Урок русского языка на тему:"Разделительный мягкий знак"

Про матеріал

К концу урока дети должны знать правила написания разделительного ь, отличительные особенности мягкого знака – показателя мягкости предшествующего согласного и разделительного мягкого знака; уметь грамотно писать слова с разделительным ь;– исследовать проблему и вывести правило написания разделительного мягкого знака.

Перегляд файлу

Урок русского языка

 

 

 

Тема: Разделительный мягкий знак

Цель:

– к концу урока дети должны знать правила написания разделительного ь, отличительные особенности мягкого знака – показателя мягкости предшествующего согласного и разделительного мягкого знака; уметь грамотно писать слова с разделительным ь;

– исследовать проблему и вывести правило написания разделительного мягкого знака;

– создавать условия для формирования самостоятельности учащихся в осуществлении контрольно-оценочной деятельности.

 

Ход урока

1. Организационный момент

На доске сделана запись:

Мои ожидания

  • Новых знаний
  • Взаимопонимания
  • Дружбы
  • Похвалы

– Отметьте с помощью карточек свои ожидания от урока.

– В течение урока результат своей работы вы будете оценивать на цветке (у каждого на парте свой цветок, образец заполнения указан на доске.)

Красным цветом – У меня все получается, я молодец.

Желтым – Хорошо, но надо еще потрудиться.

Синим – Было трудно, надо подтянуться.

2. Актуализация знаний

 Прочитайте предложение на карточках, поставьте знак ударения в словах. Поставьте точки под безударными гласными, которые произносятся не так, как пишутся.

На снегу четко выделялись следы маленького зверька.

– На какое правило эти орфограммы? Как надо их проверять?

3.  Постановка проблемы

«Друз…я, учен…е нас объединяет!»

– Эти слова будут сегодня девизом нашего урока, но возникла проблема: пропущены буквы. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор. Что вызвало затруднения?

– Что вы знаете о букве Ь? Запишите соединения и слова с этой буквой.

ья ье  ьё  ью  ьи 

лисьи вьюга воробьи метель

– Какое слово лишнее? Почему?

– Отметьте на лепестке цветка свой результат выполнения задания.

4.  Определение темы исследования

– Прочитайте стихотворение. Какие буквы пропущены?

Вороб…и, жил..е, руч…и,

Лист…я, крыл…я, стул…я, ч…и,

Кол…я, пер…я и сем…я,

В…юга, осен…ю, друз…я.

В. Волина

– Подумайте, над чем нам предстоит работать, и сообщите тему урока. (Употребление разделительного мягкого знака)

– На какой вопрос мы будем искать ответ на уроке? (Когда в словах употребляется разделительный мягкий знак?)

– Для решения задач нашего урока я предлагаю провести исследование. Что станет объектом нашего исследования? (Слова с мягким знаком)

– Какие методы мы будем использовать? (Наблюдение, сравнение)

Выдвижение гипотезы

– Как вы предполагаете, для чего в словах пишется разделительный ь?

Гипотеза учащихся: Разделительный мягкий знак употребляется для разделения звуков в словах.

– Сейчас мы станем юными учеными. Мы попробуем сформулировать правило самостоятельно и ответить на главный вопрос нашего урока: когда в словах пишется разделительный мягкий знак. А помогут нам  план, рабочие листы со словами для наблюдения, «подсказка» вывода.

5. «Открытие» нового знания

План исследования

1. Прочитайте слова.

 

I группа

       [й’а]

обезьяна

  [й’у]

вьюга

      [й’а]

судья

 [й’о]

льется

        [й’и]

соловьиный

 

II группа

  [й’у]

пью

         [й’а]

колосья

      [й’и]

ручьи

        [й’э]

счастье

    [й’о]

белье

 

  1. Сравните звуковые и буквенные записи.

3. Выявите, после каких букв пишется мягкий знак?

4. Перед какой буквой пишется ь?

5. Какой «лишний» звук рождается в слове с появлением ь? На что указывает ь?

  1. Какую работу он выполняет?
  2. Сделайте вывод.

 

Вывод

______________ мягкий знак (ь) в словах пишется после _______________ и перед _____________________, если в этих словах слышится звук [ __ ].

 

6. Вывод по результатам исследования

Отчет групп о выполнении задания по плану.

Чтение правила по учебнику.

Ответ на проблему урока.

           Я

Ю        Ь     И

        Е      Ё

– Подтвердилась ли гипотеза?

– Когда в словах надо писать разделительный мягкий знак?

(Вывешивается опорная схема)

– Оцените свою работу в составе группы.

Физкультминутка

Игра «Чуткий слух».

– Если в слове есть разделительный ь, хлопайте в ладоши. Если ь, который обозначает мягкость согласного, – приседайте:

Листья, пень, счастье, здоровье, пьет, коньки, льет, вьет, деревья, воробьи, стулья, лень, жилье, ручьи, обезьяна.

Самооценка на оценочном листе.

7. Применение новых знаний в учебной деятельности

– Воспользуемся новыми знаниями и выполним задание.

Измените слова по образцу, запишите, подчеркните буквы, стоящие перед разделительным мягким знаком и после:

крыло – крылья                       шить – шьют

стул –                                      лить –

друг –                                        вить –

прут –                                       пить –

Вывод: Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными е, ё, я, ю, и, если слышится звук [й].

Взаимопроверка, самооценка.

Работа по развитию речи.

Беседа о птицах зимой. Чтение стихотворения:

Вороб…и в окошко тук,

Я для них надежный друг.

Насыпаю им зерна,

Хлебных крошек тоже.

И клюют они с утра

В лютые морозы.

– Чему учит нас это стихотворение? Объясните написание слова воробьи.

Устно составьте предложение о жизни воробьев зимой с любым словосочетанием. Спишите только те слова, где есть разделительный ь.

Взаимопроверка, самооценка.

Самостоятельная работа (карточки с заданиями разного уровня сложности)

Карточка № 1

Выпишите слова с разделительным ь:

Платье, пальто, гостья, хлопья, больница, питье, коньки, крылья, зверьки, вьюга, белье, угольки, мальчик, шитье, сколько, васильки.

Подчеркните гласные, которые следуют за мягким знаком. Перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак?

Карточка № 2

Заполните кроссворд:

1.

В

 

 

 

 

 

 

 

2.

У

 

 

 

 

 

 

 

3.

С

 

 

 

 

 

 

 

4.

О

 

 

 

 

 

 

 

5.

В

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Снежная буря. (Вьюга)

2. Домики для пчел. (Улья)

3. Мать, отец, дети. (Семья)

4. Животное. (Обезьяна)

5. Ягоды, сваренные в сахаре. (Варенье)

Карточка № 3

Из данных слов образуйте словосочетания

Следы, заяц              (заячьи следы)

хитрость, лиса         (лисья хитрость)

пасть, волк               (волчья пасть)

голоса, птицы          (птичьи голоса)

Проверка словосочетаний. Самооценка.

  1. Подведение итогов урока

Самооценка учащимися собственной деятельности

– Кем вы сегодня были на уроке? (Исследователями).

– Какую проблему исследовали на уроке?

– Какой вывод сделали?

– Чем был интересен урок-исследование?

– На что теперь будете обращать внимание?

(Чтобы стать настоящим исследователем необходимо быть грамотным.)

– Так как вы сегодня были исследователями, оцените свои открытия. Какой вклад внесли в работу группы? Оцените свою работу на уроке.

– Вернитесь к листку «Мои ожидания». Оправдались они? (Ответы детей)

9. Домашнее задание

составить 3 предложения со словами, в которых есть разделительный ь.

1

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 5
Оцінки та відгуки
  1. Банщикова Аліна
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
  2. Посохова Надія
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
  3.  Tatyana
    Дуже добре
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
  4. Усик Виктор
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
  5. Коваленко Саша
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
Показати ще 2 відгука
docx
Додано
25 березня 2018
Переглядів
2848
Оцінка розробки
5.0 (5 відгуків)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку