е Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Про матеріал
Цели урока: - Познакомить учащихся с понятием «цитата», охарактеризовать основные способы цитирования, формировать навык орфографической и пунктуационной грамотности. - Развитие умения слушать, понимать, выделять главное, формулировать свои мысли. - Формирование коммуникативной, информационной компетентностей. - воспитывать познавательный интерес учащихся к учебному предмету.
Перегляд файлу

Тема урока: Цитата как способ передачи чужой речи. Знаки препинания при цитате

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 

Цели урока:

    - Познакомить учащихся с понятием «цитата», охарактеризовать основные способы цитирования, формировать навык орфографической и пунктуационной грамотности.

 

     - Развитие умения слушать, понимать, выделять главное, формулировать свои мысли.

    - Формирование коммуникативной, информационной компетентностей.

    - воспитывать познавательный  интерес учащихся к учебному предмету.

                                                   План урока:

1. Организация начала урока.

2. актуализация.

3. Подготовка учащихся к усвоению (мотивация).

4. Изучение нового материала.

5. Первичная проверка усвоения знаний.

6. Первичное закрепление знаний.

7. Подведение итогов урока.

8. Информация о домашнем задании.

 

 

                                                  Ход урока.

  1. Орг. момент.
  1. Проверка домашнего задания ( актуализация).

 

 

                                             Фронтальный опрос.

 

- Дайте определение косвенной речи. (Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения).

 

- Чем отличается косвенная речь от прямой?

(Косвенная передаёт только содержание, но не форму и интонацию).

 

- От чего зависит способ присоединения косвенной речи? (От цели высказывания).

 

     3.Мотивация учебной деятельности

 

                                       Пусть цитаты не делают нас умней,

                                          но некоторые из них заставляют

                                               нас задуматься о чём - то

 

 

 4.  Изучение нового материала

                          Основные понятия

    Если цитата даётся при словах автора как прямая речь, то и знаки препинания при ней ставятся так же, как при прямой речи, например:

      Поэт Николай Тихонов когда-то написал о наших людях: „Гвозди бы делать из этих людей, в мире бы не было крепче гвоздей".

     Если цитата вводится в речь автора как часть предложения, то она заключается в кавычки и пишется со строчной буквы, например:

Автор статьи указывает, что „романы Л. Н. Толстого вошли в золотой фонд мировой литературы".

     Если цитата приводится не полностью, то пропуск слов обозначается многоточием.

 

 

Рассказ учителя: 

  Цитата – это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения какой-либо мысли.

   Существует несколько способов оформления цитат.

                      Способы цитирования.

С помощью прямой речи.

В книге «Путь жизни» Л. Н. Толстой писал: «Наказывать – по-русски значит поучать. Поучать можно только добрым словом и добрым примером».

С помощью косвенной речи.

В книге «Путь жизни» Толстой писал о том, что «наказывать – по-русски значит поучать».

С помощью вводных слов.

По словам Толстого, «наказывать – значит поучать».

 

   Чаще всего цитаты оформляются с помощью прямой речи.

    Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска ставится многоточие. В следующем примере предложение из письма Пушкина приведено не с начала:

    Пушкин писал Чаадаеву в 1836 году: «… клянусь честью, что ни за что на свете, я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам бог её дал».

 

  5. Закрепление.

 

А) Найдите среди примеров этого упражнения предложение, в котором цитата оформлена с ошибкой.

 

    1) Э. Хемингуэй в одной их своих статей писал: «Книги обладают бессмертием. Это самый прочный продукт человеческого труда».

    2) По слова Аристотеля, «почтеннее всего – самое старое».

    3) «У интеллигента не биография, а список прочитанных книг», - считал О. Э. Мандельштам.

    4) Д. С. Лихачёв считал, что «Для культуры фотография явилась самым значительным изображением 19 века».

    5) Фазиль Искандер говорил, что «юмор – громоотвод безумия».

 

Б) Тестовое задание. (Слайд № 11)

    В какой строке записана вводная конструкция, с помощью которой не может быть оформлена цитата?

    1) по словам автора

    2) по утверждению критика

    3) по мнению философа

    4) по моему мнению

 

  1. Подведение итогов.

 

- Дайте определение цитаты.

 

(  Цитата – это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения какой-либо мысли.)

- В каких случаях прибегают к цитированию?

 

(Для подтверждения своей собственной мысли.

Для того чтобы познакомить читателя или слушателя с чьим-либо авторитетным мнением.

Для более яркого выражения собственной мысли.

Для сохранения особенностей языка и колорита художественного текста при его изложении).

 

- Какие существуют способы цитирования?

 

(С помощью прямой речи, косвенной речи, с помощью вводных слов)

 

                                         . (Раздаточный материал.)

 

  1. Найдите соответствия.

1. «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, - писал И. Анненский, - есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

А. Цитата оформлена как прямая речь и находится после слов автора.

2. И. Анненский писал, что «в языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

Б. Цитата оформлена как прямая речь и находится перед словами автора.

3. И. Анненский отмечал: «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

В. Цитата оформлена как прямая речь и прерывается словами автора.

4. «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно,»- указывал И. Анненский.

Г. Цитата оформлена как косвенная речь (придаточное предложение).

5. По словам И. Анненского, «в языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

Д. Цитата включена в текст при помощи вводных слов.

6. И. Анненский так объясняет насыщенность поэзии Достоевского страданием: «… причину, конечно, надо искать в том, что это была поэзия совести».

Е. Цитируется часть высказывания, слова автора находятся после неё.

7. «Причину, конечно, надо искать именно в том, что это была поэзия совести,» - так И. Анненский объясняет насыщенность поэзии Достоевского страданием.

Ж. Цитируется часть высказывания, слова автора находятся перед ней.

 

 

     Измените способ введения цитаты по указанной схеме. 

 

 

8. «Формой песни Некрасов владел в совершенстве», - отмечал К. И. Чуковский.

С. а.: «Цитата».

9.К. И. Чуковский так писал о стилистике стихов Некрасова: «Стилистика у него полностью подчинена тематике».

С. а., что «цитата».

10. «Некрасов, как и Гоголь, хорошо сознавал, что прославление народного языка, - писал К. И. Чуковский, - есть прославление народа, создавшего язык».

Вв. конструкция, «цитата».

 

 

 

  1. Расставьте знаки препинания, зачеркните ненужные буквы,

                              постройте схемы фраз с цитатой.

 

11. «Мой дед землю пахал» (Н, н)е без гордости заявляет Базаров.

12. «Патриот – это тот (У, у)тверждал В. Быков (К,к)оторый любил своих, националист – это тот, кто не любит чужих».

13. В одной из литературоведческих статей отмечается что «(О, о) Цветаевой Бродским были написаны две прекрасные статьи».

14. По словам Пушкина «Чацкий совсем не умный человек».

15. Белинский писал что публика видит «в писателях своих единственных вождей…»

      7.Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника.

2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.

 

doc
Додав(-ла)
Ляпіна Лариса
Додано
17 лютого 2020
Переглядів
1919
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку