16 червня о 18:00Вебінар: Збереження здоров’я дітей з особливими освітніми потребами

Урок Серик О.В. "Мини - проект листопад", "Цветы и насекомые", "Растения-хищники"

Про матеріал

Тема: Мини – проект: «Листопад», «Цветы и насекомые», «Растения - хищники».

Задание: сформулировать в учеников понятие вегетативные органы растения, генеративные органы растения, их значение в природе и жизни человека, листопад, растения - хищники; развивать в учащихся умение выделить главное, обобщать материал, логически высказывать мнение; воспитывать научное мировоззрение.

Оборудование и материалы: постеры, дидактические карточки, видеоролик.

Тип урока: урок применения знаний.

Перегляд файлу

Дата______________   Класс______

Тема: Мини – проект: «Листопад», «Цветы и насекомые», «Растения - хищники».

Задание: сформулировать в учеников понятие вегетативные органы растения, генеративные органы растения, их значение в природе и жизни человека, листопад, растения - хищники; развивать в учащихся умение выделить главное, обобщать материал, логически высказывать мнение; воспитывать научное мировоззрение.

Оборудование и материалы: постеры, дидактические карточки, видеоролик.

Тип урока: урок применения знаний.

Ход урока

Вид деятельнсти  учителя и ученика

Время

Организационный момент.

Прозвенел звонок.

Начался урок. Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть.

Девиз нашего урока: Достигает успеха тот, кто к нему стремится. Желаю каждому достичь успеха!

 

Приветствие учеников.

 

 

 

Сообщение учителя.

1 мин.

І. Актуализация опорных знаний.

На предыдущем уроке мы с вами изучили тему…

Мы работали по плану…

1. Стебель с расположенными на нём листьями и почками.

2. Орган цветкового растения.

3. В ней созревает пыльца.

4. Орган семенного размножения у цветковых растений.

5. Надземный орган цветкового растения, функция которого выносить листья к свету и проводить воду с минеральными солями по всему растению.

6. Все лепестки цветка вместе.

7. Из него формируется плод.

8. Подземный орган цветкового растения.

9. Особый орган цветкового растения, где происходит образование органических веществ из неорганических.

10. Оно находится внутри плода.

Фронтальная беседа.

 

Решение кросворда в группах.

4 мин.

II. Мотивация учебной деятельности.

Обсудим вместе…Какую роль в нашей жизни играют растения?

Создание проблемной ситуации. Беседа.

1 мин.

III. Сообщение теми, заданий урока.

Тема урока: Мини – проект: «Листопад», «Цветы и насекомые», «Растения - хищники».

Задание урока: сформулировать понятие вегетативные органы растения, генеративные органы растения, их значение в природе и жизни человека; развивать умение выделить главное, обобщать материал, логически высказывать мнение; воспитывать научное мировоззрение.

Сообщение учителя. Запись на доске.

 

 

 

1 мин.

 

 

 

 

 

 

ІV. Отчет учащихся.

План

  1. Листопад.
  2. Цветы и насекомые.
  3. Растения – хищники.

1.  Листопа́д — биологический процесс сбрасывания листвы растениями.

В условиях умеренного климата зимой многим растениям не хватает воды. Вода в замёрзшем грунте находится в состоянии льда и не может проникать в клетки корней. В то же время испарение с поверхности листьев не прекращается (хотя оно, естественно, снижается, так как зависит от температуры воздуха). Если бы деревья и кустарники, а также и некоторые травянистые растения не сбрасывали листву, они бы засыхали.

В субтропической зоне наблюдается похожее явление. Причиной является ежегодная засуха.

В районах с холодным климатом листопад отсутствует, так как в таких условиях листопадные деревья не могут существовать, а могут существовать (до определённого предела) только хвойные деревья. Сброс хвои же идёт медленно и постепенно (за исключением лиственниц).

Хвойные растения, например, ель и сосна, намного лучше переносят сухие периоды, поэтому они в умеренных зонах вечнозелёные. Количество воды, которое испаряется лиственными породами, в 6—10 раз превышает количество воды, испаряемой хвойными. Это, с одной стороны, связано с меньшей поверхностью испарения, с другой, — с различиями в строении.

Берёза в пересчёте на 100 г листьев за лето испаряет около 80 литров воды, для сосны эта цифра составляет около 9 литров. Лиственница занимает промежуточное место между лиственными и хвойными породами.

Второй причиной сбрасывания листьев является защита от механических повреждений в зимний период от массы прилипшего снега.

Кроме этого, листопад очищает организм растений от вредных веществ. Учёные установили, что листья осенью содержат намного больше минеральных веществ, чем весной и летом. Это объясняет то обстоятельство, что в тропической зоне с однородным в течение всего года климатом листопад всё же существует. Там он происходит не в короткие сроки, а распределяется на весь год, и поэтому менее заметен.

Сроки сезонного листопада в разных широтах разные. На широте средней полосы России процесс активного сбрасывания листьев растениями начинается во второй половине сентября и завершается в основном к середине октября.

2.  В ходе биологической эволюции цветковые растения и насекомые появились независимо друг от друга, но они во многом взаимодействовали между собой и эволюционировали совместно. Эволюцию каждой из этих групп нельзя считать результатом независимого развития во времени; по-видимому, имела место коэволюция, при которой постепенные изменения, сохраняющиеся в одной из групп, оказывались благоприятными для другой и наоборот. Особенно отчетливо это проявляется во взаимосвязи между цветками и насекомыми-опылителями. Цветки поставляют насекомым пищу — пыльцу и нектар; насекомые в свою очередь осуществляют перекрестное опыление цветков, способствующее генетической рекомбинации и обеспечивающее данному виду растений изменчивость, необходимую для того, чтобы противостоять изменениям окружающей среды. Растение не выделяет, конечно, нектар «намеренно», с целью привлечь насекомых, и насекомое не осознает того, что оно переносит пыльцу с цветка на цветок, способствуя тем самым образованию семян; однако эти случайно возникшие в процессе эволюции взаимосвязи между растением и насекомыми обеспечивают прекрасное биологическое соответствие их друг другу и оказываются выгодными для обеих сторон. У некоторых растений появились в процессе эволюции цветки совершенно особой формы, облегчающей опыление насекомыми. Часто встречаются ярко окрашенные и сильно пахнущие цветки. Пчелы воспринимают не только видимый свет, т. е, цвета, доступные человеческому глазу, но также и ультрафиолетовое излучение. Если сфотографировать цветки на пленку, чувствительную к ультрафиолетовому излучению, то мы увидим их «глазами пчелы». При этом они будут выглядеть совсем для нас непривычно обнаружатся какие-то линии, сходящиеся к нектарникам у основания лепестков и, очевидно, направляющие пчелу прямо к источнику пищи. Эти ультрафиолетовые отметки, вероятно, помогают также пчеле различать многочисленные типы цветков, которые в видимом свете кажутся очень похожими; благодаря этому насекомое может, очевидно, собирать однородный нектар и осуществлять опыление в пределах только одного вида растений.

Вещества, вырабатываемые растениями для отпугивания насекомых

Привлекая ряд насекомых-опылителей, растения в то же время страдают от того, что многие насекомые, особенно на стадии личинки, или гусеницы, на них кормятся, поедая по большей части их листья. По счастью, к пчелам это почти не относится; они только собирают с растений нектар и пыльцу и лишь иногда разрушают древесину. Для защиты от насекомых растения располагают широким набором «вторичных метаболитов», которые делают их для насекомых неприятными. Под вторичными метаболитами понимают различные вещества растительного происхождения, не играющие никакой роли в первичных метаболических процессах, таких, как дыхание или синтез отдельных клеточных компонентов. Мы делаем это заключение об отсутствии у них какой-либо роли в первичных метаболических процессах на основании того, что ни Одно из таких специфических веществ не свойственно всем растениям или хотя бы большинству видов. Часто данный вторичный метаболит встречается только у какого-нибудь одного семейства, а иногда даже у одного вида или разновидности. Существуют тысячи вторичных метаболитов; число их столь велико, что пока еще далеко не все они нам известны, и многие химики-органики тратят все свое время на идентификацию «новых» соединений этой группы. Биологи в течение многих лет строили догадки о роли этих веществ. Теперь, по-видимому, можно сказать с уверенностью, что вторичные метаболиты образуют защитную систему, используемую растениями против насекомых и патогенов, а иногда и против других растений.

3.  РОСЯНКА, МУХОЛОВКА, НЕПЕНТЕСЫ, САРРАЦЕНИЯ - НАСЕКОМОЯДНЫЕ РАСТЕНИЯ

Есть в великолепном царстве Флоры группа растений, которая во все времена не только приводила в восторг естествоиспытателей и натуралистов, но и служила неистощимым источником вдохновения для создателей леденящих душу небылиц, в которых человеческая фантазия с лихвой восполняла недостаток точных знаний и фактов.

 Эти растения принадлежат к разным семействам и обитают в самых различных климатических зонах — от арктических тундр до экваториальных джунглей. Но есть у них одна общая черта — все они насекомоядные хищники, главное дело жизни которых — охота. И пусть добыча по нашим меркам — невелика, а сам процесс охоты — беззвучен, в этих драматичных схватках растения и животного внимательному наблюдателю открывается великий закон вечного движения Природы — борьба за выживание.

Росянки — одни из наиболее распространенных среди насекомоядных растений. Растут они по всему миру и насчитывают около 100 видов, большая часть которых обитает в Австралии и Новой Зеландии. Типичный их представитель — росянка крупнолистная (Drosera rotundifolia), нередко растущая на болотах умеренной зоны Северного полушария.

 Англичане дали этой росянке поэтическое название sun-dew, то есть “солнечная роса”.

Действительно, ловчие листья этого растения необычны — они напоминают небольшую тарелочку, верхняя часть которой покрыта многочисленными волосками, а на кончике каждого из них — искрящаяся на солнце капелька клейкой жидкости, привлекающая внимание потенциальной жертвы.

Сообщение учителя.

 

 

 

 

Оценивание работы: письменного отчета и устного ответа.

26 мин.

 

V. Обобщение и систематизация знаний.

Тестовые задания.

Из предложенных вариантов выберите один правильный

1 Пыльца образуется в:

А) пестике              Б) тычинке                         В) чашечке

 2 Хранителем наследственной информации являются:

А) рибосомы

Б) аппарат Гольжи

В)  хромосомы.

3 Ткани, образующие растение, могут состоять из:

А) только живых клеток

Б) живых и мертвых клеток

В) только мертвых клеток

4 Главной частью цветка являются:

А) пестик и лепестки

Б) венчик и тычинки

В) тычинки и пестик

5. Корневая система:

А) удерживает растение в почве

Б) удерживает растение в почве и обеспечивает поступление  в него воды и питательных веществ

В) обеспечивает поступление в растение воды и минеральных солей, удерживает в почве, служит местом запасания питательных веществ

6. Зародыш состоит из:

А) почечки и семядоли                          Б) зародышевого корешка, стебелька, почечки и  семядолей

      В) зародышевого корешка, стебелька и почечки

7. Делящиеся клетки растения относятся к ткани:

А) образовательной

Б) механической

В) покровной

Часть В

В1.       Если  вы  согласны  с  тем,  что  записано,  поставьте  «да»,  если  не  согласны  поставьте                   «нет».

В  мочковатой  корневой  системе  главный  корень  хорошо  заметен._____

Опорную и защитную функцию в организме животного выполняет соединительная ткань .________

Чехлик  необходим  для  защиты._________

Клетки  зоны  деления  активно  растут.__________

Корневые  клубни – это  видоизменившийся  корень.____________

В2.  Продолжите предложение, вставив вместо точек недостающее слово.       

1. Часть тела растения, имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции, называется …

2. Корневые системы бывают … и ...

3. Стебель с расположенными на нем листьями и почками называется …

4. Пыльник и тычиночная нить – составные части …

5. Цветки, содержащие только пестики или только тычинки, называются …

6. Растения, зародыши семян которых имеют одну семядолю, называются …

7. Органы, выполняющие функцию размножения, называются …

Вариант 2

Часть А

Из предложенных вариантов выберите один правильный

Клеточное строение имеют:

А) растения

Б) все живые организмы

В) животные

Питание – это:

А) поступление в организм кислорода       Б) получение необходимых веществ из окружающей среды

      В) выделение ненужных веществ

Хлоропласты находятся:

А) во всех клетках живых организмов

Б) во всех клетках растений

В) только в клетках зеленых растений

Эпителиальная ткань состоит из:

      А) свободно расположенных клеток                      Б) из клеток, плотно прилегающих друг другу

      В) из клеток, соединенных между собой плотным межклеточным веществом

Цветковые растения имеют:

А) корень и побег

Б) корень, побег, цветки, плоды с семенами

В) побег, цветки плоды с семенами

      6. Главной частью цветка является:

       А) пестик и корень

Б) тычинки и  пестик

В) чашечка и тычинки

7.Какую из перечисленных функций выполняет цитоплазма клетки:

     А) контролирует процессы размножения                                          Б) обеспечивает ее защиту

      В) связывает органоиды клетки между собой

Часть В

В1.  Если  вы  согласны  с  тем,  что  записано,  поставьте  «да»,  если  не  согласны  поставьте  «нет».

Корневой  волосок  состоит  из  одной  клетки.________

Снаружи семя покрыто толстой семенной кожурой._______

Корень  всасывает  воду  с  растворенными  в  ней  минеральными  веществами._________

Корень  дышит  только  днем. __________

Околоплодник – это разросшиеся стенки венчика.__________

В2.  Продолжите предложение, вставив вместо точек недостающее слово.       

1. Корневая система с хорошо выраженным главным корнем называется …

2. Корни бывают главные, … и …

3. Пестик состоит из … , ... и ...

4. Цветки, содержащие и пестик, и тычинку, называются …

5. Растения, зародыши семян которых имеют две семядоли, называются …

6. Запасающая ткань семени называется …

7. Органы растения, основные функции которых – питание, дыхание, называются … 

Решение тестових заданий в паре.

8 мин.

VI. Домашнее задание.

Проработать §

Запись на доске, обьяснение.

1 мин.

VII. Подведение итога урока.

Сегодня на уроке мы с вами сформулировали понятие вегетативные органы растения, генеративные органы растения, их значение в природе и жизни человека; развивали умение выделить главное, обобщать материал, логически высказывать мнение; воспитывали научное мировоззрение.

Сообщение учащихся, что нового узнали, какими знаниями овладели.

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 1

Часть А

Из предложенных вариантов выберите один правильный

1 Пыльца образуется в:

А) пестике              Б) тычинке                         В) чашечке  Г) правильного ответа нет

2 Ткани, образующие растение, могут состоять из:

А) только живых клеток

Б) живых и мертвых клеток

В) только мертвых клеток

Г) правильного ответа нет

3 Главной частью цветка являются:

А) пестик и лепестки

Б) венчик и тычинки

В) тычинки и пестик

Г) правильного ответа нет

4. Корневая система:

А) удерживает растение в почве

Б) удерживает растение в почве и обеспечивает поступление  в него воды и питательных веществ

В) обеспечивает поступление в растение воды и минеральных солей, удерживает в почве, служит местом запасания питательных веществ

Г) правильного ответа нет

5. Зародыш состоит из:

А) почечки и семядоли                          Б) зародышевого корешка, стебелька, почечки и  семядолей

      В) зародышевого корешка, стебелька и почечки Г) правильного ответа нет

6. Цветковые растения имеют:

А) корень и побег

Б) корень, побег, цветки, плоды с семенами

В) побег, цветки плоды с семенами

Г) правильного ответа нет

Часть В

В1.

.Продолжите предложение, вставив вместо точек недостающее слово.

1. Корневые системы бывают … и ...

2. Стебель с расположенными на нем листьями и почками называется …

3. Пыльник и тычиночная нить – составные части …

4. Цветки, содержащие только пестики или только тычинки, называются …

5. Растения, зародыши семян которых имеют одну семядолю, называются …

6. Органы, выполняющие функцию размножения, называются …

Часть С

Название плода

Сухой или сочный

Количество семени

Раскрываются или нераскрываются

Примеры растений

Боб

 

 

 

 

Зерновка

 

 

 

 

Коробочка

 

 

 

 

Тыквина

 

 

 

 

Костянка

 

 

 

 

Помаранец

 

 

 

 

Чачть Д

Объясните преимущества и недостатки безпалого размножения растений и полового.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 2

      6. Главной частью цветка является:

       А) пестик и корень

Б) тычинки и  пестик

В) чашечка и тычинки

7.Какую из перечисленных функций выполняет цитоплазма клетки:

     А) контролирует процессы размножения                                          Б) обеспечивает ее защиту

      В) связывает органоиды клетки между собой

Часть В

В1.  Если  вы  согласны  с  тем,  что  записано,  поставьте  «да»,  если  не  согласны  поставьте  «нет».

Корневой  волосок  состоит  из  одной  клетки.________

Снаружи семя покрыто толстой семенной кожурой._______

Корень  всасывает  воду  с  растворенными  в  ней  минеральными  веществами._________

Корень  дышит  только  днем. __________

Околоплодник – это разросшиеся стенки венчика.__________

В2.  Продолжите предложение, вставив вместо точек недостающее слово.       

1. Корневая система с хорошо выраженным главным корнем называется …

2. Корни бывают главные, … и …

3. Пестик состоит из … , ... и ...

4. Цветки, содержащие и пестик, и тычинку, называются …

5. Растения, зародыши семян которых имеют две семядоли, называются …

6. Запасающая ткань семени называется …

 

Вариант 2

Часть А

Из предложенных вариантов выберите один правильный

1. Цветковые растения имеют:

А) корень и побег

Б) корень, побег, цветки, плоды с семенами

В) побег, цветки плоды с семенами

Г) правильного ответа нет

2. Главной частью цветка является:

А) пестик и корень

Б) тычинки и  пестик

В) чашечка и тичинки

Г) пестик и околоцветник

3. Генеративные органы растения это

А) цветок, плод, корень

Б) цветок, семя, побег

В) цветок, плод, семя

Г) цветок, семя, корень

4. Для цветковых растений характерно оплодотворение:

А) двойное оплодотворение

Б) простое оплодотворение

В) нет оплодотворения

Г) правильного ответа нет

5. Околоцветник состоит из:

А) чашечки и венчика

Б) чашечки и тичинки

В) венчика и пестика

Г) пестика и тичинки

6. Расширенную стеблевую часть цветка называют:

А) цветоножка

Б) цветоложе

В) околоцветник

Г) правильного ответа нет

Часть В

В1.  Продолжите предложение, вставив вместо точек недостающее слово.       

1. Корневая система с хорошо выраженным главным корнем называется …

2. Пестик состоит из … , ... и ...

3. Цветки, содержащие и пестик, и тычинку, называются …

4. Растения, зародыши семян которых имеют две семядоли, называются …

5. Запасающая ткань семени называется …

6. Органы растения, основные функции которых – питание, дыхание, называются … 

Часть С

Соцветие

Примеры растений

Утолщение оси соцветия

Длина цветоножек

Кисть

 

 

 

Сережка

 

 

 

Колос

 

 

 

Щиток

 

 

 

Метелка

 

 

 

Сложный зонтик

 

 

 

Часть Д

Значение науки систематика. Дать систематическое положение 1 виду растений.

doc
Додано
13 серпня 2018
Переглядів
1139
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку