Розробка уроку російської мови для 5 класу з теми "Антоніми" містить практичний матеріал, який дозволяє всебічно розглянути тему, а також сприятиме формуванню предметних та ключових компетентностей учнів.
Тема. Антонимы
Цель: учащиеся узнают, что такое антонимы, смогут давать толкование антонимов, увидеть их роль в речи и художественных произведениях, смогут пользоваться словарем антонимов; формировать умение оценивать свою и чужую речь с токи зрения уместного, точного и выразительного словоупотребления; использовать русский язык как средство познания духовного и культурного наследия народа.
Оборудование: словари антонимов, иллюстрации, карточки, видеофрагменты телепередачи «Русский язык с Хрюшей и Степашкой».
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Этап ориентации
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
1. Урок начинается с просмотра отрывка телепередачи «Русский язык с Хрюшей и Степашкой».
- Что такое синонимы?
- Для чего используются синонимы в речи?
- Составьте устно синонимический ряд к слову сказать (выразиться, произнести, заметить, бросить, вставить, буркнуть, выпалить, брякнуть, сказануть, поболтать, потолковать, побеседовать).
- Где можно найти синонимы?
II. Этап целеполагания
III. Этап проэктирования
План
IV. Этап выполнения запланированной деятельности
1.Слово учителя
Вашему вниманию предлагается отрывок из телепередачи «Русский язык с Хрюшей и Степашкой».
Хрюша, Степашка, отправились в страну безграмотных, чтобы выручить тётю Таню, они подошли к воротам, где их встретил вопросительный знак.
Героям необходимо ответить на вопросы.
Учащимся предлагается задание: внимательно посмотреть телепередачу по телевизору и сделать вывод:
- Что такое антонимы?
2. Работа с учебником (Л. Давыдюк Русский язык (5 год обучения))
1. Прочитать правило на с.168.
2. Слово учителя.
Употребление антонимов делает речь более, выразительной. Для того, чтобы правильно подобрать антоним к слову, можно использовать словарь антонимов.
3. Прочитать «Возьми на заметку» с. 171
4. Работа со словарной статьей из словаря антонимов упр. 163 (устно)
3.Беседа
- Что такое антонимы?
- Где наиболее широко представлены антонимы?
- Где можно найти антоним к слову?
5.Тренировочные упражнения
1. Упр. 160, 162 (письменно)
2. Работа в парах. Прочитать «Возьми на заметку» с. 170.
3. Слово учителя
В современном русском языке существует контекстуальные антонимы, т.е. слова, которые становятся антонимами в определенном тексте, а в повседневном использовании антонимами не являются.
… Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая.
(М. Цветаева)
4. Задание на выбор. Творческое задание
1) Запишите отрывок и подчеркните в нем контекстуальные антонимы.
Они сошлись: волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой
2) Составьте предложение, используя союз «а», с помощью антонимов охарактеризуйте героев сказок и басен.
Медведь и Лиса (по хитрости).
Медведь простодушный, а Лиса хитрая.
Лев – Заяц (по храбрости).
Ягненок – Волк (по величине).
Стрекоза – Муравей (по трудолюбию).
5. Физкультминутка
Руки сделаем вразлет –
Получился самолет,
Мах крылом туда-сюда,
Делай раз и делай два.
Руки в стороны держи,
И на друга посмотри.
Опускайся быстро вниз,
На посадку ты садись!
6. Слово учителя
Антонимы широко используются в художественной литературе.
На уроке литературы выучили такой литературоведческий термин, как антитеза.
– Что такое антитеза?
К уроку ученик подготовил презентацию на тему:
«Использование антонимов для выражения антитезы в названиях художественных произведений».
Выступление учащегося («Толстый и тонкий», «Война и мир» и т. д.)
7. Работа в малых группах
Учащиеся объединяются в группы по 4-е человека.
I группа
Найдите антонимы в пословицах и поговорках, подчеркните их.
Утро вечера мудренее.
Днем тихо, ночью лихо.
Любишь брать, люби и отдать.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
II группа
Выпишите антонимы из вступления к поэме «Руслан и Людмила» (начало стихотворения).
У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
III группа
Найдите к загадкам отгадки – антонимы, запишите антонимичные пары,
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада
А зовут меня …. (прохлада)
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
И для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна
Называюсь …. (тишина)
IV группа
Допишите стихотворения, вставив подходящие по смыслу антонимы, соблюдая рифму. Выпишите антонимы.
Нынче пасмурный день был,
Глеб зонт взял, а Лев забыл;
Дождь пролился неплохой,
Лев весь мокрый, Глеб – ….
Долго рисовала Даша
Птиц оранжевой гуашью,
Но вмешался Дима в дело,
«Ворон – черный, голубь – …»
V группа
С помощью таких антонимов выражена антитеза в стихотворении М. Цветаевой. Выпишите антонимы.
Полюбил богатый – бедную,
Полюбил ученый – глупую,
Полюбил румяный – бледную,
Полюбил хороший – вредную,
Золотой – полушку медную.
VI группа
Подберите к данным фразеологизмы антонимические сочетания.
Заварить кашу.
Жить как кошка с собакой.
Поджимать хвост.
Кот наплакал.
Ключи: расхлебывать кашу; жить душа в душу; задирать нос; хоть отбавляй.
VII группа
Найдите антонимы в высказываниях великих людей, выпишите их.
Жизнь без пользы – безвременная смерть. (Гете).
Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаются, а на друга надеются. (Л.Н. Толстой).
Если не умеешь говорить, научись слушать. (Полоний).
Проверка выполненных заданий.
V. Этап контрольно-оценочный
Беседа
1. – Какую тему учили?
– Что такое антонимы?
2. Послушайте песенку и постарайтесь выбрать из нее антонимы и назвать. (Из телепередачи «Русский язык с Хрюшей и Степашкой»).
3. Составьте предложения, используя предложенные иллюстрации.
4. Оценивание работы учащихся на уроке.
VI. Этап домашнего задания
§35, упр. 164