Урок розбору опорного конспекту Серце. Робота серця

Про матеріал

Урок БУДОВА І РОБОТА СЕРЦЯ.

Мета уроку: виявити причини високої працездатності серця на основі зв'язку будови серця з його функціями, розкрити зв'язок будови серця з його функцією;

дати поняття про серцевому циклі, причини невтомності і високої працездатності серця;

розглянути причину автоматизму серця;

розвивати аналітичні уміння

розвивати інтелектуальні здібності, логічне мислення, навички самостійної пізнавальної активності.

Сприяти формуванню культури здорового способу життя.


Перегляд файлу

 

Тема: Сердце. Его строение и функции

 

Цели урока: 1. Формировать знания о строении сердца.

                           2. Характеризовать:

 

                           -  особенности строения  сердечной мышцы;

                           -  свойства сердечной мышцы;

                           - факторы, влияющие на работу сердечно-сосудистой системы.

                      3. Находить на рисунках органы кровообращения

                      4. Формировать представление о регуляции работы сердечно-сосудистой

                           Системы

                      5. Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

 

Задачи урока:

  1. Знать составные части сердца.
  2. Особенности строения сердечной мышцы
  3. Свойства сердечной мышцы
  4. Функции составных частей сердца
  5. Систематизация знаний о строении сердца

 

Базовые понятия: кровообращение, миокард, перикард, полулунные клапаны, створчатые

                               клапаны, предсердие, желудочек, коронарные артерии

 

Оборудование: мультимедийный проектор экран, дидактический материал к уроку

 

Тип урока: комбинированный, урок усвоения новых  знаний

 

Форма организации: коллективная, индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

І. Организационный момент. Определение темы и задач урока.

 

 

У вас на партах имеется:

1.  Учебник

2. дидактический материал – задание № 1, задание № 2

 

 

Как вы уже догадались,  темой сегодняшнего урока является сердце.

Как вы считаете, обладаете ли вы достаточными знаниями о сердце, чтобы оно вам обеспечило долгую и счастливую жизнь? Да нет

 

Давайте все-таки определимся, что каждый из вас знает и не знает о сердце. Для этого я предлагаю вам интересное задание. Его очень легко выполнить. И это вам пригодится для сдачи выпускного экзамена и подготовки к ВНО.

 

 

Положите перед собой задание № 1. Медленно прочитаем инструкцию.

Инструкция. Определите, какие из предложенных толкований понятий являются истинными, какие – ложными, а какие – неполными. Запишите против каждого толкования понятия соответствующую букву (И, Л, Н).

Задание понятно. Время выполнения 2 мин

 

Как вы считаете справились вы с заданием? Были затруднения? Да нет

Тогда давайте не спеша, спокойно во всем разбираться. А в конце  урока  вы опять выполните это же задание и сверите с ключом ваш результат. Для того чтобы он был успешным. Давайте вместе определим цели сегодняшнего урока: (предлагайте)

  1. Знать составные части сердца.
  2. Особенности строения сердечной мышцы
  3. Свойства сердечной мышцы
  4. Функции составных частей сердца
  5. Систематизация знаний о строении сердца

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ІІ. Актуализация опорных знаний, умений, навыков учащихся

 

Какая основная функция сердца? – перекачивание крови по сосудам.

 

Для того чтобы разбираться в работе сердца,  давайте вспомним основные моменты темы «Кровь»

 

  1. Что такое кровь?
  2. Какой состав крови?
  3. Каковы функции крови?
  4. Какие вы знаете кровеносные сосуды?
  5. Что такое кровообращение? – движение крови по сосудам (интенсивность кровообращения зависит от физ.нагрузок, температуры тела и др. факторов)

 

Это движение обеспечивается ритмическими сокращениями сердца, которое работает как насос, перекачивая кровь по кровеносной системе, и давлению крови.

 

ІІІ. Объяснение или первичное восприятие нового материала

 

Чтобы узнать, как работает сердце, нам необходимо разобрать (проанализировать) – анатомию сердца, т.е. его строение

 

Для этого я  предлагаю вам самостоятельно выполнить следующую работу: читая  пар. 23  на стр. 65,  одновременно заполните схему «Составные части сердца» (использовать рис.63 на стр. 67). Время выполнения 5 мин

 

Давайте проверим

Вернемся к целям урока – что мы изучили? 1. Составные части сердца

 

Следующая 2. Особенности сердечной мышцы

 

Средний слой оболочки сердца – миокард – состоит из особой мышечной ткани,  образованной поперечно-полосатой мускулатурой. В которой проходят прослойки соединительной ткани с кровеносными сосудами, питающими сердце.

 

Благодаря своему особым свойствам своего строения сердечная мышца имеет такие физиологические функции – возбудимость (восприятие изменений внешней и внутренней среды и ответ на них возбуждением).  Возбуждение сопровождается сокращением. Возбуждение, возникшее в определенном участке сердца, распространяется благодаря проводимости сердечной мышцы. Поэтому сердце сокращается  с четкой последовательностью: сначала предсердия, а потом желудочки.

 

В сердечной мышце находятся специальные клетки, в которых автоматически возникают ритмические импульсы. Они распространяются по сердечной мышце и задают ритм ее сокращению. Это автоматия сердца.

При распространении возбуждения по сердцу в нем возникают электрические заряды, которые можно зарегистрировать с помощью – электрокардиографа. Запись электрических токов сердца называют электрокардиограммой. (рис.64)

 

Что мы знаем?

Посмотрим задание № 1 на п.6

 

 

 

 

 

Составные части сердца и их функции

 

1. Перикард

- выделяет жидкость, которая увлажняет сердце и уменьшает его трение о стенки во время сокращений;

- не выделяет жидкость, которая увлажняет сердце и уменьшает его трение о стенки во время сокращений;

2. Миокард

- воспринимает изменение внешней и внутренней среды и отвечает на них возбуждением, которое сопровождается сокращением предсердий, а потом желудочков

- не воспринимает изменение внешней и внутренней среды и отвечает на них возбуждением, которое сопровождается сокращением предсердий, а потом желудочков

3. Двустворчатый клапан

- обеспечивает движение крови из левого предсердия в левый желудочек

- обеспечивает движение крови из левого желудочка в левое предсердие

4. Трехстворчатый клапан

- обеспечивает движение крови из правого предсердия в правый  желудочек

- обеспечивает движение крови из правого желудочка в правое предсердие

5. Полулунные клапаны

- не пропускают кровь назад из артерий после расслабления желудочков

- пропускают кровь из артерий в желудочки

6. Правое предсердие

- собирает кровь из верхней и нижней полой вены

7. Левое предсердие

- собирает кровь из легочной вены

8. Правый желудочек

- выталкивает венозную кровь в легочную артерию

9. Левый желудочек

- выталкивает артериальную кровь в аорту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкция. Определите, какие из предложенных толкований понятий являются истинными, какие – ложными, а какие – неполными. Запишите против каждого толкования понятия соответствующую букву (И, Л, Н).

 

«Составные части сердца»

Понятие

Варианты толкования понятия

И

Л

Н

И

Л

Н

+/-

1. Перикард

1. Эластичная околосердечная сумка, которая оберегает сердце от перерастяжения во время наполнения кровью.

2. Внешняя стенка сердца, оберегающая его от перерастяжения во время наполнения кровью.

3. Эластичная околосердечная сумка.

 

 

 

 

2. Предсердия

1. Отделы сердца, в которые кровь собирается из вен.

2. Отделы сердца, в которые кровь собирается из артерий.

3. Верхние камеры сердца, в которые кровь собирается из вен.

 

 

 

3. Желудочки

1. Нижние камеры сердца, из которых кровь поступает в артерии.

2. Отделы сердца, из которых кровь поступает в вены.

3. Отделы сердца, из которых кровь поступает в артерии.

 

 

 

 

4. Створчатые клапаны

1. Складки сердца, образованные эндокардом, обеспечивающие движение крови из желудочков в аорту.

2. Складки сердца, образованные эндокардом.

3. . Складки сердца, образованные эндокардом, обеспечивающие движение крови из предсердий в желудочки.

 

 

 

5. Полулунные клапаны

1. Складки сердца, образованные эндокардом, обеспечивающие движение крови из предсердий в желудочки.

2. Складки сердца, образованные эндокардом.

3. . Складки сердца, образованные эндокардом, обеспечивающие движение крови из желудочков в аорту.

 

 

 

 

6. Миокард

1. Сердечная мышца, наиболее толстый средний слой стенки сердца, образованный поперечно-полосатой мускулатурой, в которой проходят прослойки соединительной ткани с кровеносными сосудами, питающими сердце.

2.Сердечная мышца, наиболее толстый внутренний слой стенки сердца, образованный поперечно-полосатой мускулатурой, в которой проходят прослойки соединительной ткани с кровеносными сосудами, питающими сердце.

3.Сердечная мышца, образованная поперечно-полосатой мускулатурой, в которой проходят прослойки соединительной ткани с кровеносными сосудами, питающими сердце.

 

 

 

7. Коронарные сосуды

1. Артерии, оплетающие сердце вокруг и обеспечивающие его кислородом и питательными веществами.

2. Вены, оплетающие сердце вокруг и обеспечивающие его кислородом и питательными веществами.

3. Артерии, оплетающие сердце вокруг.

 

 

 

ІV. Закрепление или вторичное восприятие нового материала

 

Возьмите задание 2. Соотнесите составные части сердца и выполняемые ими функции. Найдите нарушения в сердце и к каким последствиям это приведет. 4 мин выполнение

 

Проверка

А теперь давайте создадим общий продукт ( на доске плакат сердца)

 

 Заполните таблицу «Составные части сердца». Сравните ваши начальные и конечные результаты

 

Это упражнение не только помогает изучать биологию, но и развивает интеллектуальные способности. Какие?

 

 

 

 

V. Подведение итогов урока и домашнее задание

1. Что мы делали?

     Что изучили?

 

 

2. Домашнее задание: пар. 23, выполнить подобное задание и прислать мне по адресу

doc
До підручника
Біологія 8 клас (Матяш Н.Ю., Остапченко Л.І., Пасічніченко О.М., Балан П.Г.)
Додано
25 жовтня 2018
Переглядів
562
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку