Тема. Слова, которые называют действия (продолжение)
Цель: продолжить расширять знания детей о словах, обозначающих действия предметов, совершенствовать умение определять эти слова в ряду других слов; развивать связную речь учащихся, oбoгащать словарный запас по теме «Слова, которые называют действия»; развивать наблюдательность, умение делать вывoды и обoбщения на основе сoбственных наблюдений; воспитывать познавательный интерес, любознательность, память, внимательность.
Оборудование: девиз урока, тема, скороговорка, Незнайка,
Тип урока: комбинированный
Форма проведения: урок с элементами нестандартности
Литература: Л.Н.Пелепейченко,М.В.Коченгина. Русский язык. 2 класс, К., "Промінь", 2004 год., стр. 117 - 120
Ход урока
I. Организация класса
1. Приветствие
Прозвенел уже звонок
Начинаем наш урок
Здравствуйте! Садитесь!
Работать не ленитесь!
2. Представление
- Дети, меня зовут Богдана Артуровна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.
3. Проверка готовности к уроку
- Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку? На парте дневник, учебник, тетрадь и пенал.
4. Введение элемента нестандартности, настрой на работу
- Дети, послушайте внимательно и отгадайте загадку.
В славном городе Цветочном
Жил малыш. Его узнай-ка!
Он беспечный, но веселый
Озорник, шалун… (Незнайка).
- Молодцы!
- Что значит беспечный? ( То же, что беззаботный.)
- Дети, сегодня к нам на урок пришёл Незнайка. Он будет помогать нам весь урок, и давать интересные задания.
II. Актуализация опорных знаний.
1.Девиз урока
Кто много читает, тот много знает.
- Прочитаем хором.
- Как вы понимаете содержание этой пословицы?
- На какие вопросы отвечают слова читает? знает?
- Что называют эти слова? (действия)
- Я убираю девиз и вконце урока спрошу, какой был девиз нашего урока. Проверю вашу память.
2.Работа над скороговоркой
- А теперь и первое задание от нашего Незнайки.
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
- Проговорим скороговорку все вместе!
- Дети, подумайте, о ком говорится в скороговорке?
- Что вы знаете о черепахе?
- Назовите слова, которые называют действия.
- Произнесите скороговорку ещё раз.
- Теперь – быстрее.
- По рядам. Сейчас проговаривает 1й ряд шёпотом, теперь 2-й ряд громко, а теперь 3-й ряд - ещё громче.
4. Каллиграфическая минутка
- Откройте тетради:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- В проведении каллиграфической минутки нам поможет загадка от Незнайки.
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом. (Карандаш)
- О чём загадка?
- Скажи на какие вопросы отвечают слова: «пишет»? «диктуют»? «чертит»? , «рисует» ? «раскрасит»?
- На что указывают эти слова?
- Пропустите две рабочие строки и напишите сегодняшнее число «Двадцатое марта» и «Классная работа». Как напишете слово классная? работа?
- С новой строчки каллиграфически запишите буквосочетания
ка нд ка нд ка нд
- Ниже запишем строчку слов:
карандаш пишет
- Составьте предложение со словом карандаш.
5. Работа с пословицей.
Говори по делу, живи по совести.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Назовите слова, которые называют действия.
- На какие вопросы они отвечают?
ІІІ. Объявление темы и цели урока.
- Сегодня мы продолжаем говорить о словах, обозначающих действия предметов, так же будем совершенствовать умение определять эти слова в ряду других слов.
IV. Продолжение изучения глагола
1.Упражнение «Аргументируй» ( упр.1)
- Откройте учебник на странице 117, упражнение 1. Прочитай и о каждом слове скажи, что оно называет: предмет, признак или действие. Ответ аргументируй.
Красный (признак), краснота (предмет), краснеть (действие)…
- Аргументируйте, почему вы так считаете.
2. Работа над правилом.
-Дети, на какие вопросы отвечают слова, которые называют действия предмета?
- Вспомним правило.
- Вместе со мной вполголоса.
- Теперь сами.
3.Работа в парах. Упражнение «Найди лишнее» (упр.2)
- У вас на партах задания. Какая пара первая выполнит, поднимите в паре руки. Найди в каждом ряду «лишнее» слово, объясните свой выбор.
4. Красный, синий, жёлтый, смотреть.
5. Ручка, пенал, весёлый, альбом.
4. Упражнение «Загадка»
- Посмотрите на упражнение 3, спишите загадку и отгадайте её. Подчеркните слова – название предметов - одной линией, а слова, обозначающие действие- двумя.
Бусы
Тучка по небу гуляла,
Тучка бусы растеряла.
Скачут бусы по дорожке
Как хрустальные горошки. ( дождь)
- Какая отгадка у загадки? ( дождь)
- Так, а какие слова отвечают на вопросы что делает?, что делают?, что делал?, что делали? ( называют действие предмета)
- Какие слова вы подчеркнули одной линией, а какие двумя?
(одной: тучка, бусы, горошки; двумя: гуляла, растеряла, скачут)
5. Упражнение «Подумай» (упр.4)
- На доске поговорки.
- Прочитайте эти поговорки и подумайте, какой же смысл этих поговорок.
- Какой смысл поговорок?
Во времена, когда были студеные и холодные зимы (правда и сейчас иногда зимы бывают суровыми и морозными). В такую холодную и морозную погоду, если не двигаться, то замерзнуть можно очень быстро, даже при наличии тёплой одежды и обуви. Вот и приходилось людям двигаться (шагать, подпрыгивать, подскакивать) чтобы не околеть от холода.
Причем двигались не только молодые, но и люди преклонного возраста.
Вот оттуда и пословица - что в мороз двигаться на улице будет и старый человек, как молодой - быстро, чтобы согреться и окончательно не замерзнуть.
5. Упражнение « Переводилка - комментированное письмо»
- Сейчас один ученик выходит к доске, переводит записывает предложение, а остальные работают в тетрадях.
Весной лес наполняется разными звуками. Скрипят жуки. Жужжать шмели. Звонко поют зяблики. Стучать дятлы. Гавкает лисица. Воет волк. Квакают жабы. ( словарная работа: зяблик и шмель)
- Какие слова мы подчеркнули одной линией? … двумя?… Почему ? ( название предметов мы подчеркиваем одной линией которые отвечают на вопросы Кто? Что?, слова обозначающие действие, - двумя линиями которые отвечают на вопросы то делает?, что делают?, что делал?, что делали?)
6. Упражнение « Веселые загадки»
- Посмотрите на упражнение 6, сейчас я вам прочитаю загадки и отгадаем их спишите загадки. Подчеркните слова, обозначающие действие- двумя линиями.
Неизвестно, где живёт,
Налетит- деревья гнёт,
Засвистит- по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь.
( ветер)
Кто там с крыши надо мною
Нависает в холода?
У кого это весною
С носа капает вода?
( сосулька)
- Какая отгадка у первой загадки? ( ветер )
- Какая отгадка у второй загадки? ( сосульки)
- Какие слова вы подчеркнули двумя линиями? ( живёт, налетит, гнёт, засвистит, уймешь, нависает, капает)
7.Упражнение «Говори правильно»
заме'тил уви'дел
VI. Итог урока.
- О чём мы сегодня говорили?
- Что было главным в нашем уроке?
Читатель(кто?) – читает (что делает?)
Певец(кто?) – поёт (что делает?)
Грусть(что?) – прустит (что делает?)
Смех(что?) – смеётся(что делает?)
Расскажите правило.
- На какие вопросы отвечают слова, которые называют действие предмета?
- На какие вопросы отвечают слова, которые называют предмет?
2. Проверка памяти.
- У кого хорошая память? Кто помнит, какой был девиз нашего урока?
- Проговорите хором
3. Домашнее задание.
Упражнение 7 на странице 119.
4. Прощание.
- До свидания, дети!
Двадцатое марта
Классная работа
ка нд ка нд ка нд
карандаш пишет карандаш пишет
Карлсон засунул руку в карман и вытащил карандаш и блокнот.
Бусы
Тучка по небу гуляла,
Тучка бусы растеряла.
Скачут бусы по дорожке
Как хрустальные горошки ( Дождь)
Упражнение 5.
Весной лес наполняется разными звуками. Скрипят жуки. Жужжать шмели. Звонко поют зяблики. Стучать дятлы. Гавкает лисица. Воет волк. Квакают жабы.
Упражнение 6.
Налетит - деревья гнёт,
Засвистит - по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь.
( ветер)
Нависает в холода?
У кого это весною
С носа капает вода? ( сосулька)