Данный урок каждый учитель может откорректировать под себя; в также можно включить в него элементы STEAM-образования. Этот конспект является каркасом, а его содержимое учитель может корректировать.
|
|
|
|
Урок развития речи . Культура речи. «Сочинение в эпистолярном жанре. Письмо.»
Подготовила учитель русского языка и мировой литературы ООШ №11 г.Бердянска Решетило Н.Д.
Тема урока: «Сочинение в эпистолярном жанре. Письмо» Цели урока: - дать понятие об эпистолярном жанре; - научить учащихся создавать творческий продукт эпистолярного жанра--письмо на заданную тему; · ознакомление с этикетными правилами написания письма другу; · приобретение навыков правильного написания личного письма; - возродить традицию русского эпистолярного жанра; - развивать навыки правильного написания письма; развитие орфографической зоркости учащихся;· обогащение словарного запаса, активизация речи учащихся;· формирование культуры речи учащихся; - развитие важных психологических характеристик личности учащихся: * интереса к изучению русского языка * способностей к общению, умению письменно излагать свои мысли; * психических свойств, таких, как память, вербальная и образная, произвольное внимание, коммуникативность, ясность речи; · развитие орфографической зоркости учащихся;· обогащение словарного запаса, активизация речи учащихся;· формирование культуры речи учащихся; · формирование нравственных основ человеческой личности; ознакомление с нравственно-этическими правилами, нормами общения человека с помощью письма.
Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. В.Шефнер.
Ход урока
І.Организационный момент
ІІ. Объявление темы, цели, эпиграфа урока. Прочитав слова на доске, подумайте, в чём их смысл? Совершенно верно, вы говорите об огромной значимости слов в общении между людьми. Люди давным-давно научились пользоваться разными видами речевых жанров в различных жизненных ситуациях. -Как вы понимаете этот отрывок стихотворения? -Каким словом можно действительно убить? Приведите такие примеры.( Ругательным словом, обидным словом можно глубоко ранить человека) -Каким словом и отчего можно спасти? (Добрым словом, теплым. отзывчивым) ІІІ. Работа над темой урока.
Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать». Мы всегда должны помнить, что речь человека – это его визитная карточка. Значит, чтобы тебя высоко оценили, твоя речь должна быть соответствующей.
- Как вы думаете, зачем нужно нам с вами говорить об этом, какую цель мы должны поставить на этом уроке? ( совершенствовать культуру речи) - Как, по-вашему, какую речь можно назвать культурной? (обуч-ся высказывают свое мнение) - Все, что вы сказали, правильно. .
В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в её подчинение определённым нормам произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложений; в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте, (отсутствии слов-паразитов, словесных штампов); в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного. Французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена». Как мы с вами знаем, мысли можно выражать не только устно, но и письменно. Например, вы хотите что-то сообщить другу, который живёт в другом городе. Что будете делать?(Как правило дети отвечают, что пошлют ему СМС , реже – соединятся с ним в скайпе.) А что бы вы делали, если вдруг отключили свет, а телефон разрядился?..
Сегодня на уроке мы познакомимся с эпистолярным жанром, а именно письмом и алгоритмом его написания. - Одним из способов передачи информации вы назвали письмо. Зачем люди пишут письма? - Правильно, чтобы передать какое-нибудь сообщение или, как сейчас принято говорить, информацию. - А сейчас предадим слово ребятам, подготовившим сообщения о некоторых способах передачи информации в древности.
1группа « Историки» 2 группа «Энциклопедисты» 3 группа « Литераторы» (Смотреть Приложение)
3.Совместная творческая работа А теперь, прослушав столь интересную информацию о письме, давайте попробуем составить правила и памятку для его написания (См. «Приложение к уроку»)
XXI век – век современных технологий: компьютеры, Интернет, мобильные телефоны…Как популярны стали sms-сообщения, как жаль, что уходит в прошлое такой замечательный жанр, как письмо. Когда-то этот жанр был столь популярен.
И всё-таки, несмотря на огромные достижения науки и рождение новых средств связи, почта ещё очень долго будет выполнять свои трудные, хлопотливые задачи. Каждому человеку приятно получить конверт с запечатанным в нём письмом от родных, друзей, радостно держать в руках бумажный листок, который, кажется, ещё хранит тепло близкого человека, узнать знакомый почерк. С помощью писем люди как бы встречаются друг с другом, делятся радостями и горестями. Что, кроме письма, может выполнить эту задачу столь полно и впечатляюще?
IV.Итог. Рефлексия. Оказывается, написать письмо не так просто. Ведь надо учитывать для чего мы пишем письма, какие задачи ставим перед собой и стремимся решить при общении с другими людьми.
Давайте запишем с вами, для чего же мы пишем письма (дети выходят к доске и мелками разного цвета пишут свои предположения): сообщить, оповестить; поздравить; извиниться; поделиться чувствами, впечатлениями; поблагодарить.
(Алгоритм написан на доске или может быть высвечен на интерактивной доске) |
|
V.Домашнее задание. Дома напишите письмо школьному другу или одному из ваших учителей.
Помните, когда будете писать, что люди писали на глиняных и деревянных дощечках, на камне, на бересте и на коже. Много сил и труда потребовалось для того, чтобы перед нами на стол лег чистый лист бумаги.
Вы будете писать письмо. Для чего? Для того чтобы кто-то читал и перечитывал то, что ты напишешь, бережно хранил дорогое письмо? Или для того чтобы, запутавшись в пустой болтовне и грязных каракулях, раздраженно скомкал и бросил его в мусорное ведро? Решать вам.