Урок Серик О.В. "Бактерии - наименьшие организмы. Роль в природе и жизни человека"

Про матеріал

Тема: Бактерии – наименьшие организмы. Роль в природе и жизни человека.

Задание: сформулировать в учеников понятие бактерии, строение бактерий, значение в природе и жизни человека; развивать в учащихся умение выделить главное, обобщать материал, логически высказывать мнение; воспитывать научное мировоззрение.

Оборудование и материалы: презентация «Бактерии», дидактические карточки.

Тип урока: комбинированный.

Перегляд файлу

Дата____________                                Класс_____

Тема: Бактерии – наименьшие организмы. Роль в природе и жизни человека.

Задание: сформулировать в учеников понятие бактерии, строение бактерий, значение в природе и жизни человека; развивать в учащихся умение выделить главное, обобщать материал, логически высказывать мнение; воспитывать научное мировоззрение.

Оборудование и материалы: презентация «Бактерии», дидактические карточки.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Вид деятельности учителя и ученика

Время

Организационный момент.

Прозвенел звонок.

Начался урок. Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Сегодня на занятии мне очень понадобятся ваше внимание и  поддержка.

 

Приветствие учащихся.

 

 

 

Сообщение учителя.

1 мин.

І. Актуализация опорных знаний.

Работа с карточками: зеленый цвет – да, красный – нет.

  1. Грибы –это эукариотические организмы.
  2. Дрожжи – это многоклеточные грибы.
  3. Дрожжи не образуют грибницу.
  4. Анаэробы – это организмы для которых не нужен кислород.
  5. Дрожжи размножаются почкованием.

 

Игра «верно или неверно». Фронтальная беседа.

 

5 мин.

ІI. Проверка домашнего задания.

Характеристика

Хламидомонада

Хлорелла

Дрожжи

Среда обитания

 

 

 

Форма тела

 

 

 

Движение

 

 

 

Газообмен

 

 

 

Питание

 

 

 

Удаление остатков

 

 

 

Выделение

 

 

 

Чувствительность

 

 

 

Размножеие

 

 

 

Роль в природе

 

 

 

Письменная работа учащихся с дидактическим материалом.

 

 

10 мин.

 ІІI. Мотивация учебной деятельности.

Обсудим вместе… Как вы думаете, сколько живых организмов находится сейчас в нашем кабинете?(растения, человек, бактерии)

2. Сколько бактерий находится в кабинете? Почему нельзя назвать их точное количество?

Создание проблемной ситуации. Беседа.

3 мин.

IV. Сообщения теми, заданий урока.

Тема урока: Бактерии – наименьшие организмы. Роль в природе и жизни человека.

Задания урока: сформулировать понятие бактерии, строение бактерий, значение в природе и жизни человека; развивать умение выделить главное, обобщать материал, логически высказывать мнение; воспитывать научное мировоззрение.

Сообщение учителя.   Запись на доске.

1 мин.

V. Первостепенное восприятие и осмысление нового материала.

План

1.Понятие прокариоты

2. Понятие бактерии.

3. История изучения бактерий.

4. Строение и жизнедеятельности бактерий.

5. Значение в природе и жизни человека.

1.Прокариоты – это беядерные оргнизмы.

2. Бактерии – древнейшая прокариотическая группа организмов. Слоистые каменные структуры – строматолиты, датируемые в ряде случаев началом археозоя (архея), т.е. возникшие 3,5 млрд. лет назад- результат жизнедеятельности бактерий обычно фотосинтезирующих, так называемых сине-зеленых водорослей. Первые ядерные клетки произошли от бактерий примерно 1,4 млрд.лет назад. Самыми древними из ныне существующих организмов считаются архебактериии (термоацидофилы).Они живут в воде горячих источников с высоким содержанием кислоты. При температуре ниже 55 °С они гибнут.

3. История изучения бактерий.

- голландский натуралист Антони ван Левенгук в 1676 г, впервые увидел в оптический микроскоп и назвал “анималькули”.

- Христиан Эренберг в 1828г, ввел в употребление название “бактерии”.

- Луи Пастер в 1850-е годы положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства.

- Роберт Кох сформулировал общие принципы определения возбудителя болезни. В 1905 г. был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулеза.

- М. В. Бейеринк и С.Н.Виноградский заложил основы общей микробиологии и изучения роль бактерий в природе.

- изобретение электронного микроскопа в 1930-е г,

(изучение строения бактериальной клетки).

4. Строение и жизнедеятельность бактерий.

а) Форма бактерий.

  • шаровидные (кокки)
  • палочковидные (бациллы, клостридиум)
  • извитые (вибрионы)
  • похожие на спираль (спириллы)
  • спирохеты (6-10 витков)
  • стрептококки (цепочка из кокков)
  • стафилококки (грозди кокков)

Формой определяются такие способности бактерий, как прикрепление к поверхности, подвижность, поглощение питательных веществ.

б) Строение бактерий.

  • относятся к прокариотам (доядерным орагнизмам)
  • нет ядра и большинства других органелл
  • бактериалная клетка окружена клеточной стенкой (состоит из муреина ) и защитной капсулой.
  • палочковидные (бациллы) покрыты волосками – пилями, которые прикрепл. к субстрату.

в) Сравнение бактериальной и растительной клеток.

1. Сходство: наличие жесткой клеточной стенки, автотрофы.

2. Различия: состав клеточной стенки (муреин), прокариоты, ДНК –кольцевая структура, органеллы немембранного строения, гетеротрофы, мелкие, неподвижность цитоплазмы.

г) Распространение.

  • бактерий много в почве, на дне озер и океанов – повсюду, где накапливается органическое вещество;
  • живут в холоде, в горячих кислотных источниках;
  • бактерии переносят очень высокую соленость с температурой выше 90о С среды(в Мертвом море).

д) Способы питания.

  • симбионты
  • автотрофы
  • гетеротрофы (паразиты, сапрофиты)

е) Размножение.

  • Простое бинарное деление через каждые 20-30 минут.

ж) Половой процесс (коньюгация) – обновление генетической информации структуры молекулы ДНК, обновление свойств и признаков, но не происходит увеличения числа особей, т.е. к размножению отнести нельзя.

З) Образование спор

  • образуются при неблагоприятных условиях

(недостатке пищи, влаги, резкие изменения t – ры);

  • легко разносятся ветром, водой;
  • в благоприятных условиях становится жизнедеятельной бактерией.

 

 

Рассказ учителя.

Демонстрация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 мин.

VI. Второстепенное восприятие и закрепление. 

1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре — руки шире.

 Пять — руками помахать. 

Шесть — за парту тихо сесть.

1. Ребята, какая роль бактерий в природе и жизни человека?

5.Роль бактерий для человека и в природе.

1) в природе:

Заслушивание сообщений, подготовленные уч-ся

  • участвуют в формировании структуры и плодородия почв

(клубеньковые бактерии);

  • в образовании полезных ископаемых и разрушении погибших растений и животных;
  • поддерживают запасы СО2 и О2 в атмосфере;
  • они важны для травоядных, которые питаются не сколько растительной пищей, сколько продуктами преобразования;
  • очищают грязные воды.

2) для человека (положительная роль):

Заслушивание сообщений.

  • в кишечнике обитает от 300 до 1000 видов бактерий общей массой до 1 кг;
  • в переваривании углеводов, синтезируют витамины, вытесняют патогенные бактерии.
  • синтезируют (антибиотики) - вакцина, сыворотка, гормоны, ферменты.
  • очистка сточных вод;
  • силосование в с/х;
  • молочнокислые бактерии (сыр, йогурт)

3) отрицательная роль

  • портят продукты, рыболовные сети, сено, книги;
  • болезнетворные бактерии (заслушивание сообщений уч-ся)

4) симбиотические бактерии – в кишечнике у млекопитающих и человека.

 

Физминутка. Сообщение учителя.

 

 

 

 

 

 

Беседа.

Сообщение учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 мин.

VII. Обобщение и систематизация знаний.

Название бактерий

Среда

обитания

Дополнительная информация

Бактерии гниения

повсеместно

Мы - бактерии гниения.

Нас не любят, к сожалению.

Портим мы у вас продукты:

Мясо, овощи и фрукты.

Портим всё: бумагу, сено.

Но нужны мы, несомненно:

Санитары мы Земли.

 Трудимся без устали.

Кто уходит в мир иной,

Превращаем в перегной.

Почвенные бактерии

в почве

Молодцы вы, но без нас

 Не смогли бы жить растения.

Перегной мы после вас

Превращаем в удобрения

 Минеральные. И вот

 Корень в почве их найдёт,

В лист зелёный передаст.

Лист для всех живых создаст

Органическую пищу:

 Для животных, человека,

Для бактерий и грибов.

Потому без лишних слов

Мы, признайте, лучше всех.

Азотфиксирующие

бактерии:

клубеньковые,

азотобактер; нитрифицирующие

на корнях бобовых растений, в

почве

Что за бред тут? Что за смех?

Мы - особые бактерии.

К нам относятся с доверием

Соя, клевер, астрагал.

Очень дружим мы с бобовыми.

И не зря ведь клубеньковыми

 Ласково ты нас назвал.

 Мы азот свободный воздуха

Без усталости, без отдыха   Превращаем в аммиак.

 Лучше всех мы, что, не так?!

Молочнокислые бактерии

в различных органических веществах

Я главней! Ты - почвы житель.

Я же в почве жить не стану.

 Превращаю в сыр, в сметану

Я парное молоко.

 А ещё капусту сквашу,

Огурцы, томаты ваши

Сохраню я много дней.

Кукурузу, что скосили,

Превращу я в сочный силос.

 Ну, скажите ж, кто нужней?!

Кишечная палочка

в кишечнике

Мы нужней! Мы тут, в кишечнике.

Ты попробуй-ка без нас.

Заболеешь в тот же час.

 Съешь салат, попьёшь компот, -

Будет пучить твой живот.

Будешь мучиться до слёз.

Мы с тобою симбиоз.

Палочка кишечная

Всех главней, считаю я.

Болезнетворные бактерии

в организмах

Мы тоже живём в кишечнике.

И с нами болеет он.

Я - палочка дизентерийная,

 Холерный я вибрион.

Попробуй, не вымой руки,

 Мы сразу тебя найдём.

Уж мы нe умрём от скуки.

Мы живо тебя изведём!

Отгадывания загадок. Фронтальная беседа

7 мин.

VIII. Домашнее задание.

Обработать §

Запись на доске, объяснение.

1 мин.

IX. Подведение итогов урока.

        Рефлексия

Знал

Хотел узнать

Узнал

?

?

?

Сообщение учащихся, что нового узнали, какими знаниями овладели.

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Название бактерий

Среда

обитания

Дополнительная информация

Бактерии гниения

повсеместно

Мы - бактерии гниения. Нас не любят, к сожалению.

Портим мы у вас продукты: Мясо, овощи и фрукты.

Портим всё: бумагу, сено. Но нужны мы, несомненно:

Санитары мы Земли. Трудимся без устали.

Кто уходит в мир иной, Превращаем в перегной.

Почвенные бактерии

в почве

Молодцы вы, но без нас

 Не смогли бы жить растения.

Перегной мы после вас

Превращаем в удобрения

 Минеральные. И вот

 Корень в почве их найдёт,

В лист зелёный передаст.

Лист для всех живых создаст

Органическую пищу:

 Для животных, человека,

Для бактерий и грибов.

Потому без лишних слов

Мы, признайте, лучше всех.

Азотфиксирующие

бактерии:

клубеньковые,

азотобактер; нитрифицирующие

на корнях бобовых растений, в

почве

Что за бред тут? Что за смех?

Мы - особые бактерии.

К нам относятся с доверием

Соя, клевер, астрагал.

Очень дружим мы с бобовыми.

И не зря ведь клубеньковыми

 Ласково ты нас назвал.

 Мы азот свободный воздуха

Без усталости, без отдыха   Превращаем в аммиак.

 Лучше всех мы, что, не так?!

Молочнокислые бактерии

в различных органических веществах

Я главней! Ты - почвы житель.

Я же в почве жить не стану.

 Превращаю в сыр, в сметану

Я парное молоко.

 А ещё капусту сквашу,

Огурцы, томаты ваши

Сохраню я много дней.

Кукурузу, что скосили,

Превращу я в сочный силос.

 Ну, скажите ж, кто нужней?!

Кишечная палочка

в кишечнике

Мы нужней! Мы тут, в кишечнике. Ты попробуй-ка без нас.

Заболеешь в тот же час.

Съешь салат, попьёшь компот, -

Будет пучить твой живот.

Будешь мучиться до слёз.

Мы с тобою симбиоз.

Палочка кишечная

Всех главней, считаю я.

Болезнетворные бактерии

в организмах

Мы тоже живём в кишечнике.

И с нами болеет он.

Я - палочка дизентерийная,

 Холерный я вибрион.

Попробуй, не вымой руки,

 Мы сразу тебя найдём.

Уж мы нe умрём от скуки.

Мы живо тебя изведём!

Название бактерий

Среда

обитания

Дополнительная информация

Бактерии гниения

повсеместно

Мы - бактерии гниения. Нас не любят, к сожалению.

Портим мы у вас продукты: Мясо, овощи и фрукты.

Портим всё: бумагу, сено. Но нужны мы, несомненно:

Санитары мы Земли. Трудимся без устали.

Кто уходит в мир иной, Превращаем в перегной.

Почвенные бактерии

в почве

Молодцы вы, но без нас

 Не смогли бы жить растения.

Перегной мы после вас

Превращаем в удобрения

 Минеральные. И вот

 Корень в почве их найдёт,

В лист зелёный передаст.

Лист для всех живых создаст

Органическую пищу:

 Для животных, человека,

Для бактерий и грибов.

Потому без лишних слов

Мы, признайте, лучше всех.

Азотфиксирующие

бактерии:

клубеньковые,

азотобактер; нитрифицирующие

на корнях бобовых растений, в

почве

Что за бред тут? Что за смех?

Мы - особые бактерии.

К нам относятся с доверием

Соя, клевер, астрагал.

Очень дружим мы с бобовыми.

И не зря ведь клубеньковыми

 Ласково ты нас назвал.

 Мы азот свободный воздуха

Без усталости, без отдыха   Превращаем в аммиак.

 Лучше всех мы, что, не так?!

Молочнокислые бактерии

в различных органических веществах

Я главней! Ты - почвы житель.

Я же в почве жить не стану.

 Превращаю в сыр, в сметану

Я парное молоко.

 А ещё капусту сквашу,

Огурцы, томаты ваши

Сохраню я много дней.

Кукурузу, что скосили,

Превращу я в сочный силос.

 Ну, скажите ж, кто нужней?!

Кишечная палочка

в кишечнике

Мы нужней! Мы тут, в кишечнике. Ты попробуй-ка без нас.

Заболеешь в тот же час.

Съешь салат, попьёшь компот, -

Будет пучить твой живот.

Будешь мучиться до слёз.

Мы с тобою — симбиоз.

Палочка кишечная

Всех главней, считаю я.

Болезнетворные бактерии

в организмах

Мы тоже живём в кишечнике.

И с нами болеет он.

Я - палочка дизентерийная,

 Холерный я вибрион.

Попробуй, не вымой руки,

 Мы сразу тебя найдём.

Уж мы нe умрём от скуки.

Мы живо тебя изведём!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика

Хламидомонада

Хлорелла

Дрожжи

Среда обитания

 

 

 

 

 

 

Форма тела

 

 

 

 

 

 

Движение

 

 

 

 

 

 

 

Газообмен

 

 

 

 

 

 

 

Питание

 

 

 

 

 

 

Удаление остатков

 

 

 

 

 

 

Выделение

 

 

 

 

 

 

 

Чувствительность

 

 

 

 

 

 

 

Размножеие

 

 

 

 

 

 

 

Роль в природе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика

Хламидомонада

Хлорелла

Дрожжи

Среда обитания

 

 

 

 

 

 

Форма тела

 

 

 

 

 

 

Движение

 

 

 

 

 

 

 

Газообмен

 

 

 

 

 

 

 

Питание

 

 

 

 

 

 

Удаление остатков

 

 

 

 

 

 

Выделение

 

 

 

 

 

 

 

Чувствительность

 

 

 

 

 

 

 

Размножеие

 

 

 

 

 

 

 

Роль в природе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
13 серпня 2018
Переглядів
865
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку