Урок развития речи в 6 классе.

Про матеріал

Данный урок каждый учитель может откорректировать под себя; в также можно включить в него элементы STEAM-образования. Этот конспект является каркасом, а его содержимое учитель может корректировать.

Перегляд файлу

 

 

 

 

 

     Урок развития речи . Культура речи.

    «Сочинение в эпистолярном жанре. Письмо.»

 

                                                                                                      Подготовила учитель

                                                                                                      русского языка и мировой литературы

                                                                                                        ООШ №11 г.Бердянска

                                                                                                         Решетило Н.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: «Сочинение в эпистолярном жанре. Письмо»

Цели урока:

 - дать понятие об эпистолярном жанре;

 - научить учащихся создавать творческий продукт эпистолярного жанра--письмо на заданную тему;

· ознакомление с этикетными правилами написания письма другу;

· приобретение навыков правильного написания личного письма;

- возродить традицию русского эпистолярного жанра;

 - развивать навыки правильного написания письма;

развитие орфографической зоркости учащихся;· обогащение словарного запаса, активизация речи учащихся;· формирование культуры речи учащихся;

 - развитие важных психологических характеристик личности учащихся:

* интереса к изучению русского языка

* способностей к общению, умению письменно излагать свои мысли;

* психических свойств, таких, как память, вербальная и образная, произвольное внимание, коммуникативность, ясность речи;

· развитие орфографической зоркости учащихся;· обогащение словарного запаса, активизация речи учащихся;· формирование культуры речи учащихся;

· формирование нравственных основ человеческой личности; ознакомление с нравственно-этическими правилами, нормами общения человека с помощью письма.

 

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

В.Шефнер.

 

 

 

Ход урока

 

І.Организационный момент

 

  1. Эмоциональное настроение: Здравствуйте! Я очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке в хорошем настроении. Я надеюсь, что всем сегодня будет комфортно, и каждый унесет с собой частичку знаний, которые потом ему пригодятся в повседневной жизни.

 

 

ІІ. Объявление темы, цели, эпиграфа урока.

Прочитав слова на доске, подумайте, в чём их смысл?

Совершенно верно, вы говорите об огромной значимости слов в общении между людьми. Люди давным-давно научились пользоваться разными видами речевых жанров в различных жизненных ситуациях.

-Как вы понимаете этот отрывок стихотворения?

-Каким словом можно действительно убить? Приведите такие примеры.( Ругательным словом, обидным словом можно глубоко ранить человека)

-Каким словом и отчего можно спасти? (Добрым словом, теплым. отзывчивым)

ІІІ. Работа над темой урока.

  1. Рассказ учителя с элементами беседы с учащимися.

 

 Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он  должен был  высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать». Мы всегда должны помнить, что речь  человека – это его визитная карточка. Значит, чтобы тебя высоко оценили, твоя речь должна быть соответствующей.

 

- Как вы думаете, зачем нужно нам с вами говорить об этом, какую цель мы должны поставить на этом уроке? ( совершенствовать культуру речи)

- Как, по-вашему, какую речь можно назвать культурной?

(обуч-ся высказывают свое мнение)

- Все, что вы сказали, правильно. .

 

В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в её подчинение определённым нормам произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложений; в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте, (отсутствии слов-паразитов, словесных штампов); в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного. Французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена».

Как мы с вами знаем, мысли можно выражать не только устно, но и письменно. Например, вы хотите что-то сообщить другу, который живёт в другом городе. Что будете делать?(Как правило дети отвечают, что пошлют ему СМС , реже – соединятся с ним в скайпе.)

А что бы вы делали, если вдруг отключили свет, а телефон разрядился?..

 

Сегодня на уроке мы познакомимся с эпистолярным жанром, а именно письмом и алгоритмом его написания.

- Одним из способов передачи информации вы назвали письмо. Зачем люди пишут письма?

- Правильно, чтобы передать какое-нибудь сообщение или, как сейчас принято говорить, информацию.

- А сейчас предадим слово ребятам, подготовившим сообщения о некоторых способах передачи информации в древности.

  1. Выступления творческих групп участников(группам задания даются заранее и выполняются под руководством учителя См. «Приложение к уроку»):

 

1группа « Историки»

2 группа «Энциклопедисты»

3 группа « Литераторы» (Смотреть Приложение)

 

 3.Совместная творческая работа   

А теперь, прослушав столь интересную информацию о письме, давайте попробуем составить правила и памятку для его написания (См. «Приложение к уроку»)

 

       XXI век – век современных технологий: компьютеры, Интернет, мобильные телефоны…Как популярны стали sms-сообщения, как жаль, что уходит в прошлое такой замечательный жанр, как письмо. Когда-то этот жанр был столь популярен.

 

                                       И всё-таки, несмотря на огромные достижения науки и рождение новых средств связи, почта ещё очень долго будет выполнять свои трудные, хлопотливые задачи.

Каждому человеку приятно получить конверт с запечатанным в нём письмом от родных, друзей, радостно держать в руках бумажный листок, который, кажется, ещё хранит тепло близкого человека, узнать знакомый почерк. С помощью писем люди как бы встречаются друг с другом, делятся радостями и горестями. Что, кроме письма, может выполнить эту задачу столь полно и впечатляюще?

 

 

 

 

IV.Итог. Рефлексия.

Оказывается, написать письмо не так просто. Ведь надо учитывать для чего мы пишем письма, какие задачи ставим перед собой и стремимся решить при общении с другими людьми.

 

Давайте запишем с вами, для чего же мы пишем письма (дети выходят к доске и мелками разного цвета пишут свои предположения):

сообщить, оповестить;

поздравить;

извиниться;

поделиться чувствами, впечатлениями;

поблагодарить.

 

 (Алгоритм написан на доске или может быть высвечен на интерактивной доске)

 

V.Домашнее задание. Дома напишите письмо школьному другу или одному из ваших учителей.

Помните, когда будете писать, что люди писали на глиняных и деревянных дощечках, на камне, на бересте и на коже. Много сил и труда потребовалось для того, чтобы перед нами на стол лег чистый лист бумаги.

   Вы будете писать письмо. Для чего? Для того чтобы кто-то читал и перечитывал то, что ты напишешь, бережно хранил дорогое письмо? Или для того чтобы, запутавшись в пустой болтовне и грязных каракулях, раздраженно скомкал и бросил его в мусорное ведро? Решать вам.

 

 

 

 

 

doc
Додав(-ла)
Reshetilo Natalia
Додано
19 лютого 2018
Переглядів
1340
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку