Урок – суд (интегрированный урок географии и химии) 9 класс «Глобальные экологические проблемы, вызванные использованием и транспортировкой нефти»

Про матеріал

Уроки с использованием игры, являются познавательным инновационным видом, учебно-познавательной деятельности с использованием активных методов обучения. Одним из видов инновационных учебных занятий является урок - суд.

Роль игровых судов в том, чтобы прийти к общему мнению по поставленной проблеме. Здесь не так важен вердикт с точки зрения "виновен — не виновен", сколько важно найти ответы на поставленные вопросы и достичь главной цели урока.

Перегляд файлу

9 класс

 

Урок – суд (интегрированный урок географии и химии)

 

Тема: «Глобальные экологические проблемы, вызванные использованием и транспортировкой нефти».

Цель: сформировать знания о нефти и нефтепродуктах, продолжить формирование знаний о географии добычи, транспортировки нефти, показать проблемы Мирового океана, связанные с последствиями аварий при транспортировке нефти, последствия влияния продуктов сжигания на атмосферу Земли, пути решения экологических проблем; развивать умение аргументировано высказывать свою точку зрения, вести дискуссию, навыки критического мышления, развивать творческие способности, умения создавать электронные презентации; воспитывать бережное отношение к окружающей среде, чувство хозяина своей земли; формировать информационную, коммуникативную, креативную компетентности учащихся.

Тип урока: расширение и углубление знаний.

Форма проведения: ролевая игра.

Методы (по характеру познавательной деятельности учащихся): частично-поисковый, исследовательский.

Оборудование: мультимедиа, электронные презентации, дополнительные источники информации, наглядные образцы нефти и нефтепродуктов.

Основные действующие лица: Судья, Прокурор, Адвокат, Обвиняемый, Свидетели со стороны обвинения, Свидетели со стороны защиты, Присяжные.

 

Ход урока

 

І. Организационный момент. Объяснение особенностей проведения урока, основных этапов, формулировка целей. Представление основных действующих лиц:

Судья – учитель географии;

Прокурор – учитель химии;

Адвокат, Обвиняемая, Свидетели со стороны обвинения, Свидетели со стороны защиты – учащиеся класса, подготовившие творческие проекты – электронные презентации.

Присяжные – остальные учащиеся.

ІІ. Мотивация познавательной деятельности учащихся.

Судья – учитель географии. Человек и природа… Почему мы все чаще отделяем эти два понятия друг от друга, а иногда даже противопоставляем их? Человек – часть природы. Но гармония взаимоотношений между человеком и природой нарушена, что может привести к катастрофическим последствиям. Человечество приближается к границе промышленного развития. Если рост численности населения не прекратится, а потребление ресурсов и выбросы отходов будут увеличиваться теми же темпами, то в ближайшие 100 лет неминуема катастрофа. Одним из наиболее широко используемых природных ресурсов является нефть. Однако, она и продукты ее переработки – это источники загрязнения окружающей среды.

ІІІ.Изучение нового материала.

Судья: Сегодня мы должны рассмотреть дело «Окружающая среда против нефти». Оглашаю основные факты. Нефтяное загрязнение негативно сказывается на состоянии морской и воздушной среды, потому, что нефтяная пленка ограничивает газовый, тепловой и водный обмен между ними. По некоторым оценкам, ежегодно в Мировой океан попадает около 3,5 млн т нефти и нефтепродуктов. В атмосферу попадают миллиарды тонн загрязняющих веществ и газов, многие из которых являются продуктами сгорания нефтепродуктов, что приводит к возникновению «парникового эффекта», следствием которого может стать глобальное потепление климата Земли, со всеми катастрофическими последствиями.

Обвиняемая (нефть), представьтесь, пожалуйста.

Ученица в роли нефти представляет презентацию о химическом составе, происхождении, истории добычи и использования нефти. Показ мультимедийной панорамы «Мезозойское море», демонстрирующей условия образования нефти в далеком прошлом. Показ коллекции образцов нефти и нефтепродуктов.

Судья: Приступаем к слушанию дела. Присяжных прошу внимательно следить за ходом разбирательства, для того, чтобы справедливо обвинить либо оправдать подсудимую.

(Учащиеся-присяжные получают задание: в тетрадях заполнить Т-схему, в которой в одну колонку заносят положительные стороны использования нефти, в другую – отрицательные).

Прокурор: Весной 1967 года на рифах в Северном море застрял гигантский танкер «Тори Каньон» со 120000 тонн нефти на борту. Под ударами штормовых волн нефтевоз разломился, и содержание его танков вылилось на поверхность моря. Около 60 тысяч тонн нефти оказались в море. Желеобразная бурая масса – нефть, смешанная с водой, обрушилась на британское побережье. А через полмесяца нефтяная петля захлестнула отмели Бретани во Франции.

Исследования, проведенные после аварии, подтвердили наихудшие опасения. Крабы, омары, моллюски, рыбы, иглокожие, оказавшиеся в загрязненных водах, практически все погибли. Мертвая зона протянулась на сотни миль в ширину и 10-15 метров в глубину. Только в Корнуолле, в Англии, волны черного прибоя вынесли на берег около 40 тысяч загрязненных нефтью трупов морских птиц.

Вам выдвигается обвинение в загрязнении окружающей среды.

Прошу заслушать свидетеля по этому вопросу.

Судья: Слово предоставляется свидетелю обвинения.

(Ученица в роли свидетеля представляет презентацию о загрязнении Мирового океана нефтепродуктами в результате крупнейших аварий).

Адвокат: разрешите высказаться в защиту обвиняемой. (Представляет презентацию о роли нефтепродуктов в техническом прогрессе, использовании нефти на благо человечества).

Судья: Однако, суд имеет больше данных об отрицательных действиях обвиняемой. Вы говорите о ее роли в развитии технического прогресса, а обратная сторона этого процесса говорит о другом.

Значительным загрязнителем окружающей среды является как раз транспортная отрасль, в частности подвижные ее средства (автомобили, тепловозы, морские и речные суда), которые используют в качестве топлива разные виды нефтепродуктов, а также стационарные объекты материально-технического обеспечения (составы горюче-смазочных материалов, заправочные станции, станции технического обслуживания, мастерские и тому подобное). Благодаря действиям (может и неумышленным) нашей обвиняемой резко ухудшилось состояние атмосферы.

Факты говорят, что только в Украине за год выбрасывается в атмосферу около 6,34 млн. тонн загрязняющих веществ, в том числе 4,76 млн. тонн - из стационарных источников, 1,58 млн. тонн - из передвижных. Представьте, какая картина вырисовывается, если учесть все страны мира!

Слово предоставляется свидетелю обвинения.

(Ученица в роли свидетеля представляет презентацию о загрязнении атмосферы выбросами парниковых газов и вредными веществами).

Адвокат: Прошу учесть, что моя подзащитная не могла сама натворить столько бед. Она является скорее орудием в руках настоящих преступников, наносящих вред природе нашей планеты.

Прошу дать слово свидетелю защиты.

(Ученица в роли свидетеля представляет презентацию о географии добычи нефти, основных путях ее транспортировки, использовании в различных отраслях хозяйства).

Адвокат: Вот видите, моя подзащитная скорее орудие в корыстных и нечестных руках настоящих виновников катастрофического состояния природы. И если судить ее, то только как соучастницу (и то – невольную) преступлений против нашей планеты.

Судья: Мы выслушали мнения всех сторон и предоставляем последнее слово обвиняемой.

Обвиняемая: Я признаю что, научившись использовать меня в своих целях, люди стали наносить огромный вред всем компонентам природы, а самое страшное – самим себе.

В последнее время зависимость человека от многих неблагоприятных природных процессов уменьшилась, он научился строить надежное жилье, обогревать и освещать его (с моей помощью), предвидеть и сокращать последствия многих стихийный явлений, преодолевать огромные расстояния за короткое время (опять с моей помощью).

Наряду с этим, необходимо признать, что высокие темпы развития человечества зачастую обеспечивались за счет хищнического отношения к окружающей среде, ресурсам планеты и ко мне в том числе. В результате возникли экологические проблемы, угрожающие жизни на Земле.

Человечество должно признать, что дальнейшее развитие без учета потенциала окружающей природной среды и допустимых нагрузок на нее невозможно.

Судья: Технические достижения человечества неоспоримы, людям удалось улучшить условия труда, увеличить продолжительность жизни, создать для себя комфортные условия. Человек научился защищаться от природных стихий, но породил более опасные проблемы, чем ливень, град или ураган. Это загрязнение Мирового океана и атмосферы, деградация почв и опустынивание. Технически могущественный человек не стал счастливее, духовно богаче, более того, он с тревогой смотрит в будущее: что будет с планетой через несколько десятилетий?

Теперь прошу присяжных высказать свое мнение о виновности обвиняемой.

Приговор. Признать нефть не виновной, всю ответственность за вред, нанесенный природе, возложить на человечество. Для исправления сложившейся ситуации, суд постановляет:

1.Восстановить площади, занятые лесами, охранять растения и животных, приложить максимум усилий для увеличения численности редких и исчезающих видов.

2.Замедлить темпы исчерпания минеральных ресурсов и усиленно работать над тем, чтобы в перспективе заменить их неорганическими либо возобновимыми видами ресурсов, использовать альтернативные источники энергии – солнечную, ветровую, геотермальную, энергии приливов и отливов.

3.Использовать природоохранные технологии во всех отраслях хозяйства. Уменьшить количество отходов на основе внедрения малоотходных, безотходных, ресурсосберегающих технологий.

А если человечество не справится с этой задачей, все больше людей будут пить плохую воду, дышать отравленным промышленными предприятиями и транспортом воздухом, голодать, ожидать наводнений, ураганов и других катаклизмов, что в конце концов погубит созданный людьми мир.

ІV. Итог.

Прием «Микрофон». Учащиеся высказывают свои мнения по обсуждаемым вопросам.

Варианты вопросов:

1.Считаете ли вы обоснованным решение суда?

2.На чьей стороне ваши симпатии?

3.Какое выступление показалось вам наиболее убедительным?

4.Готовы ли вы ограничить свои потребности для того, чтобы уменьшить нагрузку на окружающую среду? Если да, то как вы себе это представляете?

V.Домашнее задание: изучить параграф, предложить варианты решения глобальных экологических проблем.

 

1

 

doc
Додано
26 серпня 2018
Переглядів
1139
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку