Тема урока: «Сказочное путешествие в подводное царство».
Цели и задачи урока:
Тема урока: «Сказочное путешествие в подводное царство».
Цели и задачи урока:
Оборудование и материалы урока:
Видеопроэктор, экран, ноутбук, м/ф студии У. Диснея «Русалочка», диски с музыкой, обитателями подводного мира Черного моря; палитра и кисти; толстый двойной скотч; сундучок для «морских даров», «морские дары» - значки-смайлики.
Зрительный ряд:
фрагмент м/ф студии У. Диснея «Русалочка»; слайд-шоу «Обитатели Черного моря» изображение морского царства размером в 4 листа ватмана в центре Царь Нептун — основа для коллективного панно; таблички с прилагательными, обозначающими цвет и изображения медуз, соответствующих цветов.
Литературный ряд:
отрывки из сказки А.Дюма «Сиреночка» (распечатка у каждого на столе).
Музыкальный ряд:
спокойная инструментальная музыка.
Материалы для учащихся:
альбом, акварельные краски, кисти, простой карандаш, ластик, баночки для воды, ножницы, магнитики, маркеры по одному на группу.
Оформление доски и класса:
класс подготовлен для работы в группах: 4 группы по 5 человек. Парты составлены по две. Все материалы, необходимые для работы подготовлены до урока и лежат на партах, изображение подводного царства прикреплено на доске и в начале урока прикрыто боковыми створками. На доске высказывания великих людей про море, рисунки детей, репродукции картин И. Айвазовского, фотографии с видами моря.
Ход урока:
Со звонком ребята входят в класс и занимают места согласно делению на группы. Главные художники докладывают о готовности своей группы к уроку.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте их поприветствуем. Молодцы, садитесь!
Ребята, урок у нас с вами будет необычный. Мы отправляемся в сказочное путешествие по необъятным просторам морей и океанов планеты Земля. Даже заглянем в подводное царство к самому Нептуну. Путешествовать мы будем не одни, с нами в плавание пойдет очень знаменитая художница – Краска Акварельная.
(Входит девочка, исполняющая роль Краски Акварельной. В руке у нее палитра и кисти)
Краска Акварельная: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Меня зовут Краска Акварельная. Я люблю рисовать и знаю, что вы тоже любите рисовать. А еще я очень люблю путешествовать.
ІІІ. Активная бесседа
Ну, что ж все готовы тогда в путь!
Фрагмент М/Ф «Русалочка»
А вот и наша первая остановка. Это море, которое омывает берега Одесской области.
Фрагмент фильма ВВС «Голубая планета»
Кто знает, как называется это море?
Стоп-кадр картинка моря
Но, не всегда оно называлось Черным. У него было несколько названий. Например, в Древней Греции Черное море называли Понтом Эвксинским, что означает «гостеприимное море». Сугдеское или Сурожское море, в честь процветавшего города Сугдеи (нынешний Саадак), и Хазарское море, в честь хазар. Во времена Древней Руси, в летописях Черное море называлось Русским, Итальянцы, в средние века, называли море Понтским. Скифы называли море Тэнг, что в переводе со скифского Темное. Древние иранцы называли море Ашхаена, это также означает Темное.
Одна из турецких легенд гласит: в Черном море лежит меч бога, который в море забросил волшебник по имени Али. Воды моря не хотят этого меча, пытаясь его выбросить из своих недр. Когда море волнуется, оно становится темным, и даже черным.
Вторая гипотеза отсылает нас к древнему мореплавателю Магеллану. Магеллан попал в море во время сильного шторма, а во всех морях в шторм вода темнеет. По первому впечатлению и закрепилось название моря.
Третья гипотеза основана на том, что в глубинах Черного моря много сероводорода, который окрашивает металлические предметы в черный цвет. У древних мореплавателей окрашивались якоря, от чего они и дали морю название черное море.
А каких обитателей моря вы знаете?
Слайд-шоу «Обитатели Черного моря»
Какие еще моря и океаны есть на нашей планете?
Молодцы, плывем дальше!
Фрагмент М/Ф «Русалочка»
Краска Акварельная: Знаете, ребята, я очень люблю сказки, и сегодня пришла к вам с необычной сказкой о подводном царстве.
Фрагмент М/Ф «Русалочка»
Ребята, а вы знаете, кто создал этот прекрасный подводный мир?
(Художники-мультипликаторы студии Уолта Диснея.)
А кто написал сказку «Русалочка» вы знаете?
( Г.Х.Андерсен.)
Ребята, а какие еще сказки о подводном царстве вам известны.
(«Садко», «Огонь, вода и медные трубы».)
Есть еще одна сказка о подводном царстве «Сиреночка» и написал ее знаменитый писатель Александр Дюма.
Я подготовила отрывок из этой сказки, в котором ярко и образно описывается подводный мир. У вас на партах лежат листочки с текстом, точно такой же текст будет на экране. Ваше задание внимательно прочитать текст.
Текст №1 сказка «Сиреночка»
Отрывки из сказки А. Дюма «Сиреночка»
Посреди самого большого океана, называемого Тихим, находится дворец морского царя. Стены замка сложены из красных, черных и розовых кораллов, крыша покрыта красивыми черными, синими и зелеными ракушками.
Перед дворцом был разбит сад. Стволы у росших там деревьев были коралловыми, а листья изумрудными. Росли на них рубиновые гранаты и золотые апельсины. Дорожки аллей были посыпаны синим песком, подобным сапфировой пыли.
Меж стеблей и листьев морских деревьев скользили рыбы, блестя золотом и серебром в прозрачной лазури водной толщи.
Вообще все в этом морском мире имело лазурный оттенок, как будто небо находилось и под ногами, и над головой.
В тихую погоду было очень хорошо видно солнце. Оно походило на огромный фиолетовый цветок, из чаши которого истекали волны света.
Спасибо! Молодцы! Ребята, давайте-ка покажем Краске Акварельеной, как мы разбираемся в красках, а заодно проверим, какие вы внимательные. Найдите в тексте прилагательные, которые обозначают цвет.
(Голубой, розовый, зеленый, черный, красный, синий, золотой, коралловый, рубиновый, изумрудный, сапфировый, лазурный.)
Когда называются цвета коралловый, рубиновый, изумрудный, сапфировый, лазурный учитель прикрепляет на доску таблички с этими прилагательными.
Молодцы, дети! Много прилагательных нашли! А вот что же это за цвета такие (показывает на доску где расположены таблички)? Помогите-ка мне расставить вот этих разноцветных медуз напротив прилагательного, обозначающего ее цвет.
Показываю медузу, дети называют прилагательное. Если прилагательное соответствует цвету медузы, то она помещается радом с табличкой, обозначающей цвет.
Какого цвета эта медуза? (медуза ярко красного цвета)
(Кораллового.)
Верно, кораллового (прикрепляет медузу рядом с табличкой «коралловый» и показывает).
А эта, какого цвета? (медуза темно синего цвета)
Найдите в тексте подсказку?
(Дорожки были усыпаны синим песком, подобно сапфировой пыли.)
Так какого же цвета эта медуза?
(Сапфирового).
А это какой цвет? (бордовую медузу)
Где в тексте подсказка?
(Эта медуза рубиновая. «Рубиновые гранаты».)
Хорошо! Этой медузе мы место тоже нашли.
А вот эту медузу, куда мне поставить? (изумрудная медуза)
(Изумрудная медуза.)
Осталась только одна медуза.
Какого же она цвета? (светло голубая медуза)
(Лазурный оттенок, как будто неб.)
Краска Акварельная: Порадовали вы ребята, как много вы знаете о красках. Да и я к вам не с пустыми руками пришла (раскрывает доску с изображением морского царства). Вот посмотрите, какое Подводное Царство я нарисовала. А главный в этом Царстве знаете кто – Морской Царь Нептун.
Звук булькающей воды. Текст письма№1 от Нептуна
Что это за странные звуки. Сообщение, какое то. И адрес странный ПОДВОДЦАРСТВО @ НЕПТУН. НЕТ
А это нам прислал сообщение царь Нептун по-своему, подводному
Письмо Нептуна: Так, так и ты говоришь, что нарисовала мое царство. Да, оно же у тебя мертвое получилось. Куда ты всех моих подданных подевала. Где рыбки, осминожки, медузки, коньки морские и звездочки. Я рассердился!!! (топает ногой и стучит трезубцем по полу) И пока ты не вернешь их, будешь пленницей в моем дворце!
Краска Акварельная: Ребята, выручайте. Я слышала, вы славно помогли Князю Гвидону Город построить так и меня в беде не бросай те.
Учитель: Ну, что, ребята? Надо выручать Краску Акварельную и как можно быстрее. А вы уже знаете, что вместе и работа спорится и то, что не под силу одному, вместе легко сделается. Поэтому работать, сегодня, вы будете в группах:
1 группа — медузы;
2 группа — морские коньки;
3 группа — морские звезды;
4 группа — осминожки;
5 группа — рыбки;
Учитель: Вам предстоит нарисовать морских обитателей, раскрасить их и вырезать. Ребята, а все ли цвета мы сможем использовать при раскрашивании своих морских обитателей? Конечно, жители подводного царства любят такую окраску, которая позволяет им затеряться в окружающем их мире, но ведь тогда Нептун их тоже не увидит. Да, и сказка ведь у нас! Можно фантазировать, выдумывать, чтобы показать морских обитателей во всей красе, ярких красках! Ведь они все спешат на бал к грозному Нептуну! Давайте подумаем, а все ли цвета мы сможем использовать для раскраски обитателей царства морского?
Ответы детей: Нет, синие и зеленые будут сливаться с цветом моря.
Учитель: А кого мы все же сможем окрасить в синий цвет?
Ответы детей: В синий цвет можно раскрасить морскую звезду, потому что она живет на дне, а дно у нас желтого цвета.
Учитель: Верно! Ребята, а как называются цвета, которые усиливают яркость друг друга.
Ответы детей: Такие цвета называются контрастными.
Учитель: А как вы назовете желтый и оранжевый, синий и зеленый?
Ответы детей: Это родственные цвета.
Учитель: Сейчас вы приступите к работе. Подготовьте рабочие места, проверьте, где у вас стоит баночка с водой, краски, как лежат ножницы. С ножницами обращайтесь аккуратнее. Приступайте к работе. Кто закончит работу над своей фигуркой, можете помочь остальным в своей группе. Времени у нас немного. Краска Акварельная томится у подводного царя. Ребята, покажите-ка морскому Царю, на что вы способны, фантазируйте и выдумывайте! Пусть ваши фигурки будут сказочными и яркими. А главные художники будут руководить и помогать вам по возможности.
Класс работает над рисунками по группам. Звучит спокойная музыка.
За 20 мин. до конца урока проводится физкульт-пауза. Включается танец «Рыбок» из оперы «Садко»
Учитель: Ребята, вы напряженно работаете, ваши пальчики устали, давайте отдохнем. Закройте глазки и представьте, что вы опустились на морское дно, и превратились в его обитателей.
Один из учащихся проводит физкультпаузу с места. Класс выполняет движения руками, имитируя поведение морских обитателей)
Ученик:
В Царстве Нептуна рыбки – ПЛЫВУТ
По дну морские звезды — ПОЛЗУТ
Весело рыбки ВИЛЯЮТ хвостом
А медузы СПРЯТАЛИСЬ под зонтом
Учитель: Отдохнули, а сейчас продолжим работу.
Когда все фигурки нарисованы и вырезаны, начинается работа над композицией.
Учитель: А сейчас, ребята, самая ответственная часть нашей работы Нужно создать общую композицию, т.е. разместить ваши фигурки на панно. Выходите по группам и прикрепляете каждый свою фигурку там, где она по-вашему должна быть.
После того как все фигурки прикреплены, начинается анализ композиции.
Учитель: Ребята, давайте посмотрим, все ли в порядке на нашей картине Может быть что-то нужно переставить?
Учащиеся выходят к доске, переставляют фигурки для того, чтобы композиция пришла в равновесие, и объясняют, почему они сделали так. Идет обсуждение и движение фигур по панно.
Учитель: Молодцы, ребята! Красивая картина у нас получилась. А сейчас расскажите-ка мне, все ли хорошо в группе работали, что вызвало у вас большую трудность. Главные художники оценят работу своей группы. Начнет, например, главный художник «медуз».
(Ответы детей, оценка работ группы)
Учитель: А теперь, давайте позовем царя Нептуна, и пусть он оценит получившуюся картину подводного царства.
Письмо Нептуна: Ох, и молодец ты. Краска Акварельная! Царство мое теперь – как живое. Так и быть отпущу я тебя! А поморникам твоим я подарки приготовил.
Краска Акварельная раздает подарки от Нептуна.
Краска Акварельная: Спасибо вам, ребята, за помощь, поработали вы отлично, да и доброе дело сделали. До свидания, до встречи.
1