Урок БУДОВА І РОБОТА СЕРЦЯ.
Мета уроку: виявити причини високої працездатності серця на основі зв'язку будови серця з його функціями, розкрити зв'язок будови серця з його функцією;
дати поняття про серцевому циклі, причини невтомності і високої працездатності серця;
розглянути причину автоматизму серця;
розвивати аналітичні уміння
розвивати інтелектуальні здібності, логічне мислення, навички самостійної пізнавальної активності.
Сприяти формуванню культури здорового способу життя.
Тема: Сердце. Его строение и функции
Цели урока: 1. Формировать знания о строении сердца.
2. Характеризовать:
- особенности строения сердечной мышцы;
- свойства сердечной мышцы;
- факторы, влияющие на работу сердечно-сосудистой системы.
3. Находить на рисунках органы кровообращения
4. Формировать представление о регуляции работы сердечно-сосудистой
Системы
5. Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.
Задачи урока:
Базовые понятия: кровообращение, миокард, перикард, полулунные клапаны, створчатые
клапаны, предсердие, желудочек, коронарные артерии
Оборудование: мультимедийный проектор экран, дидактический материал к уроку
Тип урока: комбинированный, урок усвоения новых знаний
Форма организации: коллективная, индивидуальная
І. Организационный момент. Определение темы и задач урока.
У вас на партах имеется:
1. Учебник
2. дидактический материал – задание № 1, задание № 2
Как вы уже догадались, темой сегодняшнего урока является сердце.
Как вы считаете, обладаете ли вы достаточными знаниями о сердце, чтобы оно вам обеспечило долгую и счастливую жизнь? Да нет
Давайте все-таки определимся, что каждый из вас знает и не знает о сердце. Для этого я предлагаю вам интересное задание. Его очень легко выполнить. И это вам пригодится для сдачи выпускного экзамена и подготовки к ВНО.
Положите перед собой задание № 1. Медленно прочитаем инструкцию.
Инструкция. Определите, какие из предложенных толкований понятий являются истинными, какие – ложными, а какие – неполными. Запишите против каждого толкования понятия соответствующую букву (И, Л, Н).
Задание понятно. Время выполнения 2 мин
Как вы считаете справились вы с заданием? Были затруднения? Да нет
Тогда давайте не спеша, спокойно во всем разбираться. А в конце урока вы опять выполните это же задание и сверите с ключом ваш результат. Для того чтобы он был успешным. Давайте вместе определим цели сегодняшнего урока: (предлагайте)
ІІ. Актуализация опорных знаний, умений, навыков учащихся
Какая основная функция сердца? – перекачивание крови по сосудам.
Для того чтобы разбираться в работе сердца, давайте вспомним основные моменты темы «Кровь»
Это движение обеспечивается ритмическими сокращениями сердца, которое работает как насос, перекачивая кровь по кровеносной системе, и давлению крови.
ІІІ. Объяснение или первичное восприятие нового материала
Чтобы узнать, как работает сердце, нам необходимо разобрать (проанализировать) – анатомию сердца, т.е. его строение
Для этого я предлагаю вам самостоятельно выполнить следующую работу: читая пар. 23 на стр. 65, одновременно заполните схему «Составные части сердца» (использовать рис.63 на стр. 67). Время выполнения 5 мин
Давайте проверим
Вернемся к целям урока – что мы изучили? 1. Составные части сердца
Следующая 2. Особенности сердечной мышцы
Средний слой оболочки сердца – миокард – состоит из особой мышечной ткани, образованной поперечно-полосатой мускулатурой. В которой проходят прослойки соединительной ткани с кровеносными сосудами, питающими сердце.
Благодаря своему особым свойствам своего строения сердечная мышца имеет такие физиологические функции – возбудимость (восприятие изменений внешней и внутренней среды и ответ на них возбуждением). Возбуждение сопровождается сокращением. Возбуждение, возникшее в определенном участке сердца, распространяется благодаря проводимости сердечной мышцы. Поэтому сердце сокращается с четкой последовательностью: сначала предсердия, а потом желудочки.
В сердечной мышце находятся специальные клетки, в которых автоматически возникают ритмические импульсы. Они распространяются по сердечной мышце и задают ритм ее сокращению. Это автоматия сердца.
При распространении возбуждения по сердцу в нем возникают электрические заряды, которые можно зарегистрировать с помощью – электрокардиографа. Запись электрических токов сердца называют электрокардиограммой. (рис.64)
Что мы знаем?
Посмотрим задание № 1 на п.6
Составные части сердца и их функции
1. Перикард |
- выделяет жидкость, которая увлажняет сердце и уменьшает его трение о стенки во время сокращений; - не выделяет жидкость, которая увлажняет сердце и уменьшает его трение о стенки во время сокращений; |
2. Миокард |
- воспринимает изменение внешней и внутренней среды и отвечает на них возбуждением, которое сопровождается сокращением предсердий, а потом желудочков - не воспринимает изменение внешней и внутренней среды и отвечает на них возбуждением, которое сопровождается сокращением предсердий, а потом желудочков |
3. Двустворчатый клапан |
- обеспечивает движение крови из левого предсердия в левый желудочек - обеспечивает движение крови из левого желудочка в левое предсердие |
4. Трехстворчатый клапан |
- обеспечивает движение крови из правого предсердия в правый желудочек - обеспечивает движение крови из правого желудочка в правое предсердие |
5. Полулунные клапаны |
- не пропускают кровь назад из артерий после расслабления желудочков - пропускают кровь из артерий в желудочки |
6. Правое предсердие |
- собирает кровь из верхней и нижней полой вены |
7. Левое предсердие |
- собирает кровь из легочной вены |
8. Правый желудочек |
- выталкивает венозную кровь в легочную артерию |
9. Левый желудочек |
- выталкивает артериальную кровь в аорту |
Инструкция. Определите, какие из предложенных толкований понятий являются истинными, какие – ложными, а какие – неполными. Запишите против каждого толкования понятия соответствующую букву (И, Л, Н).
«Составные части сердца»
Понятие |
Варианты толкования понятия |
И Л Н |
И Л Н |
+/- |
1. Перикард |
1. Эластичная околосердечная сумка, которая оберегает сердце от перерастяжения во время наполнения кровью. 2. Внешняя стенка сердца, оберегающая его от перерастяжения во время наполнения кровью. 3. Эластичная околосердечная сумка.
|
|
|
|
2. Предсердия |
1. Отделы сердца, в которые кровь собирается из вен. 2. Отделы сердца, в которые кровь собирается из артерий. 3. Верхние камеры сердца, в которые кровь собирается из вен. |
|
|
|
3. Желудочки |
1. Нижние камеры сердца, из которых кровь поступает в артерии. 2. Отделы сердца, из которых кровь поступает в вены. 3. Отделы сердца, из которых кровь поступает в артерии.
|
|
|
|
4. Створчатые клапаны |
1. Складки сердца, образованные эндокардом, обеспечивающие движение крови из желудочков в аорту. 2. Складки сердца, образованные эндокардом. 3. . Складки сердца, образованные эндокардом, обеспечивающие движение крови из предсердий в желудочки. |
|
|
|
5. Полулунные клапаны |
1. Складки сердца, образованные эндокардом, обеспечивающие движение крови из предсердий в желудочки. 2. Складки сердца, образованные эндокардом. 3. . Складки сердца, образованные эндокардом, обеспечивающие движение крови из желудочков в аорту.
|
|
|
|
6. Миокард |
1. Сердечная мышца, наиболее толстый средний слой стенки сердца, образованный поперечно-полосатой мускулатурой, в которой проходят прослойки соединительной ткани с кровеносными сосудами, питающими сердце. 2.Сердечная мышца, наиболее толстый внутренний слой стенки сердца, образованный поперечно-полосатой мускулатурой, в которой проходят прослойки соединительной ткани с кровеносными сосудами, питающими сердце. 3.Сердечная мышца, образованная поперечно-полосатой мускулатурой, в которой проходят прослойки соединительной ткани с кровеносными сосудами, питающими сердце. |
|
|
|
7. Коронарные сосуды |
1. Артерии, оплетающие сердце вокруг и обеспечивающие его кислородом и питательными веществами. 2. Вены, оплетающие сердце вокруг и обеспечивающие его кислородом и питательными веществами. 3. Артерии, оплетающие сердце вокруг. |
|
|
|
ІV. Закрепление или вторичное восприятие нового материала
Возьмите задание 2. Соотнесите составные части сердца и выполняемые ими функции. Найдите нарушения в сердце и к каким последствиям это приведет. 4 мин выполнение
Проверка
А теперь давайте создадим общий продукт ( на доске плакат сердца)
Заполните таблицу «Составные части сердца». Сравните ваши начальные и конечные результаты
Это упражнение не только помогает изучать биологию, но и развивает интеллектуальные способности. Какие?
V. Подведение итогов урока и домашнее задание
1. Что мы делали?
Что изучили?
2. Домашнее задание: пар. 23, выполнить подобное задание и прислать мне по адресу