Урок з російської мови (6 клас) «Типы склонения существительных. Падежи имен существительных»

Про матеріал

Урок з російської мови (6 клас)

«Типы склонения существительных. Падежи имен существительных»

Тема: Типы склонения имен существительных. Падежи имен существительных.

Цели: углубить знания учащихся о типах склонения имен существительных- постоянном признаке этой части речи; вырабатывать навыки правильного написания падежных окончаний; дать определение понятиям: прямой падеж, косвенные падежи.

Перегляд файлу

 Урок з російської мови (6 клас)

«Типы склонения существительных. Падежи имен существительных»

 

Підготувала

Кузнецова М.В.

вчитель російської мови

та світової літератури

НВК № 2

Покровської міської ради

спеціаліст І  категорії

 

Тема: Типы склонения имен существительных. Падежи имен существительных.

Цели: углубить знания учащихся о типах склонения имен существительных- постоянном признаке этой  части речи; вырабатывать навыки правильного написания падежных окончаний; дать определение понятиям: прямой падеж, косвенные падежи.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: учебник, учебные тексты, карточки с индивидуальным заданиями, мультимедийная     презентация, памятки.

Ход урока

І. объяснения темы и цели урока

ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся

  1. Проверка домашнего задания (взаимопроверка)
  2. Проверка опережающего задания

Работа над самообразовательной деятельностью учащихся: составление памятки «Имя существительное» (индивидуальные задания)

  1.  Фронтальный опрос.

Вопросы

  1. Что называют именем существительным?
  2. Как изменяется имя существительное?
  3. Перечислите основные признаки имени существительного?
  4. Как определить род   имени существительного?
  5. Какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными?
  6. С какой буквы пишутся   имена собственные?
  7. Какие имена существительные называются одушевленными, а какие неодушевлёнными?
  8. Каким членом предложения может быть имя существительное?

 

  1. Работа с карточками (индивидуальные задания во время фронтального опроса)
  2. Закрепляем пройденный материал.

Определить род имен существительных, распределяя в три колонки по родам : м.р. , ж.р. и с.р.

Картофель, пальто, трамвай, ведерко, рояль, полотенце, пюре, кино, туфля, заря, фамилия, какао, тюль, врач, метро, мощь, овощ, дочь, шалаш, гость, самбо.

ІІІ. Работа над темой урока

  1. Слово учителя.

Объяснение нового материала

Один и тот же падеж у разных имен существительных бывает выражен разными окончаниями. Если сравнить винительный падеж у существительных доска, альбом, степь, то мы получим соответственно: доску, альбом, степь. В двух словах – нулевое окончание. В творительном: доской, альбомом, степью. Подобные различия наблюдаются и в других падежах. Разряды имен существительных, имеющие одинаковые падежные окончания, называют типами склонения. Например, слова доска, стрела, юноша, дядя относятся к одному склонению; слова степь, мышь, свежесть- к третьему. Склонение – это постоянный признак имени существительного.

  1. Работа с таблицей «Три склонения имен существительных»

Падежные 

вопросы

Единственное число

І склонение

ІІ склонение

ІІІ склонение

Ж.р.                           М.р

М.р                                    ср.р

Ж.р.

И.п. кто? что?

Яблоня            юноша

Карта         

апрель                      поле -е

дар                            окно 

степь

мышь

Р.п.  кого? чего?

яблони                  юноши

Карты       

апреля                 поля

дара                  окну

степи      

мыши

Д.п.  кому?

 чему?

яблоне    -е            юноше

карте

апрелю               полю

дару                      окну

степи   

мыши

В.п. кого? что?

яблоню                   юношу

карту          

апрель                   поле –е

дар                         окно  

степь

мышь

Т.п. кем? чем?

яблоней  -ей          юношей

картой      -ой

апрелем     -ем    полем

даром         -ом    окном

степью   

мышью

П.п. о ком?

 о чем?

(о) яблоне        (о) юноше

(о) карте

(об) апреле       поле

(о) даре                 окне

(о) степи     -И

(о) мыши

 

Внимательно рассмотрите карточку с таблицей «Три склонения существительных». Ответе на вопросы.

- Какие существительные относятся к первому склонению?

 Приведите собственные примеры.

- Какие существительные относятся ко второму склонению? Приведите собственные примеры.

- Какие существительные относятся к третьему склонению? Приведите собственные примеры.

- Расскажите о правописании мягкого знака после шипящих в существительных второго и третьего склонения.

  1. Задание на закрепление.

Прочитайте записанный на доске текст. Укажите падеж существительного арбуз. Сравнить падежные окончания по таблице.

Вырос арбуз. Он огромный и сладкий.

Скоро арбуз не стало на грядке.

Папа взволнован, расстроен, чудак,

В поисках плода залез на чердак.

Надо б арбузу еще подрасти,

Я же решил свой арбуз унести.

 

Стану арбузом друзей угощать,

Как я его охранял, вспоминать.

Вот на арбузе уселась пчела-

Стала от сока она весела.

 

  1. Разноуровневые задания

І вариант

Выписать имена существительные в единственном числе по склонениям. Определить падеж, выделить окончания (использовать таблицу).

ІІ вариант

Выписать имена существительные во множественном числе. Определить падеж, склонение и род (поставив в единственное число), выделить окончания.

              Попугай не дружил с бегемотом,

с черепахой, слоном, кашалотом,

с обезьянкой Мими, куланом,

а дружил лишь с одним чемоданом.

В чемодане лежали вещицы,

без которых житья нету птице:

лоскуток, горсть зерна, два банана,

прошлогоднее перья, панама,

ворох тряпочек, разных бумажек,

и осколочек зеркальца даже;

лапка мухи, засохший кузнечик,

и заклепки для конских уздечек.

Это мелочью он обзавелся,

а с друзьями давно разошелся.

 

  1. Работа с учебником.

Страница 57-59

Упражнение 144, стр. 159.

  1. Физминутка
  2. Объяснение учителя

Падеж – словоизменительная категория имен существительных, выражающих отношение обозначаемого существительного существительным предмета к другим предметам, действия, явлениям, признакам.

Именительный падеж называется прямым падежом, он никогда не употребляется с предлогом. Остальные падежи называются косвенными, у каждого падежа есть свой набор предлогов. Если все косвенные падежи могут либо иметь предлог, либо не иметь, то предложный падеж никогда без предлога не выступает.

       8.Ознакомление с карточкой «Падежи имени существительного»

(Карточки лежат на партах перед каждым учащимся)

9.Задание на закрепление.

Запишите в тетрадь пословицы. Определите, в каком падеже стоят выделенные существительные.

Весенний день год кормит. Маленькая течь может привести к гибели большой корабль. Умелый воин в бою не дрогнет. Солдат без командира, что бочка без обруча.

10.Задания по вариантам.

І вариант

Вставьте в необходимых местах мягкий знак, обращая внимание на склонение существительных.

Ноч…, решение задач…, помощ…, этаж…, радость встреч…, программа передач…, капли с крыш…, этаж…, малыш…, луч… .

ІІ вариант

Определите склонение существительных, вставьте, где необходимо мягкий знак. Стремя словосочетаниями составьте предложение.

Идти через рож…, сухой камыш…, ровно в полноч…,сторож… у ворот, полевая мыш…, обилие рощ…, громада туч….

ІІІ вариант

Правильно запишите окончания существительных, учитывая их склонение и падеж.

На знамен…, на ветк… черемух…, о решительност…, к гореч…, по истори…., на лужайк…, к молодеж…, в пламен…, к свобод….

 

ІV. Закрепление изученного материала

Вопросы к учащимся.

  1. Что называют склонением?
  2. Сколько склонений в русском языке?
  3. Сколько склонений в русском языке? Перечислите их.
  4. Назовите вопросы падежа.

V. Домашнее задание

  • Выучить теорию: учебник, стр. 57-59;
  • Средний уровень: выполнить упр. 145;
  • Достаточный уровень: выполнить упр. 147;
  • Высокий уровень: составить таблицу из 15 слов, (І скл.-5 слов,  ІІ скл.-5 слов, ІІІскл. – 5слов.),используя памятку.

 

VІ. Тест  «На закуску»

1) Укажите имя существительное

       а) трудиться;                      б) трудовой;

       в) трудоголик ;                  г) трудно.

2) Укажите  имена собственные

       а) Аленка(имя);                 б) «Аленка»(шоколад);

       в) воробей ;                       г) одессит.

3) Укажите одушевленные имена существительные

       а) дерево;                           б) собака;

       в) человек;                        г) общество.

4) Какого признака нет у имени существительного?

       а) Рода;                              б) времени;

       в) падежа;                          г) склонение.

5) Выберите существительное общего рода:

       а) народ;                            б) молодежь;

       б) симпатяга;                     г) бумага.

6) Какое  существительное имеет  форму только единственного числа?

       а) молоко;                          б) пирожное ;

       в) крупа ;                            г) макароны.

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Анадруцька Світлана Іванівна
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
docx
Додано
13 квітня 2018
Переглядів
2645
Оцінка розробки
5.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку