Урок русского языка. 3 класс. Данный урок соответствует министерской программе. Данная разработка была использована в еврейской школе, поэтому и имеет соответствующую тематику.
Тема: Слова, обозначающие предметы, признаки, действия, количество.
Цель: закрепить понятие о том, что обозначают изучаемые части речи; совершенствовать умение распознавать части речи по вопросам и по лексическому значению слова, работать над орфографическими умениями и навыками, развивать память, мышление; обогащать словарный запас; воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету и уважение к традициям еврейского народа
Оборудование: раздаточный материал (карточки для словарной работы, деформированные предложения), коробочки со словами для игры «Волшебная коробочка», компьютерная презентация, компьютер.
Ход урока
Дети, проверьте, есть ли у вас на парте дневник, учебник, тетрадь, ручка, линейка, карандаш. Садитесь, записывайте число и слова «Классная работа»
Начнем урок с каллиграфической минутки.
ц ∙ ци ∙ цд ∙
Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, ведем наклонную линию вниз, заворачиваем, касаясь нижней линии рабочей строки, доводим до верхней линии рабочей строки, возвращаемся по написанной линии до середины рабочей строки, заворачиваем, касаясь нижней линии рабочей строки, доводим до середины рабочей строки, останавливаемся. Ведем линию вниз, делаем небольшую петельку и доводим линию до середины рабочей строки.
При написании этой буквы помним о том, что петелька прописывается отдельно, начиная с середины рабочей строки.
В чередовании допишите эти соединения до конца строки.
Какие слова, связанные с еврейской жизнью, начинаются с этих соединений? ( цицит, цдака)
Вывешиваю картинки с изображениями этих предметов на доску.
Сегодня мы вспомним, как распределять слова по группам, опираясь на вопросы и значения слов. Такое распределение называют распределением по частям речи.
1. Собери определение
Давайте вспомним, как мы распределяем слова по частям речи. (Дети помогают дополнять определение частей речи, учитель размещает карточки на доске)
2. Распредели слова
Помогите мне распределить внизу слова (прил. 1) на группы по частям речи.
Какое отношение имеют слова «четыре» и «пять »к цициту?
Строим дом
Целый день тук да тук -
Раздается звонкий стук.
Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам.
Молоточки стучат,
Стучать кулаком о кулак.
Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).
Пальцы соединить, показать "крышу".
Вот какой хороший дом,
Сжимать-разжимать пальцы.
Как мы славно заживем.
Вращать кисти рук.
Игра «Четвертый лишний»
Детям выдаются карточки со словами. Надо вставить пропущенную букву, а потом определить, какое слово лишнее и почему (прил. 2).
к_па |
цицит |
мезуза |
ж_лтый |
вес_лится |
радуются |
н_ябрь |
гуляем |
пять |
_ктябрь |
семь |
десять |
белый |
в_сёлый |
кр_сивый |
месяц |
Запишите в тетрадь те слова, которые вы обвели.
Сейчас в упражнении 107 мы дополним нужными словами предложения и продолжим учиться определять части речи.
Дополняем три предложения. В первом предложении найдите слова, обозначающие предмет, во втором - действие, в третьем – признак.
Дети получают карточку (прил. 3) и должны составить предложение, записать его в тетрадь. Первое предложение записываем по памяти после предварительной подготовки (заглавная буква в начале предложения, слове «Тора», трудные слова проговорить по словами), второе списывают.
Торы |
евреи |
соблюдают |
законы |
цицит |
еврейские |
носят |
мальчики |
Дети встают рядом с учителем и выполняют задания.
Фруктовая загадка
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем фрукты мы считать.
Перед нами лежит груша,
Сочная, но нельзя скушать.
Слева, видим - мандарин –
Справа - яблоко лежит.
А теперь глаза закрыли,
Досчитали до пяти,
Вновь открыли, поморгали.
Каждый ученик получает «волшебную баночку» с карточками, на которых написаны разные части речи. Ученики распределяют слова по частям речи и записывают в таблицу на карточке.
Как мы находим слова, обозначающие названия предметов, признаков предметов, действия предметов (смотрят на опору на доске с вопросами).
Записать в таблицу слова так, как вы делали в игре «Волшебная банка».
Приложение 1
Приложение 2
пенал |
ученик |
надевает |
читают |
красивая |
жёлтый |
четыре |
пять |
Приложение 3
к_па |
цицит |
мезуза |
ж_лтый |
вес_лится |
радуются |
н_ябрь |
гуляем |
пять |
_ктябрь |
семь |
десять |
белый |
в_сёлый |
кр_сивый |
месяц |
к_па |
цицит |
мезуза |
ж_лтый |
вес_лится |
радуются |
н_ябрь |
гуляем |
пять |
_ктябрь |
семь |
десять |
белый |
в_сёлый |
кр_сивый |
месяц |
Приложение 4
Торы |
евреи |
соблюдают |
законы |
цицит |
еврейские |
носят |
мальчики |
Торы |
евреи |
соблюдают |
законы |
цицит |
еврейские |
носят |
мальчики |
Приложение 5
Кто? Что? |
Что делать? Что сделать? Что делает? |
Какой? Какая? Какие? |
Сколько? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 6
дом |
красный |
бегает |
три |
дым |
весёлый |
играть |
пять |
слон |
умный |
нарисовал |
восемь |
стул |
колючий |
капать |
десять |
чашка |
красивый |
падать |
девять |
Тора |
мокрый |
устал |
четыре |
свеча |
сильный |
улыбается |
шесть |
ручка |
слабый |
смотрел |
один |
Приложение 7
лист |
большой |
просыпаться |
три |
коричневый |
рисовать |
воробей |
двадцать |
карандаш |
восемь |
летать |
мягкий |
сорок |
бегать |
краски |
собака |
играть |
вкусный |
сладкий |
сто |