2 березня о 18:00Вебінар: Як казка допомагає навчати образотворчому мистецтву учнів 5-7 класів

Урок русского языка в 3 классе на тему "Правописание частицы НЕ с глаголами"

Про матеріал

Конспект урока на помощь учителю начальных классов с русским языком обучения, 3 класс.

Предмет : Русский язык

Тип урока : Комбинированный

Тема урока : Правописание частицы НЕ с глаголами

Цели :

Углублять знания учащихся о глаголе как части речи (положительный и отрицательный смысл глагола), обучать учащихся применению правила на правописание частицы не с глаголами, вырабатывать практические навыки грамотного письма.

Развивать устную и письменную речь, творческое мышление, внимание, умение рассуждать и делать выводы, логически излагать свои мысли.

Воспитывать культуру учебного труда, бережное отношение к книге, правильное поведение в школе, познавательный интерес к русскому языку, создание творческого благоприятного микроклимата в коллективе.

Перегляд файлу

Учитель :  Зеркаль  Н. В.

Предмет :  Русский  язык

Тип урока :  Комбинированный

Тема урока :  Правописание  частицы  НЕ  с  глаголами

Цели :

  1. Углублять знания учащихся о глаголе как части речи (положительный и отрицательный смысл глагола), обучать учащихся применению правила на правописание частицы не с глаголами, вырабатывать практические навыки грамотного письма.
  2. Развивать устную и письменную речь, творческое мышление, внимание, умение рассуждать и делать выводы, логически излагать свои мысли.
  3. Воспитывать культуру учебного труда, бережное отношение к книге, правильное поведение в школе, познавательный интерес к русскому языку, создание творческого благоприятного микроклимата в коллективе.

Формирование ключевых компетентностей :

  1. Умение  учиться : учить  детей  анализировать  услышанное и  увиденное , решать  практические  творческие  задания  и  творчески  применять  их  в  новых  ситуациях.
  2. Комуникативная :  участие  в  общей  беседе,   в  совместной  деятельности,  высказывание своего  мнения  по  обсуждаемым  вопросам.
  3. Социальная :  понимание  и  умение  учитывать  мнение  других  людей (возможность  существования  других  точек  зрения),  оценивать  результаты  собственной  деятельности,  совершенствовать  навыки  продуктивного  сотрудничества  в  коллективе,  воспитание  доброжелательности.
  4. Здоровьесберегающая :  умение  сохранять  духовное  здоровье

 ( свое  и  других).

  1. Общекультурная :   воспитывать  аккуратность  в  работе.

Цель  применения  ИКТ : повышение  мотивации  учащихся,  активизация  познавательной  деятельности,  оптимизация  труда  учителя.

Оборудование : учебник,  тетрадь,  презентация  к  уроку,  демонстрацион.  таблицы, карточки  для  групповой  работы, работы  в  парах,  сигнальные  карточки.

Техн. обслуживание :  телевизор,  компьютер

Форма  организации  учебной  деятельности :

Фронтальная,  индивидуальная,  групповая, в  парах.

 

                                                 Ход    урока :

 I.  Организационный  момент.

 - Ребята, повернитесь к гостям, поздоровайтесь. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните беспокойство. Вдохните свежесть весеннего солнечного утра, уверенность в своих силах, хорошее настроение. Начнем наш урок.

( СЛАЙД 1 ) .Сегодня девиз нашего урока :

« Будьте внимательны

 и у вас все получится»

- Для того, чтобы у нас все получилось, какими мы должны быть на уроке?

( Внимательными )

УПР-Е « Ожидание»

- Что вы ожидаете от урока ?

  II.  Актуализация опорных знаний.

- Ребята, какую часть речи мы изучаем ? ( Глагол)

-Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.  Ребята из группы «Знатоки русского языка» подготовили для вас вопросы:

1. Глагол является самостоятельной или служебной частью речи ?

2. Что обозначает глагол ?

3. Какие три формы времени имеет глагол ?

4. На какие вопросы отвечают глаголы  глаголы  прош., наст., буд. времени.

(  Диалог)

- Одна  детская писательница Татьяна Геннадиевна Рик в своей книге

 « Здравствуй, дядюшка Глагол!» изобразила глагол вот так :

( СЛАЙД 2 )

Он делает так много дел сразу, что кажется у него несколько рук и ног.

- Приведите примеры глагола, поставьте глагол в неопределенной форме, запишите его. Поставьте глагол в форме  ПР.  вр,  Н.вр., Буд .вр.

(  Взаимопроверка )

III .  Работа  над  темой  урока.

 

  1. Каллиграфическая минутка

 

Не  спеши  языком, торопись делом.

 

- Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

- Какие орфограммы нам известны? Подчеркните и объясните их.

- Какие орфограммы нам не известны ?

- Какую цель мы поставим перед собой на уроке ? ( научиться правильно писать НЕ с глаголами )

 

  1. Сообщение темы и задач урока.

( СЛАЙД 3)

Тема урока « Правописание частицы НЕ с глаголами»

 

  1.  Наблюдение над лексическим значением частицы НЕ. ( СЛАЙД 4)

 

  • Работа над пословицами

 

Здоровье за деньги купишь.

Кашу маслом испортишь.

Ложь человека красит.

- Согласны ли вы с этими высказываниями?

- Какие ошибки были допущены в пословицах?

- Что нужно поставить перед глаголами?

( СЛАЙД 5)

 

Здоровье за деньги ( НЕ)  купишь.

Кашу маслом  ( НЕ)  испортишь.

Ложь человека ( НЕ)  красит.

 

- Как изменился смысл глаголов, перед которыми появилась частица НЕ?

( отрицание, отрицательный смысл)

 

Вывод : Итак, мы выяснили, что частица НЕ придает глаголам отрицательный смысл.

-Теперь узнаем, как частица НЕ пишется с глаголами.

- А вы как думаете?( предположительные ответы детей)- Послушайте стихотворение поэта В. Агафонова о глаголе и частице НЕ.

 

  1. Инсценизация.

 

Глагол (1 ученик) :                 Глаголу нравится читать,

                                                  Играть, работать и мечтать!

                                                  Глаголу очень нравится

                                                  Все делать очень живо.

                                                  Частица  НЕ – красавица,

                                                  Но как она ленива!

 

Частица  НЕ (ученица) :      Я НЕ хожу, я НЕ сижу,

                                                  НЕ шью, НЕ жну и НЕ киплю,

                                                  Книг Не читаю, Не пою,

                                                  Другим  работать Не даю!

 

ИТОГ : (2 ученик) :                Глагол же, НЕ любя безделья,

                                                  С частицей пишется раздельно!

- Ребята, как пишется частица НЕ с глаголами?

 

  1. Работа по учебнику стр. 141. Работа над правилом.

Частица НЕ с глаголами пишется отдельно.

- Правописание частицы Не с глаголами – это орфограмма.

- Как  она обозначается ? ( Пробел)

(СЛАЙД 6)

Здоровье за деньги НЕ  купишь.

Кашу маслом   НЕ  испортишь.

Ложь человека НЕ  красит.

- Раскройте скобки и запишите пословицу в тетрадь:

 

1 ряд -  первую пословицу

2 ряд – вторую пословицу

3 ряд – третью пословицу

 

  1. Работа в парах. Выполнение упражнения 282, стр. 142  учебника

( Раскрыть скобки в предложениях, подчеркнуть орфограмму)

 

  1. Физкультминутка « Улитка»

 

  1. Знакомства с правилами-исключениями.

 

  1. – Надеюсь, что вы уже запомнили правописание частицы Не с глаголами. Но это правило особенное, в нем есть исключения, т.е. слова, которые не подчиняются этому правилу. Эти слова пишутся с Не слитно.

 

( СЛАЙД 7)

 

Ненавидеть

Негодовать

Неволить и др.

- Как вы думаете, почему эти глаголы пишутся с НЕ слитно? (без НЕ они не употребляются)

- Понятен ли вам смысл этих глаголов?

 

(СЛАЙД 8) 

  1.                    Словарная работа :

 ( Объяснение значений слов-исключений по словарю С. Ожегова)

-  Запишите каллиграфично слова – исключения в тетрадь,

составьте предложение с одним из слов.

( Лучше любить, чем ненавидеть.

Моему другу нездоровится.)

 

Проблемный вопрос:

- Как же нам узнать, когда  НЕ  пишется с глаголами раздельно, а когда слитно?  Предлагаю вам выстроить алгоритм рассуждения при написании частицы Не с глаголами.

- С чего начнем ?

1.  Читаем слово.

2. Если слово в русском языке употребляется без частицы НЕ, то пишем раздельно.

3.  Если слово в русском языке не употребляется без частицы Не, то пишем слитно Это эталон. ( Вывешиваем на доску)

 

                                       ДА            (глагол)                 НЕТ

 

           НЕ

 

 

 

 

 

раздельно

 

 

 слитно

 

  1.                    Работа в парах

- Составьте в парах алгоритм со словами –глаголами:

Не петь, не читать, негодовать.

 

IV.  Закрепление изученного материала.

Работа в группах.

- А сейчас мы с вами повторим правила обращения с книгой.

1 группа.

Задание. Составить и записать 4-5 предложений о том, как школьники должны пользоваться книгой.

2 группа.

Задание.  Вставить в предложения глаголы с частицей НЕ.

  1. _________________________    книгу грязными руками.
  2. _________________________    на книгу локти, когда читаете.
  3. _________________________    книгу на стол раскрытой лицом вниз.
  4. _________________________    между страницами книги карандаш.
  5. ______________________      листы книги.

Слова для справки : (не) трогайте, (не) ставьте, (не) кладите, (не) вкладывайте, (не) рвите.

3 группа.

Задание. Спишите текст, вставляя, где нужно, частицу Не.

____    перегибай книгу.

____    клади в нее карандаш или ручку.

____    загибай страницы и ___  вырывай их.

____   задерживай у себя книг из библиотеки.

4 группа.

Задание.  Соедините части пословиц о книге.

V.  Рефлексия.

- Предлагаю вам игру, которая называется « Выбери»

- Прочитайте шуточное стихотворение Ю. Вронского « Новые привычки» и выпишите глаголы с частицей не в тетрадь. Как будете писать частицу Не с глаголами ? Какую орфограмму подчеркнете ? (пробел)

VI.  Итог урока

- Вспомните тему нашего урока.

- Какую цель перед собой ставили ?Научились? Как пишется частица Не с глаголами? А какие есть слова-исключения?

Самооценка

- Оцените свою работу на уроке с помощью карточек:

Все получилось   --- красная карточка

Получилось, но не все   ---  зеленая карточка

Надо поработать  --- синяя карточка

- Что у вас получилось, над чем надо поработать?

Домашнее  задание

  •  Упр. 282 с. 142
  • Из любого текста выписать глаголы с частицей Не. Обязательно написать название текста и кто его автор.

 

 



 

 


 

 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

docx
Додано
22 квітня 2018
Переглядів
2287
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку