Чорноморський навчально-виховний комплекс «загальноосвітня школа І-ІІ ступенів-дошкільний навчальний заклад компенсуючого типу »
Тема уроку :«Сучасна модель атома.»
Розробив:
викладач фізики
І категорії
Пулова О.П
Чорноморськ 2021 р
Тема: «Состав атомного ядра».
Цель урока: познакомить учащихся с протонно-нейтронной моделью ядра, научить обобщать и анализировать полученные знания, правильно излагать свои мысли; способствовать развитию мышления, умению структурировать информацию; воспитывать эмоционально-ценностные отношения к миру.
Задачи урока:
обучающие:
развивающие:
воспитательные:
Тип урока: изучение нового материала.
Методы урока: словесные, наглядные, практические.
Оборудование:
персональный компьютер; мультимедийный проектор; интерактивная доска;
Ход урока
1. Актуализация знаний.
.(Слайд 1) Для чего мы изучаем строение атома?
Каждый должен хотя бы в общих чертах представлять, как устроен мир, в котором он живет.
Каждому важно знать, что мир познаваем, что по мере углубления знаний картина мира усложняется.
Мир сложен
Он полон событий сомнений
И смелых догадок
Как чудо природы
Является гений
И в хаосе этом находит порядок.
Эти гении – ученые, которые совершили величайшие открытия в области строения атома.
Некоторые из них вам уже знакомы.
Сегодня мы продолжим знакомство с открытиями, сделанными в данной области и проникать все глубже в тайну атома.
Вещество – молекула – атом- что дальше?
2. Повторение изученного материала. (10 вопросов - каждый правильный ответ 1 балл. Отвечают самостоятельно, с последующей фронтальной проверкой)
(слайд 2-4) Атом - главный персонаж всего окружающего нас материального мира. Что вы о нем знаете?
3. Изучение нового материала
А что вы знаете о ядре атома? О протоне? О нейтроне?
Что мы хотим узнать на уроке?
(Слайд 5) (Учащиеся формулируют цель урока)
Что мы знаем?
|
Что хотим узнать?
|
Что узнали?
|
атом состоит… заряд ядра атома равен… число электронов в атоме равно… число протонов в атоме равно… число нейтронов в атоме равно…
|
Атомное ядро состоит…. Протон – это… Нейтрон – это… Изотоп – это…*.
|
Характеристики протона — заряд и масса
Открытие нейтрона, характеристики нейтрона. |
Итак, тема урока: “Строение атомного ядра”.
Наша задача: научиться определять состав атома, состав ядра, знать характеристики частиц, входящих в состав ядра.
(Слайд 6) Ученых неудержимо влекла тайна строения ядра. В 1919 г Резерфорд сумел разрушить ядро. Это привело к открытию протона. Как это происходило?
Сообщение ученика «Открытие протона»
(Слайд 7) Учащиеся дают характеристику протона, использую сообщение и учебник. (Фронтальная беседа)
(слайд 8) Следующее великое открытие произошло в 1932 г.
Сообщение ученика «Открытие нейтрона»
(Слайд 9) Учащиеся дают характеристику нейтрона, использую сообщение и учебник. (Фронтальная беседа)
(Слайд 10-15) Рассказ учителя.
Открытие протона и нейтрона привело к созданию модели ядра.
Советский физик Иваненко и немецкий ученый Гейзенберг выдвинули нейтронно – протонную теорию строения ядра. Протоны и нейтроны удерживаются в ядре в результате сильного взаимодействия друг с другом. Протоны и нейтроны называются нуклонами. Ядро атома обозначается …… Зарядовое число ……. Массовое число…. .
(Слайд 16) Открытие строения атома и атомного ядра крупнейшие достижения физики.
Подумать только: все что нас окружает, построено из элементарных частиц всего-навсего трех сортов – протонов, электронов, нейтронов.
Таким образом, ядерная физика существенно упростила картину устройства мира и в течение некоторого времени казалось что в физике царит благополучие.
Однако глубокое изучение свойств ядер, протонов, нейтронов, электронов привело к открытию более элементарных частиц.
1963 Гелл- Манн и Цвейг выдвинули гипотезу согласно которой протоны и нейтроны состоят из фундаментальных частиц кварков. Что дальше?
4. Закрепление новых знаний.
(Слайд 17-18) Обобщим знания о строение атома и ядра. По данному плану нужно дать характеристику атома и ядра химическим элементам. (Работаем с интерактивной моделью Периодической системы)
5. Проверка усвоения нового материала.
(Слайд 19-23) Тестовые задания с последующей самопроверкой и обсуждением вопросов, на которые сделаны ошибки. (Каждый вопрос – 1 балл).
6. Подведение итогов.
(Слайд 24) Итак, что мы хотели узнать на уроке, что узнали? Обобщение в ходе фронтальной беседы (Обобщение –таблица)
(Слайд 25-26) Физика наука о природе- показывает нам как велик мир в котором мы живем, но этот мир познаваем а значит физика дает человеку необыкновенную силу.
Из мысли о мельчайших частицах, в конце концов, появились все блага, которыми мы сегодня располагаем: новые материалы телевизоры лазер компьютер. А главная идея о мельчайших частицах помогла понять мир с единой точки зрения.
«Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно» Д.И.Менделеев.
Учащиеся выставляют себе оценки за урок. (Количество баллов, полученных вначале урока и количество баллов в конце урока)
Домашнее задание § 22 упр 22(3)
Литература
1