10 липня о 18:00Вебінар: Мультфільм за 5 хвилин: онлайн-сервіси для створення анімації та монтажу

Урок связной речи (изложение) на тему "Воробей"

Про матеріал
Урок связной речи, написание изложения текста "Воробей", по Н. Сладкову. Развитие речи, внимания, мышления и памяти. Прививаем интерес к изучению русского языка.
Перегляд файлу

Урок написания изложения 3 класс

Тема: Изложение «Воробей»

Цели урока:

Образовательные:

1. Обогащать речь учащихся, делать её более яркой, образной выразительной.

2. Формировать умения анализировать текст, понимать тему, идею, структуру.

3. Обучать умению понимать и анализировать язык текста.

4. Учить учащихся озаглавливать части текста.

5. Формировать навык грамотного письма.

Развивающие:

1. Развитие речи,  внимания, мышления и памяти.

2. Развитие  коммуникативных навыков общения.

Воспитательные:

1. Прививать интерес к изучению русского языка.

2. Воспитывать любовь к природе.

3. Учить наблюдать, заботиться о птицах и других животных.

 

Воробей

Всю зиму воробей прожил в печной трубе. Долго тянулась зима. Зябли ножки. Иней покрывал пёрышки.

Наконец солнце заглянуло к воробью в трубу. На карнизах повисли сосуль-ки. Днём с сосулек закапала вода. Воробей ловил клювом капельки.

От солнца и сосулькиной воды с воробьём стали происходить странные ве-щи. Он вдруг схватил за загривок старого друга, стал трепать его, как собака кошку, и вырвал клок перьев.

Вечером все воробьи слетелись на дерево песен. Дружным чириканьем они провожали день. Весна!

(По Н. Сладкову.)

 

План урока

I. Организация начала урока:

 1.1. Приветствие;

 1.2. Проверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы, цели урока.

III. Подготовка к восприятию текста:

 3.1. Вступительная беседа о тексте, об авторе.

 3.2. Словарная работа.

IV. Чтение текста.

V. Беседа по содержанию прочитанного:

 5.1. Тема текста.

 5.2. Основная мысль.

 5.3. Установление причинно-следственных связей между событиями.

VI. Коллективное составление плана:

 6.1. Устный пересказ по плану.

VII. Языковой анализ текста:

 7.1. Работа с орфограммами.

VIII. Повторное чтение.

IX. Самостоятельное написание учащимися изложения (учитель помогает). X. Редактирование изложения (учитель помогает).

XI. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания (переписывание изложения в тетрадь).

 

Ход урока

 

I. Организация начала урока:

 1.1. Приветствие:

- Добрый день, ученики!

 1.2. Проверка готовности к уроку.

- Проверим вашу готовность к уроку. На ваших рабочих местах не должно быть ничего, кроме тетради и ручки.

 

II. Сообщение темы, цели урока.

- Сегодня на уроке мы будем учиться  передавать  содержание  текста  по  плану, составлять  предложения  и  правильно  их  оформлять  на  письме. Запишите сегодняшнее число в тетрадь.

Сегодня мы будем писать изложение об одном из представителей птиц, о ком именно узнаете, если отгадаете мою загадку

«Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает». (воробей)

Вы правильно отгадали мою загадку. Запишите название изложения «Воробей», выделите в слове орфограммы.

 

III. Подготовка к восприятию текста:

 3.1. Вступительная беседа о тексте, об авторе.

- Наступает весна, оживает природа. Радуются люди, звери, птицы. Очень интересно наблюдать за поведением птиц весной.

Многие писатели, наблюдая за жизнью животных, писали свои рассказы. Одним из них был Николай Иванович Сладков.

Родился в Москве, а жил в Ленинграде, в Царском Селе. Там, гуляя по паркам, с детства наблюдал за природой. Любил много читать, читал разные книги о природе, а свои собственные наблюдения записывал в  дневник, который начал вести во 2 классе. Николай Сладков считал своим учителем В. Бианки. Он читал его книги, ездил к нему в гости в Новгородскую область. Они вместе много лет готовили радиопередачи «Вести из леса».

- Сегодня мы будем писать изложение по рассказу Н.И.Сладкова «Воробей». Он написал этот рассказ, наблюдая за жизнью птиц.

 

 3.2. Словарная работа.

- Перед тем, как начать писать изложения, запомним слова:

Прожил

Иней

 Покрывал

Карниз

Происходить

Наконец

Схватил

Слетелись

 

IV. Чтение текста.

Воробей.

Всю зиму прожил воробей в печной трубе. Долго тянулась зима. Зябли ножки. Иней покрывал пёрышки. Наконец солнце заглянуло к нему в трубу. На карнизах повисли сосульки. Днём с сосулек закапала вода. Воробей ловил клювом сосулькины капельки. От солнца и сосулькиной воды с воробьём стали происходить странные вещи. Он вдруг схватил за загривок старого друга, стал трепать его, как собака кошку, и вырвал клок перьев. Вечером все воробьи слетелись на дерево песен. Дружным чириканьем провожали они день. Весна!                                 

                                                                              (По Н.И.Сладкову)

 

V. Беседа по содержанию прочитанного:

 5.1. Тема текста.

- О чём идёт речь в тексте? Назовите тему текста. (Воробей)

 

 5.2. Основная мысль.

- Какая главная мысль текста? (Надо заботиться о птицах, беречь их, помогать им, помнить, что они часть природы.)

 

 5.3. Установление причинно-следственных связей между событиями.

- О чем рассказывается в данном тексте? (В тесте говорится о воробье).

- Где жил воробей зимой? (Воробей жил в печной трубе)

- Какая была зима? (Зима была холодная, потому что у воробья зябли ножки)

- Что повисло днём на карнизах? ( Сосульки)

- Что делал воробей, когда с сосулек начала капать вода? ( он ловил капели клювом)

- Что случилось с воробьём от сосулькиной воды? (Стали происходить странные вещи)

- Что именно случилось после сосулькиной воды? ( Он вдруг схватил за загривок старого друга, стал трепать его, как собака кошку, и вырвал клок перьев)

- Что делали воробьи вечером? (Они слетелись на дерево песен и дружным чириканьем провожали день).

 

VI. Коллективное составление плана:

- Поделим условно на части наш текст. На сколько частей мы можем его разделить? ( На 4 части) Запишите в тетради слово «План».

- Какая первая часть текста? (Всю зиму прожил воробей в печной трубе. Долго тянулась зима. Зябли ножки. Иней покрывал пёрышки.) Как мы можем её озаглавить? (Зимой в печной трубе)

- Прочитайте вторую часть текста. (Наконец солнце заглянуло к нему в трубу. На карнизах повисли сосульки. Днём с сосулек закапала вода. Воробей ловил клювом сосулькины капельки.) Как озаглавим эту часть? (Сосулькина вода)

- Какая третья часть текста? (От солнца и сосулькиной воды с воробьём стали происходить странные вещи. Он вдруг схватил за загривок старого друга, стал трепать его, как собака кошку, и вырвал клок перьев.) Как мы её назовём? (Странные дела)

- Прочитаем последнюю часть текста. (Вечером все воробьи слетелись на дерево песен. Дружным чириканьем провожали они день. Весна!) Какое название будет у этой части? (Дерево песен)

 6.1. Устный пересказ по плану.

 

VII. Языковой анализ текста:

- Написать рассказ мы должны без ошибок, вспомним правописания некоторых слов. На ваших столах есть карточки со словами, обратите на них внимание.

т.нулась                            к.рниз                                         покрывал

з.ма                                   ин.й                                            повисли

нак.нец                             с.сулька                                      заглянуло

в.да                                   с.бака                                          закапала

л.вил                                                                                     схватил

схв.тил                                                                                  слетелись

тр.пать

веч.ром

сл.телись

дер.во

в.сна

пров.жали

 

7.1. Работа с орфограммами.

- Какая орфограмма объединяет слова 1-го столбика? (Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.) Вставляем пропущенные буквы.

- Какая орфограмма объединяет слова 2-го столбика? (Безударные гласные в корне, непроверяемые ударением.) Вставьте пропущенные буквы.

- Что объединяет слова 3 столбика? (Это глаголы) Прочитайте глаголы, назовите приставки. Какие правила надо вспомнить, чтобы написать грамотно  слова 3-го столбика? (Перед глаголом не бывает предлогов. Мы знаем приставки с буквой «А»: за-, на-…; и знаем приставки с буквой «О»: по-, под-, о-, …; Есть приставка с- и не бывает приставки з-; Предлоги со словами пишутся раздельно; Между предлогом и словом можно поставить другое слово.)

 

VIII. Повторное чтение.

IX. Самостоятельное написание учащимися изложения (учитель помогает).

X. Редактирование изложения (учитель помогает).

XI. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания (переписывание изложения в тетрадь):

- Переписываем аккуратно, не забываем о орфограммах и правилах, которые мы повторили.

docx
Додано
20 травня
Переглядів
50
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку