Урок русского языка в 6 классе по теме «САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ»

Про матеріал

Данный материал поможет обучающимся анализировать предложенные упражнения, извлекать из них необходимую информацию, аргументировать, делать выводы, последовательно и логически излагать мысли, использовать в речи разнообразные грамматические формы лексическое богатство языка, развивать творческие способности.

Перегляд файлу

1

 

Урок русского языка в 6 классе                       

по теме «САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ»

Цель урока: дальнейшее формирование универсальных учебных действий

(познавательных, регулятивных, коммуникативных) учащихся в процессе

совершенствования умения распознавать самостоятельные и служебные

части речи.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формы работы: групповая, работа в парах, индивидуальная, фронтальная.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний:

 Как Морфология порядок навела.

Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого

порядка!

 Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё

плохо получается. " Без командира нам не обойтись, - решили слова. -Призовём-ка мы на помощь Морфологию!"

- Кто из вас обозначает предмет? - спросила Морфология у слов.

- Мы обозначаем предмет, - ответили одни.

- А какие формы у вас есть?

- Род, число, падеж.

- А что вы умеете делать?

- Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и

дополнением.

- Становитесь под знамя " Имя существительное", - приказала Морфология.

- А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем

быть сказуемым! - отрапортовали другие слова.

- Становитесь под знамя "Глагол", - ответила Морфология. Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.

Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения,

грамматической и синтаксической функций, объединились под своими

знамёнами.

 Морфология - командир над всеми частями речи. Вместе с Синтаксисом входит в королевство Грамматики. Королём в этом королевстве является могущественный Язык, а королевой - мудрая Грамматика. У королевы целая свита принцев и принцесс. Среди них особо выделяется одна - строгая, любящая порядок Морфология. Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут  Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Союз, Частица, Междометие.

3. Фронтальная беседа:

1. О каком разделе грамматики идет речь в сказке?

2. Что изучает раздел «Морфология»?

3. Что позволило Морфологии навести порядок в своём королевстве? Какие критерии?.

4. Индивидуальное самостоятельное задание:

- Проверим ваше знание частей речи. Из стихотворения

Выпишите в тетрадь примеры частей речи и добавьте по одному своему примеру:

Существительное - школа,

Просыпается - глагол.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришел.

Встали мы - местоименье,

Бьёт числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни - у нас частицы.

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах!

А потом

У тёплой печи

Повторяем части речи.

5. Лингвистический эксперимент. Работа с программно-методическим

комплексом:

- Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? Назовите ваши предположения, версии. (Предположения, версии обучающихся).

- Изучите признаки любой самостоятельной части речи (например, существительного) и любой служебной части речи:

По итогам работы заполняется таблица

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Можно задать вопрос

Нельзя задать вопрос

Являются членами предложения

Не являются членами предложения

6. Физкультминутка

7. Закрепление материала:

7.1. - Работа в группах, заполняется таблица на выданных листах.

(См. Приложение)

 Распределите слова по частям речи, заполните таблицу

Самостоятельные части речи

Особая часть речи междометие

Служебные части речи

Имя существительное:

Имя прилагательное:

Имя числительное:

Глагол:

Наречие:

Местоимение:

Предлог:

Союз:

Частица:

Слова для справок: Человек, любимый, ты, птица, добрый, пять, я, смелый, улыбаться, семеро, дружно, три, его, бежать, весело, они, думать, сегодня, вчера, мне, от, к, до, а, но, и, да, не, ни, Ой! Эх! У!

Проверка

Самооценивание работы группы. Выставление баллов за работу (на доске критерии): нет ошибок – «10» , 1-2 ошибки - «8», 3 -4 ошибки – «5»

7.2 - Составьте и запишите предложения из данных слов в тетради:

Выполняем упражнение .

- Прочитайте получившийся текст. Из каких частей речи состоят данные предложения? Надпишите названия частей речи над словами.

- Попробуйте составить предложение из данных слов: в, и, от, про, с, а, к, по, за, но, из, о, когда.

- Удалось ли вам это? Почему?

Вывод: из служебных частей речи нельзя составить предложение. Они употребляются только с самостоятельными частями речи.

Этап контроля:

Тест

1. Что обозначает имя существительное?

а) предмет    б) признак предмета    в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет    б) признак предмета    в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет    б) признак предмета    в) действие предмета

4. Из данных слов выберите имена существительные:

а) светлый, добрый    б) бегать, играть    в) солнце, свет

5. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый     б) бегать, играть     в) солнце, свет

-6. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый       б) бегать, играть        в) солнце, свет

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

а) дом, мама, весёлый           б) бегать, но, из         в) я, около, вчера

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

а) меч, из, красиво          б) и, не, да         в) дверь, звезда, думать

Ключ:

1 – а      2 – б      3 – в       4 – в       5 – а        6 – б       7 – а       8 - б

Подведение итогов учебной деятельности. Результаты урока. Рефлексия:

- Удалось ли достичь цели урока, решить поставленные задачи? Какой опыт мы будем использовать в дальнейшем?

Домашнее задание:

По выбору:

1 вариант: выполнить задание в учебнике упражнение

2 вариант: сочинить сказку о самостоятельных и служебных частях речи

(творческое задание).

3 вариант: составить карту государства «Части речи», презентацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

7.1. - Распределите слова по частям речи, заполните таблицу (работа в группах, заполняется таблица на выданных листах):

Самостоятельные части речи

 

Особая часть речи междометие

 

Служебные части речи

 

 

Имя существительное:

Имя прилагательное:

Имя числительное:

Глагол:

Наречие:

Местоимение:

Предлог:

Союз:

Частица:

 

docx
Додано
22 лютого 2018
Переглядів
5122
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку