Урок "Сучасна модель атома"

Про матеріал
Конспект уроку з теми "Сучасна модель атома" передбачає вивчення теми через - навчальний зміст; діяльність учителя:ознайомити учнів з будовою атомів хімічних елементів, дати знанння про склад атому: ядро, електрони; склад ядра – протони, нейтрони, розкрити зміст порядкового номера хімічного елемента у Періодичній системі. підвести учнів до сучасного формулювання
Перегляд файлу

Чорноморський навчально-виховний комплекс «загальноосвітня школа І-ІІ ступенів-дошкільний навчальний заклад компенсуючого типу »

 

 

 

 

Тема уроку :«Сучасна модель атома.»

     

                                     

                                                         Розробив:

                           викладач фізики

І категорії

Пулова О.П

 

 

 

 

Чорноморськ  2021 р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Состав атомного ядра».

Цель урока: познакомить учащихся с протонно-нейтронной моделью ядра, научить обобщать и анализировать полученные знания, правильно излагать свои мысли; способствовать развитию мышления, умению структурировать информацию; воспитывать эмоционально-ценностные отношения к миру.

Задачи урока:

обучающие:

  •                 дать понятие о составе атома и составе атомного ядра, электронной оболочке атома;
  •                 научить определять состав атома;
  •                 рассмотреть состав, строение химических элементов.

развивающие:

  •                 раскрыть взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, массовое число, состав, строение;
  •                 развивать ОУУН (составление акцентированного конспекта, умение выделять главное, систематизация материала, умение характеризовать состав, строение атома);
  •                 реализовать элементы программ развития мышления, внимания, мотивации;

воспитательные:

  •                 формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, умения выслушать других при работе в классе, в группах.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы урока: словесные, наглядные, практические.

Оборудование:

персональный компьютер; мультимедийный проектор; интерактивная доска;

презентация в Power Point.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

.(Слайд 1) Для чего мы изучаем строение атома?

Каждый должен хотя бы в общих чертах представлять, как устроен мир, в котором он живет.

Каждому важно знать, что мир познаваем, что по мере углубления знаний картина мира усложняется.

Мир сложен

Он полон событий сомнений

И смелых догадок

Как чудо природы

Является гений

И в хаосе этом находит порядок.

Эти гении – ученые, которые совершили величайшие открытия в области строения атома.

Некоторые из них вам уже знакомы.

Сегодня мы продолжим знакомство с открытиями, сделанными в данной области и проникать все глубже в тайну атома.

Вещество – молекула – атом- что дальше?

2. Повторение изученного материала. (10 вопросов - каждый правильный ответ 1 балл. Отвечают самостоятельно, с последующей фронтальной проверкой)

(слайд 2-4) Атом  - главный персонаж всего окружающего нас материального мира. Что вы о нем знаете?

3. Изучение нового материала

А что вы знаете о ядре атома? О протоне? О нейтроне?

Что мы хотим узнать на уроке?

(Слайд 5) (Учащиеся формулируют цель урока)

Что мы знаем?

 

Что хотим узнать?

 

Что узнали?

 

атом состоит…

заряд ядра атома равен…

число электронов в атоме равно…

число протонов в атоме равно…

число нейтронов в атоме равно…

 

Атомное ядро состоит….

Протон – это…

Нейтрон – это…

Изотоп – это…*.

 

Характеристики протона — заряд и масса

Открытие нейтрона, характеристики нейтрона.
Протонно-нейтронная модель атомного ядра: ядро атома любого химического элемента состоит из двух видов элементарных частиц — протонов и нейтронов.
Изотоп. Три изотопа водорода.
 

 

Итак, тема урока: “Строение атомного ядра”.

Наша задача: научиться определять состав атома, состав ядра, знать характеристики частиц, входящих в состав ядра.

(Слайд 6) Ученых неудержимо влекла тайна строения ядра. В 1919 г Резерфорд сумел разрушить ядро. Это привело к открытию протона. Как это происходило?

Сообщение ученика «Открытие протона»

(Слайд 7)  Учащиеся дают характеристику протона, использую сообщение и учебник. (Фронтальная беседа)

(слайд 8) Следующее великое открытие произошло в 1932 г.

Сообщение ученика «Открытие нейтрона»

(Слайд 9)  Учащиеся дают характеристику нейтрона, использую сообщение и учебник. (Фронтальная беседа)

(Слайд 10-15)  Рассказ учителя.

Открытие протона и нейтрона привело к созданию модели ядра.

Советский физик Иваненко и немецкий ученый Гейзенберг выдвинули нейтронно – протонную теорию строения ядра. Протоны и нейтроны удерживаются в ядре в результате сильного взаимодействия друг с другом. Протоны и нейтроны называются нуклонами.  Ядро атома обозначается   …… Зарядовое число ……. Массовое число…. .

 

(Слайд 16) Открытие строения атома и атомного ядра крупнейшие достижения физики.

Подумать только: все что нас окружает, построено из элементарных частиц всего-навсего трех сортов – протонов, электронов, нейтронов.

Таким образом, ядерная физика существенно упростила картину устройства мира и в течение  некоторого времени казалось что в физике царит благополучие.

Однако глубокое изучение свойств ядер, протонов, нейтронов, электронов привело к открытию более элементарных частиц.

1963 Гелл- Манн и Цвейг выдвинули гипотезу согласно которой протоны и нейтроны состоят из фундаментальных частиц кварков. Что дальше?

4. Закрепление новых знаний.

(Слайд 17-18) Обобщим знания о строение атома и ядра. По данному плану нужно дать характеристику атома и ядра химическим элементам. (Работаем с интерактивной моделью Периодической системы)

5. Проверка усвоения нового материала.

(Слайд 19-23) Тестовые задания с последующей самопроверкой и обсуждением вопросов, на которые сделаны ошибки. (Каждый вопрос – 1 балл).

6. Подведение итогов.

(Слайд 24) Итак, что мы хотели узнать на уроке, что узнали?  Обобщение в ходе фронтальной беседы (Обобщение –таблица)

(Слайд 25-26) Физика наука о природе- показывает нам как велик  мир в котором мы живем, но этот мир познаваем а значит физика дает человеку необыкновенную силу.

Из мысли о мельчайших частицах, в конце концов, появились все блага, которыми мы сегодня располагаем: новые материалы телевизоры лазер компьютер. А главная идея о мельчайших частицах помогла понять мир с единой точки зрения.

«Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно» Д.И.Менделеев.

 

Учащиеся выставляют себе оценки за урок. (Количество баллов, полученных вначале урока и количество баллов в конце урока)

 

 

 

Домашнее задание § 22 упр 22(3)

 

Литература

  1. Физика –9 кл.
  2. Интернет – ресурсы

 

1

 

doc
Пов’язані теми
Фізика, 9 клас, Розробки уроків
До підручника
Фізика 9 клас (Бар'яхтар В.Г., Довгий С.О., Божинова Ф.Я., Кирюхіна О.О. (за редакцією Баряхтара В.Г., Довгого С.О.))
Додано
7 червня 2021
Переглядів
639
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку