Тема. Разбор слова по составу
Цель : повторить и закрепить знания учащихся по теме «Состав слова».
Задачи:
Образовательная : формировать умение разбирать слова по составу,
образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок, формировать навык грамотного письма.
Развивающая:развивать память, внимание, мышление, фантазию, воображение и речь учащихся, расширять словарный запас.
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, чувство взаимопомощи и коллективизма.
Тип урока: закрепление знаний умений и навыков
Форма урока: урок-путешествие
Очеретинская ОШ
Конспект
урока русского языка
в 3 классе
«Разбор слова по составу».
Урок-путешествие в страну
Частей слова
Подготовила
и провела
учитель начальных
классов
Гренац Татьяна
Витальевна
2014 г.
Тема. Разбор слова по составу
Цель : повторить и закрепить знания учащихся по теме «Состав слова».
Задачи:
Образовательная : формировать умение разбирать слова по составу,
образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок, формировать навык грамотного письма.
Развивающая: развивать память, внимание, мышление, фантазию, воображение и речь учащихся, расширять словарный запас.
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, чувство взаимопомощи и коллективизма.
Тип урока: закрепление знаний умений и навыков
Форма урока: урок-путешествие
Оборудование : интерактивная доска, презентация PowerPoint, карточки для «живых» схем, геометрические фигурки для оценки работы групп, смайлики для рефлексии.
Ход урока:
I.Организация класса.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
слушаем внимательно!
- Приветствуем всех, кто нашёл время и сегодня пришёл к нам на урок!
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
- Ребята, урок предстоит необычный, но, думаю, он будет интересным.
«В мире много интересного ,нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело!»
-Ребята, вы любите путешествовать?
-Догадайтесь, в какое путешествие мы с вами сегодня отправимся? (Слайд №1 )
(Звучит шум морского прибоя)
- Вы правы, мы отправимся в морское путешествие. Как к любому путешествию нам надо подготовиться. Итак, начнём.
ІІ. Актуализация опорных знаний
1. Пальчиковая гимнастика.
- Запас продуктов на борту есть.Но я предлагаю еще засолить капусту. Готовы? Начинаем. (Пальчиковая гимнастика «Капуста»)
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту мнем, мнем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту трем, трем.
В баночку кладем и пробуем.
2.Каллиграфическая минутка.
- А сейчас запишем число в тетрадях, которые на сегодня превращаются в бортовые журналы.
- Морское путешествие требует особой выносливости, потренируемся переносить морскую качку и завязывать морские узлы.
-Для мы должны написать буквы Вв и выполнить некоторые задания.
Задания:
3. Словарная работа.
-Молодцы, вижу, что вы успешно справились с заданием и готовы к путешествию.
- Как называется наш корабль, вы узнаете, если в вставите правильно буквы в словах и объясните орфограммы, (Слайд)
- Орфограммы веселились и пробелы получились,
Быстро их восстановите, буквы правильно впишите.
Проверка по слайду. ( Бригантина)
- Предлагаю провести путешествие под девизом «Только смелым покоряются моря»
III.Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.
- Конечно же, вам не терпится узнать, куда мы отправимся. Узнаете вы это из волшебного облака.
( Слайд « Страна Частей слова» )
- Мы отправимся в страну Частей слова.
- Как вы думаете, что мы будем делать, путешествуя по этой стране? (Разбирать слова по составу, образовывать новые слова при помощи суффикса и приставки)
IV.Повторение и закрепление основных знаний, умений и навыков
1. Мозговой штурм (Разминка для ума)
- Перед отправкой проверим готовность нашего судна , а заодно проверим себя.
– А поможет нам «Разминка для ума».
Отвечайте хором, быстро.
- Какое слово получилось в домашнем задании? (Рассказчик)
- Общая часть родственных слов это … (корень)
- Как найти в слове корень? (Подобрать родственные слова).
- Какие слова называются родственными? (это слова, которые имеют один корень и близкие по значению).
- какой корень в слове подсказка? (сказ)
- часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов это… (приставка)
- Какая приставка в слове рассвет? (Рас-)
- Какой сейчас месяц?
- часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов это… (суффикс)
- Какой суффикс вы выделили в слове лётчик?(-чик)
- изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении называется…(окончание)
- часть слова без окончания называется…(Основа)
- Молодцы! Проверили себя и готовность судна.
Если вы не против, я буду вашим капитаном. Согласны?
2.Выбор боцманов в группах
- Тогда вы будете матросами. Но одной мне не справиться. Надо выбрать в каждой группе боцмана.
Боцман – это должность младшего командного состава экипажа судна, непосредственный начальник палубной команды. Это помощник капитана. Он отвечает за порядок на корабле, чтобы работа хорошо продвигалась. На крупных военных кораблях может быть несколько боцманов.
(Выбор боцманов в группах)
- Курс на Страну Частей слова. Поднять якорь! ( Слайд)
3. Упражнения на отработку навыка находить в слове корень, подбирать однокоренные слова.
Якорь поднят, но что-то мешает нашему кораблю, он не может сдвинуться.
( С помощью сотового телефона имитировать звонок)
- Из машинного отделения поступило сообщение « На борту лишний груз».
Задание: Выбросить лишний груз за борт и записать однокоренные слова.
Выделить корень слова.
- Курс на остров Корень!
- Здесь нас ждёт ещё одно задание:
Подберите как можно больше однокоренных слов, запишите их, выделите корень.
1 группа 2 группа 3 группа
вода свет море
Проверка.
- Какую часть слова называют корнем?
- Как в слове определить корень?
Оценка групп
- Мы покидаем остров Корень и плывём дальше.
4.Упражнения на отработку навыка образовывать слова при помощи приставки, находить в словах приставки и окончания.
Причаливаем к острову Приставки. ( Звонок)
- Однако радист сообщает, что на борт поступила радиограмма.
Из-за помех и сильной качки некоторые буквы потерялись.
Задание: восстановите текст.
..летел ветер. На рыбацком судне ..рвал паруса. Рыбак.. нуждаются в помощи. Спасите рыбак…( Слайд )
- Какие части слова вставляли?(Приставку и окончание)
- Что такое окончание?
- Как в слове найти окончание?
- Молодцы! Справились отлично.
Теперь надо спешить на помощь рыбакам. Отправляем 3 шлюпки. ( Слайд )
Каждый ряд получает лодочки из бумаги со словом.
Задание: Используя подходящие по смыслу приставки, образуйте новые слова от слов:
1 группа 2 группа 3 группа
ходить – писать – ехать -
Проверка по группам
Оценка групп
- Какую часть слова называют приставкой?
Местные жители острова Приставки предлагают нам отдохнуть.
Физкультминутка.
Разминку закончили.
5.Упражнения на отработку навыка образовывать слова при помощи суффикса.
- Продолжим путь. Плывём к острову Суффиксы.
- На этом острове живут Гном и Великан. Они постоянно ссорятся потому, что не могут поделить между собой некоторые предметы. Давайте поможем им.
Превратите предметы для гнома в маленькие, а для великана в большие.
Слова: нос, стол, дом.
Проверка
Оценка работы групп
- Какую часть слова называют суффиксом?
6.Разбор слов по составу.
- И последнее задание от всех жителей страны Частей слова.
- Но прежде чем приступить к выполнению этого задания, мы должны вспомнить порядок разбора слова по составу. Кто расскажет в какой последовательности надо выполнять разбор слова по составу?
Помни, при разборе слова
Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.
Задание: Разобрать слова по составу и сделать «живую» схему одного из них.
1 группа – кошка, пришкольный, настольный.
2 группа – горка, переходник, морской.
3 группа – лесной, записка, горный.
Проверка
Оценка работы групп
- Вот и заканчивается наше путешествие по стране Частей слова.
Тест «Состав слова».(Слайд)
Чтобы благополучно вернуться домой нам необходимо пройти тест «Состав слова».(Слайд)
Проверка
Оценка работы групп
- Если вы правильно ответили на все вопросы, то получили слово ЗНАТОКИ.
V. Итог урока
- Понравился вам урок?
- В гостях у каких частей слова мы побывали?
- Какую часть слова называют корнем?
- Какую часть слова называют приставкой?
- Какую часть слова называют суффиксом?
- Какую часть слова называют окончанием?
- Что такое основа слова?
- А теперь оцените свою работу на уроке.
На экране слова:
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё-таки учиться!
Дети показывают смайлики, которые им больше подходят к окончанию урока).
Оценивание работы групп (Оценивают боцманы)
Оценивание учащихся учителем.
Учитель: Я благодарю вас за успешную работу на уроке. Предлагаю вам подарить улыбку друг другу.
- Молодцы, ребята!
VI. Домашнее задание
По выбору:
1) Упражнение 168
2) Сочинить сказку о частях слова.
Дополнительные упражнения.
1) Как большой дом превратить в маленький? (добавить суффикс –ик-)
2) Как из маленького хвостика сделать большой? ( отнять суффикс –ик-) 3) Можно ли превратить рыбу в человека?( добавить суффиксы –а- и -к-) 4) Можно ли из одного стола построить комнату? (добавить суффикс –ов- и окончание –ая)
5) Что нужно отнять у лесника, чтобы получилась роща? (отнять суффикс –ник-)