Урок-путешествие "Страны Африки"

Про матеріал

Цель: расширить знания учащихся о политической карте и крупнейших странах Африки, совершенствовать практические умения характеризовать географическое положение, население, особенности природы стран материка. Продолжить формирование информационной, социальной, самообразовательной компетентностей учащихся, используя межпредметные связи географии с литературой, историей, биологией. Развивать познавательную активность учащихся и умение работать в группах, способствовать расширению кругозора. Воспитывать уважительное отношение к представителям других народов.

Перегляд файлу

7 класс

Тема: Страны Африки. Урок – путешествие.

Цель: Расширить знания учащихся о политической карте и крупнейших странах Африки, совершенствовать практические умения характеризовать географическое положение, население, особенности природы стран материка. Продолжить формирование информационной, поликультурной, социальной, самообразовательной компетентностей учащихся, используя межпредметные связи географии с литературой, историей, биологией. Развивать познавательную активность учащихся и умение работать в группах, способствовать расширению кругозора. Воспитывать уважительное отношение к представителям других народов.

Оборудование: мультимедиа, программное обеспечение учебного назначения, презентации, атласы, контурные карты, сувениры, записи африканских мелодий.

 

Ход урока

І. Организационный момент. Сообщение целей и задач урока.

Учитель. На предыдущих уроках мы познакомились с природой и населением Африки. Сегодня я предлагаю совершить воображаемое путешествие по некоторым странам материка, чтобы поближе познакомиться с особенностями их географического положения, уникальностью природы, своеобразием населения.

ІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности.

 

Демонстрация видеофрагмента «Дикая Африка».

 

Оглушенная рёвом и топотом,

 Облечённая в пламя и дымы,

 О тебе, моя Африка, шепотом

В небесах говорят серафимы.

 

 Про деянья свои и фантазии,

Про звериную душу послушай,

Ты, на дереве древнем Евразии

Исполинской висящая грушей.

 

 

Учитель. Эти замечательные строки – эпиграф к теме урока – принадлежат талантливому русскому поэту начала ХХ века Николаю Гумилеву. В его душе соединились поэт, романтик, офицер, путешественник.

Свое первое путешествие в Африку он предпринял в 1907 году тайком от отца на сэкономленные деньги. Был даже арестован за попытку проникнуть зайцем на пароход. Через 3 года снова отправляется в Африку, а в 1913 году в составе научной экспедиции по поручению Академии наук посещает материк. Поэзия Гумилева об Африке свидетельствует о той магической силе, с которой она притягивала его к себе. Он назвал этот континент «гигантской грушей», висящей «на дереве древней Евразии». Сборник стихов «Шатер», поэма «Лик», очерк «Африканский дневник» - его произведения об Африке. Но особого внимания заслуживают стихотворения. Свое путешествие по странам материка мы будем сопровождать чудесными строками Николая Гумилева.

ІІІ. Актуализация опорных знаний и умений.

Учитель. Перед началом путешествия давайте вспомним особенности населения Африки.

Демонстрация на мультимедийной доске слайдов по теме «Население Африки» (диск «География 6-10 классы»). Вопросы к слайдам:

1.Назовите крупнейшие народы различных регионов Африки?

2.В каких частях материка наибольшая плотность населения?

3.Представители каких рас проживают в Африке?

4.К какой расе относятся эти люди?

5.Какие характерные особенности внешности присущи представителям экваториальной расы?

6.К какой расе относятся арабские народы, населяющие северную Африку?

7.Какой образ жизни ведут жители пустынь?

8.Высока ли продолжительность жизни народов Африки?

9.Какие традиции африканских племен вы видите на слайдах?

10.Почему в странах Африки большой процент населения составляют дети и молодёжь?

 

ІV. Изучение нового материала.

Учитель. Теперь мы полностью готовы совершить наше виртуальное путешествие. Давайте проложим маршрут на политической карте Африки. Поскольку сегодня в зале собрались участники нескольких африканских экспедиций, мы с помощью их выступлений познакомимся с такими странами, как Египет, Эфиопия, Танзания, ЮАР (показывает названые страны на политической карте Африки).

В составе экспедиций есть специалисты различных направлений: географы, картографы, этнографы, филологи, художники. В ходе нашего путешествия штурманы будут прокладывать маршрут, наиболее полно используя возможности передвижения по судоходным рекам, автомагистралям, железным дорогам (используя комплексную карту Африки). Картографы будут обозначать в контурной карте страны, по которым проходит наш маршрут.

Первыми мы предоставляем слово участникам экспедиции в Египет – колыбель человеческой цивилизации. Он известен прежде всего величественными памятниками древней культуры, возраст которых достигает 5 тыс. лет. Египет относится к немногим странам мира, территория которых расположена на двух континентах – на северо-востоке Африки и на Синайском полуострове в Азии. Послушайте, какие строки посвятил этой древней и чудесной стране Николай Гумилев.

Ученик-филолог читает стихотворение «Египет».

Как картинка из книжки старинной,

Услаждавшей мои вечера,

Изумрудные эти равнины

И раскидистых пальм веера.

 

 

И каналы, каналы, каналы,

Что несутся вдоль глиняных стен,

Орошая Дамьетские скалы

Розоватыми брызгами пен.

 

И такие смешные верблюды,

С телом рыб и с головками змей,

Как огромные, древние чуда

Из глубин пыщноцветных морей.

 

Вот каким ты увидишь Египет

В час божественный трижды, когда

Солнцем день человеческий выпит

И, колдуя, дымится вода.

 

Учитель. Предоставляем слово руководителю экспедиции, который познакомит нас с материалами путешествия.

Ученик-географ демонстрирует свой творческий проект - презентацию «Египет» и комментирует ее (с помощью мультимедийного оборудования).

Учитель. Я знаю, что каждая экспедиция привезла интересные сувениры – изделия народных мастеров. Представьте их.

Ученик – этнограф демонстрирует статуэтку Тутанхамона и рассказывает об этом фараоне, его гробнице и археологических находках.

ТУТАНХАМОН (правил 1347-1338 до н. э.), фараон XVIII династии Древнего Египта, муж одной из дочерей Эхнатона — знаменитого фараона-реформатора.

Тутанхамон, умерший 18-ти лет от роду, стал одним из самых известных владык Древнего Египта благодаря тому обстоятельству, что его гробница оказалась единственным царским погребением, дошедшим до нас неразграбленным.

Из-за внезапной смерти фараону не успели подготовить достойную гробницу, и поэтому Тутанхамон был похоронен в скромном склепе, вход в который со временем оказался скрыт под хижинами египетских рабочих, сооружавших поблизости гробницу для фараона XX династии Рамсеса VI (ум. 1137 до н. э.). Именно благодаря этому обстоятельству гробница Тутанхамона оказалась забыта и простояла нетронутой более трех тысяч лет, пока в 1922 году ее не обнаружила британская археологическая экспедиция во главе с Говардом Картером и лордом Корнарвоном — богатейшим английским аристократом, финансировавшим раскопки.

Гробница Тутанхамона стала одним из величайших археологических открытий 20 века.

 

Учитель. Штурман, доложите, какими путями мы воспользуемся, чтобы попасть в Эфиопию.

Ученик – штурман называет водные и сухопутные пути, связывающие страны.

Учитель. Предоставляем слово участникам абиссинской экспедиции, я не оговорилась, Абиссиния – старое название Эфиопии. Это страна удивительной красоты! После бескрайних пустынных пространств Египта и Алжира живописные очертания Эфиопского нагорья напоминают другую планету. Именно Абиссинии посвятил свое стихотворение Николай Гумилев.

Ученик – филолог читает стихотворение «Абиссиния».

Между берегом буйного Красного моря

И суданским таинственным лесом видна,

Разметавшись среди четырёх плоскогорий,

С отдыхающей львицею схожа страна.

 

Север — это болото без дна и без края,

Змеи чёрные подступы к ним стерегут,

Их сестер лихорадок зловещая стая,

Желтолицая, здесь обрела свой приют

 

 

А над ними насупились мрачные горы,

 Вековая обитель разбоя, Тигрэ,

Где оскалены бездны, взъерошены боры

И вершины стоят в снеговом серебре.

 

Колдовская страна! Ты на дне котловины

Задыхаешься, льется огонь с высоты,

 Над тобою разносится крик ястребиный,

 Но в сиянье заметишь ли ястреба ты?

 

Пальмы, кактусы, в рост человеческий травы,

 Слишком много здесь этой палёной травы...

 Осторожней! В ней притаились удавы,

Притаились пантеры и рыжие львы.

 

Ученик – географ демонстрирует свой творческий проект – презентацию «Эфиопия», комментируя ее.

Ученик – этнограф представляет сувенир – композицию из кораллов, рассказывает об особенностях обитателей тропических морей.

КОРАЛЛЫ - морские кишечнополостные, главным образом из класса коралловых полипов. Кораллами называются также скелеты некоторых видов кораллов, из которых изготовляют украшения и различные поделки.

На дне Красного моря находятся наиболее крупные и хорошо сохранившиеся коралловые рифы в мире. Они являются настоящим раем для обитателей моря. Красота морских глубин привлекает со всех уголков аквалангистов. Здесь они наслаждаются кристально чистой водой, плавая и ныряя к подводным пещерам, коралловым зарослям и многочисленным останкам затонувших кораблей.

Ученик – штурман называет дороги, по которым мы попадаем в следующую страну – Танзанию.

Учитель. Танзания – страна бескрайних саванн, величественных гор, заснеженного Килиманджаро, необычайных животных, об одном из которых – носороге написал Николай Гумилев.

 

Ученик – филолог читает стихотворение «Носорог»:

Видишь, мчатся обезьяны

С диким криком на лианы,

Что свисают низко, низко.

Слышишь шорох многих ног?

 Это значит — близко, близко

 От твоей лесной поляны

 Разъярённый носорог.

 Видишь общее смятенье,

 Слышишь топот? Нет сомненья,

Если даже буйвол сонный

Отступает глубже в грязь.

Ученик – географ демонстрирует и комментирует свою творческую презентацию «Танзания».

Ученик – этнограф знакомит с сувениром – деревянной статуэткой слона и рассказывает об этом животном.

Африканский слон - длина тела 6-7,5 м, хвоста 1-1,3 м, высота до 4 м, масса 3-7 т. Наиболее высокая точка тела — холка. Бивни крупнее у самцов (более 3,5 м) и значительно мельче у самок. Уши большие. На конце хобота 2 «пальца». На передних конечностях 5, на задних — 3 копытца. Окраска тела коричневатая.

Ареал охватывает всю территорию Африки к югу от Сахары. Предпочитает саванны, редколесья, густые равнинные и горные леса. Сохранился, в основном, в национальных парках. Основную ячейку стада составляет семья, включающая несколько слоних и их детенышей. Собравшиеся вместе семьи образуют стадо. Предводительствует в стаде старая самка. Питается ветвями, побегами, корой, корнями деревьев и кустарников. Взрослый слон съедает в день до 300 кг растительности. Регулярно пьет раз в 2-3 дня по 160-200 л воды. Кормящая слониха пьет каждый день. Во время засухи слоны копают колодцы в сухом речном русле. Слоны способны оказывать помощь раненому соплеменнику, поддерживая его с двух сторон или окружая его.

 

Ученик-штурман называет способы путешествия в ЮАР.

Учитель. Мы приближаемся к конечному пункту нашего путешествия –наиболее экономически развитой и богатой стране Африки – Южно-Африканской Республике, которую омывают воды двух океанов- Атлантического и Индийского, где находится желанная цель путешественников прошлого – мыс Доброй Надежды. Послушаем строки Николая Гумилева.

Ученик – филолог читает отрывок из стихотворения «Пятистопные ямбы».

Я помню ночь, как черную наяду,

в морях, под знаком Южного Креста.

Я плыл на юг; могучих волн громаду

Взрывали мощно лопасти винта,

И встречные суда, очей отраду,

Брала почти мгновенно темнота

Ученик – географ представляет свой проект «ЮАР».

Ученик – этнограф демонстрирует сувенир – деревянную маску и рассказывает об обычаях местных племен.

Маска -  накладка с вырезами для глаз, скрывающая лицо, иногда с изображением человеческого лица, головы животного или мифического существа. Маски ритуальные надевались исполнителями религиозных обрядов в первобытных культах.

 Ученик-штурман докладывает о морском маршруте, которым мы можем вернуться в Украину.

 

V. Закрепление изученного материала.

Прием «Творческая лаборатория».

Учитель. Как вам известно, каждая страна имеет свою государственную символику. Назовите эти символы. Герб каждой страны символически отображает особенности ее истории, природы, народа. Вспомним, как выглядит герб нашей страны.

Демонстрируется слайд с гербом Украины.

А теперь представьте, что в странах Африки объявлен конкурс по созданию новых гербов. Участники ваших экспедиций тоже решили принять участие в конкурсе и должны представить свои эскизы гербов и обосновать их.

(Работа выполняется в группах в течение нескольких минут, затем один представитель защищает групповой проект).

Прием «Проблемный вопрос».

Представьте, что вас пригласили поработать советником при правительстве презентованной вами африканской страны. На какие проблемы развития вы обратили бы внимание правительства и какие возможные варианты их решения вы предложили бы?

Учитель. Закончить наше путешествие хотелось бы словами Н.Гумилёва:

Сердце Африки пенья полно и пыланья,

И я знаю, что, если мы видим порой

Сны, которым найти не умеем названья,

Это ветер приносит их, Африка, твой!

VІ. Подведение итогов урока.

Прием «Микрофон». Обсуждение результатов работы. Учащиеся высказывают свои мнения о результатах проведенной работы.

Проводится взаимооценивание работы каждого ученика, заполняются оценочные листы.

VІІ. Домашнее задание.

1) Проработайте текст параграфа

2) Составьте сравнительную характеристику природы, населения и его хозяйственной деятельности двух стран Африки (на выбор).

3) Подготовьтесь к уроку тематического оценивания.

 

1

 

doc
Додано
26 серпня 2018
Переглядів
1413
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку