Урок " ВОДА - РАСТВОРИТЕЛЬ. РАСТВОРИМЫЕ И НЕРАСТВОРИМЫЕ ВЕЩЕСТВА В ПРИРОДЕ"

Про матеріал

Урок природоведения № 43, 5 класс, тема "ВОДА — РАСТВОРИТЕЛЬ. РАСТВОРИМЫЕ И НЕРАСТВОРИМЫЕ ВЕЩЕСТВА В ПРИРОДЕ"

Перегляд файлу

Дата ___/___/______ Класс 5                                         

Урок № 43

ВОДА — РАСТВОРИТЕЛЬ.

РАСТВОРИМЫЕ И НЕРАСТВОРИМЫЕ ВЕЩЕСТВА В ПРИРОДЕ

Цель урока: раскрыть значение воды как растворителя, ознакомить с понятиями «растворимые и нерастворимые вещества»; развивать внимание, наблюдательность, мышление, память учащихся, навыки групповой деятельности на уроке; формировать научное мировоззрение, навыки сотрудничества и содружества, воспитываюсь-ваты добросовестность и настойчивость при выполнении заданий, бережное отношение к воде.

Ожидаемые результаты: учащиеся называют свойства воды; приводят примеры растворимых и нерастворимых веществ; описывают результаты собственных наблюдений и опытов.

Базовые понятия и термины: вода, растворитель, растворы, растворимые и нерастворимые вещества.

Оборудование:

Тип урока: комбинированный.

Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами, одна природа делает великое даром. (А. Герцен)

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

1. Проверка домашнего задания.

2. Объявление цели и задач урока.

Учитель предлагает учащимся определить цель урока и задачи, которые они должны решить на уроке

3. Природоведческий диктант (самостоятельная работа).

Вставьте в предложения пропущенные слова.

Вода может находиться в _______ агрегатных состояниях: твердом, _____________ и ____________________. Вода в твердом состоянии вызывает такие погодные явления, как ____________________ или ____________________. Вода в __________________ состоянии вызывает такое погодное явление, как дождь. Вода в газообразном состоянии образует в небе __________________. Процесс, во время которого вода, всасывается в почву, или та, что находится в водоемах, возвращается в атмосферу в виде водяного пара, называется ____________________.

4. Взаимопроверка (работа в парах). Учащиеся обмениваются заданиями и проверяют их.

5. Проблемная ситуация. Обсуждение сказки.

Два осла шли одной дорогой, каждый нес свою поклажу. Одного было гружён солью, а другой — ватой. Первый ослик шел очень-очень медленно, едва переплетая ноги — такой тяжелой была его ноша. Другой осел был очень веселый, шел легко и радуясь.

Вскоре ослы подошли к реке, которую им надо было преодолеть. Животное, что была нагружено солью, остановилась в воде и стала купаться — ослик то ложился в воду, то снова поднимался на ноги, плескался, как хотел. Когда ослик вышел из реки, его поклажа стала намного легче. Второй ослик, взглянув на первого, тоже стал купаться. Однако, в отличие от первого, чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа — вата, что была навьюченное на него.

— Почему же так произошло?

— Что произошло с поклажей первого осла?

— Почему кладь второго осла стала тяжелее?

Учитель подводит учащихся к пониманию того, что соль растворилась в воде и часть ее просто вымылась. То есть соль является растворимым веществом. А вата, наоборот, вобрала в себя воду, поэтому стала тяжелее. Итак, вата есть нерастворима.

Растворимые и нерастворимые вещества могут приносить как пользу, так и быть вредными. Поэтому, чем больше мы знаем о растворимые вещества, тем легче нам будет в жизни.

III. Усвоение новых знаний

1. Ознакомление по плану объяснения нового материала.

План объяснения нового материала

Известно, что вода имеет много свойств. Одной из них является то, что вода является растворителем.

Растворители — химические соединения или смеси, способные растворять различные вещества, то есть образовывать с ними однородные смеси, состоящие из двух или большего числа компонентов.

.

 

Существует много органических растворителей: нефтяные, спирты, простые и сложные эфиры и тому подобное. Органические растворители очень широко применяют, когда изготавливают пластмассы, лаки, краски, синтетические волокна, смол, клеев в резиновой промышленности.                                               Их также применяют с другой целью, например, для химической чистки одежды.

К неорганическим растворителям относятся жидкий аммиак (он является растворителем для щелочных металлов, серы, солей и веществ), жидкий сернистый ангидрид (растворитель для многих органических и неорганических соединений) и тому подобное. Однако самым распространенным и лучшим неорганическим растворителем, применяемым для большого числа неорганических и органических соединений, является вода.

Вода образует однородные смеси со многими твердыми, жидкими, газообразными веществами.                  Такие смеси называются растворами. Воду называют растворителем, а другое вещество раствора — растворимым веществом. Вспомним сказку, которую вы услышали в начале урока и проведем опыт.

 

Опыт 1. В стакан с водой бросаем ложку соли. Размешиваем ее и наблюдаем. Сначала кристаллики соли становятся более мелкими, а затем и вовсе исчезают. И исчезли они на самом деле? Попробуйте воду на вкус. Какая она? (Соленая.) Следовательно, соль не исчезла, она стала невидимой, растворилась в воде.

— Что в этом опыте является растворителем? (Вода.)

— Что является растворенной веществом? (Соль.)

 

Опыт 2. Пропустим раствор воды и соли через фильтр. Что произошло с водой? Попробуйте, какая она на вкус? (Соленая.) Осталась ли соль на фильтре? (Нет.) Следовательно, фильтр не смог отделить частички соли от молекул воды.

Таким образом, можно сделать вывод, что соль — это растворимое вещество. Соль с водой образует раствор.

В разных растворах частицы растворенного вещества равномерно распределяются между молекулами растворителя — воды. Растворы могут состоять из двух или более растворенных веществ. На растворимость также влияет температура. Подавляющее большинство твердых веществ лучше растворяются в горячей воде, чем в холодной. Газообразные же вещества, наоборот, хуже растворяются в горячей воде.

— Почему так происходит? (Во время нагревания молекулы газа удаляются друг от друга на большие расстояния.)

Вспомните, в какой воде мы встречаем газ? (В минеральной столовой воде.) Правильно, любую газированную минеральную воду (например, «Морщинская», «Березовская», «Бонаква» и др.) изготовляют, растворяя в воде из минеральных источников углекислый газ.

Также необходимо знать, что на растворимость влияет состояние измельчения вещества: чем мельче частички, тем быстрее они растворятся в воде.

Способность вещества растворяться в воде (или другой среде) называют растворимостью.

Мерой растворимости является количество граммов вещества, которое при данной температуре растворяется в 100 г воды с образованием насыщенного раствора.

Вода может образовывать растворы с твердыми веществами, жидкостями и газообразными веществами.

2. Растворимые и нерастворимые вещества. (а) Слово учителя; б) сообщения учащихся; в) демонстрация опытов.)

Итак, вода обладает способностью растворять некоторые вещества. Однако не все вещества можно растворить в воде. Вещества, которые растворяются в воде, — это растворимые, которые не растворяются — нерастворимые.

Для того чтобы различать их, проведем несколько опытов.

Опыт 1. Насыпаем в стакан с водой ложку сахара. Размешиваем его и наблюдаем.

— Что происходит с сахаром? (То же, что и с солью, он исчезает.)

— Почему он «исчезает»? (Он растворяется в воде.)

Итак, сахар является растворимым веществом.

Опыт 2. В стакан с водой насыпаем ложку чистого промытого речного песка. Размешиваем его и наблюдаем.

— Что происходит с водой? (Она изменила цвет и прозрачность.)

— Что происходит с частицами песка? (Ничего.)

Процеживаем воду через бумажный фильтр.

— Меняются ли свойства воды? (Да, она становится прозрачной и бесцветной.)

— Куда делся песок? (Он остался на бумажном фильтре.)

Итак, песок есть нерастворимым веществом.

Таким образом, мы можем проверить любое вещество на растворимость в воде (что вы и сможете сделать во время исследовательского практикума). Каждый раз вы должны делать вывод о том, растворимое это вещество или нет. Поэтому запомним: если частицы вещества становятся в воде невидимыми и проникают вместе с водой сквозь фильтр — это растворимое вещество; если частички вещества плавают в воде или оседают на дно и задерживаются фильтром — это нерастворимые вещества.

Например, в воде растворяются соль, сахар, марганец, мышьяк.

Нерастворимыми в воде есть песок, олово, бензин, алюминий.

2. Физкультминутка.

IV. Закрепление нового материала

1. Исследовательский практикум: изучение растворимости глины, масла, лимонной кислоты и т. п. или исследования влияния различных температур на растворение сахара. Работа в группах.

Каждая группа получает инструктивную карточку с заданием и таблицу, которую они должны заполнить. (Раздаточный материал.) Сначала они заносят туда отметки о свои ожидания, а потом результаты исследований. По выбору можно провести один практикум или два (если позволяет время).

Карточка 1

Исследовательский практикум

Тема: изучение растворимости глины, масла, лимонной кислоты и тому подобное.

Цель: выявить растворимые и нерастворимые вещества, исследовать растворимость                                        веществ в воде.

Оборудование: стаканы с водой, бумажные фильтры (или вата), мензурки, глина, масло, лимонная кислота, сода, крахмал, кофе, мел.

 

Ход работы

1. Запишите в таблицу свои ожидания относительно растворимости или нерастворимости веществ в воде. Если вы считаете, что вещество растворится, поставьте «+»

в столбик «Растворимость» (если нет — «–»), если вы считаете, что вещество останется на фильтре, — «+» в столбик «Фильтрация» (если нет — «–»).

№ п/п

Растворы

Ожидаемые результаты

Результат опыта

Растворимость

Фильтрация

1

Вода + глина

 

 

 

2

Вода + масло

 

 

 

3

Вода + лимонная кислота

 

 

 

4

Вода + сода

 

 

 

5

Вода + крахмал

 

 

 

6

Вода + кофе

 

 

 

7

Вода + мел

 

 

 

 

2. Проведите опыты по растворимости веществ в воде (сначала смешайте их с водой, а затем отфильтруйте), запишите результаты опыта в таблицу в колонку «Результат опыта»: отметьте «Н», если вещество нерастворимо, «Р» — если растворимый.

3. Сравните полученные результаты с вашими ожиданиями.

4. Сделайте вывод о растворимости исследованных веществ в воде.

Карточка 2    Исследовательский практикум

Тема: исследование влияния различных температур на растворение сахара.

Цель: исследовать влияние различных температур на растворение сахара.

Оборудование: стаканы с холодной водой, водой комнатной температуры, горячей водой, сахар, ложка, секундомер.

 

Ход работы

 

1. Запишите в таблицу свои ожидания относительно растворимости сахара в воде различной температуры. Как растворяется сахар: быстро, нормально, медленно?

Раствор

Ожидаемые результаты

Результат опыта

Холодная вода

Вода комнатной

температуры

Горячая вода

Холодная вода

Вода комнатной

температуры

Горячая вода

Вода + сахар

 

 

 

 

 

 

 

2. Проведите опыты по растворимости веществ в воде (смешайте их с водой и понаблюдайте время растворения), запишите результаты опыта в таблицу в секундах и словами (быстро, нормально, медленно).

3. Сравните полученные результаты с вашими ожиданиями.

4. Сделайте вывод о влиянии температуры на растворимость сахара в воде.

V. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению

1. Задание для всего класса.

Проработать в учебнике § 37 изучить

2. Индивидуальное задание.

Подготовить сообщение о растворах в природе.

VI. Подведение итогов урока

1. Интерактивная игра «Микрофон».

— Какие вещества растворимы в воде?

2. Слово учителя. Опыт — дитя мысли, а мысль — дитя действия. (Б. Дизраэли)

Сегодня мы приобрели опыт и новых знаний, которые останутся с нами на всю жизнь. Теперь вы знаете, что такое растворы, как они образуются и где их можно встретить.

 

1

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. N Irina
    Вялікі дзякуй за ўрок!
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
docx
Додано
22 березня 2018
Переглядів
16958
Оцінка розробки
5.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку