24 червня о 18:00Вебінар: Практика створення матеріалів для оформлення та зонування класного приміщення в НУШ

Урок російської мови в 5 класі з теми "Антонимы"

Про матеріал

Розробка уроку російської мови для 5 класу з теми "Антоніми" містить практичний матеріал, який дозволяє всебічно розглянути тему, а також сприятиме формуванню предметних та ключових компетентностей учнів.


Перегляд файлу

 

Тема. Антонимы

 

 

Цель:  учащиеся узнают, что такое антонимы, смогут давать толкование антонимов, увидеть их роль в речи и художественных произведениях, смогут пользоваться словарем антонимов; формировать умение оценивать  свою и чужую речь с токи зрения  уместного, точного и выразительного словоупотребления; использовать русский язык как средство познания духовного и культурного наследия народа. 

 

Оборудование: словари антонимов, иллюстрации, карточки, видеофрагменты телепередачи «Русский язык с Хрюшей и Степашкой».

 

Тип урока: комбинированный

 

                                                            Ход урока

 

I. Этап ориентации

 

1. Организационный момент

 

 2. Актуализация опорных знаний

     1. Урок начинается с просмотра отрывка телепередачи «Русский язык с Хрюшей и Степашкой».

  1. Беседа с учащимися.

- Что такое синонимы?

- Для чего используются синонимы в речи?

- Составьте устно синонимический ряд к слову сказать (выразиться, произнести, заметить, бросить, вставить, буркнуть, выпалить, брякнуть, сказануть, поболтать, потолковать, побеседовать).

- Где можно найти синонимы?

 

II. Этап целеполагания

 

  1. Учащиеся записывают тему урока.
  2. Определение цели урока учащимися.
  3. Формулирование цели урока учителем.

 

III. Этап проэктирования

           План

  1. Антонимы.
  2. Употребление антонимов в речи.
  3. Словарь антонимов.
  4. Тренировочные упражнения.

 

IV. Этап выполнения запланированной деятельности

                                   1.Слово учителя

   Вашему вниманию предлагается отрывок из телепередачи «Русский язык с Хрюшей и Степашкой».

 

Хрюша, Степашка, отправились в страну безграмотных, чтобы выручить тётю Таню, они подошли к воротам, где их встретил вопросительный знак.

    Героям необходимо ответить на вопросы.

Учащимся предлагается задание: внимательно посмотреть телепередачу по  телевизору и сделать вывод:

   - Что такое антонимы?

 

2. Работа с учебником (Л. Давыдюк Русский язык (5 год обучения))

1. Прочитать правило на  с.168.

 

2. Слово учителя.

    Употребление антонимов делает речь более, выразительной. Для того, чтобы правильно подобрать антоним к слову, можно использовать словарь антонимов.

3. Прочитать «Возьми на заметку» с. 171

4. Работа со словарной статьей из словаря антонимов упр. 163 (устно)

 

3.Беседа

- Что такое антонимы?

- Где наиболее широко представлены антонимы?

- Где можно найти антоним к слову?

 

 

5.Тренировочные упражнения

 

1. Упр. 160, 162 (письменно)

2. Работа в парах. Прочитать  «Возьми на заметку» с. 170.

3. Слово учителя

В современном русском языке существует контекстуальные антонимы, т.е. слова, которые становятся антонимами в определенном тексте, а в повседневном использовании антонимами не являются.

 

… Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая.

                                                                            (М. Цветаева)

 

4. Задание на выбор. Творческое задание

 

       1) Запишите отрывок и подчеркните в нем контекстуальные антонимы.

Они сошлись: волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой

      2) Составьте предложение, используя союз «а», с помощью антонимов охарактеризуйте героев сказок и басен.

Медведь и Лиса (по хитрости).

Медведь простодушный, а Лиса хитрая.

 

 

Лев – Заяц (по храбрости).

Ягненок – Волк (по величине).

Стрекоза – Муравей (по трудолюбию).

 

5. Физкультминутка

 

Руки сделаем вразлет –

Получился самолет,

Мах крылом туда-сюда,

Делай раз и делай два.

Руки в стороны держи,

И на друга посмотри.

Опускайся быстро вниз,

На посадку ты садись!

 

6. Слово учителя

Антонимы широко используются в художественной литературе.

На уроке литературы выучили такой литературоведческий термин, как антитеза.

– Что такое антитеза?

 

К уроку ученик подготовил презентацию на тему:

«Использование антонимов для выражения антитезы в названиях  художественных произведений».

 Выступление учащегося («Толстый и тонкий», «Война и мир» и т. д.)

 

7. Работа в малых группах

Учащиеся объединяются в группы по 4-е человека. 

I группа

Найдите антонимы в пословицах и поговорках, подчеркните их.

 

Утро вечера мудренее.

Днем тихо, ночью лихо.

Любишь брать, люби и отдать.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

 

II группа

Выпишите антонимы из вступления к поэме «Руслан и Людмила» (начало стихотворения).

 

У Лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

 

 

 

III группа

Найдите к загадкам отгадки – антонимы, запишите антонимичные пары,

 

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада

А зовут меня …. (прохлада)

 

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

И для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна

Называюсь …. (тишина)

 

IV группа

 Допишите стихотворения, вставив подходящие по смыслу антонимы, соблюдая рифму. Выпишите антонимы.

Нынче пасмурный день был,

Глеб зонт взял, а Лев забыл;

Дождь пролился неплохой,

Лев весь мокрый, Глеб – ….

 

Долго рисовала Даша

Птиц оранжевой гуашью,

Но вмешался Дима в дело,

«Ворон –  черный, голубь – …»

 

V группа

 С помощью таких антонимов выражена антитеза в стихотворении М. Цветаевой. Выпишите антонимы.

 

Полюбил богатый – бедную,

Полюбил ученый – глупую,

Полюбил румяный – бледную,

Полюбил хороший – вредную,

Золотой  – полушку медную.

 

VI группа

 Подберите к данным фразеологизмы антонимические сочетания.

Заварить кашу.

Жить как кошка с собакой.

Поджимать хвост.

Кот наплакал.

 

Ключи: расхлебывать кашу; жить душа в душу; задирать нос; хоть отбавляй.

 

VII группа

 Найдите антонимы в высказываниях великих людей, выпишите их.

 

Жизнь без пользы – безвременная смерть. (Гете).

Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаются, а на друга надеются. (Л.Н. Толстой).

 

Если не умеешь говорить, научись слушать. (Полоний).

 

Проверка выполненных заданий.

 

V. Этап контрольно-оценочный

Беседа

1. – Какую тему учили?

    – Что такое антонимы?

2. Послушайте песенку и постарайтесь выбрать из нее антонимы и назвать. (Из телепередачи «Русский язык с Хрюшей и Степашкой»).

3. Составьте предложения, используя предложенные иллюстрации. 

4. Оценивание работы учащихся на уроке.

 

VI. Этап домашнего задания

§35, упр. 164

 

 

 

 

 

 

 

 

 

doc
Додано
23 квітня 2018
Переглядів
600
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку