Урок "Разговорный стиль речи. Практикум"

Про матеріал

Урок русского языка с тренинговыми элементами для 10 классов на тему "Разговорный стиль речи. Практикум". Цели и задачи: актуализировать знания по теме «Разговорный стиль речи»; углубить умения находить языковые особенности (лексические и грамматические) разговорного стиля; развивать навыки стилистического анализа текста. Формировать умение работать в команде; развивать навыки активного слушания, эффективного и толерантного общения. Развивать и формировать культуру речи десятиклассников, соблюдая правила речевого этикета, путем практических упражнений интерактивного характера.

Перегляд файлу

Урок русского языка с тренинговыми элементами

в 10-м классе

«Разговорный стиль речи. Практикум»

 

Цели и задачи урока: актуализировать знания по теме «Разговорный стиль речи»; углубить умения находить языковые особенности (лексические и грамматические) разговорного стиля; развивать навыки стилистического анализа  текстов. Формировать умение работать в команде; развивать навыки активного слушания, эффективного и толерантного общения. Развивать и формировать культуру речи десятиклассников, соблюдая правила речевого этикета, путем практических упражнений интерактивного характера.

Тип урока: комбинированный с использованием интерактивных тренинговых элементов.

Оборудование: флип-чарт, плакат с правилами работы тренинговой группы, «грамота» с правилами Эрмитажного устава, выставка книг по этикету и речевому этикету, иллюстрации к фразеологизмам, стикеры для работы с фразеологическими оборотами, карточки с заданиями для групп, элементы костюмов для инсценировки, записи сюжетов из детского киножурнала «Ералаш», м/м техника.

 

Ход урока:

 

Этапы тренинга набраны обычным шрифтом, этапы урока – курсивом.

1.Организационный момент.

  1.        Правила работы группы: читаются Правила Эрмитажного устава
  2.        Ожидания. Сообщение темы и задач урока.

 

2. Разминка. Повторение изученного.

2.1.     Выборочный диктант. Записать слова, употребление которых ограничено разговорным стилем.

 Рисовать, законопроект, промокашка, писать, дерзать, лгать, балаболка, смекалка, воспеть, барахлить, нестись, смазливый, воспламениться, лес, сгущенка, поляна, парламент, синоним, вечерка, кляуза, темнота, глазеть, чмокнуть, грядущий. (всего 11 слов).

 Проверяем по цепочке, объясняем орфограммы.

2.2.     Фразеологизмы в картинках. На доске висят иллюстрации к фразеологизмам.

  Выбрать фразеологизм, если говорят:

  • о человеке, которого с утра все раздражает;
  • о человеке, который чувствует себя неудобно, неловко, не так, как всегда ;
  • о человеке, который всегда сохраняет самообладание;
  • о человеке, который пришел в уныние, расстроился.

Перечень фразеологизмов:

- Не в своей тарелке.

- Повесить нос.

- Встать не с той ноги.

- Держать себя в руках.

 

  3. «Руханка». Инсценировка отрывка из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». (Текст см. в Приложениях).

Задания после просмотра инсценировки:

 А) проанализируйте речевую ситуацию.

 Б) в каких случаях человека называют Митрофанушкой.

 

 4. Практические задания.

4.1. Эпиграф к блоку – просмотр сюжета из киножурнала «Ералаш» «Давайте говорить друг другу комплименты».

4.2. Информационный блок «Что такое речевой этикет». (Текст см. в Приложениях).

4.3. Мозговой штурм  «Как представиться».

4.4. Работа в группах. Выполните предложенные задания, соблюдая правила речевого этикета.

 Задания для 5 групп:

  • Какие выражения вы употребите, чтобы побудить собеседника замолчать.
  • Составьте извинений за случайное опоздание.
  • Поблагодарите родителей за подарок ко дню рождения.
  • Обратитесь с просьбой к другу – познакомить с заинтересовавшим человеком.
  • Вежливо откажите в просьбе пойти в кино с человеком, который вам не нравиться.

4.5. По телефону мы говорим очень много. Не важно, приходится ли основная часть разговора на служебные дела или дела семейные, здесь также необходимо соблюдать нормы поведения и речевого этикета.

   - Какие нарушения телефонного этикета создали комическую ситуацию? (Просмотр сюжета из киножурнала «Ералаш»).

 

  5. Рефлексия. Подведение итогов урока.

5.1. Используя правила речевого этикета, выразите благодарность всем присутствующим (или выделите кого-то из аудитории) за проведенное время на уроке.

 

  6. Домашнее задание.

Повторить лексические и грамматические особенности официально-делового стиля речи. Подготовиться к составлению резюме.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Задания для работы групп

1-я группа

Какие выражения вы употребите, чтобы побудить собеседника замолчать.

 

 

2-я группа

Составьте варианты извинений за случайное опоздание

 

 

3-я группа

Поблагодарите родителей за подарок ко дню рождения.

 

 

4-я группа

Обратитесь с просьбой к другу – познакомить с заинтересовавшим человеком.

 

 

5-я группа

Вежливо откажите в просьбе пойти в кино с человеком, который вам не нравиться.

 

 

Инсценировка отрывка из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

 

Правдин и Митрофан

 

Правдин (взяв книгу): Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

Митрофан: Много. Существительна да прилагательна.

П.: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

М.: Дверь? Котора дверь?

П.: Котора дверь! Вот эта.

М.: Эта? Прилагательна!

П.: Почему же?

М.: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана неделю дверь стоит еще не вешана: так покамест существительна.

П. Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, что оно прилагается к глупому человеку?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационный блок «Этикет. Речевой этикет»

 

Слово «этикет» французского происхождения. Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык (ср. этикетка), а затем так стали называть придворный обычай – церемониал. Наряду с этим словом используется термин «протокол».

 

Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения.

 

Тому, как человек знает речевой этикет, соблюдает его, судят о нем самом, его воспитании, общей культуре, деловых качествах. (Притча о слепом мудреце).

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета позволяет человеку чувствовать себя непринужденно, не испытывать неловкости, избегать насмешек.

Очень важно, что следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учебного заведения, офиса, предприятия и т.п. оставляют у слушателей благоприятные впечатления, поддерживают положительную репутацию всего учреждения.

 

Факторы, определяющие формирование речевого этикета и его использование:

 

  • Особенности адресата и адресанта речи (социостатус, место в служебной иерархии, профессия, национальность, вероисповедание, возраст, пол, характер);

 

  • Ситуация общения (праздник, урок, перемена, совещание, переговоры и т.д.);

 

 

  • Речевой этикет имеет национальную специфику (например, в японском языке выражения «нет», «не могу», «не знаю» воспринимаются как ругательства, их не высказывают прямо);

 

  • В официальной обстановке, особенно когда в разговоре принимают участие несколько лиц, речевой этикет предполагает даже с хорошо знакомыми лицами переход на вы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка «Приветствие»

Официальные и неофициальные встречи знакомых, а часто и незнакомых людей начинаются с приветствия.

В русском языке основное приветствие – здравствуйте. Оно восходит к старославянскому глаголу здравствовать. Что означает быть здоровым.

Наряду с этой формой распространены приветствия, указывающие на время встречи:

 - Доброе утро!

 - Добрый день!

 - Добрый вечер!

Помимо общеупотребительных приветствий существуют и те, что подчеркивают радость от встречи, уважительное отношение к собеседнику, желание общения:

 - Очень рад вас видеть!

 - Позвольте вас приветствовать!

 - Добро пожаловать!

 - Мое почтение.

Среди военнослужащих принято приветствовать словами:

 - Здравия желаю!

Приветствие часто сопровождается рукопожатием, которое заменяет вербально (словесно) выраженное приветствие.

Также невербальным эквивалентом приветствия служат поклон головы, покачивание сжатыми в ладонях руками, для мужчин – приподнятая шляпа.

Речевой этикет предусматривает и очередность приветствия. Первыми приветствуют:

 - мужчина – женщину;

 - младший – старшего;

 - младший по должности (чину) – старшего.

doc
Додано
30 жовтня 2018
Переглядів
3721
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку