Урок Конспект з російської мови для 6 класу " Узагальнення вивченого з теми " Іменник"

Про матеріал

Дана розробка допоможе в цікавій формі узагальнити вивчений матеріал з теми "Іменник". Публікація містить урок і презенацію. Окремо знаходяться документи та уривки мультфільму, ня які потрібно зробити посилання в презентації.

Перегляд файлу

Урок русского языка в 6 классе

Тема: «Удивительное  имя существительное». Обобщающий урок по теме «Имя существительное».

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное»; проверить уровень знаний по теме «Имя существительное» и умение применять полученные знания на практике; способствовать интеллектуальному и общему развитию учащихся: развивать мышление, умение анализировать, выделять главное, сравнивать и строить аналогии; объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы; создать творческую эмоциональную обстановку; развивать творческие способности учащихся; способствовать развитию у школьников исследовательских способностей.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, мультимедийный проектор, презентация по теме «Удивительное  имя существительное. Обобщение и систематизация знаний по теме»

Ход урока

  1. Организационный момент.

Создание благоприятной психологической атмосферы занятия.

Давайте, друзья улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда за роботу!

Удачи желаю всем вам!

Здравствуйте! Я рада видеть вас. У нас сегодня необычный урок, но начнём мы его с обычного действия: запишите число и классная работа.

 

II. Объявление темы и цели урока.

1.Тема нашего урока - «Удивительное имя существительное». (Запись в тетрадь). Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное».

Слайд 1. Удивительное  имя существительное.

Слайд 2. Зная тему урока, что вы ожидаете от сегодняшнего занятия?

Ученики пишут на листиках свои предположения и кладут в ларец. Трое учеников озвучивают свои записи.

2.Сообщение цели урока.

Слайд 3. Таким образом,  мы должны повторить, обобщить полученные знания по теме «Имя существительное» и учиться применять их на практике.

ІІІ.  Мотивация учебной деятельности.

   Подключайте фантазию, свои воспоминания. Лето, жара, море, речка,  деревья, ветерок, прохлада. Какие чувства испытываете? (радость, счастье, удовольствие)

Какие части речи я вам назвала? (сущ.) А вы мне? (сущ.)

Сейчас февраль  и вы в кабинете, но через минуту мы вместе с нашим общим другом Вовкой совершим путешествие в чудесный мир сказок Пушкина А. С. 

Сказки Пушкина Александра Сергеевича

Песнь о Вещем Олеге

Руслан и Людмила (поэма)

Сказка о золотом петушке

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Сказка о попе и о работнике его Балде

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о царе Салтане

У лукоморья дуб зеленый

 

 

Слайд 3. «Вовка».

Сказка мудростью богата

Скажем сказке: « Приходи!»

Интересно вам ребята,

Что там будет впереди?

 

Слайд 4. «Белка с орешками».

  Знаете, ребята, кто это?

И уж если урок у нас будет сказочный, то и оценки мы будем зарабатывать по сказочному: если ваш ответ правильный – вы получаете орех, в серединке, которого ценный камешек – изумруд (это три балла), если же допускаете неточность, то саму серединку, значит камешек (это два балла), но а если ваш ответ содержит более  одной помарки, то только скорлупку, пусть она и золотая, но оценивается всего в один балл.

IV.  Актуализация учебной деятельности.

Слайд 6, 7. «У лукоморья дуб зеленый»

  Вовка очутился на берегу моря и у него тут же возник вопрос.

- Как вы думаете, что такое лукоморье?

Лукомо́рье (устар. и поэт. лукоморие; морская лука) — морской залив, бухта, изгиб морского берега. В фольклоре восточных славян — заповедное место на краю мира.

  Все сказочные герои подготовились к нашему визиту и хотят задать вам вопросы по теме: «Имя существительное»

- Что называется именем существительным? (дайте определение)

 Имя существительное — самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

- Как изменяются имена существительные?

Морфологические признаки имени существительного — это род, число, падеж, склонение. Имена существительные

1) принадлежат к одному из четырёх родов — мужскому, женскому, среднему, общему, но не изменяются по родам: океан, река, море; см. Как определить род имени существительного?;

2) изменяются по числам: океан — океаны, река — реки, море — моря;

3) изменяются по падежам: океан — океана, океану, океаном и т.д.; см. Какие есть падежи в русском языке?

 

- Назовите падежи русского языка. На какие вопросы они отвечают?

Именительный падеж: кто? – птица, что? – сосна;

Родительный падеж:  кого? – птицы?, чего? – сосны;

Дательный падеж: кому? – птице?, чему? – сосне;

Винительный падеж: про кого? – птицу, про что? – сосну;

Творительный падеж: с кем? – с птицей, с чем? – с сосной;

Предложный падеж: о ком? – о птице, о чем? – о сосне.

 

- Как называются существительные, которые не изменяются по числам и родам?

   Некоторые существительные не изменяются по падежам  
(не склоняются).   Они имеют для всех падежей одну и ту же форму слова:  
              ехать по шоссе   (Д. падеж) ,       не видно шоссе   (Р. падеж).    
      К несклоняемым существительным относятся:  
        • существительные иноязычного происхождения    собственные  
          и нарицательные   — с конечными гласными   -о,   -е,   -и,   -у,    
          и   с конечным ударным   :  
         без пальто,   съесть порцию филе,   опера Верди,  
          по Тбилиси,   какаду,   город Сочи,   роман Дюма;    
        • фамилии на   -о,   -ых (-их),   -аго,   -ово:  
            встретиться с Петренко ,   собраться у Черных,   в семье Живаго;    
      • большинство сложносокращённых слов:  
          обратиться к завсектором,   страны СНГ,   работать на АТС.  

 

- Как определить род существительного?

Окончания существительных женского рода–а (–я)мама, тётя–мать, дочь, мышь

Окончания существительных мужского рода–а (–я)папа, дядя–отец, врач

Окончания существительных среднего рода–о (–е)окно, поленек. сущ. на -я (искл.)дитя; время, имя, знамя, семя, стремя, вымя, пламя, племя, темя, бремя

 

- Назовите самостоятельные части речи.

-Нарицательные существительные – это… Собственные существительные – это…

а) нарицательные имена существительные служат обобщёнными наименованиями предметов: страна, река, имя, город и т. д.;

 

б) собственные имена существительные служат названиями единичных предметов, выделенных из ряда однородных: Россия, Ока, Анна, Москва и т.

 

- Каким членом предложения выступает существительное?

Синтаксические признаки:  в предложении имена существительные чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.

V. Систематизация и обобщение изученного.

Слайд 8,9.  «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»

  1. Диктант “ Проверяю себя” Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Первое и главное достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их.

Раз он в море закинул невод -
Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод -
Пришёл невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод -
Пришёл невод с одною рыбкой,
С не простою рыбкой - золотою.

 

  1. Словарная  работа. 

 А вам ребята понятно, где мы очутились? Рыбка не любит лентяев, поэтому она тоже потрудилась и приготовила нам испытание.

 

1

с

осед

2

у

жин

 

 

 

3

е

щё

4

с

егодня

5

т

оска

6

в

етер

 

 

 

7

т

олько

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

н

арод

9

о

бед

 

 

 

В  стихотворных  строчках  будем  находить  словарные  слова, записывать  их  в  столбик.

  «словарные слова»? Это целая группа «непослушных» слов, правописание которых, зачастую, не подчиняется ни одному правилу русского языка. Эти слова невозможно проверить, поэтому их приходится попросту заучивать.

 

  1.  «Знать, её  в  живых  уж  нет.

Разве  месяц, мой  сосед, 

Где-нибудь  её  да  встретил».

  1. «Сын  подумал: добрый  ужин

Был  бы  нам, однако, нужен».

  1. «Ещё  пуще  старуха  бранится…»
  2. «Я  сегодня  поймал  было  рыбку,

Золотую  рыбку, не  простую».

  1. «Тёмной  ночки  Елисей  дождался  в  тоске    своей».
  2. «Ветер, ветер!  Ты  могуч,  Ты  гоняешь  стаи  туч».
  3. «Только  вымолвить  успела, Дверь  тихонько  заскрипела».
  4. «С  шумом  встретил  их  народ,- все  бегут  за  колесницей, за  Дадоном  и  царицей».
  5. «Час  обеда  приближался, топот  по  двору  раздался».

 

Посмотрите  на  первую  букву каждого  слова, догадались, какое слово мы получим, если вставим пропущенные буквы?

А сейчас прервемся на рекламу. Бук трейлер «Сказки Пушкина».

КАПУСТКА
Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трем-трем,
Мы капустку жмем-жмем.

— движения прямыми ладонями вверх-вниз,
— поочередное поглаживание подушечек пальцев, 
— потирать кулачок о кулачок, 
— сжимать и разжимать кулачки

Можно потянуться,  сделать зарядку для пальчиков.

  1. Повторяем то, что  знаем.

Слайд  10, 11.  «Сказка о царе Салтане»

Волна принесла нас в другую сказку. Какую?

- «Сказка о царе Салтане»

  И у них, как и у всех есть задания для нас. Каждая скажет нам по слову.

На  доске  записаны  слова:

 

царевна

остров  Буян

облака

А задание такое: игра «Верю - не  верю».

Дети  ставят  «+», если  согласны, «-», если  против.

( каждый получает на парту)

  1. Верите  ли  вы, что  данные  слова – имена  существительные?
  2. Верите  ли  вы, что  все  данные  слова  отвечают  на  вопрос  что?
  3. Верите  ли  вы, что   сущ-ое  царевна  является  собственным?
  4. Верите  ли  вы, что  сущ-ое  Буян, надо  писать  с  заглавной  буквы?
  5. Верите  ли  вы, что   данные  слова - одушевлённые им. сущ.?
  6. Верите  ли  вы, что  сущ-ое  царевна – женского  рода?
  7. Верите  ли  вы, что  сущ-ое   остров – среднего  рода?
  8. Верите  ли  вы, что  у  сущ-го  облака  род  определить  нельзя?
  9. Верите  ли  вы, что  сущ-ое  облака  -  множественного  числа?

(+, -, -, +, -, +, -, -, +)

Какие  признаки  имён  сущ.  являются  постоянными, а  какие  -   непостоянными?  Докажите.

Именам существительным присущи следующие постоянные признаки: отнесенность к определенному лексико-грамматическому разряду

(нарицательное/собственное, одушевленное/неодушевленное, конкретное/отвлеченное/собирательное/вещественное), род, склонение.

 

К непостоянным признакам относятся падеж и число.

 

Слайд 12, 13.  «Тридевятое царство»

  1.   Разбор  имени  существительного  как  части  речи.

  И снова мы в сказке, в тридевятом царстве, где живут все сказочные герои. Нас уже  ждут: Золотая  рыбка, Золотой  петушок, учёный  кот. Они  приготовили  задания. Каждый  из  вас   сейчас  сам  определит, чьё задание  будет  выполнять.  Если  у  вас были 1-2  ошибки  в  игре,   и вы   не  очень  уверены  в  своих  силах, то  задание   Золотой  рыбки. Если  вам  требуется  помощь  учителя – задание  Золотого  петушка. Если  вы  уверены  в  своих знаниях, у  вас  не  было  ошибок – задание  учёного  кота.

(2 ученика возле доски)

У.К.  – выполнить  морфологический  разбор  всех  им.сущ.  в  предложении: «Царь Салтан сидит  в  палате  на  престоле  и  в  венце  с  грустной  думой  на  лице».

З.Р.  –выполнить  морфологический  разбор  слов: царь, на  престоле, на  лице, палата.

З.П.  –проверь, всё  ли  правильно?  (карточки)

VI. Подведение итогов.

Вытягиваем из ларца записки и смотрим оправдались ли наши надежды.

В том же ларце лежат вопросы по обобщению знаний.

- Какой раздел языкознания мы изучаем?

- Сколько частей речи в русском языке?

- Какие из них самостоятельные?

- Какие служебные?

Слайд 14. «Белка».

И опять мы у гостях у белки, которая грызет орешки. Значит, подошло время  подсчитывать баллы, которые мы заработали за урок.

Слайд 15. «Скатертью дорожка».

Наше путешествие подошло к концу. И мы опять в классе и за окном зима. Вовка для себя вынес из путешествия урок, что без труда не будет толку никогда. Вы с ним согласны? Давайте повторим: «Без труда не будет толку никогда».

VII. Домашнее задание.

Слайд13

І. Какими  словами  заканчивались  сказки  Пушкина?

Дома запишите  одну  из  концовок  и  выполните  морф. разбор  всех  сущ.

II. Выполнить упражнение: №480, №481.

III. Три желания, что бы вы попросили у золотой рыбки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
3 квітня 2018
Переглядів
809
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку