Тема: Бактерии – наименьшие организмы. Роль в природе и жизни человека.
Задание: сформулировать в учеников понятие бактерии, строение бактерий, значение в природе и жизни человека; развивать в учащихся умение выделить главное, обобщать материал, логически высказывать мнение; воспитывать научное мировоззрение.
Оборудование и материалы: презентация «Бактерии», дидактические карточки.
Тип урока: комбинированный.
Дата____________ Класс_____
Тема: Бактерии – наименьшие организмы. Роль в природе и жизни человека.
Задание: сформулировать в учеников понятие бактерии, строение бактерий, значение в природе и жизни человека; развивать в учащихся умение выделить главное, обобщать материал, логически высказывать мнение; воспитывать научное мировоззрение.
Оборудование и материалы: презентация «Бактерии», дидактические карточки.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока |
Вид деятельности учителя и ученика |
Время |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент. Прозвенел звонок. Начался урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Сегодня на занятии мне очень понадобятся ваше внимание и поддержка. |
Приветствие учащихся.
Сообщение учителя. |
1 мин. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
І. Актуализация опорных знаний. Работа с карточками: зеленый цвет – да, красный – нет.
|
Игра «верно или неверно». Фронтальная беседа.
|
5 мин. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ІI. Проверка домашнего задания.
|
Письменная работа учащихся с дидактическим материалом.
|
10 мин. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ІІI. Мотивация учебной деятельности. Обсудим вместе… Как вы думаете, сколько живых организмов находится сейчас в нашем кабинете?(растения, человек, бактерии) 2. Сколько бактерий находится в кабинете? Почему нельзя назвать их точное количество? |
Создание проблемной ситуации. Беседа. |
3 мин. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Сообщения теми, заданий урока. Тема урока: Бактерии – наименьшие организмы. Роль в природе и жизни человека. Задания урока: сформулировать понятие бактерии, строение бактерий, значение в природе и жизни человека; развивать умение выделить главное, обобщать материал, логически высказывать мнение; воспитывать научное мировоззрение. |
Сообщение учителя. Запись на доске. |
1 мин. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Первостепенное восприятие и осмысление нового материала. План 1.Понятие прокариоты 2. Понятие бактерии. 3. История изучения бактерий. 4. Строение и жизнедеятельности бактерий. 5. Значение в природе и жизни человека. 1.Прокариоты – это беядерные оргнизмы. 2. Бактерии – древнейшая прокариотическая группа организмов. Слоистые каменные структуры – строматолиты, датируемые в ряде случаев началом археозоя (архея), т.е. возникшие 3,5 млрд. лет назад- результат жизнедеятельности бактерий обычно фотосинтезирующих, так называемых сине-зеленых водорослей. Первые ядерные клетки произошли от бактерий примерно 1,4 млрд.лет назад. Самыми древними из ныне существующих организмов считаются архебактериии (термоацидофилы).Они живут в воде горячих источников с высоким содержанием кислоты. При температуре ниже 55 °С они гибнут. 3. История изучения бактерий. - голландский натуралист Антони ван Левенгук в 1676 г, впервые увидел в оптический микроскоп и назвал “анималькули”. - Христиан Эренберг в 1828г, ввел в употребление название “бактерии”. - Луи Пастер в 1850-е годы положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства. - Роберт Кох сформулировал общие принципы определения возбудителя болезни. В 1905 г. был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулеза. - М. В. Бейеринк и С.Н.Виноградский заложил основы общей микробиологии и изучения роль бактерий в природе. - изобретение электронного микроскопа в 1930-е г, (изучение строения бактериальной клетки). 4. Строение и жизнедеятельность бактерий. а) Форма бактерий.
Формой определяются такие способности бактерий, как прикрепление к поверхности, подвижность, поглощение питательных веществ. б) Строение бактерий.
в) Сравнение бактериальной и растительной клеток. 1. Сходство: наличие жесткой клеточной стенки, автотрофы. 2. Различия: состав клеточной стенки (муреин), прокариоты, ДНК –кольцевая структура, органеллы немембранного строения, гетеротрофы, мелкие, неподвижность цитоплазмы. г) Распространение.
д) Способы питания.
е) Размножение.
ж) Половой процесс (коньюгация) – обновление генетической информации структуры молекулы ДНК, обновление свойств и признаков, но не происходит увеличения числа особей, т.е. к размножению отнести нельзя. З) Образование спор
(недостатке пищи, влаги, резкие изменения t – ры);
|
Рассказ учителя. Демонстрация.
|
8 мин. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Второстепенное восприятие и закрепление. 1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать. Раз! Подняться, потянуться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре — руки шире. Пять — руками помахать. Шесть — за парту тихо сесть. 1. Ребята, какая роль бактерий в природе и жизни человека? 5.Роль бактерий для человека и в природе. 1) в природе: Заслушивание сообщений, подготовленные уч-ся
(клубеньковые бактерии);
2) для человека (положительная роль): Заслушивание сообщений.
3) отрицательная роль
4) симбиотические бактерии – в кишечнике у млекопитающих и человека. |
Физминутка. Сообщение учителя.
Беседа. Сообщение учителя.
|
6 мин. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Обобщение и систематизация знаний.
|
Отгадывания загадок. Фронтальная беседа |
7 мин. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VIII. Домашнее задание. Обработать § |
Запись на доске, объяснение. |
1 мин. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия
|
Сообщение учащихся, что нового узнали, какими знаниями овладели. |
3 мин. |
Название бактерий |
Среда обитания |
Дополнительная информация |
Бактерии гниения |
повсеместно |
Мы - бактерии гниения. Нас не любят, к сожалению. Портим мы у вас продукты: Мясо, овощи и фрукты. Портим всё: бумагу, сено. Но нужны мы, несомненно: Санитары мы Земли. Трудимся без устали. Кто уходит в мир иной, Превращаем в перегной. |
Почвенные бактерии |
в почве |
Молодцы вы, но без нас Не смогли бы жить растения. Перегной мы после вас Превращаем в удобрения Минеральные. И вот Корень в почве их найдёт, В лист зелёный передаст. Лист для всех живых создаст Органическую пищу: Для животных, человека, Для бактерий и грибов. Потому без лишних слов Мы, признайте, лучше всех. |
Азотфиксирующие бактерии: клубеньковые, азотобактер; нитрифицирующие |
на корнях бобовых растений, в почве |
Что за бред тут? Что за смех? Мы - особые бактерии. К нам относятся с доверием Соя, клевер, астрагал. Очень дружим мы с бобовыми. И не зря ведь клубеньковыми Ласково ты нас назвал. Мы азот свободный воздуха Без усталости, без отдыха Превращаем в аммиак. Лучше всех мы, что, не так?! |
Молочнокислые бактерии |
в различных органических веществах |
Я главней! Ты - почвы житель. Я же в почве жить не стану. Превращаю в сыр, в сметану Я парное молоко. А ещё капусту сквашу, Огурцы, томаты ваши Сохраню я много дней. Кукурузу, что скосили, Превращу я в сочный силос. Ну, скажите ж, кто нужней?! |
Кишечная палочка |
в кишечнике |
Мы нужней! Мы тут, в кишечнике. Ты попробуй-ка без нас. Заболеешь в тот же час. Съешь салат, попьёшь компот, - Будет пучить твой живот. Будешь мучиться до слёз. Мы с тобою — симбиоз. Палочка кишечная Всех главней, считаю я. |
Болезнетворные бактерии |
в организмах |
Мы тоже живём в кишечнике. И с нами болеет он. Я - палочка дизентерийная, Холерный я вибрион. Попробуй, не вымой руки, Мы сразу тебя найдём. Уж мы нe умрём от скуки. Мы живо тебя изведём! |
Название бактерий |
Среда обитания |
Дополнительная информация |
Бактерии гниения |
повсеместно |
Мы - бактерии гниения. Нас не любят, к сожалению. Портим мы у вас продукты: Мясо, овощи и фрукты. Портим всё: бумагу, сено. Но нужны мы, несомненно: Санитары мы Земли. Трудимся без устали. Кто уходит в мир иной, Превращаем в перегной. |
Почвенные бактерии |
в почве |
Молодцы вы, но без нас Не смогли бы жить растения. Перегной мы после вас Превращаем в удобрения Минеральные. И вот Корень в почве их найдёт, В лист зелёный передаст. Лист для всех живых создаст Органическую пищу: Для животных, человека, Для бактерий и грибов. Потому без лишних слов Мы, признайте, лучше всех. |
Азотфиксирующие бактерии: клубеньковые, азотобактер; нитрифицирующие |
на корнях бобовых растений, в почве |
Что за бред тут? Что за смех? Мы - особые бактерии. К нам относятся с доверием Соя, клевер, астрагал. Очень дружим мы с бобовыми. И не зря ведь клубеньковыми Ласково ты нас назвал. Мы азот свободный воздуха Без усталости, без отдыха Превращаем в аммиак. Лучше всех мы, что, не так?! |
Молочнокислые бактерии |
в различных органических веществах |
Я главней! Ты - почвы житель. Я же в почве жить не стану. Превращаю в сыр, в сметану Я парное молоко. А ещё капусту сквашу, Огурцы, томаты ваши Сохраню я много дней. Кукурузу, что скосили, Превращу я в сочный силос. Ну, скажите ж, кто нужней?! |
Кишечная палочка |
в кишечнике |
Мы нужней! Мы тут, в кишечнике. Ты попробуй-ка без нас. Заболеешь в тот же час. Съешь салат, попьёшь компот, - Будет пучить твой живот. Будешь мучиться до слёз. Мы с тобою — симбиоз. Палочка кишечная Всех главней, считаю я. |
Болезнетворные бактерии |
в организмах |
Мы тоже живём в кишечнике. И с нами болеет он. Я - палочка дизентерийная, Холерный я вибрион. Попробуй, не вымой руки, Мы сразу тебя найдём. Уж мы нe умрём от скуки. Мы живо тебя изведём! |
Характеристика |
Хламидомонада |
Хлорелла |
Дрожжи |
Среда обитания
|
|
|
|
Форма тела
|
|
|
|
Движение
|
|
|
|
Газообмен
|
|
|
|
Питание
|
|
|
|
Удаление остатков
|
|
|
|
Выделение
|
|
|
|
Чувствительность
|
|
|
|
Размножеие
|
|
|
|
Роль в природе
|
|
|
|
Характеристика |
Хламидомонада |
Хлорелла |
Дрожжи |
Среда обитания
|
|
|
|
Форма тела
|
|
|
|
Движение
|
|
|
|
Газообмен
|
|
|
|
Питание
|
|
|
|
Удаление остатков
|
|
|
|
Выделение
|
|
|
|
Чувствительность
|
|
|
|
Размножеие
|
|
|
|
Роль в природе
|
|
|
|