Тема: Экологические группы растений. Жизненые формы растений.
Задание: сформулировать в учеников понятие экологические группы растений, жизненные формы растений; развивать в учащихся умение выделить главное, обобщать материал, логически высказывать мнение; воспитывать научное мировоззрение.
Оборудование и материалы: презентация «Экологические группы растений. Жизненные формы растений».
Тип урока: комбинированный.
Дата_______________________ Класс___
Тема: Экологические группы растений. Жизненые формы растений.
Задание: сформулировать в учеников понятие экологические группы растений, жизненные формы растений; развивать в учащихся умение выделить главное, обобщать материал, логически высказывать мнение; воспитывать научное мировоззрение.
Оборудование и материалы: презентация «Экологические группы растений. Жизненные формы растений».
Тип урока: комбинированный.
Ход урока |
Вид деятельности учителя и ученика |
Время |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент. Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. |
Сообщение учителя. |
1 мин. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
І. Актуализация опорных знаний.
|
Фронтальная беседа.
|
5 мин. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ІI. Проверка домашнего задания.
|
Самостоятельная работа с дидактическими карточками.
|
10 мин. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ІІI. Мотивация учебной деятельности. Обсудим вместе…В пятом классе мы с вами изучали понятие экологические факторы. Какие экологические факторы влияют на жизнедеятельность растительного мира? |
Создание проблемной ситуации. Беседа. |
3 мин. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Сообщения теми, заданий урока. Тема урока: Экологические группы растений. Жизненые формы растений. Задания урока: сформулировать понятие экологические группы растений, жизненные формы растений; развивать умение выделить главное, обобщать материал, логически высказывать мнение; воспитывать научное мировоззрение. |
Сообщение учителя. Запись на доске. |
1 мин. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Первостепенное восприятие и осмысление нового материала. План
1. Экологические группы растений – это группа, выделенная по отношению к отельному основному фактору: свет, вода, температура. 1 ряд – свет: светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые; 2 ряд – вода: засухоустойчивые, умеренно влаголюбивые, влаголюбивые и водные; 3 ряд – температура: холодостойкие и теплолюбивые.
|
Рассказ учителя. Демонстрация.
Работа в парах по рядам с учеником стр. 196. Заполнения таблицы. Беседа.
|
8 мин. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Второстепенное восприятие и закрепление.
2. Термин жизненная форма в отношении растений был предложен в 80-х гг. прошлого века известным ботаником Вармингом1. Он понимал под этим понятием “форму, в которой вегетативное тело растения (индивида) находится в гармонии с внешней средой в течение всей его жизни, от колыбели до гроба, от семени до отмирания”. Использовав и обобщив предложенные в разное время классификации, отечественный ботаник И.Г. Серебряков предложил называть жизненной формой своеобразный габитус2 определенных групп растений, возникающий в результате роста и развития в определенных условиях – как выражение приспособленности к этим условиям. В основу своей классификации И.Г. Серебряков положил признак продолжительности жизни всего растения и его скелетных осей. Он выделил следующие жизненные формы растений: А. Древесные растения
Деревья Б. Полудревесные растения
Полукустарники В. Наземные травы
Поликарпические травы (многолетние травы, цветут много раз) Г. Водные травы
Земноводные травы Различие между деревьями, кустарниками, кустарничками, полукустарниками, полукустарничками и травянистыми растениями состоит помимо разной степени одревеснения их стеблей в продолжительности жизни и характере смены скелетных побегов в общей побеговой системе. |
Физминутка. Сообщение учителя.
|
6 мин. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Обобщение и систематизация знаний.
|
Контрольные вопросы на стр. 202. |
7 мин. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VIII. Домашнее задание. Обработать §45, описать 3 комнатных растения вашего класса. |
Запись на доске, объяснение. |
1 мин. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IX. Подведение итогов урока. Сегодня на уроке мы свами сформулировали понятие экологические группы растений, жизненные формы растений; развивали умение выделить главное, обобщать материал, логически высказывать мнение; воспитывать научное мировоззрение.
|
Сообщение учащихся, что нового узнали, какими знаниями овладели. |
3 мин. |
І Вариант |
ІІ Вариант |
||||||||||||||||||||
1. Семена образуют растения из отдела:
2. Двойное оплодотворение присуще:
3. Бактерии вступают во взаимовыгодные отношения с корневой системой из семейства: А. Злаки; B. Капустные; C. Бобовые; D. Астровые 4. Видоизмененные побеги – луковицы – развиваются у растений из семейства: A. Розовые; B. Лилейные; C. Злаки; D. Астровые 5. Простой околоцветник имеют растения из семейства: А. Розовые; В. Бобовые; С. Лилейные; D. Пасленовые 6. Плод зерновка встречаются у растений из семейства: А Капустные; В Злаки; С Пасленовые D Астровые |
1. Семена образуют растения из отдела:
2. Двойное оплодотворение присуще:
3. Бактерии вступают во взаимовыгодные отношения с корневой системой из семейства: А. Розовые; B. Луковые; C. Лилейные; D. Бобовые 4. Видоизмененные побеги – луковицы – развиваются у растений из семейства: A. Злаки; B. Луковые; C. Бобовые; D. Капустные 5. Двойной околоцветник имеют растения из семейства: А. Злаки; В. Луковые; С. Лилейные; D. Розовые 6. Плод семянка встречаются у растений из семейства: А Капустные; В Бобвые; С Пасленовые D Астровые |
||||||||||||||||||||
7. Установите эволюционную последовательность растений: А. Папоротниковидные; В. Голосеменные; С. Моховидные; D. Покрытосеменные 8. Установите соответствие между отделом и органом размножения:
|
7. Установите эволюционную последовательность растений: А. Покрытосеменные; В. Голосеменные; С. Моховидные; D. Папоротниковидные 8. Установите соответствие между отделом и органом размножения:
|
Элементы строения |
Мхи |
Папоротники |
Покрытосеменные |
Ризоиды |
|
|
|
Корень |
|
|
|
Листья |
|
|
|
Стебель |
|
|
|
Побег |
|
|
|
Цветок |
|
|
|
Плод |
|
|
|
Семя |
|
|
|
Настоящие ткани |
|
|
|
Проводящая система |
|
|
|
Элементы строения |
Мхи |
Папоротники |
Покрытосеменные |
Ризоиды |
|
|
|
Корень |
|
|
|
Листья |
|
|
|
Стебель |
|
|
|
Побег |
|
|
|
Цветок |
|
|
|
Плод |
|
|
|
Семя |
|
|
|
Настоящие ткани |
|
|
|
Проводящая система |
|
|
|
Элементы строения |
Мхи |
Папоротники |
Покрытосеменные |
Ризоиды |
|
|
|
Корень |
|
|
|
Листья |
|
|
|
Стебель |
|
|
|
Побег |
|
|
|
Цветок |
|
|
|
Плод |
|
|
|
Семя |
|
|
|
Настоящие ткани |
|
|
|
Проводящая система |
|
|
|
Элементы строения |
Мхи |
Папоротники |
Покрытосеменные |
Ризоиды |
|
|
|
Корень |
|
|
|
Листья |
|
|
|
Стебель |
|
|
|
Побег |
|
|
|
Цветок |
|
|
|
Плод |
|
|
|
Семя |
|
|
|
Настоящие ткани |
|
|
|
Проводящая система |
|
|
|
Элементы строения |
Мхи |
Папоротники |
Покрытосеменные |
Ризоиды |
|
|
|
Корень |
|
|
|
Листья |
|
|
|
Стебель |
|
|
|
Побег |
|
|
|
Цветок |
|
|
|
Плод |
|
|
|
Семя |
|
|
|
Настоящие ткани |
|
|
|
Проводящая система |
|
|
|
Экологические группы |
Характеристика |
Примеры растений |
По отношению к воде |
||
Засухоустойчивые |
|
|
Умеренно влаголюбивые |
|
|
Влаголюбивые |
|
|
Водные |
|
|
По отношению к освещению |
||
Светолюбивые |
|
|
Теневыносливые |
|
|
Тенелюбивые |
|
|
По отношению к температуре |
||
Холодостойкие |
|
|
Теплолюбивые |
|
|
Экологические группы |
Характеристика |
Примеры растений |
По отношению к воде |
||
Засухоустойчивые |
|
|
Умеренно влаголюбивые |
|
|
Влаголюбивые |
|
|
Водные |
|
|
По отношению к освещению |
||
Светолюбивые |
|
|
Теневыносливые |
|
|
Тенелюбивые |
|
|
По отношению к температуре |
||
Холодостойкие |
|
|
Теплолюбивые |
|
|
Экологические группы |
Характеристика |
Примеры растений |
По отношению к воде |
||
Засухоустойчивые |
|
|
Умеренно влаголюбивые |
|
|
Влаголюбивые |
|
|
Водные |
|
|
По отношению к освещению |
||
Светолюбивые |
|
|
Теневыносливые |
|
|
Тенелюбивые |
|
|
По отношению к температуре |
||
Холодостойкие |
|
|
Теплолюбивые |
|
|