К концу урока дети должны знать правила написания разделительного ь, отличительные особенности мягкого знака – показателя мягкости предшествующего согласного и разделительного мягкого знака; уметь грамотно писать слова с разделительным ь;– исследовать проблему и вывести правило написания разделительного мягкого знака.
Урок русского языка
Тема: Разделительный мягкий знак
Цель:
– к концу урока дети должны знать правила написания разделительного ь, отличительные особенности мягкого знака – показателя мягкости предшествующего согласного и разделительного мягкого знака; уметь грамотно писать слова с разделительным ь;
– исследовать проблему и вывести правило написания разделительного мягкого знака;
– создавать условия для формирования самостоятельности учащихся в осуществлении контрольно-оценочной деятельности.
Ход урока
1. Организационный момент
На доске сделана запись:
Мои ожидания
– Отметьте с помощью карточек свои ожидания от урока.
– В течение урока результат своей работы вы будете оценивать на цветке (у каждого на парте свой цветок, образец заполнения указан на доске.)
Красным цветом – У меня все получается, я молодец.
Желтым – Хорошо, но надо еще потрудиться.
Синим – Было трудно, надо подтянуться.
2. Актуализация знаний
– Прочитайте предложение на карточках, поставьте знак ударения в словах. Поставьте точки под безударными гласными, которые произносятся не так, как пишутся.
На снегу четко выделялись следы маленького зверька.
– На какое правило эти орфограммы? Как надо их проверять?
3. Постановка проблемы
«Друз…я, учен…е нас объединяет!»
– Эти слова будут сегодня девизом нашего урока, но возникла проблема: пропущены буквы. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор. Что вызвало затруднения?
– Что вы знаете о букве Ь? Запишите соединения и слова с этой буквой.
ья ье ьё ью ьи
лисьи вьюга воробьи метель
– Какое слово лишнее? Почему?
– Отметьте на лепестке цветка свой результат выполнения задания.
4. Определение темы исследования
– Прочитайте стихотворение. Какие буквы пропущены?
Вороб…и, жил..е, руч…и,
Лист…я, крыл…я, стул…я, ч…и,
Кол…я, пер…я и сем…я,
В…юга, осен…ю, друз…я.
В. Волина
– Подумайте, над чем нам предстоит работать, и сообщите тему урока. (Употребление разделительного мягкого знака)
– На какой вопрос мы будем искать ответ на уроке? (Когда в словах употребляется разделительный мягкий знак?)
– Для решения задач нашего урока я предлагаю провести исследование. Что станет объектом нашего исследования? (Слова с мягким знаком)
– Какие методы мы будем использовать? (Наблюдение, сравнение)
Выдвижение гипотезы
– Как вы предполагаете, для чего в словах пишется разделительный ь?
Гипотеза учащихся: Разделительный мягкий знак употребляется для разделения звуков в словах.
– Сейчас мы станем юными учеными. Мы попробуем сформулировать правило самостоятельно и ответить на главный вопрос нашего урока: когда в словах пишется разделительный мягкий знак. А помогут нам план, рабочие листы со словами для наблюдения, «подсказка» вывода.
5. «Открытие» нового знания
План исследования
1. Прочитайте слова.
I группа [й’а] обезьяна [й’у] вьюга [й’а] судья [й’о] льется [й’и] соловьиный
|
II группа [й’у] пью [й’а] колосья [й’и] ручьи [й’э] счастье [й’о] белье |
3. Выявите, после каких букв пишется мягкий знак?
4. Перед какой буквой пишется ь?
5. Какой «лишний» звук рождается в слове с появлением ь? На что указывает ь?
Вывод
______________ мягкий знак (ь) в словах пишется после _______________ и перед _____________________, если в этих словах слышится звук [ __ ].
6. Вывод по результатам исследования
Отчет групп о выполнении задания по плану.
Чтение правила по учебнику.
Ответ на проблему урока.
Я Ю Ь И Е Ё |
– Подтвердилась ли гипотеза?
– Когда в словах надо писать разделительный мягкий знак?
(Вывешивается опорная схема)
– Оцените свою работу в составе группы.
Физкультминутка
Игра «Чуткий слух».
– Если в слове есть разделительный ь, хлопайте в ладоши. Если ь, который обозначает мягкость согласного, – приседайте:
Листья, пень, счастье, здоровье, пьет, коньки, льет, вьет, деревья, воробьи, стулья, лень, жилье, ручьи, обезьяна.
Самооценка на оценочном листе.
7. Применение новых знаний в учебной деятельности
– Воспользуемся новыми знаниями и выполним задание.
Измените слова по образцу, запишите, подчеркните буквы, стоящие перед разделительным мягким знаком и после:
крыло – крылья шить – шьют
стул – лить –
друг – вить –
прут – пить –
Вывод: Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными е, ё, я, ю, и, если слышится звук [й].
Взаимопроверка, самооценка.
Работа по развитию речи.
Беседа о птицах зимой. Чтение стихотворения:
Вороб…и в окошко тук,
Я для них надежный друг.
Насыпаю им зерна,
Хлебных крошек тоже.
И клюют они с утра
В лютые морозы.
– Чему учит нас это стихотворение? Объясните написание слова воробьи.
Устно составьте предложение о жизни воробьев зимой с любым словосочетанием. Спишите только те слова, где есть разделительный ь.
Взаимопроверка, самооценка.
Самостоятельная работа (карточки с заданиями разного уровня сложности)
Карточка № 1
Выпишите слова с разделительным ь:
Платье, пальто, гостья, хлопья, больница, питье, коньки, крылья, зверьки, вьюга, белье, угольки, мальчик, шитье, сколько, васильки.
Подчеркните гласные, которые следуют за мягким знаком. Перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак?
Карточка № 2
Заполните кроссворд:
1. |
В |
|
|
|
|
|
|
|
2. |
У |
|
|
|
|
|
|
|
3. |
С |
|
|
|
|
|
|
|
4. |
О |
|
|
|
|
|
|
|
5. |
В |
|
|
|
|
|
|
|
1. Снежная буря. (Вьюга)
2. Домики для пчел. (Улья)
3. Мать, отец, дети. (Семья)
4. Животное. (Обезьяна)
5. Ягоды, сваренные в сахаре. (Варенье)
Карточка № 3
Из данных слов образуйте словосочетания
Следы, заяц (заячьи следы)
хитрость, лиса (лисья хитрость)
пасть, волк (волчья пасть)
голоса, птицы (птичьи голоса)
Проверка словосочетаний. Самооценка.
Самооценка учащимися собственной деятельности
– Кем вы сегодня были на уроке? (Исследователями).
– Какую проблему исследовали на уроке?
– Какой вывод сделали?
– Чем был интересен урок-исследование?
– На что теперь будете обращать внимание?
(Чтобы стать настоящим исследователем необходимо быть грамотным.)
– Так как вы сегодня были исследователями, оцените свои открытия. Какой вклад внесли в работу группы? Оцените свою работу на уроке.
– Вернитесь к листку «Мои ожидания». Оправдались они? (Ответы детей)
9. Домашнее задание
составить 3 предложения со словами, в которых есть разделительный ь.
1