Урок Серик О.В. "Образование новых клеток. Рост клеток"

Про матеріал

Тема: Образование новых клеток. Рост клеток.

Задание: сформулировать в учеников понятие клетка, митоз, мейоз, рост клеток; развивать в учащихся умение выделить главное, обобщать материал, логически высказывать мнение; воспитывать научное мировоззрение.

Оборудование и материалы: презентация «Образование нових клеток. Рост клеток», дидактические карточки.

Тип урока: комбинированный.

Перегляд файлу

Дата____________                                Класс_____

Тема: Образование новых клеток. Рост клеток.

Задание: сформулировать в учеников понятие клетка, митоз, мейоз, рост клеток; развивать в учащихся умение выделить главное, обобщать материал, логически высказывать мнение; воспитывать научное мировоззрение.

Оборудование и материалы: презентация «Образование нових клеток. Рост клеток», дидактические карточки.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Вид деятельности учителя и ученика

Время

Организационный момент.

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.

Прозвенел звонок.

Начался урок. Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Сообщение учителя.

1 мин.

І. Актуализация опорных знаний.

  1. Знакомы ли вы с элементарной единицей живого?
  2. Понятие клетка.
  3. Определяют тип клетки (растительная и животная), обсуждают и объясняют свой выбор.

 

Фронтальная беседа, работа с таблицами.

5 мин.

ІI. Проверка домашнего задания.

На предыдущем уроке мы с вами изучили тему…

Мы работали по плану…

1. Химический состав клетки.

2. Транспорт веществ в клетке.

  1. Сладкий вкус плодам обеспечивают:

А белки

Б липиды

В углеводы

Г нуклеиновые кислоты

      2. Обеспечение и передачу наследственной информации выполняют:

             А белки

             Б липиды

             В углеводы

             Д нуклеиновые кислоты

      3. К неорганическим веществам относится:

              А белки

              Б жиры

              В вода

              Г углеводы

      4. Вещества, которые составляют основу множества клеточных структур:

              А белки

              Б нуклеиновые кислоты

              В липиды

              Г углеводы

      5. Установите соответствие между веществами и характеристикой:

1. Целлюлоза

А  1 – 1,5% от массы клетки

2. Минеральная соль

Б  придают плодам сладкого вкуса

3. Крохмаль

В  придают клетки форму и упругости

4. Вода

Г  откладывается про запас

 

Д  основной компонент клеточной мембраны

    6. Дайте определения:

1. Пиноцитоз__________________________________________

2. Фагоциоз___________________________________________

3. Экзоцитоз___________________________________________

4. Эндоцитоз___________________________________________

Устный опрос учащихся у доски.

 

 

Работа с тестовыми заданиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 мин.

 ІІI. Мотивация учебной деятельности.

Обсудим вместе… Перед вами определение одного из важнейших свойств характерных для живого организма.

«… - процесс увеличения размеров организма, за счет потребляемых им питательных веществ».

Скажите, к какому понятию оно относится?

Создание проблемной ситуации. Беседа.

3 мин.

IV. Сообщения теми, заданий урока.

Тема урока: Образование новых клеток. Рост клеток.

Задания урока: сформулировать понятие клетка, митоз, мейоз, рост клеток; развивать умение выделить главное, обобщать материал, логически высказывать мнение.

Сообщение учителя.   Запись на доске.

1 мин.

V. Первостепенное восприятие и осмысление нового материала.

План

  1. Понятие деление.
  2. Виды деления клеток.
  3. Фазы митоза.
  4. Рост клеток.

1. Деление – важнейшее свойство клеток, без него были бы невозможны рост и развитие многоклеточного организма, замена и восстановление отдельных клеток, тканей и целых органов. Способность к делению - свойство клетки, как живой самоорганизующейся системы.

2. Виды деления:

  • Митоз  -  деление соматических клеток.
  • Мейоз -  деление половых клеток -  деление, в ходе которого образуются половые клетки, обеспечивающие размножение организмов.
  • Амитоз -  деление стареющих, патологических клеток.

Процесс подготовки клетки к делению носит название интерфаза. Вся жизнь клетки от момента ее возникновения в результате деления материнской клетки до ее собственного деления или гибели называется жизненным (или клеточным) циклом. Одну часть этого цикла и составляет интерфаза, которая может продолжаться до 20 часов. Как в жизни будет выглядеть процесс деления клеток? Увидеть это можно с помощью методов микроскопии.

Определите фазы митоза и установите их порядок.

Правило: подскажи мне, а я тебе: профаза, метафаза, анафаза, телофаза.

Деление – сложный процесс, который состоит из последовательных этапов. Делению предшествует деление ядра. Ядро увеличивается, хорошо заметны тельца, цилиндрической формы – хромосомы. Они передают наследственные признаки от клетки к клетке. Хромосомы копируют себя, образуются две одинаковые части. В ходе деления части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки. В ядрах каждой новой клетки их становится столько же как и в материнской клетке. Каждое растение содержит в клетках определенное количество хромосом. У томата их 24, у картофеля 48.

    Центриоли (2 цилиндрические структуры, образующие клеточный центр, при делении клетки Ц. расходятся  к ее полюсам, определяя ориентацию веретена деления), полюса клетки, экватор клетки, нити веретена деления, хроматиды, дочерние хромосомы.

Значение клеточного цикла

  1. Во время клеточного цикла происходит деление, рост и дифференцировка клеток, которые образуют различные ткани и органы;
  2. Указанный цикл обеспечивает длительное поддержание целост­ности тканей и органов. Ткани и органы могут длительное время существовать и исполнять свои функции только в том случае, если клетки (имеющие ограниченный срок жизни) постоянно обновляются;
  3. Во время периода G0-интерфазы клетки поддерживают свой мета­болизм и выполняют функции. Совокупность функций всех клеток обеспечивает интегральное функционирование организма;
  4. Во вре­мя периода S-интерфазы в клетках удваивается ДНК. Это ключевой этап подготовки к делению и размножению;
  5. В начале профазы из хроматина образуются хромосомы — главные структурные единицы равномерного распределения наследственного материала между дочер­ними клетками;
  6. Митоз является основным механизмом разделения наследственного материала в образующиеся клетки;
  7. Цитокинез обе­спечивает отделение одной дочерней клетки от другой;
  8. Клеточный цикл генеративных клеток обеспечивает размножение многоклеточных организмов. Жизненный цикл клеток включает в себя интерфа­зу и мейоз как способ деления генетического материала. В результате образуются гаплоидны гаметы, слияние которых обеспечивает непре­рывность существования вида.

3. Хромосомы

tmp5495-21

http://elementy.ru/images/news/metaphase_chromosome_300.jpg

 

 

Рассказ учителя.

Демонстрация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 мин.

VI. Второстепенное восприятие и закрепление. 

1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.

 

Стихотворение, которое помогает запомнить последовательность фаз митоза.

Цикл жизни клетки – интерфаза и митоз,

А как он протекает? – это главный вопрос.

Об этом не скажешь ведь в двух словах,

Процесс жизни клетки рассмотрим в стихах.                                                          

Интерфаза длится дольше, чем само деление,

Очень быстро происходит ДНК удвоение.

Идет биосинтез, активны ферменты.

Клетка растет, образует органоиды и элементы

Затем следует митотическое деление,

Фазы его легко запомнить - и в этом нет сомнения.

Внимательно на них ты посмотри.

Каждая фаза как член большой и дружной семьи.

Глава семьи – папа (всем ясно сразу),

И первая фаза митоза - профаза.

Исчезло ядрышко и ядерная оболочка,

Но на этом рано еще ставить точку.

Хромосомы укорачиваются, утолщаются,

В компактные формы превращаются.

И затем без промедления -

Появляются нити веретена деления.

Мама - солнышко наше, тепло, доброта.

Метафаза – вторая фаза митоза всегда.

Дети для мамы равны без дозатора,

Хромосомы лежат в области экватора

Дочка - Аня в семье- просто принцесса.

Анафаза – третья фаза процесса.

Убедиться в этом ты можешь сам -

Нити веретена деления оттягивают

хроматиды к различным полюсам.                                                                          

Сынок в семье Толя – ну, как по заказу

Четвертая фаза митоза – телофаза.

Хромосомы раскручиваются, у них выход один -

Снова превратиться в хроматин.

После деления цитоплазмы и органоидов клетки,

Появляются две прелестные, чудные детки.

Имеют диплоидный набор дочерние клетки                                                         

и в точности похожи на материнскую клетку.

4. В период между делениями клетка растет. Готовится к делению. В ней образуются белки, удваиваются органоиды.

Чтобы при делении содержимое материнской клетки было поделено поровну между дочерними и они были идентичны.

Как же происходит рост клетки…….молодые клетки содержат много вакуолей, в которых накапливаются питательные вещества, постепенно вакуоль увеличивается до одной большой вакуоли. Значение – рост растения. Отсюда название растение, что оно постоянно растет.

 

Физминутка.

Сообщение учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 мин.

VII. Обобщение и систематизация знаний.

Сказка о житие – бытие растительной клетки

Загляните на часок В нашу клетку-теремок,

 В цитоплазме там и тут Органоиды живут.

 Там такое происходит - Цитоплазма кругом ходит,

 Помогает то движенье В клетке чудным превращеньям.

 Их не видел Левенгук, Удивился б Роберт Гук.

 В клетку пища поступает Очень даже непростая,

 Днем и ночью круглый год Поступает кислород.

 Должен пищу он окислить, А из клетки – углекислый.

 Часть веществ построит клетку,

 (Так растет листок иль ветка)

 Часть – отложится в запас,

 Что не нужно в тот же час

 Удаляется из клетки.

 Коли пища поступает,

 Клетка быстро подрастает.

 Наступает миг деленья,

 Это не одно мгновенье.

 Длится рост и размножение

 Столько, сколь живет растение.

 И название “растение”

 Получило объяснение.

 Мы вам сказку рассказали.

 Что о клетке вы узнали?

Фронтальная беседа.

7 мин.

VIII. Домашнее задание.

Обработать §

Запись на доске, объяснение.

1 мин.

IX. Подведение итогов урока.

        Рефлексия

Знал

Хотел узнать

Узнал

?

?

?

Сообщение учащихся, что нового узнали, какими знаниями овладели.

3 мин.

 

 

 

 

  1. Сладкий вкус плодам обеспечивают:

А белки

Б липиды

В углеводы

Г нуклеиновые кислоты

      2. Обеспечение и передачу наследственной информации выполняют:

             А белки

             Б липиды

             В углеводы

             Д нуклеиновые кислоты

      3. К неорганическим веществам относится:

              А белки

              Б жиры

              В вода

              Г углеводы

      4. Вещества, которые составляют основу множества клеточных структур:

              А белки

              Б нуклеиновые кислоты

              В липиды

              Г углеводы

      5. Установите соответствие между веществами и характеристикой:

1. Целлюлоза

А  1 – 1,5% от массы клетки

2. Минеральная соль

Б  придают плодам сладкого вкуса

3. Крохмаль

В  придают клетки форму и упругости

4. Вода

Г  откладывается про запас

 

Д  основной компонент клеточной мембраны

    6. Дайте определения:

1. Пиноцитоз__________________________________________

2. Фагоциоз___________________________________________

3. Экзоцитоз___________________________________________

4. Эндоцитоз___________________________________________

  1. Сладкий вкус плодам обеспечивают:

А белки                                   В углеводы

Б липиды                                Г нуклеиновые кислоты

      2. Обеспечение и передачу наследственной информации выполняют:

             А белки                                  В углеводы

             Б липиды                               Г нуклеиновые кислоты

      3. К неорганическим веществам относится:

              А белки                                 В вода

              Б жиры                                  Г углеводы

      4. Вещества, которые составляют основу множества клеточных структур:

              А белки

              Б нуклеиновые кислоты

              В липиды

              Г углеводы

      5. Установите соответствие между веществами и характеристикой:

1. Целлюлоза

А  1 – 1,5% от массы клетки

2. Минеральная соль

Б  придают плодам сладкого вкуса

3. Крохмаль

В  придают клетки форму и упругости

4. Вода

Г  откладывается про запас

 

Д  основной компонент клеточной мембраны

    6. Дайте определения:

1. Пиноцитоз__________________________________________

2. Фагоциоз___________________________________________

3. Экзоцитоз___________________________________________

4. Эндоцитоз___________________________________________

 

Цикл жизни клетки – интерфаза и митоз,

А как он протекает? – это главный вопрос.

Об этом не скажешь ведь в двух словах,

Процесс жизни клетки рассмотрим в стихах.

 

Интерфаза длится дольше, чем само деление,

Очень быстро происходит ДНК удвоение.

Идет биосинтез, активны ферменты.

Клетка растет, образует органоиды и элементы

 

Затем следует митотическое деление,

Фазы его легко запомнить - и в этом нет сомнения.

Внимательно на них ты посмотри.

Каждая фаза как член большой и дружной семьи.

 

Глава семьи – папа (всем ясно сразу),

И первая фаза митоза - профаза.

Исчезло ядрышко и ядерная оболочка,

Но на этом рано еще ставить точку.

 

Хромосомы укорачиваются, утолщаются,

В компактные формы превращаются.

И затем без промедления -

Появляются нити веретена деления.

 

Мама - солнышко наше, тепло, доброта.

Метафаза – вторая фаза митоза всегда.

Дети для мамы равны без дозатора,

Хромосомы лежат в области экватора

 

Дочка - Аня в семье- просто принцесса.

Анафаза – третья фаза процесса.

Убедиться в этом ты можешь сам -

Нити веретена деления оттягивают

хроматиды к различным полюсам.

 

Сынок в семье Толя – ну, как по заказу

Четвертая фаза митоза – телофаза.

Хромосомы раскручиваются, у них выход один -

Снова превратиться в хроматин.

 

После деления цитоплазмы и органоидов клетки,

Появляются две прелестные, чудные детки.

Имеют диплоидный набор дочерние клетки

и в точности похожи на материнскую клетку.

 

 

 

 

 

Цикл жизни клетки – интерфаза и митоз,

А как он протекает? – это главный вопрос.

Об этом не скажешь ведь в двух словах,

Процесс жизни клетки рассмотрим в стихах.

 

Интерфаза длится дольше, чем само деление,

Очень быстро происходит ДНК удвоение.

Идет биосинтез, активны ферменты.

Клетка растет, образует органоиды и элементы

 

Затем следует митотическое деление,

Фазы его легко запомнить - и в этом нет сомнения.

Внимательно на них ты посмотри.

Каждая фаза как член большой и дружной семьи.

 

Глава семьи – папа (всем ясно сразу),

И первая фаза митоза - профаза.

Исчезло ядрышко и ядерная оболочка,

Но на этом рано еще ставить точку.

 

Хромосомы укорачиваются, утолщаются,

В компактные формы превращаются.

И затем без промедления -

Появляются нити веретена деления.

 

Мама - солнышко наше, тепло, доброта.

Метафаза – вторая фаза митоза всегда.

Дети для мамы равны без дозатора,

Хромосомы лежат в области экватора

 

Дочка - Аня в семье- просто принцесса.

Анафаза – третья фаза процесса.

Убедиться в этом ты можешь сам -

Нити веретена деления оттягивают

хроматиды к различным полюсам.

 

Сынок в семье Толя – ну, как по заказу

Четвертая фаза митоза – телофаза.

Хромосомы раскручиваются, у них выход один -

Снова превратиться в хроматин.

 

После деления цитоплазмы и органоидов клетки,

Появляются две прелестные, чудные детки.

Имеют диплоидный набор дочерние клетки

и в точности похожи на материнскую клетку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
13 серпня 2018
Переглядів
1215
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку