Тема: Образование новых клеток. Рост клеток.
Задание: сформулировать в учеников понятие клетка, митоз, мейоз, рост клеток; развивать в учащихся умение выделить главное, обобщать материал, логически высказывать мнение; воспитывать научное мировоззрение.
Оборудование и материалы: презентация «Образование нових клеток. Рост клеток», дидактические карточки.
Тип урока: комбинированный.
Дата____________ Класс_____
Тема: Образование новых клеток. Рост клеток.
Задание: сформулировать в учеников понятие клетка, митоз, мейоз, рост клеток; развивать в учащихся умение выделить главное, обобщать материал, логически высказывать мнение; воспитывать научное мировоззрение.
Оборудование и материалы: презентация «Образование нових клеток. Рост клеток», дидактические карточки.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока |
Вид деятельности учителя и ученика |
Время |
||||||||||
Организационный момент. Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. Прозвенел звонок. Начался урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. |
Сообщение учителя. |
1 мин. |
||||||||||
І. Актуализация опорных знаний.
|
Фронтальная беседа, работа с таблицами. |
5 мин. |
||||||||||
ІI. Проверка домашнего задания. На предыдущем уроке мы с вами изучили тему… Мы работали по плану… 1. Химический состав клетки. 2. Транспорт веществ в клетке.
А белки Б липиды В углеводы Г нуклеиновые кислоты 2. Обеспечение и передачу наследственной информации выполняют: А белки Б липиды В углеводы Д нуклеиновые кислоты 3. К неорганическим веществам относится: А белки Б жиры В вода Г углеводы 4. Вещества, которые составляют основу множества клеточных структур: А белки Б нуклеиновые кислоты В липиды Г углеводы 5. Установите соответствие между веществами и характеристикой:
6. Дайте определения: 1. Пиноцитоз__________________________________________ 2. Фагоциоз___________________________________________ 3. Экзоцитоз___________________________________________ 4. Эндоцитоз___________________________________________ |
Устный опрос учащихся у доски.
Работа с тестовыми заданиями.
|
10 мин. |
||||||||||
ІІI. Мотивация учебной деятельности. Обсудим вместе… Перед вами определение одного из важнейших свойств характерных для живого организма. «… - процесс увеличения размеров организма, за счет потребляемых им питательных веществ». Скажите, к какому понятию оно относится? |
Создание проблемной ситуации. Беседа. |
3 мин. |
||||||||||
IV. Сообщения теми, заданий урока. Тема урока: Образование новых клеток. Рост клеток. Задания урока: сформулировать понятие клетка, митоз, мейоз, рост клеток; развивать умение выделить главное, обобщать материал, логически высказывать мнение. |
Сообщение учителя. Запись на доске. |
1 мин. |
||||||||||
V. Первостепенное восприятие и осмысление нового материала. План
1. Деление – важнейшее свойство клеток, без него были бы невозможны рост и развитие многоклеточного организма, замена и восстановление отдельных клеток, тканей и целых органов. Способность к делению - свойство клетки, как живой самоорганизующейся системы. 2. Виды деления:
Процесс подготовки клетки к делению носит название интерфаза. Вся жизнь клетки от момента ее возникновения в результате деления материнской клетки до ее собственного деления или гибели называется жизненным (или клеточным) циклом. Одну часть этого цикла и составляет интерфаза, которая может продолжаться до 20 часов. Как в жизни будет выглядеть процесс деления клеток? Увидеть это можно с помощью методов микроскопии. Определите фазы митоза и установите их порядок. Правило: подскажи мне, а я тебе: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Деление – сложный процесс, который состоит из последовательных этапов. Делению предшествует деление ядра. Ядро увеличивается, хорошо заметны тельца, цилиндрической формы – хромосомы. Они передают наследственные признаки от клетки к клетке. Хромосомы копируют себя, образуются две одинаковые части. В ходе деления части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки. В ядрах каждой новой клетки их становится столько же как и в материнской клетке. Каждое растение содержит в клетках определенное количество хромосом. У томата их 24, у картофеля 48. Центриоли (2 цилиндрические структуры, образующие клеточный центр, при делении клетки Ц. расходятся к ее полюсам, определяя ориентацию веретена деления), полюса клетки, экватор клетки, нити веретена деления, хроматиды, дочерние хромосомы. Значение клеточного цикла
3. Хромосомы
|
Рассказ учителя. Демонстрация.
|
8 мин. |
||||||||||
VI. Второстепенное восприятие и закрепление. 1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать. Раз! Подняться, потянуться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре — руки шире. Пять — руками помахать. Шесть — за парту тихо сесть.
Стихотворение, которое помогает запомнить последовательность фаз митоза. Цикл жизни клетки – интерфаза и митоз, А как он протекает? – это главный вопрос. Об этом не скажешь ведь в двух словах, Процесс жизни клетки рассмотрим в стихах. Интерфаза длится дольше, чем само деление, Очень быстро происходит ДНК удвоение. Идет биосинтез, активны ферменты. Клетка растет, образует органоиды и элементы Затем следует митотическое деление, Фазы его легко запомнить - и в этом нет сомнения. Внимательно на них ты посмотри. Каждая фаза как член большой и дружной семьи. Глава семьи – папа (всем ясно сразу), И первая фаза митоза - профаза. Исчезло ядрышко и ядерная оболочка, Но на этом рано еще ставить точку. Хромосомы укорачиваются, утолщаются, В компактные формы превращаются. И затем без промедления - Появляются нити веретена деления. Мама - солнышко наше, тепло, доброта. Метафаза – вторая фаза митоза всегда. Дети для мамы равны без дозатора, Хромосомы лежат в области экватора Дочка - Аня в семье- просто принцесса. Анафаза – третья фаза процесса. Убедиться в этом ты можешь сам - Нити веретена деления оттягивают хроматиды к различным полюсам. Сынок в семье Толя – ну, как по заказу Четвертая фаза митоза – телофаза. Хромосомы раскручиваются, у них выход один - Снова превратиться в хроматин. После деления цитоплазмы и органоидов клетки, Появляются две прелестные, чудные детки. Имеют диплоидный набор дочерние клетки и в точности похожи на материнскую клетку. 4. В период между делениями клетка растет. Готовится к делению. В ней образуются белки, удваиваются органоиды. Чтобы при делении содержимое материнской клетки было поделено поровну между дочерними и они были идентичны. Как же происходит рост клетки…….молодые клетки содержат много вакуолей, в которых накапливаются питательные вещества, постепенно вакуоль увеличивается до одной большой вакуоли. Значение – рост растения. Отсюда название растение, что оно постоянно растет. |
Физминутка. Сообщение учителя.
|
6 мин. |
||||||||||
VII. Обобщение и систематизация знаний. Сказка о житие – бытие растительной клетки Загляните на часок В нашу клетку-теремок, В цитоплазме там и тут Органоиды живут. Там такое происходит - Цитоплазма кругом ходит, Помогает то движенье В клетке чудным превращеньям. Их не видел Левенгук, Удивился б Роберт Гук. В клетку пища поступает Очень даже непростая, Днем и ночью круглый год Поступает кислород. Должен пищу он окислить, А из клетки – углекислый. Часть веществ построит клетку, (Так растет листок иль ветка) Часть – отложится в запас, Что не нужно в тот же час Удаляется из клетки. Коли пища поступает, Клетка быстро подрастает. Наступает миг деленья, Это не одно мгновенье. Длится рост и размножение Столько, сколь живет растение. И название “растение” Получило объяснение. Мы вам сказку рассказали. Что о клетке вы узнали? |
Фронтальная беседа. |
7 мин. |
||||||||||
VIII. Домашнее задание. Обработать § |
Запись на доске, объяснение. |
1 мин. |
||||||||||
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия
|
Сообщение учащихся, что нового узнали, какими знаниями овладели. |
3 мин. |
А белки Б липиды В углеводы Г нуклеиновые кислоты 2. Обеспечение и передачу наследственной информации выполняют: А белки Б липиды В углеводы Д нуклеиновые кислоты 3. К неорганическим веществам относится: А белки Б жиры В вода Г углеводы 4. Вещества, которые составляют основу множества клеточных структур: А белки Б нуклеиновые кислоты В липиды Г углеводы 5. Установите соответствие между веществами и характеристикой:
6. Дайте определения: 1. Пиноцитоз__________________________________________ 2. Фагоциоз___________________________________________ 3. Экзоцитоз___________________________________________ 4. Эндоцитоз___________________________________________ |
||||||||||
А белки В углеводы Б липиды Г нуклеиновые кислоты 2. Обеспечение и передачу наследственной информации выполняют: А белки В углеводы Б липиды Г нуклеиновые кислоты 3. К неорганическим веществам относится: А белки В вода Б жиры Г углеводы 4. Вещества, которые составляют основу множества клеточных структур: А белки Б нуклеиновые кислоты В липиды Г углеводы 5. Установите соответствие между веществами и характеристикой:
6. Дайте определения: 1. Пиноцитоз__________________________________________ 2. Фагоциоз___________________________________________ 3. Экзоцитоз___________________________________________ 4. Эндоцитоз___________________________________________ |
Цикл жизни клетки – интерфаза и митоз, А как он протекает? – это главный вопрос. Об этом не скажешь ведь в двух словах, Процесс жизни клетки рассмотрим в стихах.
Интерфаза длится дольше, чем само деление, Очень быстро происходит ДНК удвоение. Идет биосинтез, активны ферменты. Клетка растет, образует органоиды и элементы
Затем следует митотическое деление, Фазы его легко запомнить - и в этом нет сомнения. Внимательно на них ты посмотри. Каждая фаза как член большой и дружной семьи.
Глава семьи – папа (всем ясно сразу), И первая фаза митоза - профаза. Исчезло ядрышко и ядерная оболочка, Но на этом рано еще ставить точку.
Хромосомы укорачиваются, утолщаются, В компактные формы превращаются. И затем без промедления - Появляются нити веретена деления.
Мама - солнышко наше, тепло, доброта. Метафаза – вторая фаза митоза всегда. Дети для мамы равны без дозатора, Хромосомы лежат в области экватора
Дочка - Аня в семье- просто принцесса. Анафаза – третья фаза процесса. Убедиться в этом ты можешь сам - Нити веретена деления оттягивают хроматиды к различным полюсам.
Сынок в семье Толя – ну, как по заказу Четвертая фаза митоза – телофаза. Хромосомы раскручиваются, у них выход один - Снова превратиться в хроматин.
После деления цитоплазмы и органоидов клетки, Появляются две прелестные, чудные детки. Имеют диплоидный набор дочерние клетки и в точности похожи на материнскую клетку. |
Цикл жизни клетки – интерфаза и митоз, А как он протекает? – это главный вопрос. Об этом не скажешь ведь в двух словах, Процесс жизни клетки рассмотрим в стихах.
Интерфаза длится дольше, чем само деление, Очень быстро происходит ДНК удвоение. Идет биосинтез, активны ферменты. Клетка растет, образует органоиды и элементы
Затем следует митотическое деление, Фазы его легко запомнить - и в этом нет сомнения. Внимательно на них ты посмотри. Каждая фаза как член большой и дружной семьи.
Глава семьи – папа (всем ясно сразу), И первая фаза митоза - профаза. Исчезло ядрышко и ядерная оболочка, Но на этом рано еще ставить точку.
Хромосомы укорачиваются, утолщаются, В компактные формы превращаются. И затем без промедления - Появляются нити веретена деления.
Мама - солнышко наше, тепло, доброта. Метафаза – вторая фаза митоза всегда. Дети для мамы равны без дозатора, Хромосомы лежат в области экватора
Дочка - Аня в семье- просто принцесса. Анафаза – третья фаза процесса. Убедиться в этом ты можешь сам - Нити веретена деления оттягивают хроматиды к различным полюсам.
Сынок в семье Толя – ну, как по заказу Четвертая фаза митоза – телофаза. Хромосомы раскручиваются, у них выход один - Снова превратиться в хроматин.
После деления цитоплазмы и органоидов клетки, Появляются две прелестные, чудные детки. Имеют диплоидный набор дочерние клетки и в точности похожи на материнскую клетку. |