Урок з російської мови (6 клас)
«Типы склонения существительных. Падежи имен существительных»
Тема: Типы склонения имен существительных. Падежи имен существительных.
Цели: углубить знания учащихся о типах склонения имен существительных- постоянном признаке этой части речи; вырабатывать навыки правильного написания падежных окончаний; дать определение понятиям: прямой падеж, косвенные падежи.
Урок з російської мови (6 клас)
«Типы склонения существительных. Падежи имен существительных»
Підготувала
Кузнецова М.В.
вчитель російської мови
та світової літератури
НВК № 2
Покровської міської ради
спеціаліст І категорії
Тема: Типы склонения имен существительных. Падежи имен существительных.
Цели: углубить знания учащихся о типах склонения имен существительных- постоянном признаке этой части речи; вырабатывать навыки правильного написания падежных окончаний; дать определение понятиям: прямой падеж, косвенные падежи.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: учебник, учебные тексты, карточки с индивидуальным заданиями, мультимедийная презентация, памятки.
Ход урока
І. объяснения темы и цели урока
ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся
Работа над самообразовательной деятельностью учащихся: составление памятки «Имя существительное» (индивидуальные задания)
Вопросы
Определить род имен существительных, распределяя в три колонки по родам : м.р. , ж.р. и с.р.
Картофель, пальто, трамвай, ведерко, рояль, полотенце, пюре, кино, туфля, заря, фамилия, какао, тюль, врач, метро, мощь, овощ, дочь, шалаш, гость, самбо.
ІІІ. Работа над темой урока
Объяснение нового материала
Один и тот же падеж у разных имен существительных бывает выражен разными окончаниями. Если сравнить винительный падеж у существительных доска, альбом, степь, то мы получим соответственно: доску, альбом, степь. В двух словах – нулевое окончание. В творительном: доской, альбомом, степью. Подобные различия наблюдаются и в других падежах. Разряды имен существительных, имеющие одинаковые падежные окончания, называют типами склонения. Например, слова доска, стрела, юноша, дядя относятся к одному склонению; слова степь, мышь, свежесть- к третьему. Склонение – это постоянный признак имени существительного.
Падежные вопросы |
Единственное число |
||
І склонение |
ІІ склонение |
ІІІ склонение |
|
Ж.р. М.р |
М.р ср.р |
Ж.р. |
|
И.п. кто? что? |
Яблоня -я юноша Карта -а |
апрель поле -е дар окно -о |
степь мышь |
Р.п. кого? чего? |
яблони -и юноши Карты -ы |
апреля -Я поля дара -а окну |
степи -И мыши |
Д.п. кому? чему? |
яблоне -е юноше карте |
апрелю -Ю полю дару -У окну |
степи -И мыши |
В.п. кого? что? |
яблоню -У юношу карту -Ю |
апрель поле –е дар окно -О |
степь мышь |
Т.п. кем? чем? |
яблоней -ей юношей картой -ой |
апрелем -ем полем даром -ом окном |
степью -Ю мышью |
П.п. о ком? о чем? |
(о) яблоне -е (о) юноше (о) карте |
(об) апреле -е поле (о) даре окне |
(о) степи -И (о) мыши |
Внимательно рассмотрите карточку с таблицей «Три склонения существительных». Ответе на вопросы.
- Какие существительные относятся к первому склонению?
Приведите собственные примеры.
- Какие существительные относятся ко второму склонению? Приведите собственные примеры.
- Какие существительные относятся к третьему склонению? Приведите собственные примеры.
- Расскажите о правописании мягкого знака после шипящих в существительных второго и третьего склонения.
Прочитайте записанный на доске текст. Укажите падеж существительного арбуз. Сравнить падежные окончания по таблице.
Вырос арбуз. Он огромный и сладкий.
Скоро арбуз не стало на грядке.
Папа взволнован, расстроен, чудак,
В поисках плода залез на чердак.
Надо б арбузу еще подрасти,
Я же решил свой арбуз унести.
Стану арбузом друзей угощать,
Как я его охранял, вспоминать.
Вот на арбузе уселась пчела-
Стала от сока она весела.
І вариант
Выписать имена существительные в единственном числе по склонениям. Определить падеж, выделить окончания (использовать таблицу).
ІІ вариант
Выписать имена существительные во множественном числе. Определить падеж, склонение и род (поставив в единственное число), выделить окончания.
Попугай не дружил с бегемотом,
с черепахой, слоном, кашалотом,
с обезьянкой Мими, куланом,
а дружил лишь с одним чемоданом.
В чемодане лежали вещицы,
без которых житья нету птице:
лоскуток, горсть зерна, два банана,
прошлогоднее перья, панама,
ворох тряпочек, разных бумажек,
и осколочек зеркальца даже;
лапка мухи, засохший кузнечик,
и заклепки для конских уздечек.
Это мелочью он обзавелся,
а с друзьями давно разошелся.
Страница 57-59
Упражнение 144, стр. 159.
Падеж – словоизменительная категория имен существительных, выражающих отношение обозначаемого существительного существительным предмета к другим предметам, действия, явлениям, признакам.
Именительный падеж называется прямым падежом, он никогда не употребляется с предлогом. Остальные падежи называются косвенными, у каждого падежа есть свой набор предлогов. Если все косвенные падежи могут либо иметь предлог, либо не иметь, то предложный падеж никогда без предлога не выступает.
8.Ознакомление с карточкой «Падежи имени существительного»
(Карточки лежат на партах перед каждым учащимся)
9.Задание на закрепление.
Запишите в тетрадь пословицы. Определите, в каком падеже стоят выделенные существительные.
Весенний день год кормит. Маленькая течь может привести к гибели большой корабль. Умелый воин в бою не дрогнет. Солдат без командира, что бочка без обруча.
10.Задания по вариантам.
І вариант
Вставьте в необходимых местах мягкий знак, обращая внимание на склонение существительных.
Ноч…, решение задач…, помощ…, этаж…, радость встреч…, программа передач…, капли с крыш…, этаж…, малыш…, луч… .
ІІ вариант
Определите склонение существительных, вставьте, где необходимо мягкий знак. Стремя словосочетаниями составьте предложение.
Идти через рож…, сухой камыш…, ровно в полноч…,сторож… у ворот, полевая мыш…, обилие рощ…, громада туч….
ІІІ вариант
Правильно запишите окончания существительных, учитывая их склонение и падеж.
На знамен…, на ветк… черемух…, о решительност…, к гореч…, по истори…., на лужайк…, к молодеж…, в пламен…, к свобод….
ІV. Закрепление изученного материала
Вопросы к учащимся.
V. Домашнее задание
VІ. Тест «На закуску»
1) Укажите имя существительное
а) трудиться; б) трудовой;
в) трудоголик ; г) трудно.
2) Укажите имена собственные
а) Аленка(имя); б) «Аленка»(шоколад);
в) воробей ; г) одессит.
3) Укажите одушевленные имена существительные
а) дерево; б) собака;
в) человек; г) общество.
4) Какого признака нет у имени существительного?
а) Рода; б) времени;
в) падежа; г) склонение.
5) Выберите существительное общего рода:
а) народ; б) молодежь;
б) симпатяга; г) бумага.
6) Какое существительное имеет форму только единственного числа?
а) молоко; б) пирожное ;
в) крупа ; г) макароны.