развития; изучить периоды онтогенеза многоклеточных организмов; рассмотреть этапы и процессы послезародышевого развития организмов.

Воспитательные: формирование научного мировоззрения, осуществление экологического, санитарно - гигиенического воспитания, привитие интереса к естественным наукам.

Развивающие: развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, предъявлять результаты своей деятельности.

Оборудование: таблицы – схемы «Периоды онтогенеза», плакат «Полное и неполное развитие»

Тип урока: изучение нового материала.

Перегляд файлу

Тема: «Закономерности индивидуального развития. Послезародышевое развитие и рост организмов»

Цели и задачи урока:

Образовательные: сформировать представления об закономерностях индивидуального развития; изучить периоды онтогенеза многоклеточных организмов; рассмотреть этапы и процессы послезародышевого развития организмов.

Воспитательные: формирование научного мировоззрения, осуществление экологического, санитарно - гигиенического воспитания, привитие интереса к естественным наукам.

Развивающие: развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, предъявлять результаты своей деятельности.

Оборудование: таблицы – схемы «Периоды онтогенеза», плакат «Полное и неполное развитие»

Тип урока: изучение нового материала.

Дата:_____________________

 

Ход урока:

  1. Организационный момент:

- Приветствие класса.

  1. Актуализация и мотивация опорных знаний:

- Что такое индивидуальное развитие?

- Какие этапы индивидуального развития вам известны?

- Что такое зародышевое и послезародышевое развитие?

- Из каких фаз состоит клеточный цикл?

    III.     Изучение нового материала:

Онтогенез, или индивидуальное развитие – это развитие особи от ее рождения до конца жизни (до смерти или новое деление особи).

Периоды онтогенеза:

  1. Зародышевый период – время, когда новый организм развивается внутри материнского или внутри яйца, семени и т.д. Он завершается рождением (выходом из яйца, прорастанием).
  2. Послезародышевый период – время от рождения и до приобретения организмом способности к размножению
  3. Период старения – изменения, которые приводят к смерти.

Этапы зародышевого развития:

  1. Дробление – это ряд делений, в результате которых, образуются клетки – бластомеры. Они не растут и их размеры только уменьшаются.
  2. Образование бластулы – полое образование различной формы, которое состоит из одного слоя бластомеров.
  3. Образование гаструлы – сначала возникают два слоя клеток: внешний – эктодерма, и внутренний – эндодерма. Эти слои называют – зародышевыми листками. У некоторых формируется средний слой – мезодерма.
  4. Гистогенез – совокупность процессов, которые обеспечивают формирование тканей из зародышевых листков. Клетки – стволовые.
  5. Органогенез – образование органов.

Особенности органогенеза:

  • Эктодерма – нервная ткань, органы чувств, внешние покровы, кожные железы, и т.д.;
  • Эндодерма – органы и железы пищеварения, некоторые железы;
  • Мезодерма – мышечная, костная, хрящевая, кровеносная, эпителиальная ткань и т.д.

Послезародышевое развитие:

                 Прямое развитие                                          Непрямое развитие

 

Прямое развитие: рожденная животное в целом напоминает взрослую особь.

А) Настоящее живорождение – рождение организма на более высоком уровне развития, что уменьшает его уязвимость (млекопитающие);

Б) Яйцеживорождение – зародыш развивается за счет запасных питательных веществ яйца внутри материнского организма и освобождается от оболочек яйца еще в организме матери (ящерицы, змеи, гуппи (рыбы), тля);

В) Яйцерождение – зародыш развивается в яйце и выходит из его оболочек вне материнского организма (пресмыкающиеся, членистоногие, птицы и т.д.)

 

Непрямое развитие: значительные изменения строения организма, благодаря которым личинка превращается во взрослую особь.

Личинка – фаза послезародышевого развития животных, у которых запасы питательных веществ в яйце недостаточно для завершения формирования органов и их систем (беспозвоночные, костные рыбы, земноводные).

Насекомые: яйцо, личинка, куколка, взрослая особь.

Значение непрямого развития:

  • Питательная функция – получение большого количества питательных веществ (гусеница у бабочки);
  • Рациональное использование ресурсов – избегание чрезмерного роста численности популяций;
  • Функция расселения – распространение малоподвижных животных (губки, коралловые полипы, усоногие  раки и т.д.).

 

 IV. Обобщение и систематизация знаний:

  1. Установите соответствие между фазами митоза и процессами, которые в них происходят:

1 профаза                       А. формирование ядерной оболочки

2 метафаза                      Б. расхождение хромосом

3 анафаза                        В. расположение хромосом по центру

4 телофаза                       Г. исчезновение ядерной оболочки

 

  1. Почему во время митоза и мейоза исчезает ядерная оболочка?
  2. Почему среди наземных животных внутреннее оплодотворение более распространено, чем у остальных групп?

 

   V .   Домашнее задание: §32, тест для самоконтроля ст.139

 

 

 

docx
До підручника
Біологія 9 клас (Соболь В. І.)
Додано
22 жовтня 2018
Переглядів
177
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку