Тема. «Прошедшее время глагола», 7 класс
Цель: углубить и расширить знания о временах глагола, о прошедшем времени глагола; о правильной постановке ударения в глаголах прошедшего времени; закрепить и обобщить полученные знания о глаголе.
Задачи:
Обучающая – совершенствовать умение образовывать глаголы прошедшего времени, грамотно писать родовые окончания глаголов; Развивающая – развитие познавательной активности учащихся, орфографической зоркости, речи, внимания, памяти; умения делать выводы и употреблять глаголы в речи;
Воспитывающая – воспитание интереса к предмету; умения самостоятельно работать в коллективе; воспитывать интерес у здоровому образу жизни.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания
2. Фронтальный опрос.
- Докажите, что глагол – самостоятельная часть речи.
- Какую синтаксическую роль играют глаголы в речи?
- На какой вопрос отвечает неопределенная форма глагола?
- Как определить вид глагола?
- Какие глаголы являются переходными?
- Как называются такие глаголы в украинском языке?
3. Проверка практических навыков по теме «Глагол».
- Ребята, на партах лежат листы с рабочим материалом. В ходе урока мы будем к ним обращаться. Сейчас вы выполните тест (задание 1).
Взаимопроверка.
- Какие признаки глаголов мы повторили?
III. Постановка целей и задач урока. Изучение нового материала.
- Сегодня на уроке мы углубляем знания о времени глагола; узнаем, как образуются глаголы прошедшего времени. Наша речевая тема: «Здоровый образ жизни».
1. Распределительный диктант.
- Запишите в три столбика глаголы по временам.
Искупается, добились, росла, закаляешься, не берегу, поддержишь, растут, не бегал, взберусь, улучшишь, соревнуются, дышишь, тренировался, добьются, развивали, сыграем, обтирается, плавал.
Поверка. Ученики комментируют орфограммы.
- Как вы определили время глагола?
2. Работа с текстом.
- Для того, чтобы научится правильно употреблять временные формы глагола, выполните следующее задание. Обратимся к рабочим материалам (задание 2).
Спишите текст, раскрывая скобки и ставя глаголы 1 вариант - в настоящем времени, 2 вариант – в прошедшем времени, 3 вариант – в будущем времени.
Проверка.
- С какими орфограммами мы встретились в тексте?
- Чем различаются формы времен глаголов в тексте?
3. Образуйте от данных глаголов формы прошедшего времени, разберите их по составу: закалять, приучать, укреплять.
- Какой вывод вы можете сделать? Какую закономерность вы увидели? Как образуются глаголы прошедшего времени. Сверьте ваши выводы с учебником.
4. Работа с учебником (чтение правила).
Физминутка.
-Вспомните, что такое фразеологизмы. Назовите фразеологизмы, употребив в них глаголы в прошедшем времени. А теперь продемонстрируйте их.
Ловил мух, работал спустя рукава, ставил палки в колеса, след простыл, голову повесил, повесил нос, зарубил на носу.
А теперь наоборот. Продемонстрируйте фразеологизмы, а мы постараемся их назвать.
IV. Закрепление изученного.
1. Переведите словосочетания с украинского языка на русский, поставьте ударение в глаголах (задание 3).
- Объясните особенности ударения в глаголах прошедшего времени.
2. Индивидуальное задание (в исследовательской лаборатории). Поставьте данные глаголы в прошедшем времени мужского рода.
У доски работают три ученика.
1 . Образовать от данных глаголов формы прошедшего времени мужского рода:
Беречь – (берёг),
нести – (нёс),
печь – (пёк),
сохнуть – (сох),
мокнуть – (мок),
расти – (рос).
Вывод. Глаголы на –чь, -ти, -нуть образуют формы прошедшего времени мужского рода единственного числа без суффикса –л.
V. Творческое задание. Работа в парах.
Составить диалог на тему: « Какова роль закаливания?»
VII.Подведение итогов урока.
- Подводя итоги урока, проведём экспресс-опрос в форме клоуз-теста.
(Работа с тестом. Взаимопроверка.)
VIII.Домашнее задание и оценивание учащихся.
Выучить теоретический материал учебника. Составить монологическое высказывание «В здоровом теле – здоровый дух»
Материалы к уроку: «Категория времени глагола. Прошедшее время»
ФИ ученика _________________________
1. Тест
І. Укажите неверное утверждение:
А. Глаголы изменяются по временам.
Б. В настоящем времени глаголы изменяются по числам и родам.
В. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.
ІІ. Найдите глагол 3-го лица единственного числа:
а) смотреть; б) не спят; в) читает.
ІІІ. Укажите глагол несовершенного вида:
а) дышать; б) услышать; в) рассмотреть.
IV. Укажите глагол II спряжения:
а) сказать; б) стелить; в) бросить.
V. Укажите предложение с переходным глаголом:
А. На окне стояли цветы.
Б. Она поёт грустную песню.
В. Он обезумел от страха.
VI. Укажите глагол в прошедшем времени:
а) сойдут; б) не выучил; в) вижу.
2. Текст
Если человек не (любить) свежий воздух, (кутаться), (бояться) холодной воды, в общем, не (закаляться), простуда тут как тут. И не одна, а со своей свитой: кашлем, насморком, ознобом. Они (хватать) больного и (мучить) его.
3. Перевести с украинского языка на русский язык:
розпочала тренування - .......................
прибула на змагання - ...........................
взяла ковзани - ........................................
посіла перше місце - ................................
брала висоту - ...........................................
зрозуміла умови гри - ..............................
міцно спала - ..............................................
4. Творческое задание (работа в парах)
Составить диалог на тему: « Какова роль закаливания?»
5. Клоуз-тест
1. Я знаю такие времена глагола ..................................................................................
2. Глаголы прошедшего времени обозначают действие, которое .............................
3. Глаголы прошедшего времени образуются..................................................................
4. Для времени глагола есть точка отсчёта – это ...........................................................
5. Глаголы прошедшего времени изменяются по .........................................................
6. Я правильно произношу глаголы прошедшего времени женского рода………………..