Урок русского языка в 6 классе «Правописание НЕ с существительными». Мультимедийная презентация (слайды).
Изучение условий слитного и раздельного написания НЕ с существительными и их применение.
Цели урока:1) развивать коммуникативные умения, а именно: формулировать вопрос и давать ответ на грамматическую тему; осуществлять речевое взаимодействие в мобильной группе; создавать собственные тексты на заданную тему; активно слушать художественную речь;2) формировать лингвистическую и языковую компетенцию: знать правило о правописании не с существительным; 3) воспитывать бережное отношение к слову как духовной ценности народа.2
. Орфоэпическая разминка: Чу, звон. Ят, родничк. И, гром, погром. Ыхивает, что, ляг. Ухи, в кан. Аве.- Чу, бубенцы на дороге звонят!- Это не бубенцы!- Чу, роднички в овраге побулькивают!- Это не роднички!- Чу, дальний гром погромыхивает за лесом!- Это не гром!- Да что же это такое?- Это мы, лягухи, в канаве урчим! 4
Задание: распределить существительные в три столбика: 1- 1-ое скл., 2- 2-ое скл., 3- 3-ое скл. Батарея, коридор, ель, ёлочка, лекция, время, приключение, роскошь, окошко, конь, путь, аллея, санаторий, сон, радость, метро, дядя, живописец, радость, дедушка, Россия, знамя, сказка, пальто, радио.-назовите несклоняемые существительные. 6
. Побывал я однажды в стране,Где исчезла частица «НЕ». Посмотрел я вокруг с доумением: Что за лепое положение?Но кругом было тихо-тихо,И во всем была разбериха. И на взрачной клумбе у будки. Голубые цвели забудки. И погода стояла настная,И гуляла собака счастная. И, виляя хвостом уклюже,Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха. Шел умытый, причесанный ряха. А за ряхой по травке свежей. Шел несуразный дотепа и вежа. И навстречу всем утром рано. Улыбалась Царевна Смеяна…Очень жаль, что только во сне. Есть страна без частицы «НЕ». Выпишите из текста слова, которые без не- не употребляются, «вернув» им не-.
Задание в тестовой форме. Тест 1. Не- с сущ. пишется слитно.1 Наша Маша (не)ряха.2 Говори правду, а (не)ложь.3 Полил (не)дождь, а речной поток. Тест2. Не- с существительными пишется раздельно.1 На клумбе растут голубые (не)забудки.2 Владимир кипел от (не)годования.3 Друзья познаются в (не)счастье.4 (Не)девица, а в зеркало глядится. Тест3. Не- с существительными пишется раздельно.1 Ученье – свет, а (не)ученье – тьма.2 Сей в (не)настье, а убирай в ведро.3 Охота пуще (не)воли.4 (Не)работа сушит, а забота. 24