Урок "Сложноподчиненные предложения с придаточными места"

Про матеріал

Предлагаемая методическая разработка урока русского языка по теме «СПП с придаточными места» составлена в соответствии с программой по русскому языку для 9 класса( с украинским языком обучения). В разработке урока используются педагогические технологии: технология полного усвоения, технология критического мышления, личностно-ориентированного , что позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует формированию и развитию навыков целеполагания и самоконтроля , повышению качества усвоения предложенного материала , развитию креативности.

Перегляд файлу

Тема урока: СПП с придаточными места.

 Цели урока:

 Образовательные: продолжить формирование системы знаний о СПП:

 открыть вместе с учащимися опознавательные признаки СПП с придаточным места, повторить усвоенный ранее материал и проверить знания о СПП с придаточными обстоятельственными (времени), изъяснительными, определительными; помочь ученикам понять и обосновать основные средства связи придаточного с главным в СПП с придаточными места;

помочь учащимся  уяснить способы отличия СПП с придаточным места от придаточных определительных и изъяснительных.

Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, формировать  коммуникативные компетенции.

Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, воспитывать гармоничную и всесторонне развитую личность учащихся в целом.

 

 Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной работы

 

Педагогические технологии:

технология полного усвоения, технология критического мышления, личностно-ориентированного подхода.

 

Тип урока: комбинированный

                                                              Ход урока.

  1. Объявление темы и цели урока.
  2. Мотивация учебной деятельности школьников

Используя СПП, сделать комплемент соседу по парте.

  1. Актуализация опорных знаний

Индивидуальная работа по карточкам

Проверка домашнего задания


1.Расшифруйте облако слов и расскажите о сложном предложении

 

 

2. Экспресс-опрос (взаимопроверка)

Повторим теоретический материал. Быстро прочитывая грамматические формулировки, отметьте знаком «+» лишь те утверждения, которые являются истинными.     

Утверждения

+

1.

Предложения бывают простые, сложные и составные

 

2.

Сложноподчинённое предложение состоит из двух и более простых предложений

 

3

В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и придаточное.

 

4.

Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны.

 

5.

В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова.

 

6.

Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль.

 

7.

Придаточные в сложноподчинённом предложении в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные.

 

8.

Вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову.

 

9

Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения.

 

10.

Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой.

 

 

IV. Изучение нового материала

   1. Синтаксический разбор предложения

                                         Он пошёл, куда ему захотелось

 

     2. Слово учителя

 

1. Вопросы: придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда?

2. Средства связи: придаточные места прикрепляются к главному предложению союзными словами: где, куда, откуда. В главной части им соответствуют указательные слова в функции обстоятельства места: там, туда, оттуда, всюду и др.

3. Место в предложении: придаточные места могут стоять перед главным предложением, в середине главного предложения, но чаще – после главного предложения.

Примеры:

  1.     Нет величия там [где?], где нет правды (Л. Толстой).

[   указ. слово], (где – союз. слово).

  1.     [Куда?] Куда иголка, туда и нитка (пословица).

(куда – союз. слово), [указ. слово   ].

  1.     Он выехал оттуда [откуда?], откуда съезжали во двор лошади (А.Н. Толстой).

[   указ. слово], (откуда – союз. слово).

Обратите внимание!

1) Где, куда, откуда не могут быть союзами. Это всегда союзные слова.

2) Эти союзные слова (где, куда, откуда) могут использоваться в придаточных определительных и дополнительных. Средством разграничения типов придаточных является вопрос, а также синтаксическая функция указательных слов в главном предложении.

Ср.: Он едет туда [куда?], где никто не бывал – придаточное места; Он приехал в тот город [какой?], где никогда не бывал – придаточное определительное; Я не знаю [чего?], где буду ночевать – придаточное изъяснительное.

3. Работа со статьей учебника

С.120

Упр.184(1)

V. Закрепление изученного материала

1. Графический диктант

1) В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.

2) Сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском больше нет.

3) На месте, где они когда-то росли, посажены молодые сосенки.

4) Как измерить то, что страна пережила.

5) Нет истины там, где нет любви.

6) Когда вы продумываете поведение героев произведения, оцените их поступки.

2. Работа в парах. Лингвистическое реконструирование.

1.Допишите придаточные предложения места; расставьте запятые; составьте схемы предложений.

1) Мы встречаем друзей всюду куда ...

2) Новые города выросли там где ...

3) Везде где ... строятся большие стадионы ...

4) Мы живем там где ...

5) Туда где ... прибудут туристы ...

6) Пойдем туда где ...

2.К придаточным предложениям допишите главные, расставьте запятые.

1) Откуда гроза оттуда ...

2) Где случается стихийное бедствие ...

3) Где проходит граница Украины ...

4) Туда где жил Г. Сковорода ...

3. Составьте 4 сложноподчиненных предложения с придаточными места; выделите грамматические основы.

Развитие речи. Культура речи.

«Хокку» стихотворная форма из 3 строк. Стих в виде хокку написать несколько труднее, потому что в нем выражается личное переживание человека. Вместе с тем эта стихотворная форма также имеет определённые плюсы. В хокку самым гармоничным образом сочетается работа с понятием и эмоциональное отношение к нему.

Алгоритм написания хокку:

Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то

Строчка 2: Какого?

Строчка 3: Как? (Категория состояния)

Примеры хокку

Снегирь

Я видел птицу,

Прилетевшую зимой,

Красиво…

Тоска

Я видела деревню

С одним домом

Тоскливо…

 

VI. Подведение итогов. Оценивание учебных достижений

hello_html_23f8418f.png
       «Дерево успеха»

 

VII. Домашнее задание

С.120-121(правило)

Упр.188 или190

docx
Додано
12 грудня 2018
Переглядів
4184
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку