Дана розробка допоможе в цікавій формі узагальнити вивчений матеріал з теми "Іменник". Публікація містить урок і презенацію. Окремо знаходяться документи та уривки мультфільму, ня які потрібно зробити посилання в презентації.
Урок русского языка в 6 классе
Тема: «Удивительное имя существительное». Обобщающий урок по теме «Имя существительное».
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное»; проверить уровень знаний по теме «Имя существительное» и умение применять полученные знания на практике; способствовать интеллектуальному и общему развитию учащихся: развивать мышление, умение анализировать, выделять главное, сравнивать и строить аналогии; объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы; создать творческую эмоциональную обстановку; развивать творческие способности учащихся; способствовать развитию у школьников исследовательских способностей.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, мультимедийный проектор, презентация по теме «Удивительное имя существительное. Обобщение и систематизация знаний по теме»
Ход урока
Создание благоприятной психологической атмосферы занятия.
Давайте, друзья улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда за роботу!
Удачи желаю всем вам!
Здравствуйте! Я рада видеть вас. У нас сегодня необычный урок, но начнём мы его с обычного действия: запишите число и классная работа.
II. Объявление темы и цели урока.
1.Тема нашего урока - «Удивительное имя существительное». (Запись в тетрадь). Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное».
Слайд 1. Удивительное имя существительное.
Слайд 2. Зная тему урока, что вы ожидаете от сегодняшнего занятия?
Ученики пишут на листиках свои предположения и кладут в ларец. Трое учеников озвучивают свои записи.
2.Сообщение цели урока.
Слайд 3. Таким образом, мы должны повторить, обобщить полученные знания по теме «Имя существительное» и учиться применять их на практике.
ІІІ. Мотивация учебной деятельности.
Подключайте фантазию, свои воспоминания. Лето, жара, море, речка, деревья, ветерок, прохлада. Какие чувства испытываете? (радость, счастье, удовольствие)
Какие части речи я вам назвала? (сущ.) А вы мне? (сущ.)
Сейчас февраль и вы в кабинете, но через минуту мы вместе с нашим общим другом Вовкой совершим путешествие в чудесный мир сказок Пушкина А. С.
Сказки Пушкина Александра Сергеевича
Слайд 3. «Вовка».
Сказка мудростью богата
Скажем сказке: « Приходи!»
Интересно вам ребята,
Что там будет впереди?
Слайд 4. «Белка с орешками».
Знаете, ребята, кто это?
И уж если урок у нас будет сказочный, то и оценки мы будем зарабатывать по сказочному: если ваш ответ правильный – вы получаете орех, в серединке, которого ценный камешек – изумруд (это три балла), если же допускаете неточность, то саму серединку, значит камешек (это два балла), но а если ваш ответ содержит более одной помарки, то только скорлупку, пусть она и золотая, но оценивается всего в один балл.
IV. Актуализация учебной деятельности.
Слайд 6, 7. «У лукоморья дуб зеленый»
Вовка очутился на берегу моря и у него тут же возник вопрос.
- Как вы думаете, что такое лукоморье?
Лукомо́рье (устар. и поэт. лукоморие; морская лука) — морской залив, бухта, изгиб морского берега. В фольклоре восточных славян — заповедное место на краю мира.
Все сказочные герои подготовились к нашему визиту и хотят задать вам вопросы по теме: «Имя существительное»
- Что называется именем существительным? (дайте определение)
Имя существительное — самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
- Как изменяются имена существительные?
Морфологические признаки имени существительного — это род, число, падеж, склонение. Имена существительные
1) принадлежат к одному из четырёх родов — мужскому, женскому, среднему, общему, но не изменяются по родам: океан, река, море; см. Как определить род имени существительного?;
2) изменяются по числам: океан — океаны, река — реки, море — моря;
3) изменяются по падежам: океан — океана, океану, океаном и т.д.; см. Какие есть падежи в русском языке?
- Назовите падежи русского языка. На какие вопросы они отвечают?
Именительный падеж: кто? – птица, что? – сосна;
Родительный падеж: кого? – птицы?, чего? – сосны;
Дательный падеж: кому? – птице?, чему? – сосне;
Винительный падеж: про кого? – птицу, про что? – сосну;
Творительный падеж: с кем? – с птицей, с чем? – с сосной;
Предложный падеж: о ком? – о птице, о чем? – о сосне.
- Как называются существительные, которые не изменяются по числам и родам?
Некоторые существительные не изменяются по падежам
(не склоняются). Они имеют для всех падежей одну и ту же форму слова:
ехать по шоссе (Д. падеж) , не видно шоссе (Р. падеж).
К несклоняемым существительным относятся:
• существительные иноязычного происхождения — собственные
и нарицательные — с конечными гласными -о, -е, -и, -у, -ю
и с конечным ударным -а :
без пальто, съесть порцию филе, опера Верди,
по Тбилиси, какаду, город Сочи, роман Дюма;
• фамилии на -о, -ых (-их), -аго, -ово:
встретиться с Петренко , собраться у Черных, в семье Живаго;
• большинство сложносокращённых слов:
обратиться к завсектором, страны СНГ, работать на АТС.
- Как определить род существительного?
Окончания существительных женского рода–а (–я)мама, тётя–мать, дочь, мышь
Окончания существительных мужского рода–а (–я)папа, дядя–отец, врач
Окончания существительных среднего рода–о (–е)окно, поленек. сущ. на -я (искл.)дитя; время, имя, знамя, семя, стремя, вымя, пламя, племя, темя, бремя
- Назовите самостоятельные части речи.
-Нарицательные существительные – это… Собственные существительные – это…
а) нарицательные имена существительные служат обобщёнными наименованиями предметов: страна, река, имя, город и т. д.;
б) собственные имена существительные служат названиями единичных предметов, выделенных из ряда однородных: Россия, Ока, Анна, Москва и т.
- Каким членом предложения выступает существительное?
Синтаксические признаки: в предложении имена существительные чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.
V. Систематизация и обобщение изученного.
Слайд 8,9. «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»
Раз он в море закинул невод -
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод -
Пришёл невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод -
Пришёл невод с одною рыбкой,
С не простою рыбкой - золотою.
А вам ребята понятно, где мы очутились? Рыбка не любит лентяев, поэтому она тоже потрудилась и приготовила нам испытание.
1 |
с |
осед |
2 |
у |
жин |
|
|
|
3 |
е |
щё |
4 |
с |
егодня |
5 |
т |
оска |
6 |
в |
етер |
|
|
|
7 |
т |
олько |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
н |
арод |
9 |
о |
бед |
|
|
|
В стихотворных строчках будем находить словарные слова, записывать их в столбик.
«словарные слова»? Это целая группа «непослушных» слов, правописание которых, зачастую, не подчиняется ни одному правилу русского языка. Эти слова невозможно проверить, поэтому их приходится попросту заучивать.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь её да встретил».
Был бы нам, однако, нужен».
Золотую рыбку, не простую».
Посмотрите на первую букву каждого слова, догадались, какое слово мы получим, если вставим пропущенные буквы?
А сейчас прервемся на рекламу. Бук трейлер «Сказки Пушкина».
КАПУСТКА
Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трем-трем,
Мы капустку жмем-жмем.
— движения прямыми ладонями вверх-вниз,
— поочередное поглаживание подушечек пальцев,
— потирать кулачок о кулачок,
— сжимать и разжимать кулачки
Можно потянуться, сделать зарядку для пальчиков.
Слайд 10, 11. «Сказка о царе Салтане»
Волна принесла нас в другую сказку. Какую?
- «Сказка о царе Салтане»
И у них, как и у всех есть задания для нас. Каждая скажет нам по слову.
На доске записаны слова:
царевна
остров Буян
облака
А задание такое: игра «Верю - не верю».
Дети ставят «+», если согласны, «-», если против.
( каждый получает на парту)
(+, -, -, +, -, +, -, -, +)
Какие признаки имён сущ. являются постоянными, а какие - непостоянными? Докажите.
Именам существительным присущи следующие постоянные признаки: отнесенность к определенному лексико-грамматическому разряду
(нарицательное/собственное, одушевленное/неодушевленное, конкретное/отвлеченное/собирательное/вещественное), род, склонение.
К непостоянным признакам относятся падеж и число.
Слайд 12, 13. «Тридевятое царство»
И снова мы в сказке, в тридевятом царстве, где живут все сказочные герои. Нас уже ждут: Золотая рыбка, Золотой петушок, учёный кот. Они приготовили задания. Каждый из вас сейчас сам определит, чьё задание будет выполнять. Если у вас были 1-2 ошибки в игре, и вы не очень уверены в своих силах, то задание Золотой рыбки. Если вам требуется помощь учителя – задание Золотого петушка. Если вы уверены в своих знаниях, у вас не было ошибок – задание учёного кота.
(2 ученика возле доски)
У.К. – выполнить морфологический разбор всех им.сущ. в предложении: «Царь Салтан сидит в палате на престоле и в венце с грустной думой на лице».
З.Р. –выполнить морфологический разбор слов: царь, на престоле, на лице, палата.
З.П. –проверь, всё ли правильно? (карточки)
VI. Подведение итогов.
Вытягиваем из ларца записки и смотрим оправдались ли наши надежды.
В том же ларце лежат вопросы по обобщению знаний.
- Какой раздел языкознания мы изучаем?
- Сколько частей речи в русском языке?
- Какие из них самостоятельные?
- Какие служебные?
Слайд 14. «Белка».
И опять мы у гостях у белки, которая грызет орешки. Значит, подошло время подсчитывать баллы, которые мы заработали за урок.
Слайд 15. «Скатертью дорожка».
Наше путешествие подошло к концу. И мы опять в классе и за окном зима. Вовка для себя вынес из путешествия урок, что без труда не будет толку никогда. Вы с ним согласны? Давайте повторим: «Без труда не будет толку никогда».
VII. Домашнее задание.
Слайд13
І. Какими словами заканчивались сказки Пушкина?
Дома запишите одну из концовок и выполните морф. разбор всех сущ.
II. Выполнить упражнение: №480, №481.
III. Три желания, что бы вы попросили у золотой рыбки.