Урок "Самооборона как способ самозащиты человека"

Про матеріал
В жизни мы часто сталкиваемся с разными поступками людей, которые нарушают права других лиц и общества в целом. Мы должны быть готовы к определению ситуации, в которой нарушаются наши права и уметь защитить их согласно закону. Это урок который поможет определить, где же заканчивается самооборона и начинается преступление.
Перегляд файлу

Тема: Самооборона как способ самозащиты человека.

Цель:

  • систематизировать и обобщить знания учащихся полученные на уроках правоведения;
  • формировать умения определять наличие оснований для привлечения к юридической ответственности, навыки использования приобретённых знаний в повседневной жизни,  анализировать события общественной жизни с точки зрения права;
  • воспитывать понимание неотвратимости юридической ответственности.

 Оборудование: извлечения из Уголовного кодекса Украины; пословицы о законе; тесты; примеры юридических ситуаций; учебники правоведения.

 

Ход занятия

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

В жизни мы часто сталкиваемся с разными поступками людей, которые нарушают права других лиц и общества в целом. Мы  должны быть готовы к определению ситуации, в которой нарушаются наши права и уметь защитить их согласно закону. Сегодня на нашем занятии попытаемся  с вами определить, где же заканчивается самооборона и начинается преступление.

Актуализация опорных знаний.

( метод «Микрофон», говорят по очереди не коментируя ответы)

- Что такое правонарушение?

(общественно вредное, противоправное, совершённое деликтоспособным субъектом виновное деяние, которое влечет юридическую ответственность)

- Назовите виды правонарушений.

(административные, дисциплинарные, трудовые, гражданские, преступления, международные, конституционные и д.)

 - Тот или иной вид правонарушения обычно влечёт разные виды ответственности. Назовите виды юридической ответственности.

(административная, дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, уголовная)

Аналитическая игра «Займи позицию»

Одним из принципов законности нашего государства является принцип неотвратимости ответственности за совершённое правонарушение.

Юридические ситуации.

  1. Ночью пожилой мужчина, услышав, как кто-то ломится в его дверь, пытался убедить непрошеных гостей уйти. Потом он взял ружьё и, когда дверь была выбита, выстрелил в нападавшего. Когда пришли люди, оказалось, что у двери лежит тело 17-летнего юноши, убитого выстрелом из ружья.(пример необходимой обороны)
  2. У переполненного людьми автобуса отказали тормоза. Водитель направил потерявшую управление машину на киоск и разрушил его. Пассажиры получили лёгкие телесные повреждения. (пример крайней необходимой обороны)

Задания.

  1. По вашему мнению, следует ли применить наказание к правонарушителю или нет. При этом займите соответствующее место за столами с табл. «Применить наказание» или «Не наказывать».
  2. Обоснуйте свою точку зрения.

Работа с документом.

Чтобы ваша точка зрения была аргументирована, предлагаю вам проработать извлечение из Уголовного кодекса Украины (Приложение №1)  и найти в тексте подтверждающие вашу позицию строки.

Человеческие поступки, которые внешне сходны с преступлениями, но в силу некоторых признаков исключают преступные действия и уголовную ответственность, поскольку являются правомерными или приемлемыми, называются обстоятельствами, исключающими преступность деяния. Мы с вами определили  необходимую оборону и крайнюю необходимость. А ведь это одна из граней самообороны.

 Задание. Определите отличия между этими понятиями. Заполните таблицу. (Приложение 2) Обсуждение результатов.

На доске указаны пословицы, определите, какие из них указывают на позитивное отношение к закону, а какие – негативное:

  • Закон – суров, но это – закон;
  • Закон, що дишло, куди повернеш – туди й вийшло;
  • Закон – паутина: шмель проскочит, а муха увязнет;
  • Где есть закон, там есть защита.

Ситуационные задачи. (создание алгоритма поведения)

Вы получили ситуационные задачи и карточки с разными вариантами поведения человека в данных ситуациях. Подберите из них те, которые больше всего подходят к правилам самозащиты и при этом не превышают границ сомообороны.

 

1. Вас остановил преступник и, угрожая ножом, потребовал

деньги. Ваши действия?

Решение:

  1. Избегайте мгновенно реагировать на насильственные действия,
    если не уверены, что сможете защитить себя.
  2. Лучший способ уменьшить физическое насилие по отношению
    к себе — это не сопротивляться.
  3. Признать за преступником его превосходство — это дает боль­ше шансов выжить.
  4. Прежде чем предпринять какие-либо действия, лучше взвесить
    как следует свои реальные силы и возможные последствия.

№ 2. Вам показалось, что вас преследуют. Ваши действия?

Решение:

1. Не стесняйтесь обернуться и проверить ваши опасения.

  1. Перейдите на другую сторону улицы.
  2. Если преследователь не отстает, ведите его в какое-нибудь людное место
    или к ближайшему отделению милиции.
  3. Если вы находитесь в малолюдном месте, направляйтесь к лю­бому освещенному зданию.
  4. Очутившись перед ближайшим домом, звоните в любую дверь,
    стучите в нее ногами.
  5. Если никто не открывает, немедленно разбейте окно или даже
    витрину — вашей жизни грозит опасность и у вас нет времени
    обдумывать мелкие неприятности и финансовые расходы.

№ 3. Вы возвращаетесь поздно домой. На пути попадается группа молодых людей, которые встречают вас насмешками, грубостями. Ваши действия?

Решение:

  1. Заранее перейти улицу.
  2. Не отвечать на насмешки, грубости.
  3. Не поддаваться на провокацию.
  4. Проходить мимо молча, сохраняя уверенность и спокойствие.
  5. Быть внутренне готовым быстро, покинуть это место.
  6. Не пытайтесь запомнить лица незнакомцев — ваш пристальный взгляд может быть истолкован как провокация.

№ 4. Вы возвращаетесь домой поздно вечером в общественном транс­порте. Что вы предпримите для обеспечения личной безопасности?

 Решение:

  1. Садитесь ближе к водителю.
  1. Постарайтесь не привлекать излишнего внимания посторонних лиц к имеющимся у вас украшениям.
  2. Не держите деньги и драгоценности в сумочке, лучше уло­жить их во внутренние карманы одежды.
  1. Не садитесь в прицепной  вагон трамвая.

№ 5. Вы заметили, что напротив вашего дома происходят хулиганские действия. Ваши действия?

Решение:

  1. Немедленно вызывайте по телефону милицию.
  2. Позовите на помощь соседей и вместе с ними постарайтесь пресечь действия хулиганов, задержать их до прибытия милиции или своими силами навести порядок.

3. При наличии пострадавшего — вызовите «скорую помощь» и до прибытия врачи окажите посильную помощь.

 

№ 6. Вы заметили, что напротив вашего дома неизвестные влезают в окно или на балкон соседнего дома. Ваши действия?

Решение.

  1.  Постарайтесь незаметно сфотографировать место происшествия или наблюдать за действиями злоумышленников, запомнив их приметы, марку и номер машины или мотоцикла.

2. Предупредите соседей, выйдете на улицу при появлении наря­да милиции.

3. Постарайтесь совместными усилиями перекрыть пути бегства или незаметно на другом автомобиле следовать за ними до бли­жайшего поста ГАИ или отделения милиции, где сообщить о краже и направлении движения злоумышленников.

 

Любой ребёнок должен знать и уметь себя защитить, ведь самозащита, это прежде всего направление защитных действий на самого себя. Никогда не пытайтесь в одиночку справиться со сложной ситуацией. Риск, это благородное дело, но он должен быть оправдан. А склонны ли вы к риску? На этот вопрос вам поможет ответить тест «Склонны ли вы к риску?» (Приложение 3)

Подведение итогов.

 

 

 

 

Приложение 3

СКЛОННЫ ЛИ ВЫ К РИСКУ? (тест)

  1. Превысили бы вы скорость для оказания помощи тяжелобольному человеку?
  2. Согласились бы вы ради хорошего заработка участвовать в опасной экспедиции?
  1. Стали бы вы на пути опасного взломщика?
  2. Могли бы вы ехать на подножке товарного вагона при скорости 100 км/ч?
  3. Можете ли вы на другой день после бессонной ночи нормально
    заниматься?
  4. Стали бы вы первым переходить очень холодную реку?
  5. Одолжили бы вы сумму денег, будучи не совсем уверенным в их возвращении?
  6. Вошли бы вы с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно?
  7.       Могли бы вы под чьим-то руководством залезть на высокую
    фабричную трубу?
  1.     Могли бы вы без тренировки управлять парусной лодкой?
  2.     Рискнули бы вы схватить за уздечку бегущую лошадь?
  3.     Могли бы вы совершить прыжок с парашютом?
  4. Могли бы вы при необходимости проехать без билета на поезде дальнего следования?
  1. Могли бы вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел ваш
    знакомый, который недавно попал в дорожное происшествие?
  2. Могли бы вы с 10-метровой вышки прыгнуть на пожарный тент?
  3. Могли бы вы, чтобы избавиться  от болезни, пойти на сложную операцию?
  4. Могли бы вы спрыгнуть с подножки товарного вагона, движущегося на скорости 50 км/ч?
  5. Могли бы вы в виде исключения с семьей и другими людь­ми подняться на лифте, расчитаном  только на шесть человек?
  6. Могли бы вы за большое вознаграждение перейти с завязанны­ми глазами оживленный уличный перекресток?
  7. Взялись бы вы за опасную работу, если бы за нее хорошо платили?
  8. Могли бы вы после некоторых предварительных объяснений
    управлять вертолетом?
  9. Могли бы вы, имея билеты, но без денег и продуктов предпринять поездку на поезде дальнего следования?

Подсчет результатов:

 «Да» плюс 2 балла

 «Скорее да, чем нет» плюс 1

 «Трудно сказать» 0 баллов

 «Скорее нет, чем да» минус 1

«Нет» минус 2 балла.

Оценка тенденции к риску осуществляется на основе общей суммы баллов по схеме «чем больше, тем выше»

 

Приложение 1

Уголовный кодекс Украины

(извлечение)

Статья 36. Необходимая оборона

  1. Необходимой обороной признаются действия, совершенные с це­лью защиты охраняемых законом прав и интересов защищающегося или другого лица, а также общественных интересов и интересов государства от общественно опасного посягательства путем причинения  посягающему вреда, необходимого и достаточного в данной обстанов­ке для незамедлительного предотвращения либо пресечения посяга­тельства, если при этом не было допущено превышения пределов не­обходимой обороны.

 

  1. Каждое лицо имеет право на необходимую оборону независимо
    от возможности избежать общественно опасного посягательства или
    обратиться за помощью к другим лицам либо органам власти.

3. Не является превышением пределов необходимой обороны и не влечет уголовной ответственности применение оружия или каких бы то ни было иных средств либо предметов для защиты от нападения вооруженного лица или нападения группы лиц, а также для пред­отвращения противоправного насильственного вторжения в жилище либо другое помещение, независимо от тяжести ущерба, причиненно­го посягающему.

 

Статья 39. Крайняя необходимость

1. Не является преступлением причинение вреда правоохраняемым
интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей лицу или охраняемым
законом правам этого человека либо других лиц, а также общественным интересам или интересам государства, если эту опасность в данной обстановке невозможно было устранить иными средствами и если при этом не было допущено превышение пределов крайней необходи­мости.

 

  1.       Превышением пределов крайней необходимости является умышленное причинение вреда правоохраняемым интересам, если такой вред является более значительным, чем предотвращенный вред.

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Необходимая оборона

Крайняя необходимость

Вред может быть причинён только тому, кто посягает;

 

Вред может быть больше, от того каким могло бы быть посягательство;

 

Вред причинённый посягающему, не подлежит компенсации;

 

Возможно несколько вариантов предотвращения вреда;

 

Источник опасности – противоправные действия людей;

 

 

Может применятся только против действия.

Вред причиняется, как правило, третьим лицам;

 

Причинённый вред может быть меньше, чем тот, что мог бы быть;

 

 

Суд может назначить компенсацию причиненного вреда;

 

Опасность не может быть устранена никаким другим способом;

 

Источник опасности, как правило, действия стихийных сил, механизмов, животных;

 

Опасная ситуация может быть следствием как действия, так и бездействия человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
19 травня 2019
Переглядів
462
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку