Тема: Самооборона как способ самозащиты человека.
Цель:
Оборудование: извлечения из Уголовного кодекса Украины; пословицы о законе; тесты; примеры юридических ситуаций; учебники правоведения.
Ход занятия
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
В жизни мы часто сталкиваемся с разными поступками людей, которые нарушают права других лиц и общества в целом. Мы должны быть готовы к определению ситуации, в которой нарушаются наши права и уметь защитить их согласно закону. Сегодня на нашем занятии попытаемся с вами определить, где же заканчивается самооборона и начинается преступление.
Актуализация опорных знаний.
( метод «Микрофон», говорят по очереди не коментируя ответы)
- Что такое правонарушение?
(общественно вредное, противоправное, совершённое деликтоспособным субъектом виновное деяние, которое влечет юридическую ответственность)
- Назовите виды правонарушений.
(административные, дисциплинарные, трудовые, гражданские, преступления, международные, конституционные и д.)
- Тот или иной вид правонарушения обычно влечёт разные виды ответственности. Назовите виды юридической ответственности.
(административная, дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, уголовная)
Аналитическая игра «Займи позицию»
Одним из принципов законности нашего государства является принцип неотвратимости ответственности за совершённое правонарушение.
Юридические ситуации.
Задания.
Работа с документом.
Чтобы ваша точка зрения была аргументирована, предлагаю вам проработать извлечение из Уголовного кодекса Украины (Приложение №1) и найти в тексте подтверждающие вашу позицию строки.
Человеческие поступки, которые внешне сходны с преступлениями, но в силу некоторых признаков исключают преступные действия и уголовную ответственность, поскольку являются правомерными или приемлемыми, называются обстоятельствами, исключающими преступность деяния. Мы с вами определили необходимую оборону и крайнюю необходимость. А ведь это одна из граней самообороны.
Задание. Определите отличия между этими понятиями. Заполните таблицу. (Приложение 2) Обсуждение результатов.
На доске указаны пословицы, определите, какие из них указывают на позитивное отношение к закону, а какие – негативное:
Ситуационные задачи. (создание алгоритма поведения)
Вы получили ситуационные задачи и карточки с разными вариантами поведения человека в данных ситуациях. Подберите из них те, которые больше всего подходят к правилам самозащиты и при этом не превышают границ сомообороны.
№ 1. Вас остановил преступник и, угрожая ножом, потребовал
деньги. Ваши действия?
Решение:
№ 2. Вам показалось, что вас преследуют. Ваши действия?
Решение:
1. Не стесняйтесь обернуться и проверить ваши опасения.
№ 3. Вы возвращаетесь поздно домой. На пути попадается группа молодых людей, которые встречают вас насмешками, грубостями. Ваши действия?
Решение:
№ 4. Вы возвращаетесь домой поздно вечером в общественном транспорте. Что вы предпримите для обеспечения личной безопасности?
Решение:
№ 5. Вы заметили, что напротив вашего дома происходят хулиганские действия. Ваши действия?
Решение:
3. При наличии пострадавшего — вызовите «скорую помощь» и до прибытия врачи окажите посильную помощь.
№ 6. Вы заметили, что напротив вашего дома неизвестные влезают в окно или на балкон соседнего дома. Ваши действия?
Решение.
2. Предупредите соседей, выйдете на улицу при появлении наряда милиции.
3. Постарайтесь совместными усилиями перекрыть пути бегства или незаметно на другом автомобиле следовать за ними до ближайшего поста ГАИ или отделения милиции, где сообщить о краже и направлении движения злоумышленников.
Любой ребёнок должен знать и уметь себя защитить, ведь самозащита, это прежде всего направление защитных действий на самого себя. Никогда не пытайтесь в одиночку справиться со сложной ситуацией. Риск, это благородное дело, но он должен быть оправдан. А склонны ли вы к риску? На этот вопрос вам поможет ответить тест «Склонны ли вы к риску?» (Приложение 3)
Подведение итогов.
Приложение 3
СКЛОННЫ ЛИ ВЫ К РИСКУ? (тест)
Подсчет результатов:
«Да» плюс 2 балла
«Скорее да, чем нет» плюс 1
«Трудно сказать» 0 баллов
«Скорее нет, чем да» минус 1
«Нет» минус 2 балла.
Оценка тенденции к риску осуществляется на основе общей суммы баллов по схеме «чем больше, тем выше»
Приложение 1
Уголовный кодекс Украины
(извлечение)
Статья 36. Необходимая оборона
3. Не является превышением пределов необходимой обороны и не влечет уголовной ответственности применение оружия или каких бы то ни было иных средств либо предметов для защиты от нападения вооруженного лица или нападения группы лиц, а также для предотвращения противоправного насильственного вторжения в жилище либо другое помещение, независимо от тяжести ущерба, причиненного посягающему.
Статья 39. Крайняя необходимость
1. Не является преступлением причинение вреда правоохраняемым
интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей лицу или охраняемым
законом правам этого человека либо других лиц, а также общественным интересам или интересам государства, если эту опасность в данной обстановке невозможно было устранить иными средствами и если при этом не было допущено превышение пределов крайней необходимости.
Приложение 2
Необходимая оборона |
Крайняя необходимость |
Вред может быть причинён только тому, кто посягает;
Вред может быть больше, от того каким могло бы быть посягательство;
Вред причинённый посягающему, не подлежит компенсации;
Возможно несколько вариантов предотвращения вреда;
Источник опасности – противоправные действия людей;
Может применятся только против действия. |
Вред причиняется, как правило, третьим лицам;
Причинённый вред может быть меньше, чем тот, что мог бы быть;
Суд может назначить компенсацию причиненного вреда;
Опасность не может быть устранена никаким другим способом;
Источник опасности, как правило, действия стихийных сил, механизмов, животных;
Опасная ситуация может быть следствием как действия, так и бездействия человека |