2 червня о 18:00Вебінар: Оцінювання, само- та взаємооцінювання в умовах дистанційного навчання і не тільки

Урок Серик О.В. "Экологические группы растений. Жизненные формы растений"

Про матеріал

Тема: Экологические группы растений. Жизненые формы растений.

Задание: сформулировать в учеников понятие экологические группы растений, жизненные формы растений; развивать в учащихся умение выделить главное, обобщать материал, логически высказывать мнение; воспитывать научное мировоззрение.

Оборудование и материалы: презентация «Экологические группы растений. Жизненные формы растений».

Тип урока: комбинированный.

Перегляд файлу

Дата_______________________  Класс___

Тема: Экологические группы растений. Жизненые формы растений.

Задание: сформулировать в учеников понятие экологические группы растений, жизненные формы растений; развивать в учащихся умение выделить главное, обобщать материал, логически высказывать мнение; воспитывать научное мировоззрение.

Оборудование и материалы: презентация «Экологические группы растений. Жизненные формы растений».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Вид деятельности учителя и ученика

Время

Организационный момент.

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.

Сообщение учителя.

1 мин.

І. Актуализация опорных знаний.

Элементы строения

Мхи

Папоротники

Покрытосеменные

Ризоиды

 

 

 

Корень

 

 

 

Листья

 

 

 

Стебель

 

 

 

Побег

 

 

 

Цветок

 

 

 

Плод

 

 

 

Семя

 

 

 

Настоящие ткани

 

 

 

Проводящая система

 

 

 

 

Фронтальная беседа.

 

 

 

 

 

5 мин.

ІI. Проверка домашнего задания.

І Вариант

ІІ Вариант

1. Семена образуют растения из отдела:

  1. Хвощевидные;
  2. Папоротниковидные;
  3. Покрытосеменные;
  4. Плауновидные

2. Двойное оплодотворение присуще:

  1. Голосеменным;
  2. Плауновидным;
  3. Покрытосеменным ;
  4. Моховидным

3. Бактерии вступают во взаимовыгодные отношения с корневой системой из семейства:

А. Злаки;

B. Капустные;

C. Бобовые;

D. Астровые

4. Видоизмененные побеги – луковицы – развиваются у растений из семейства:

A. Розовые;

B. Лилейные;

      C. Злаки;

D. Астровые

5. Простой околоцветник имеют растения из семейства:

      А. Розовые;

      В. Бобовые;

      С. Лилейные;

      D. Пасленовые

6. Плод зерновка встречаются у растений из семейства:

А Капустные;

В Злаки;

С Пасленовые

D Астровые

1. Семена образуют растения из отдела:

  1. Моховидные;
  2. Папоротниковидные;
  3. Покрытосеменные;
  4. Плауновидные

2. Двойное оплодотворение присуще:

  1. Голосеменным;
  2. Покрытосеменным;
  3. Папоротниковидным;
  4. Моховидным

3. Бактерии вступают во взаимовыгодные отношения с корневой системой из семейства:

А. Розовые;

B. Луковые;

C. Лилейные;

D. Бобовые

4. Видоизмененные побеги – луковицы – развиваются у растений из семейства:

A. Злаки;

B. Луковые;

      C. Бобовые;

D. Капустные

5. Двойной околоцветник имеют растения из семейства:

      А. Злаки;

      В. Луковые;

      С. Лилейные;

      D. Розовые

6. Плод семянка встречаются у растений из семейства:

А Капустные;

В Бобвые;

С Пасленовые

D Астровые

7. Установите эволюционную последовательность растений:

    А. Папоротниковидные;

    В. Голосеменные;

    С. Моховидные;

    D. Покрытосеменные

8. Установите соответствие между отделом и органом размножения:

1. Моховидные

А) Цветок

2. Папоротниковидные

Б) Коробочка

3. Голосеменные

В) Шишка

4. Покрытосеменные

Г) Сорус

 

Д) Спороносные колоски

7. Установите эволюционную последовательность растений:

    А. Покрытосеменные;

    В. Голосеменные;

    С. Моховидные;

    D. Папоротниковидные

8. Установите соответствие между отделом и органом размножения:

1. Хвощевидные

А) Цветок

2. Папоротниковидные

Б) Коробочка

3. Голосеменные

В) Шишка

4. Покрытосеменные

Г) Сорус

 

Д) Спороносные колоски

Самостоятельная работа с дидактическими карточками.

 

 

 

10 мин.

 ІІI. Мотивация учебной деятельности.

Обсудим вместе…В пятом классе мы с вами изучали понятие экологические факторы. Какие экологические факторы влияют на жизнедеятельность растительного мира?

Создание проблемной ситуации. Беседа.

3 мин.

IV. Сообщения теми, заданий урока.

Тема урока: Экологические группы растений. Жизненые формы растений.

Задания урока: сформулировать понятие экологические группы растений, жизненные формы растений; развивать умение выделить главное, обобщать материал, логически высказывать мнение; воспитывать научное мировоззрение.

Сообщение учителя.   Запись на доске.

1 мин.

V. Первостепенное восприятие и осмысление нового материала.

План

  1. Понятие экологические группы растений..
  2. Понятие жизненная форма растений.

1. Экологические группы растений – это группа, выделенная по отношению к отельному основному фактору: свет, вода, температура.

1 ряд – свет: светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые;

2 ряд – вода: засухоустойчивые, умеренно влаголюбивые, влаголюбивые и водные;

3 ряд – температура: холодостойкие и теплолюбивые.

Экологические группы

Характеристика

Примеры растений

По отношению к воде

Засухоустойчивые

 

 

Умеренно влаголюбивые

 

 

Влаголюбивые

 

 

Водные

 

 

По отношению к освещению

Светолюбивые

 

 

Теневыносливые

 

 

Тенелюбивые

 

 

По отношению к температуре

Холодостойкие

 

 

Теплолюбивые

 

 

 

 

Рассказ учителя.

Демонстрация.

 

 

Работа в парах по рядам с учеником стр. 196.

Заполнения таблицы. Беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 мин.

VI. Второстепенное восприятие и закрепление. 

 

2. Термин жизненная форма в отношении растений был предложен в 80-х гг. прошлого века известным ботаником Вармингом1. Он понимал под этим понятием “форму, в которой вегетативное тело растения (индивида) находится в гармонии с внешней средой в течение всей его жизни, от колыбели до гроба, от семени до отмирания”.

Использовав и обобщив предложенные в разное время классификации, отечественный ботаник И.Г. Серебряков предложил называть жизненной формой своеобразный габитус2 определенных групп растений, возникающий в результате роста и развития в определенных условиях – как выражение приспособленности к этим условиям.

В основу своей классификации И.Г. Серебряков положил признак продолжительности жизни всего растения и его скелетных осей. Он выделил следующие жизненные формы растений:

А. Древесные растения

Деревья 
Кустарники 
Кустарнички

Б. Полудревесные растения

Полукустарники 
Полукустарнички

В. Наземные травы

Поликарпические травы (многолетние травы, цветут много раз)
Монокарпические травы (живут несколько лет, цветут один раз и отмирают)

Г. Водные травы

Земноводные травы 
Плавающие и подводные травы

Различие между деревьями, кустарниками, кустарничками, полукустарниками, полукустарничками и травянистыми растениями состоит помимо разной степени одревеснения их стеблей в продолжительности жизни и характере смены скелетных побегов в общей побеговой системе.

 

Физминутка.

Сообщение учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 мин.

VII. Обобщение и систематизация знаний.

 

 

Контрольные вопросы на стр. 202.

7 мин.

VIII. Домашнее задание.

Обработать §45, описать 3 комнатных растения вашего класса.

Запись на доске, объяснение.

1 мин.

IX. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы свами сформулировали понятие экологические группы растений, жизненные формы растений; развивали умение выделить главное, обобщать материал, логически высказывать мнение; воспитывать научное мировоззрение.

 

Сообщение учащихся, что нового узнали, какими знаниями овладели.

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

І Вариант

ІІ Вариант

1. Семена образуют растения из отдела:

  1. Хвощевидные;
  2. Папоротниковидные;
  3. Покрытосеменные;
  4. Плауновидные

2. Двойное оплодотворение присуще:

  1. Голосеменным;
  2. Плауновидным;
  3. Покрытосеменным ;
  4. Моховидным

3. Бактерии вступают во взаимовыгодные отношения с корневой системой из семейства:

А. Злаки;

B. Капустные;

C. Бобовые;

D. Астровые

4. Видоизмененные побеги – луковицы – развиваются у растений из семейства:

A. Розовые;

B. Лилейные;

      C. Злаки;

D. Астровые

5. Простой околоцветник имеют растения из семейства:

      А. Розовые;

      В. Бобовые;

      С. Лилейные;

      D. Пасленовые

6. Плод зерновка встречаются у растений из семейства:

А Капустные;

В Злаки;

С Пасленовые

D Астровые

1. Семена образуют растения из отдела:

  1. Моховидные;
  2. Папоротниковидные;
  3. Покрытосеменные;
  4. Плауновидные

2. Двойное оплодотворение присуще:

  1. Голосеменным;
  2. Покрытосеменным;
  3. Папоротниковидным;
  4. Моховидным

3. Бактерии вступают во взаимовыгодные отношения с корневой системой из семейства:

А. Розовые;

B. Луковые;

C. Лилейные;

D. Бобовые

4. Видоизмененные побеги – луковицы – развиваются у растений из семейства:

A. Злаки;

B. Луковые;

      C. Бобовые;

D. Капустные

5. Двойной околоцветник имеют растения из семейства:

      А. Злаки;

      В. Луковые;

      С. Лилейные;

      D. Розовые

6. Плод семянка встречаются у растений из семейства:

А Капустные;

В Бобвые;

С Пасленовые

D Астровые

7. Установите эволюционную последовательность растений:

    А. Папоротниковидные;

    В. Голосеменные;

    С. Моховидные;

    D. Покрытосеменные

8. Установите соответствие между отделом и органом размножения:

1. Моховидные

А) Цветок

2. Папоротниковидные

Б) Коробочка

3. Голосеменные

В) Шишка

4. Покрытосеменные

Г) Сорус

 

Д) Спороносные колоски

7. Установите эволюционную последовательность растений:

    А. Покрытосеменные;

    В. Голосеменные;

    С. Моховидные;

    D. Папоротниковидные

8. Установите соответствие между отделом и органом размножения:

1. Хвощевидные

А) Цветок

2. Папоротниковидные

Б) Коробочка

3. Голосеменные

В) Шишка

4. Покрытосеменные

Г) Сорус

 

Д) Спороносные колоски

 

 

 

Элементы строения

Мхи

Папоротники

Покрытосеменные

Ризоиды

 

 

 

Корень

 

 

 

Листья

 

 

 

Стебель

 

 

 

Побег

 

 

 

Цветок

 

 

 

Плод

 

 

 

Семя

 

 

 

Настоящие ткани

 

 

 

Проводящая система

 

 

 

Элементы строения

Мхи

Папоротники

Покрытосеменные

Ризоиды

 

 

 

Корень

 

 

 

Листья

 

 

 

Стебель

 

 

 

Побег

 

 

 

Цветок

 

 

 

Плод

 

 

 

Семя

 

 

 

Настоящие ткани

 

 

 

Проводящая система

 

 

 

Элементы строения

Мхи

Папоротники

Покрытосеменные

Ризоиды

 

 

 

Корень

 

 

 

Листья

 

 

 

Стебель

 

 

 

Побег

 

 

 

Цветок

 

 

 

Плод

 

 

 

Семя

 

 

 

Настоящие ткани

 

 

 

Проводящая система

 

 

 

Элементы строения

Мхи

Папоротники

Покрытосеменные

Ризоиды

 

 

 

Корень

 

 

 

Листья

 

 

 

Стебель

 

 

 

Побег

 

 

 

Цветок

 

 

 

Плод

 

 

 

Семя

 

 

 

Настоящие ткани

 

 

 

Проводящая система

 

 

 

Элементы строения

Мхи

Папоротники

Покрытосеменные

Ризоиды

 

 

 

Корень

 

 

 

Листья

 

 

 

Стебель

 

 

 

Побег

 

 

 

Цветок

 

 

 

Плод

 

 

 

Семя

 

 

 

Настоящие ткани

 

 

 

Проводящая система

 

 

 

 

 

Экологические группы

Характеристика

Примеры растений

По отношению к воде

Засухоустойчивые

 

 

Умеренно влаголюбивые

 

 

Влаголюбивые

 

 

Водные

 

 

По отношению к освещению

Светолюбивые

 

 

Теневыносливые

 

 

Тенелюбивые

 

 

По отношению к температуре

Холодостойкие

 

 

Теплолюбивые

 

 

Экологические группы

Характеристика

Примеры растений

По отношению к воде

Засухоустойчивые

 

 

Умеренно влаголюбивые

 

 

Влаголюбивые

 

 

Водные

 

 

По отношению к освещению

Светолюбивые

 

 

Теневыносливые

 

 

Тенелюбивые

 

 

По отношению к температуре

Холодостойкие

 

 

Теплолюбивые

 

 

Экологические группы

Характеристика

Примеры растений

По отношению к воде

Засухоустойчивые

 

 

Умеренно влаголюбивые

 

 

Влаголюбивые

 

 

Водные

 

 

По отношению к освещению

Светолюбивые

 

 

Теневыносливые

 

 

Тенелюбивые

 

 

По отношению к температуре

Холодостойкие

 

 

Теплолюбивые

 

 

 

doc
Додано
13 серпня 2018
Переглядів
620
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку