Материал призначений молодим вчителям. Урок розглянуто за етапами та прокоментовано дії учителя та дії учнів. Обгрунтовано доцільність обраних прийомів та технологій. Також матеріал може бути використаний в роботі наставника з молодим вчителем.
Практична робота зі стажером. Наставник Нестеренко І.І.
Тема. Решение задач на применение теорем о сумме углов треугольника, о внешнем угле треугольника
Ход занятия (этапы) |
Примеры заданий |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Результат |
Методи, форми роботи |
||||||||||||||||
Организационный момент |
|
Учитель сообщает тему урока , цели урока и согласует их с учащимися. |
Каждый из учеников должен поставить себе цель на уроке. Один из них ее озвучивает . Например : «Проверить свои знания теории по данной теме и умение решать здачи» (возможны варианты) |
Психологическая подготовка учашихся к активной познавательной деятельности |
Беседа |
||||||||||||||||
Проверка домашнего задания |
Ученики на прошлом уроке получили дифференцированное домашнее задание : одна группа составляла кроссворд по теме «Треугольники», вторая заполняла готовый кроссворд по этой же теме, а третья заполняла таблицу «Классификация треугольников». Задание : Нарисовать треугольники в каждой свободной графе таблицы так, чтобы они соответствовали заданным условиям.
|
Учитель делает обобщение по составленной таблице
|
Первая и вторая группа сдают домашнее задание, а один из учащихся третьей группы , выполнивший свое задание , делает презентацию |
Каждая работа будет оценена |
Дифференцированное обучение, метод проектов |
||||||||||||||||
Повторение теории |
Карточка опроса по теме «Сумма углов треугольника» Івариант 1.Чему равна сумма улов треугольника? 2.Дать определение внещнего угла треугольника 3.Как азываются стороны в прямоугольном треугольнике? 4.Дать определение тупоугольного треугольника ІІвариант 1.Дать определение смежных углов 2.Сколько может быть в треугольнике тупых углов? 3. Сформулировать теорему о внешнем угле треугольника 4. Дать определение прямоугольного треугольника |
Учитель способствует деятельности учащихся, сам учитель «на втором плане» |
Учащиеся работают в статистических парах. На столе у каждой пары карточка опроса. Во время опроса учащиеся оценивают друг друга. Карточки подписывают, а оценку ставят на карточку карандашом.
|
Проверка знания теории. Развитие коммуникативных способностей, умения оценивать друг друга.
|
Фронтальный опрос, Кооперативное обучение онКоопера |
||||||||||||||||
Графический диктант |
Вопросы для диктанта (в скобках записаны вопросы для второго варианта): 1.Сумма углов треугольника равна 90°(180°)? 2.На рисунке 2 угол в 40°(в 110°) является внешним углом треугольника ? 3.Внешний угол треугольника равен сумме углов треугольника не смежных с ним (разности между развернутым углом и смежным с ним углом треугольника)? 4.На рисунке 1 тупоугольный треугольник (на рисунке 9 остроугольный треугольник)? 5.Прямоугольный ли это треугольник на рисунке 3 (на рисунке 1)? 6.Напротив прямого угла в треугольнике лежит гипотенуза (катет)? 7.Катетом прямоугольного треугольника является любая сторона треугольника (сторона прилежащая к прямому углу)? 8.В треугольнике может быть только один прямой угол(только один тупой угол)?
(Все рисунки к задачам диктанта отпечатаны на отдельных листах. Приложение 1 ).
|
Инструктаж:. Работаем на два варианта. При ответе «да» ставите значок , при ответе «нет» ставите значок .
После выполнения диктанта учитель показывает какой рисунок должен получится у каждого варианта
Дает шкалу оценивания |
У каждого ученика листочек для диктанта На вопросы учителя ученики должны отвечать графически либо «да», либо «нет» Каждый проверяет свою работу и ставит себе оценку
І вариант ІІ вариант |
Обучение учащихся умению применять теорию в видоизмененной ситуации, умению анализировать , сравнивать. Учащиеся на этом этапе учатся самооценке.
|
Дидактическая игра, самоценивание |
||||||||||||||||
Физкультурная пауза |
Для небольшого отдыха учащихся проводим зрительную гимнастику. В углах доски расположены рисунки : на одном -прямоугольный треугольник, на втором -остроугольный, на третьем -тупоугольный Ученики должны ,не поворачивая головы ,по команде учителя переводить взгляд с одного треугольника на другой . Для создания более комфортной релаксации звучит музыка. |
Создает атмосферу релаксации |
Релаксируют |
Психологическая разгрузка учащихся, профилактика заболеваний зрения |
Смена вида деятельности. |
||||||||||||||||
Решение задач |
Задачи на готовых чертежах (приложение 1) задачи № 5,6,7,8,12. Задание : «Найти неизвестные углы треугольника АВС»
Задачи ,которые решают 2 ученика на доске: 1.Найти сумму внешних углов треугольника взятых по одному при каждой вершине. 2.Найти углы треугольника АВС, если = 2:3:4 Найдите внешний угол при вершине А. |
Учитель контролирует, комментирует, помогает |
Класс работает фронтально , решая задачи, условия которых записаны на готовых чертежах. Двое, наиболее «сильных» учащихся, решают задачи «продвинутого уровня» на боковой доске. |
Формирование умения решать задачи, применяя теоретический материал в нестандартной ситуации, развитие устной математической речи учащихся. |
Частично-поисковый |
||||||||||||||||
Самостоятельная работа |
Задачи на готовых чертежах (приложение 1) Задание : «Найти неизвестные углы треугольника АВС» І вариант № 1,3,9 ІІ вариант № 2,4,10
|
Учитель создает условия для комфортной продуктивной самостоятельной деятельности учащихся. |
Выполняют работу самостоятельно |
Проверка сформированности умения учащимися решать задачи на применение выученых теорем |
Фронтальная самостоятельная работа
|
||||||||||||||||
Итог урока, домашнее задание |
Фронтальная беседа. Оценивание учащихся за роботу на уроке, общая оценка классу за урок. Комментированное домашнее задание. Домашнее задание : Определите вид треугольника, в котором -один из его углов больше суммы двух других углов -один из его углов равен сумме двух других углов -сумма двух любых углов больше 90 градусов -каждый из его углов меньше суммы двух других -сумма любых двух углов меньше 120 градусов |
Учитель подводит итог урока : отмечает наиболее активных учеников,выставляет оценки. Выстраивает диалог по выполнению домашнего задания. |
Каждый ученик получил две оценки на уроке (за графический диктант и за устный опрос), так же индивидуально оцениваются учащиеся за решение задач, |
Рефлексия. Контроль степени усвоения учебного материала. |
Диалог. Аналатический метод решения задач
|
Приложение №1