Урок природоведения № 43, 5 класс, тема "ВОДА — РАСТВОРИТЕЛЬ. РАСТВОРИМЫЕ И НЕРАСТВОРИМЫЕ ВЕЩЕСТВА В ПРИРОДЕ"
Дата ___/___/______ Класс 5
Урок № 43
ВОДА — РАСТВОРИТЕЛЬ.
РАСТВОРИМЫЕ И НЕРАСТВОРИМЫЕ ВЕЩЕСТВА В ПРИРОДЕ
Цель урока: раскрыть значение воды как растворителя, ознакомить с понятиями «растворимые и нерастворимые вещества»; развивать внимание, наблюдательность, мышление, память учащихся, навыки групповой деятельности на уроке; формировать научное мировоззрение, навыки сотрудничества и содружества, воспитываюсь-ваты добросовестность и настойчивость при выполнении заданий, бережное отношение к воде.
Ожидаемые результаты: учащиеся называют свойства воды; приводят примеры растворимых и нерастворимых веществ; описывают результаты собственных наблюдений и опытов.
Базовые понятия и термины: вода, растворитель, растворы, растворимые и нерастворимые вещества.
Оборудование:
Тип урока: комбинированный.
Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами, одна природа делает великое даром. (А. Герцен)
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
1. Проверка домашнего задания.
2. Объявление цели и задач урока.
Учитель предлагает учащимся определить цель урока и задачи, которые они должны решить на уроке
3. Природоведческий диктант (самостоятельная работа).
Вставьте в предложения пропущенные слова.
Вода может находиться в _______ агрегатных состояниях: твердом, _____________ и ____________________. Вода в твердом состоянии вызывает такие погодные явления, как ____________________ или ____________________. Вода в __________________ состоянии вызывает такое погодное явление, как дождь. Вода в газообразном состоянии образует в небе __________________. Процесс, во время которого вода, всасывается в почву, или та, что находится в водоемах, возвращается в атмосферу в виде водяного пара, называется ____________________.
4. Взаимопроверка (работа в парах). Учащиеся обмениваются заданиями и проверяют их.
5. Проблемная ситуация. Обсуждение сказки.
Два осла шли одной дорогой, каждый нес свою поклажу. Одного было гружён солью, а другой — ватой. Первый ослик шел очень-очень медленно, едва переплетая ноги — такой тяжелой была его ноша. Другой осел был очень веселый, шел легко и радуясь.
Вскоре ослы подошли к реке, которую им надо было преодолеть. Животное, что была нагружено солью, остановилась в воде и стала купаться — ослик то ложился в воду, то снова поднимался на ноги, плескался, как хотел. Когда ослик вышел из реки, его поклажа стала намного легче. Второй ослик, взглянув на первого, тоже стал купаться. Однако, в отличие от первого, чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа — вата, что была навьюченное на него.
— Почему же так произошло?
— Что произошло с поклажей первого осла?
— Почему кладь второго осла стала тяжелее?
Учитель подводит учащихся к пониманию того, что соль растворилась в воде и часть ее просто вымылась. То есть соль является растворимым веществом. А вата, наоборот, вобрала в себя воду, поэтому стала тяжелее. Итак, вата есть нерастворима.
Растворимые и нерастворимые вещества могут приносить как пользу, так и быть вредными. Поэтому, чем больше мы знаем о растворимые вещества, тем легче нам будет в жизни.
III. Усвоение новых знаний
1. Ознакомление по плану объяснения нового материала.
План объяснения нового материала
Известно, что вода имеет много свойств. Одной из них является то, что вода является растворителем.
Растворители — химические соединения или смеси, способные растворять различные вещества, то есть образовывать с ними однородные смеси, состоящие из двух или большего числа компонентов.
.
Существует много органических растворителей: нефтяные, спирты, простые и сложные эфиры и тому подобное. Органические растворители очень широко применяют, когда изготавливают пластмассы, лаки, краски, синтетические волокна, смол, клеев в резиновой промышленности. Их также применяют с другой целью, например, для химической чистки одежды.
К неорганическим растворителям относятся жидкий аммиак (он является растворителем для щелочных металлов, серы, солей и веществ), жидкий сернистый ангидрид (растворитель для многих органических и неорганических соединений) и тому подобное. Однако самым распространенным и лучшим неорганическим растворителем, применяемым для большого числа неорганических и органических соединений, является вода.
Вода образует однородные смеси со многими твердыми, жидкими, газообразными веществами. Такие смеси называются растворами. Воду называют растворителем, а другое вещество раствора — растворимым веществом. Вспомним сказку, которую вы услышали в начале урока и проведем опыт.
Опыт 1. В стакан с водой бросаем ложку соли. Размешиваем ее и наблюдаем. Сначала кристаллики соли становятся более мелкими, а затем и вовсе исчезают. И исчезли они на самом деле? Попробуйте воду на вкус. Какая она? (Соленая.) Следовательно, соль не исчезла, она стала невидимой, растворилась в воде.
— Что в этом опыте является растворителем? (Вода.)
— Что является растворенной веществом? (Соль.)
Опыт 2. Пропустим раствор воды и соли через фильтр. Что произошло с водой? Попробуйте, какая она на вкус? (Соленая.) Осталась ли соль на фильтре? (Нет.) Следовательно, фильтр не смог отделить частички соли от молекул воды.
Таким образом, можно сделать вывод, что соль — это растворимое вещество. Соль с водой образует раствор.
В разных растворах частицы растворенного вещества равномерно распределяются между молекулами растворителя — воды. Растворы могут состоять из двух или более растворенных веществ. На растворимость также влияет температура. Подавляющее большинство твердых веществ лучше растворяются в горячей воде, чем в холодной. Газообразные же вещества, наоборот, хуже растворяются в горячей воде.
— Почему так происходит? (Во время нагревания молекулы газа удаляются друг от друга на большие расстояния.)
Вспомните, в какой воде мы встречаем газ? (В минеральной столовой воде.) Правильно, любую газированную минеральную воду (например, «Морщинская», «Березовская», «Бонаква» и др.) изготовляют, растворяя в воде из минеральных источников углекислый газ.
Также необходимо знать, что на растворимость влияет состояние измельчения вещества: чем мельче частички, тем быстрее они растворятся в воде.
Способность вещества растворяться в воде (или другой среде) называют растворимостью.
Мерой растворимости является количество граммов вещества, которое при данной температуре растворяется в 100 г воды с образованием насыщенного раствора.
Вода может образовывать растворы с твердыми веществами, жидкостями и газообразными веществами.
2. Растворимые и нерастворимые вещества. (а) Слово учителя; б) сообщения учащихся; в) демонстрация опытов.)
Итак, вода обладает способностью растворять некоторые вещества. Однако не все вещества можно растворить в воде. Вещества, которые растворяются в воде, — это растворимые, которые не растворяются — нерастворимые.
Для того чтобы различать их, проведем несколько опытов.
Опыт 1. Насыпаем в стакан с водой ложку сахара. Размешиваем его и наблюдаем.
— Что происходит с сахаром? (То же, что и с солью, он исчезает.)
— Почему он «исчезает»? (Он растворяется в воде.)
Итак, сахар является растворимым веществом.
Опыт 2. В стакан с водой насыпаем ложку чистого промытого речного песка. Размешиваем его и наблюдаем.
— Что происходит с водой? (Она изменила цвет и прозрачность.)
— Что происходит с частицами песка? (Ничего.)
Процеживаем воду через бумажный фильтр.
— Меняются ли свойства воды? (Да, она становится прозрачной и бесцветной.)
— Куда делся песок? (Он остался на бумажном фильтре.)
Итак, песок есть нерастворимым веществом.
Таким образом, мы можем проверить любое вещество на растворимость в воде (что вы и сможете сделать во время исследовательского практикума). Каждый раз вы должны делать вывод о том, растворимое это вещество или нет. Поэтому запомним: если частицы вещества становятся в воде невидимыми и проникают вместе с водой сквозь фильтр — это растворимое вещество; если частички вещества плавают в воде или оседают на дно и задерживаются фильтром — это нерастворимые вещества.
Например, в воде растворяются соль, сахар, марганец, мышьяк.
Нерастворимыми в воде есть песок, олово, бензин, алюминий.
2. Физкультминутка.
IV. Закрепление нового материала
1. Исследовательский практикум: изучение растворимости глины, масла, лимонной кислоты и т. п. или исследования влияния различных температур на растворение сахара. Работа в группах.
Каждая группа получает инструктивную карточку с заданием и таблицу, которую они должны заполнить. (Раздаточный материал.) Сначала они заносят туда отметки о свои ожидания, а потом результаты исследований. По выбору можно провести один практикум или два (если позволяет время).
Карточка 1
Исследовательский практикум
Тема: изучение растворимости глины, масла, лимонной кислоты и тому подобное.
Цель: выявить растворимые и нерастворимые вещества, исследовать растворимость веществ в воде.
Оборудование: стаканы с водой, бумажные фильтры (или вата), мензурки, глина, масло, лимонная кислота, сода, крахмал, кофе, мел.
Ход работы
1. Запишите в таблицу свои ожидания относительно растворимости или нерастворимости веществ в воде. Если вы считаете, что вещество растворится, поставьте «+»
в столбик «Растворимость» (если нет — «–»), если вы считаете, что вещество останется на фильтре, — «+» в столбик «Фильтрация» (если нет — «–»).
№ п/п |
Растворы |
Ожидаемые результаты |
Результат опыта |
|
Растворимость |
Фильтрация |
|||
1 |
Вода + глина |
|
|
|
2 |
Вода + масло |
|
|
|
3 |
Вода + лимонная кислота |
|
|
|
4 |
Вода + сода |
|
|
|
5 |
Вода + крахмал |
|
|
|
6 |
Вода + кофе |
|
|
|
7 |
Вода + мел |
|
|
|
2. Проведите опыты по растворимости веществ в воде (сначала смешайте их с водой, а затем отфильтруйте), запишите результаты опыта в таблицу в колонку «Результат опыта»: отметьте «Н», если вещество нерастворимо, «Р» — если растворимый.
3. Сравните полученные результаты с вашими ожиданиями.
4. Сделайте вывод о растворимости исследованных веществ в воде.
Карточка 2 Исследовательский практикум
Тема: исследование влияния различных температур на растворение сахара.
Цель: исследовать влияние различных температур на растворение сахара.
Оборудование: стаканы с холодной водой, водой комнатной температуры, горячей водой, сахар, ложка, секундомер.
Ход работы
1. Запишите в таблицу свои ожидания относительно растворимости сахара в воде различной температуры. Как растворяется сахар: быстро, нормально, медленно?
Раствор |
Ожидаемые результаты |
Результат опыта |
||||
Холодная вода |
Вода комнатной температуры |
Горячая вода |
Холодная вода |
Вода комнатной температуры |
Горячая вода |
|
Вода + сахар |
|
|
|
|
|
|
2. Проведите опыты по растворимости веществ в воде (смешайте их с водой и понаблюдайте время растворения), запишите результаты опыта в таблицу в секундах и словами (быстро, нормально, медленно).
3. Сравните полученные результаты с вашими ожиданиями.
4. Сделайте вывод о влиянии температуры на растворимость сахара в воде.
V. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению
1. Задание для всего класса.
Проработать в учебнике § 37 изучить
2. Индивидуальное задание.
Подготовить сообщение о растворах в природе.
VI. Подведение итогов урока
1. Интерактивная игра «Микрофон».
— Какие вещества растворимы в воде?
2. Слово учителя. Опыт — дитя мысли, а мысль — дитя действия. (Б. Дизраэли)
Сегодня мы приобрели опыт и новых знаний, которые останутся с нами на всю жизнь. Теперь вы знаете, что такое растворы, как они образуются и где их можно встретить.
1