Урок «Сказочное путешествие в подводное царство».

Про матеріал

Тема урока: «Сказочное путешествие в подводное царство».

Цели и задачи урока:

  • совершенствовать композиционные навыки, отрабатывать понятие равновесия в композиции через анализ положения каждой отдельной фигуры и ее место во всей композиции;
  • учить применять ранее полученные знания о композиции, цвете и цветовых контрастах;
  • развивать творческую фантазию и чувство гармонии;
  • вырабатывать навыки оценивания своей работы; работы группы и умения отстаивать свою точку зрения.
  • вызвать интерес, эмоциональную отзывчивость, эмоциональное восприятие темы;
  • воспитывать чувство коллективизма, дружбы, умения работать коллективно в группах.
Перегляд файлу

Тема урока: «Сказочное путешествие в подводное  царство».

 

Цели и задачи урока:

  • совершенствовать композиционные навыки, отрабатывать понятие равновесия в композиции через анализ положения каждой отдельной фигуры и ее место во всей композиции;
  • учить применять ранее полученные знания о композиции, цвете и цветовых контрастах;
  • развивать творческую фантазию и чувство гармонии;
  • вырабатывать навыки оценивания своей работы; работы группы и умения отстаивать свою точку зрения.
  • вызвать интерес, эмоциональную отзывчивость, эмоциональное восприятие темы;
  • воспитывать чувство коллективизма, дружбы, умения работать коллективно в группах.

 

Оборудование и материалы урока:

Видеопроэктор, экран, ноутбук, м/ф студии У. Диснея «Русалочка», диски с  музыкой, обитателями подводного мира Черного моря; палитра и кисти; толстый двойной скотч; сундучок для «морских даров», «морские дары» - значки-смайлики.

 

Зрительный ряд:

фрагмент м/ф студии У. Диснея «Русалочка»; слайд-шоу «Обитатели Черного моря» изображение морского царства размером в 4 листа ватмана в центре Царь Нептун — основа для коллективного панно; таблички с прилагательными, обозначающими цвет и изображения медуз, соответствующих цветов.

 

Литературный ряд:

отрывки из сказки А.Дюма «Сиреночка» (распечатка у каждого на столе).

 

Музыкальный ряд:

спокойная инструментальная музыка.

 

Материалы для учащихся:

альбом, акварельные краски, кисти, простой карандаш, ластик, баночки для воды, ножницы, магнитики, маркеры по одному на группу.

 

Оформление доски и класса:

класс подготовлен для работы в группах: 4 группы по 5 человек. Парты составлены по две. Все материалы, необходимые для работы подготовлены до урока и лежат на партах, изображение подводного царства прикреплено на доске и в начале урока прикрыто боковыми створками. На доске высказывания великих людей про море, рисунки детей, репродукции картин И. Айвазовского, фотографии с видами моря.

 

 

Ход урока:

 

Со звонком ребята входят в класс и занимают места согласно делению на группы. Главные художники докладывают о готовности своей группы к уроку.

 

  1.              Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте их поприветствуем. Молодцы, садитесь!

 

  1.          Постановка учебной цели.

Ребята, урок у нас с вами будет необычный. Мы отправляемся в сказочное путешествие  по необъятным просторам морей и океанов  планеты Земля. Даже заглянем в подводное царство к самому Нептуну. Путешествовать мы будем не одни, с нами в плавание пойдет очень знаменитая художница – Краска Акварельная. 

 

(Входит девочка, исполняющая роль Краски Акварельной. В руке у нее палитра и кисти)

 

Краска Акварельная: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Меня зовут Краска Акварельная. Я люблю рисовать и знаю, что вы тоже любите рисовать. А  еще я очень люблю путешествовать.

 

ІІІ.  Активная бесседа

Ну, что ж все готовы тогда в путь!

 

Фрагмент М/Ф «Русалочка»

 

А вот и наша первая остановка. Это море,  которое омывает берега Одесской области.

 

Фрагмент фильма ВВС «Голубая планета»

 

Кто знает, как называется  это море?

 

Стоп-кадр картинка моря

 

Но, не всегда оно называлось Черным. У него было несколько названий. Например, в Древней Греции Черное море называли Понтом Эвксинским, что означает «гостеприимное море». Сугдеское или Сурожское  море, в честь процветавшего города Сугдеи (нынешний Саадак), и Хазарское море, в честь хазар. Во времена Древней Руси, в летописях Черное море называлось Русским, Итальянцы,  в средние века, называли море Понтским. Скифы называли море Тэнг, что в переводе со скифского Темное. Древние иранцы называли море Ашхаена, это также означает Темное.

 

Одна из турецких легенд гласит: в Черном море лежит меч бога, который в море забросил волшебник по имени Али. Воды моря не хотят этого меча, пытаясь его выбросить из своих недр. Когда море волнуется, оно становится темным, и даже черным.

 

Вторая гипотеза отсылает нас к древнему мореплавателю Магеллану. Магеллан попал в море во время сильного шторма, а во всех морях в шторм вода темнеет. По первому впечатлению и закрепилось название моря.

 

Третья гипотеза основана на том, что в глубинах Черного моря много сероводорода, который окрашивает металлические предметы в черный цвет. У древних мореплавателей окрашивались якоря, от чего они и дали морю название черное море.

 

А  каких обитателей моря вы знаете?

 

Слайд-шоу «Обитатели Черного моря»

 

Какие еще моря и океаны есть на нашей планете?

Молодцы, плывем дальше!

 

Фрагмент М/Ф «Русалочка»

 

Краска Акварельная: Знаете, ребята, я очень люблю сказки, и сегодня  пришла к вам с необычной сказкой о подводном царстве.

 

Фрагмент М/Ф «Русалочка»

 

Ребята, а вы знаете, кто создал этот прекрасный подводный мир?

(Художники-мультипликаторы студии Уолта Диснея.)

 

А кто написал сказку «Русалочка» вы знаете?

( Г.Х.Андерсен.)

 

Ребята, а какие еще сказки о подводном царстве вам известны.

(«Садко», «Огонь, вода и медные трубы».)

 

Есть еще одна сказка о подводном царстве «Сиреночка» и написал ее знаменитый писатель Александр Дюма.

 

Я подготовила отрывок из этой сказки, в котором ярко и образно описывается подводный мир. У вас на партах лежат листочки с текстом, точно такой же текст будет на экране. Ваше задание внимательно прочитать текст.

 

Текст №1 сказка «Сиреночка»

 

Отрывки из сказки А. Дюма «Сиреночка»

 

Посреди самого большого океана, называемого Тихим, находится дворец морского царя. Стены замка сложены из красных, черных и розовых кораллов, крыша покрыта красивыми черными, синими и зелеными ракушками.

Перед дворцом был разбит сад. Стволы у росших там деревьев были коралловыми, а листья изумрудными. Росли на них рубиновые гранаты и золотые апельсины. Дорожки аллей были посыпаны синим песком, подобным сапфировой пыли.

Меж стеблей и листьев морских деревьев скользили рыбы, блестя золотом и серебром в прозрачной лазури водной толщи.

Вообще все в этом морском мире имело лазурный оттенок, как будто небо находилось и под ногами, и над головой.

В тихую погоду было очень хорошо видно солнце. Оно походило на огромный фиолетовый цветок, из чаши которого истекали волны света.

 

Спасибо! Молодцы! Ребята, давайте-ка покажем Краске Акварельеной, как мы разбираемся в красках, а заодно проверим, какие вы внимательные. Найдите в тексте прилагательные, которые обозначают цвет.

(Голубой,  розовый,  зеленый, черный, красный, синий, золотой, коралловый, рубиновый, изумрудный, сапфировый, лазурный.)

 

Когда называются цвета коралловый, рубиновый, изумрудный, сапфировый, лазурный учитель прикрепляет на доску таблички с этими прилагательными.

Молодцы, дети! Много прилагательных нашли! А вот что же это за цвета такие (показывает на доску где расположены таблички)? Помогите-ка мне расставить вот этих разноцветных медуз напротив прилагательного, обозначающего ее цвет.

 

Показываю медузу, дети называют прилагательное. Если прилагательное соответствует цвету медузы, то она помещается радом с табличкой, обозначающей цвет.

 

Какого цвета эта медуза? (медуза ярко красного цвета)

(Кораллового.)

 

Верно, кораллового (прикрепляет медузу рядом с табличкой «коралловый» и показывает).

А эта, какого цвета? (медуза темно синего цвета)

Найдите в тексте  подсказку?

(Дорожки были усыпаны синим песком, подобно сапфировой пыли.)

 

Так какого же цвета эта медуза?

(Сапфирового).

 

А это какой цвет? (бордовую медузу)

Где в тексте подсказка?

(Эта медуза рубиновая. «Рубиновые гранаты».)

Хорошо! Этой медузе мы место тоже нашли.

А вот эту медузу, куда мне поставить? (изумрудная медуза)

(Изумрудная медуза.)

 

Осталась только одна медуза.

Какого же она цвета? (светло голубая медуза)

(Лазурный оттенок, как будто неб.)

 

Краска Акварельная: Порадовали вы ребята, как много вы знаете о красках. Да и я к вам не с пустыми руками пришла (раскрывает доску с изображением морского царства). Вот посмотрите, какое Подводное Царство я нарисовала. А главный в этом Царстве знаете кто – Морской Царь Нептун.

 

Звук булькающей воды. Текст письма№1 от Нептуна

 

Что это за странные звуки. Сообщение, какое то. И адрес странный ПОДВОДЦАРСТВО  @ НЕПТУН. НЕТ

А это нам прислал сообщение царь Нептун по-своему,  подводному

 

Письмо Нептуна: Так, так и ты говоришь, что нарисовала мое царство. Да, оно же у тебя мертвое получилось. Куда ты всех моих подданных подевала. Где рыбки, осминожки, медузки, коньки морские и звездочки. Я рассердился!!! (топает ногой и стучит трезубцем по полу) И пока ты не вернешь их, будешь пленницей в моем дворце!

 

Краска Акварельная: Ребята, выручайте. Я слышала, вы славно помогли Князю Гвидону  Город построить так и меня в беде не бросай те.

 

Учитель: Ну, что, ребята? Надо выручать Краску Акварельную и как можно быстрее. А вы уже знаете, что вместе и работа спорится и то, что не под силу одному, вместе легко сделается. Поэтому работать, сегодня,  вы будете в группах:

 

1 группа — медузы;

2 группа — морские коньки;

3 группа — морские звезды;

4 группа — осминожки;

5 группа — рыбки;

 

Учитель: Вам предстоит нарисовать морских обитателей, раскрасить их и вырезать. Ребята, а все ли цвета мы сможем использовать при раскрашивании своих морских обитателей? Конечно, жители подводного царства любят такую окраску, которая позволяет им затеряться в окружающем их мире, но ведь тогда Нептун их тоже не увидит. Да, и сказка ведь у нас! Можно фантазировать, выдумывать, чтобы показать морских обитателей во всей красе, ярких красках! Ведь они все спешат на бал к грозному Нептуну! Давайте подумаем, а все ли цвета мы сможем использовать для раскраски обитателей царства морского?

 

Ответы детей:  Нет, синие и зеленые будут сливаться с цветом моря.

 

Учитель: А кого мы все же сможем окрасить в синий цвет?

 

Ответы детей: В синий цвет можно раскрасить морскую звезду, потому что она живет на дне, а дно у нас желтого цвета.

 

Учитель: Верно! Ребята, а как называются цвета, которые усиливают яркость друг друга.

 

Ответы детей: Такие цвета называются контрастными.

 

Учитель: А как вы назовете желтый и оранжевый, синий и зеленый?

 

Ответы детей: Это родственные цвета.

 

Учитель: Сейчас вы приступите к работе. Подготовьте рабочие места, проверьте, где у вас стоит баночка с водой, краски, как лежат ножницы. С ножницами обращайтесь аккуратнее. Приступайте к работе. Кто закончит работу над своей фигуркой, можете помочь остальным в своей группе. Времени у нас немного. Краска Акварельная томится у подводного царя. Ребята, покажите-ка морскому Царю, на что вы способны, фантазируйте и выдумывайте! Пусть ваши фигурки будут сказочными и яркими. А главные художники будут руководить и помогать вам по возможности.

 

Класс работает над рисунками по группам. Звучит спокойная музыка.

 

За 20 мин. до конца урока проводится физкульт-пауза. Включается танец «Рыбок» из оперы «Садко»

 

Учитель: Ребята, вы напряженно работаете, ваши пальчики устали, давайте отдохнем. Закройте глазки и представьте, что вы опустились на морское дно, и превратились в его обитателей.

 

Один из учащихся проводит физкультпаузу с места.  Класс выполняет движения руками, имитируя поведение морских обитателей)

 

Ученик:

В Царстве Нептуна рыбки – ПЛЫВУТ

По дну морские звезды — ПОЛЗУТ

Весело рыбки ВИЛЯЮТ хвостом

А медузы СПРЯТАЛИСЬ под зонтом

 

Учитель: Отдохнули, а сейчас продолжим работу.

 

Когда все фигурки нарисованы и вырезаны, начинается работа над композицией.

 

Учитель: А сейчас, ребята, самая ответственная часть нашей работы Нужно создать общую композицию, т.е. разместить ваши фигурки на панно. Выходите по группам и прикрепляете каждый свою фигурку там, где она по-вашему должна быть.

 

После того как все фигурки прикреплены, начинается анализ композиции.

 

Учитель: Ребята, давайте посмотрим, все ли в порядке на нашей картине Может быть что-то нужно переставить?

 

Учащиеся выходят к доске, переставляют фигурки для того, чтобы композиция пришла в равновесие, и объясняют, почему они сделали так. Идет обсуждение и движение фигур по панно.

 

Учитель: Молодцы, ребята! Красивая картина у нас получилась. А сейчас расскажите-ка мне, все ли хорошо в группе работали, что вызвало у вас большую трудность. Главные художники оценят работу своей группы. Начнет, например, главный художник «медуз».

 

(Ответы детей, оценка работ группы)

 

Учитель: А теперь, давайте позовем царя Нептуна, и пусть он оценит получившуюся картину подводного царства.

 

Письмо Нептуна: Ох, и молодец ты. Краска Акварельная! Царство мое теперь – как живое. Так и быть отпущу я тебя! А поморникам твоим я подарки приготовил.

 

Краска Акварельная раздает подарки от Нептуна.

 

Краска Акварельная: Спасибо вам, ребята, за помощь, поработали вы отлично, да и доброе дело сделали. До свидания, до встречи.

 

 

1

 

docx
Додано
16 жовтня 2018
Переглядів
1417
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку