Морское путешествие в страну Лексикология

Про матеріал
Повторение, обобщение и систематизация знаний по данному разделу, контроль за усвоением знаний и умений; развитие речи учащихся; воспитания интереса к русскому языку.
Перегляд файлу

СЛАЙД 1             Путешествие в страну Лексика

         (обобщающий урок по разделу «Лексика»)

СЛАЙД 2

Цели: повторение, обобщение и систематизация знаний по данному разделу, контроль за усвоением знаний и умений; развитие речи учащихся; воспитания интереса к русскому языку.

Форма проведения: дидактическая игра (в форме путевого дневника).

Структура урока:

  1. Разъяснение целей учебной деятельности учащихся и правил игры.
  2. Актуализация опорных знаний в форме разминки.
  3. Выполнение по группам специально подобранных заданий в форме дидактических игр.
  4. Подведение общих итогов.

СЛАЙД 3              Слово учителя.               

    Сегодня мы отправляемся в путешествие-плаванье по стране Лексика. Её вы не найдете на географической карте. Путешествуют по этой стране на корабле по морям Слов и океанам Знаний. Ваши знания по лексике помогут преодолевать препятствия, которые встретятся во время плавания.

СЛАЙД 4    А в путешествие отправятся команды: Омонимы, Синонимы и Антонимы.

СЛАЙД 5           Откройте тетради и запишите число, классная работа.

     Перед посадкой на корабль нужно купить билеты. Билет считается купленным, если команда сможет справиться с заданием.

СЛАЙД 6                      1. Игра «Найди друзей»

Отобрать из каждого столбика свои слова: омонимы, синонимы, антонимы и пары слов

день                                    противник                      ночь

друг                                    крошечная                      уродливые

громадная                           красивые                         здешний

местный                             овсянка                            лисички

обман                                 бокс                                 ложь

темнело                              храбрый                          вечерело

трусливый                          враг                                 ключ

шаг                                     поступь                            коса

 

Ответы:

СЛАЙД 7       Омонимы:  овсянка, бокс, лисички, ключ, коса.

 

СЛАЙД 8   Синонимы: местный - здешний, обман - ложь, темнело - вечерело, шаг - поступь, враг - противник.

 

СЛАЙД 9   Антонимы: день - ночь, друг - противник, громадная - крошечная, трусливый - храбрый, враг - друг.

 

- Билеты куплены. Корабль отплывает. Следующая остановка неблизко. Наступило время для знакомства пассажиров друг с другом.

 

СЛАЙД 10     Мы перешли в концертный зал на корабле для представлений команд.

 

2. Выступление команд.

 

1. Омонимы

Выходят три мальчика, из которых двое близнецы. Читают стихотворение «Вы откуда, молодцы?» Я. Козловского.

 

День вступил в свои права,

Постучались в дверь слова.

Я открыл им. Что за чудо?

Предо мною близнецы.

Я спросил их: «Вы откуда

Появились, Молодцы?»

Отвечали мне слова:

-Заверяем, голова,

Что и раньше с нами встречи

Ты имел наверняка.

Мы слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность,

Потому не торопись,

Не всегда нужна поспешность,

Ты до смысла доберись.

Наподобие начинки,

Смысл запрятан в серединке.

Схожим лицам вопреки,

Мы по смыслу – далеки.

 

- Ребята, как нас зовут? (Омонимы)

 

2. Слова – друзья Синонимы.

В русском языке много слов, которые звучат и пишутся по-разному, а называют одно и то же. С ними вы не раз встречались и, конечно, сразу же вспомните, когда услышите небольшую историю о Незнайке и его друзьях.

 

Сценка

Все в сборе, нет только Незнайки , Сиропчика и Пончика!

Но вот дверь распахнулась , и в комнату ворвался Незнайка, а за ним вбежали Пончик и Сиропчик. Они поняли, что провинились.

- Не сердитесь на нас, - сказал Незнайка.

-Не обижайтесь на нас, - прошептал Сиропчик.

- Не дуйтесь ,- попросил Пончик.

-Где вы были ? – строго спросил Карандаш.

- В школе, тут близко, -сообщил Незнайка.

- Совсем недалеко, - подтвердил Сиропчик.

- Рядом , - кивнул Пончик.

-Что же вы там делали?- заинтересовались веселые человечки. – И почему вы так странно отвечаете? Говорите все об одном и том же , но по- разному.

Учитель обращается к ребятам:

-А вы ,ребята, заметили это?(Обычно дети сразу замечают слова рядом, близко, недалеко. Если нет - не страшно, слушают дальше рассказ учителя.)

- Мы узнали, что сегодня пятиклассникам обещали рассказать о словах-друзьях. Их еще называют синонимами, - продолжил Незнайка.

- Да, синонимами, - в один голос подтвердили Пончик и Сиропчик.

Незнайка рассказывает дальше:

- Синонимы - это слова – друзья. Можно , например,сказать «Дюимовочка маленькая»

- А можно, - перебил Незнайку Пончик,-по-другому…

- Ребята, как можно назвать по-другому маленькую Дюймовочку?

(небольшая, крошечная)

Незнайка одобрительно смотрит на своих друзей:

- Ведь можно сказать так: «Пончик и Сиропчик – мои друзья»

Пончик:

-А я скажу : «Сиропчик и Незнайка – мои …(приятели)»

Сиропчик:

- Я тоже скажу «Пончик и Незнайка - мои (товарищи)»

– Как называются такие слова , ребята? А почему они друзья?

 

3. Антонимы

- Интересные слова в русском языке! Мы уже увидели слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению; слова, которые об одном и том же говорят по-разному. А есть слова….. послушаем о них.

- Как вы думаете, может ли какой-нибудь предмет в одно и то же время быть глубоким и мелким, высоким и низким, далеким и близким, плохим и хорошим?

Вот послушайте.

 

Жила плохая девочка.

Она была хорошая,

Она была хорошая,

Хотя была плохая.

- Ну да! Вот это выдумки!

- Ха- ха! Вот это выдумки!

Не может быть хорошая,

Когда она плохая!

И ничего не выдумки,

Она была хорошая,

И ничего не выдумки,

Она была плохая!

Она была хорошая,

Когда была послушная.

Когда она не слушалась,

Она была плохая!

Может ли один и тот же человек быть веcелым и грустным,аккуратным и небрежным?

 

«Кто прав?» П.Ребро

 

Вьется синяя река,

убегает к морю

Говорит отец: «Мелка!».

«Глубока!»- я спорю

Так мелка иль глубока?

Как же быть нам с нею?

До колен отцу река,

Ну, а мне – по шею.

 

- Кто же прав?

Оказывается, оба правы, каждый по-своему.

 

-А я проведу с вами, друзья, игру «Наоборот», а вы хором назовете недостающие слова.

 

Ст. Д. Чиарди «Прощальная игра»

 

1.Скажу я слово: «Высоко»,        3. Скажу тебе я слово: «Трус»,

   А ты ответишь? ….. (низко)       Ответишь ты …. (храбрец)

 

2. Скажу я слово: «Далеко»,     4. Теперь: «Начало», - я скажу

    А ты ответишь? ….. (близко)    Ну, отвечай …. (конец)

 

- Нас так радушно приняли пассажиры.

 

СЛАЙД 11         Наш корабль берет курс на океан Метафор. Но, чтобы попасть в этот океан, нужно проплыть через пролив Многозначности слов. Давайте теперь попробуем отгадать значение слова «язык» в следующих предложениях. Это будет пропуск на выход в океан Метафор.

 

СЛАЙД 12      1. Язык не лопатка: знает, что сладко (орган вкуса)

СЛАЙД 13      2. Языку воли не давай (орган для передачи мыслей)

СЛАЙД 14    3. Говорить на разных языках, найти общий язык (средство общения)

СЛАЙД 15 4. Газетный язык, суконный язык, официальный язык (разновидность речи с характерными признаками)

СЛАЙД 16      5. Разведчики привели языка (пленный)

СЛАЙД 17      6. Без языка и колокол нем (металлический стержень)

 

СЛАЙД 18  - Наш корабль выплывает в океан Метафор, и впереди нас ждет остров Словарей. Нам дует попутный ветер. Настроение у всех хорошее. И сейчас попробуем найти в стихотворении

 

СЛАЙД 19      Э. Мошковского «Хороший ветер» слова, использованные в переносном значении. Кто больше всех найдет их в тексте, у того «Соколиный глаз».

 

Я проснулся поутру.

Пляшет Солнце на ветру.

Веселятся все поля без меня.

И резвятся тополя без меня.

И смеется вся земля,

И шмели снуют, звеня.

Все на свете без меня, без меня!

И я тогда вскочил,

Башмаки скорей схватил.

Мне Ветер, Ветер, Ветер

Сказал, куда идти.

И мой хороший Ветер

Играл со мной в пути.

 

СЛАЙД 20   - Друзья! Наше судно налетело на подводные камни, получило пробоины и дало течь. От скорости вашей работы зависит жизнь корабля. На судне имеется все необходимое для починки.

СЛАЙД 21

Игра «Перевертыши»

  1. Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.

Железный гвоздь, румяная девочка, глухая собака, кудрявый малыш, золотые часы.

 

  1. Замени в предложении подлежащее так, чтобы глагол-сказуемое приобрел переносное значение.

Загорелась дача. Гаснет свеча. Собака воет. Цыган плачет. Девочки шепчутся.

 

  1. Замени в словосочетании зависимое слово так, чтобы главное слово в первом и втором словосочетаниях стали омонимами.

Гибкий лук, водопроводный кран, трамвайный парк, вкусные лисички, ржавый ключ.

 

 

- Пробоины залатали, корабль движется дальше.

 

СЛАЙД 22     Подплываем к острову Словарей. Но, чтобы высадиться на остров, нужно ответить на вопрос:

- Какие словари существуют в русском языке?

 

(Ученики отвечают)

 

СЛАЙД 23

1. Толковый словарь.

2. Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля.

3. Словарь синонимов.

4. Словарь антонимов.

5. Словообразовательный словарь.

6. Этимологический словарь.

7. Орфографический словарь.

 

СЛАЙД 24    На острове Словарей находится дворец, дорогу к которому найти нелегко. Он гостеприимно открывает дворцовые ворота только тем, кто сумел заранее составить один из несуществующих словарей на самую разнообразную тематику:

Космический словарь.

Словарь моих любимых слов.

Словарь самых главных (важных) слов.

Спортивный словарь.

Школьный словарь.

Словарь добрых слов.

Словарь вежливых слов и т.д.

 

Словарик (объемом 15-20 слов) может быть научным, деловым, юмористическим.

Учащиеся зачитывают свои составленные дома словари.

 

И вот дворец. Пройдемся по игровым залам этого дворца. Но каждая команда посетит непохожие друг на друга залы под названием «Корректор», «Бумеранг», «Шеренга».

Бросим жребий, кому какие достанутся залы.

 

Обратите внимание на лексическое значение данных слов.

 

СЛАЙД 25   Корректор – работник издательства, газеты или типографии, который занимается чтением текста в типографическом наборе и его правкой.

 

СЛАЙД 26   Бумеранг – метательное орудие в виде изогнутой палки, при искусном броске возвращающееся обратно к бросившему.

 

СЛАЙД 27   Шеренга – военный строй, в котором люди стоят один возле другого на одной линии.

 

СЛАЙД 28

 

1. «Корректор». Найди лишнее слово.

Петя ушиб колено ноги. Робинзоны ослабли от недоедания пищи. Собрание будет в декабре месяце. Многие города были превращены в руины и развалины. Путь кораблю преградил ледяной айсберг. Он написал свою автобиографию.

 

2. «Бумеранг». Замени прилагательное таким словом, чтоб оно не только называло признак, но и давало яркое, образное представление о предмете.

Березка высокая (кудрявая, стройная, тоненькая); трава зеленая (бархатная, молодая, нежная, ласковая, молчаливая); вьюга февральская (злая, дикая, сердитая, разбушевавшаяся, бешеная); туча грозовая (зловещая, хмурая, громыхающая); русский язык (богатый, могучий, яркий, образный).

 

3. «Шеренга». Расставь синонимы в порядке возрастания признака.

Свирепый, жесткий, лютый, безжалостный, бессердечный, злой (враг).

Оскорбительный, обидный, резкий, грубый, бестактный (поступок).

 

СЛАЙД 29   

СЛАЙД 30

СЛАЙД 31       Проверка

- Побывав на острове Словарей, в его игровых залах, мы хорошо потрудились и отдохнули.

 

СЛАЙД 32      - Впереди полуостров Лексический, где нас ждут групповые интересные  задания.

 

СЛАЙД 33            Игра «Бумеранг»

 

1) Найди синоним

Простой человек (бесхитростный), простая задача (легкая), простая истина (прописная), беспокойный человек (неугомонный), беспокойный взгляд (тревожный), крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная).

 

2) Найди антоним

Близкий берег (далекий), близкий человек (чужой), веселая комедия (скучная), веселое настроение (грустное), глубокий колодец (мелкий), глубокие знания (поверхностные), мелкая рыба (крупная), мелкая река (глубокая).

 

3)  Замени каждую пару синонимов – антонимом

Грусть, тоска (радость); мрак, темнота (свет); близко, рядом (далеко); храбрец, смельчак (трус); похвала, одобрение (порицание); жара, зной (холод); ложь, вымысел (правда); работать, трудиться (бездельничать).

 

СЛАЙД 34                  Проверка

 

- Справившись со всеми заданиями, преодолев все препятствия, мы берем курс домой.

 

СЛАЙД 35

 

Но осталось последнее препятствие, от этого зависит скорейшее возвращение. Мы можем сесть на мель, если не справимся с заданием.

 

Наше судно подплывает к бухте Неизвестности. Здесь вас ждут неразгаданные тайны, которые предстоит открыть.

 

А задание наше - Кроссвордический диктант. Его суть очень проста – я диктую толкование слова, а вы записываете под порядковым номером только само слово. Например:

 

1. Все слова языка. (Лексика)

2. Словарь отдельного человека, запас слов. (Лексикон)

3. Раздел науки языкознания, изучающий лексику. (Лексикология)

4. Hазвание статьи в толковом словаре, относящееся к объяснению лексического значения слова. (Словарная статья)

5. Слова, имеющие только одно лексическое значение (Однозначные)

6. Слова, имеющие несколько лексических значений (Многозначные)

7. Переносное значение слов (Метафора)

8. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению (Омонимы)

9. Слова, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексических значений. (Синонимы)

10. Слова одной и той же части речи с противоположным значением. (Антонимы)

11. Самый короткий отрезок текста, необходимый для понимания лексического значения (Контекст).

 

- Путешествие подошло к концу, и мы опять дома. Подведем итоги.

Так какой же наш любимый русский язык?

 

СЛАЙД 36

СЛАЙД 37

СЛАЙД 38  (Высказывания о русском языке)

 

СЛАЙД 39

Д/З:  составить кроссворд по теме «Лексика», напишите рассказ «Путешествие по стране «Лексика», лучшие рассказы будут размещены на школьном сайте.

 

СЛАЙД 40      Итог урока

 

СЛАЙД 41      Счастливого вам пути!

 

  1. Какие же слова спрятались от нас. Угадай слово по толкованию его лексического значения.

 

Игра «Эрудит»

  1. Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания (Термос)
  2. Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость (Старт)
  3. Городская наземная электрическая железная дорога (Трамвай)
  4. Красная строка, отступ в начале строки. (Абзац)
  5. Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (Акваланг)
  6. Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, Родине. (Патриот)
  7. Дословная выдержка из какого-либо текста. (Цитата)
docx
Додано
19 лютого 2020
Переглядів
1073
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку