Урок разработала и провела учитель русского языка и литературы МОУ «Школа №39 г. Донецка» Урванова Светлана Николаевна.
Применяемые технологии: ИКТ, «Игровые технологии», “Развитие критического мышления через чтение и письмо”.
Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:
Цели урока:
1. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.
2. Развивать умения учащихся
- самостоятельно определять свои знания — незнания по изучаемой теме;
- работать в парах;
- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
- систематизировать материал в кластер.
3. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.
Тип урока: Вводный (изучение нового материала).
Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке; групповая работа; прием “мозгового штурма”; составление кластера.
- Свой урок мы начнём как обычно с артикуляционной гимнастики: упражнение КАЧЕЛИ.
Сегодня мы должны подготовиться к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, желтая, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Спасибо!"
I. Стадия вызова — целеполагание
I) Для начала давайте отгадаем загадки:
Ребята, какая часть речи помогла отгадать нам эту загадку?
Отгадайте кто это?
А здесь, слова какой части речи помогли узнать предметы? Почему? (Прилагательные)
Сформулируйте и запишите самостоятельно тему урока.
Опираясь на тему урока, поставьте перед собой цель
Вспомните все, что вы знали раньше о прилагательном. Какие части речи появились раньше прилагательного? Почему?
II. Смысловая стадия
1. Индивидуальная работа учащихся с текстом, в котором содержится правильная информация. Маркировка текста используется для того, чтобы ученик узнал новое и отказался от неправильной информации. Маркировка текста производится с помощью специальных знаков:
“ ! ” — Я это знал.
“ + ” — Новое для меня.
“?” — Вопрос.
Информационный текст
Имя прилагательное – часть речи, отвечающая на вопросы: какой, какая, какие.
Имя прилагательное обозначает признак предмета.
Чаще всего имя прилагательное встречается в тексте-описании.
Оно даёт нам представление о том, как предмет выглядит по форме, цвету, вкусу, запаху.
Также прилагательное передает отношение говорящего к предмету разговора, характеризуя его.
Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.
Начальная форма имени прилагательного- форма именительного падежа единственного числа мужского рода.
Окончание имени прилагательного можно узнать по существительному, от которого оно зависит. Нужно только задать вопрос.
Красив ого как ого ?сада
Больш ому как ому ? дому
В предложении прилагательное играет роль второстепенного члена предложения.
Лёгкий и чистый воздух проникал в каждую клеточку.
Чтобы максимально полно передать картинку, выраженную прилагательным, используют эпитеты. (красочные определения, употребленные в переносном значении).
Давайте вспомним всё, что мы знаем об имени прилагательном.
(Работа в парах)
Вопросы:
I группа
1. На какие вопросы отвечает прилагательное?
2. Что обозначает прилагательное как часть речи?
3. Какие морфологические признаки имеет прилагательное?
II группа
4. Как изменяется имя прилагательное?
5. Каким членом предложения обычно бывает?
6. С какой частью речи чаще всего связано имя прилагательное?
Физкультминутка.
Руки кверху поднимаем
А потом их опускаем.
А потом их развернём
И к себе скорей прижмём.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей!
Верно-неверно:
Верно ли, что прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак действия?
Верно ли, что прилагательное изменяется только по родам и числам?
Верно ли, что прилагательное играет роль второстепенного члена предложения?
Составление кластера.
III. Практические задания:
По моему хотению определите род прилагательных. Поднимайте карточку – мужской, женский или средний род.
Одинокий бег
белая равнина
пухлой пеленою
в красном кушаке
разгульная метель
радостный народ.
А теперь усложним задачу:
Чудное
весёлый
бурною
дворовый
удалая
1 группа
Составьте словосочетания с прилагательными. Род можно менять.
Грустный – грустный взгляд, грустное настроение;
известный – ...
опасный – ...
ненастный – ...
областной – ...
2 группа
Работа с деформированным текстом.
Используя данные слова, составьте предложения об осеннем изменении в неживой природе. Расположите предложения так, чтобы получился текст.
2.ПРИШЛА ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ. 3.ЗЕМЛЯ ПОКРЫЛАСЬ ПУШИСТЫМ КОВРОМ ИЗ ЛИСТЬЕВ. 1.ПОСЛЕДНИЕ ЛУЧИ ОСЕННЕГО СОЛНЦА ПОЧТИ НЕ ГРЕЮТ.
Игра «Подари предмету признак»
1 группа – ночь
2 группа – зима.
Игра «Скажи соседу комплимент»
IV. Рефлексия
Написать отзывы об уроке в стикерах прилагательными и приклеить к листу.
Урок был . . .
V. Домашнее задание. Выполнить упражнение 105 стр. 49
VI. Оценивание