Урок.Тема:"Описание внешности человека".

Про матеріал
Тема урока «Описание внешности человека» является актуальной, помогает лучше разбираться в окружающих людях, следить за своей внешностью, поведением в обществе. Данные качества имеют немаловажное значение в современной жизни.
Перегляд файлу


«Как прекрасны  человеческие лица»

Тема: «Описание внешности человека»

      Цель урока – выработка умений самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условия

      Задачи:

        I.Образовательные:

- познакомить обучающихся  с новыми приёмами работы при подготовке к сочинению ;

- учить устанавливать связи между частями текста;

- учить различать главную и второстепенную информации

      II. Развивающие

      а) в группе повторения:

       - повторить материал  о типах речи  ;

- восстановить в памяти знания о композиции сочинения – описания, понятии «портрет» и «литературный портрет»;

       - устанавливать связи между частями текста

    б) в группе развития речи:

     - развивать языковое чутьё;

     - развивать устную и письменную речь учащихся через общение с учителем и    одноклассниками ;

     - обогащать словарный запас детей.

    в) в группе развития мышления:

     - совершенствовать  умение обобщать и делать выводы;

      - совершенствовать умение логически мыслить, составлять план сочинения;

      - формировать умение критически мыслить, рассуждать через  самостоятельно выполняемые  задания;

       - формировать умение отмечать индивидуальные, особые черты внешности человека, посредством описания внешности показать внутренний мир человека.

    III. Воспитательные:

    - формировать интерес к предмету;

    - воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;

    - воспитывать ответственное отношение к учёбе;

    - воспитывать умение внимательно слушать и слышать мнение одноклассников;

    - воспитывать внимательное отношение к окружающим людям.

     

      Тип урока  развитие речи. Данный тип урока  имеет важное значение . Его целесообразно проводить в системе уроков, т. к. необходимо  совершенствовать самостоятельную работу по определению стиля и типа речи, а также  по  использованию  данных знаний на практике ;  этот вид деятельности  проверяется на экзамене  в форме ОГЭ И  ЕГЭ.

     Урок проводится в традиционной форме

      Вид урока: смешанный ( самостоятельная и практическая работа)

      Технологии: развитие критического мышления через составление кластеров;

      Методы: исследовательский, поисковый, информационно-рецептивный, работа в группах;

      Оборудование: нагрудные значки, таблички с названием редакций, раздаточный материал, демонстрационный материал;

   Оформление доски: эпиграф к уроку, записи по ходу урока

Предварительная подготовка:

  1. Разделить класс на группы (« редакции»). Распределить роли внутри групп. Придумать названия редакциям.
  2. Повторить значение определений «портрет», «литературный портрет».
  3. Найти меткие выражения, пословицы, поговорки, высказывания о глазах, взгляде человека.

Ход урока.

Эпиграф:

« Каждое лицо- интересно. Задача художника – портретиста – выразить внутренний мир человека, дать свою оценку .  (И.Глазунов)

Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня наш урок посвящён описанию внешности человека. Давайте присмотримся друг к другу. Как мы разговариваем. Как смотрим. Каково выражение наших лиц, глаз.

С болью в сердце замечаешь, что мы способны не обращать внимание на печальные глаза одноклассника или побледневшее лицо учителя. Мы порой знаем многое, умеем многое, но не научились смотреть друг другу в глаза. Поэтому сегодняшний урок поможет вам не только написать дома сочинение, но и поможет задуматься над тем,  как важно быть наблюдательным человеком, внимательным к окружающим нас людям, замечать слёзы в глазах бабушки и преждевременные морщинки на лице мамы. Уметь постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить главное в облике человека, неповторимое и описывать свои наблюдения..

Сегодня вы не одноклассники, а коллеги – журналисты. У нас 3 редакции разных изданий  « Материнская газета», газета «Всё о дружбе» и журнал «Мы из деревни». В каждой газете есть главный редактор и его помощники.

Давайте познакомимся… (на столах – названия редакций)

Теоретическая разминка

- Ребята, сначала нам необходимо вспомнить все функциональные стили и типы речи.

- Составьте, пожалуйста, кластеры каждого типа речи. (На доске дети составляют кластеры,  где указывают все возможные отличительные характеристики всех типов речи)

- Какие виды описаний вам известны, и на какие вопросы они могут отвечать (описание предмета (что?- какой?), описание места,(где?- что?) описание окружающей среды,(объект окружающей среды - каково?) описание внешности(кто?- какой?)

  Работа над художественным описанием.

- Перед вами отрывок из художественного произведения А. Грина «Алые паруса», яркий пример художественного описания внешности человека.

(текст №1 )

Стиранное много раз ситцевое платье прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Её тёмные густые волосы забранные в кружевную косынку сбились касаясь плеч. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, который присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой.

- Можно ли назвать данное описание литературным портретом? Почему? (определение «литературный портрет» прикрепляется к стенду или демонстрируется в презентации)»: портрет в художественном произведении – одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типичный  характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

Вывод – итак, чтобы создать образ, нужно подробно описать внешность человека.  

Запись в тетрадях:

Чтобы описать внешность человека, следует описать (рассказать) про:

- лицо, рост, одежду, руки, фигуру, которые служат для описания внешней портретной характеристики;

- выражение глаз, манеры, осанку, походку, речь, жесты, которые служат для описания внутренней характеристики.

        

 - Для чего вводит  автор описание внешности героев в художественное произведение?

Чтобы читатели смогли представить героев и через описание внешности понять их внутренний мир, объяснить их поступки)

 - Теперь приступим к практической части нашего урока

1 задание.

- Право выступить первыми получит редакция, которая первая верно определит стиль, тип речи , текста об Ассоль и найдёт в тексте художественные средства выразительности речи.

Работа с пословицами.

При подготовке к уроку вам нужно было подобрать пословицы, поговорки, крылатые фразы о глазах. Тем более, это самая выразительная деталь на лице человека.

2 задание

- Сейчас проведём состязание знатоков пословиц, поговорок,

 выражений о глазах между редакциями.

 (- коль очи светятся – душа чиста.

- душа в глазах светится.

- хорошего человека по глазам видно.

- глазами кос, да душою прям.

- глаза – зеркало души.

- глаза без души слепы, уши без сердца глухи.

- глаз мал, да далеко видит.

- по костям да по зубам зверей знавать, а человека по глазам видать и пр.)

 Что мы можем сказать о глазах Ассоль?

Физминутка «А кто его знает, чего он моргает».

3 задание.

 Определение героев произведений по их внешним признакам.

- На имя наших редакций  пришли телеграммы с описанием внешности людей. Вам нужно ответить , о ком идёт речь, определив название произведения и его автора. Укажите, по каким признакам вы узнали героя или героиню? (Тексты телеграмм раздаются редакциям)

«   …был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия».

«… считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях – обобрать чужой сад или огород, но зато никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей; никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время».

«Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложён на славу. Из – под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и могущественное лицо; из – под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Все окрестные мужики боялись его как огня. По их словам, не бывало ещё на свете такого мастера своего дела:»Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, - силён, дескать, и ловок , как бес. И

ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами, ни на какую приманку не идёт.»

4 задание .

-  Дополните, пожалуйста, списки понятий несколькими словами. (Одинаковые задания получают все редакции)

 

Лицо: худощавое, смуглое, грустное, крупное, побелевшее, багровое, краснощёкое, заспанное, испуганное, серьёзное, волевое, сосредоточенное, открытое, доброе,, обиженное, цветущее, сияющее, умное, капризное, хмурое, злое, виноватое…

Глаза: серые, карие, синие, чёрные, зелёные, голубые, лучистые, тёмные, светлые, маленькие, большие, хитрые,  косые, бегающие,злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые,недоверчивые, коварные…

Нос: прямой, с горбинкой, курносый, вздёрнутый, широкий, узкий…

Волосы: каштановые, седые, русые, соломенные, густые, пышные, блестящие, тусклые, прямые. Волнистые, сальные, торчащие, как палки, непослушные…

Походка: собранная, вразвалку, быстрая, странная, подпрыгивающая, смешная…

Взгляд: растерянный, недоверчивый, весёлый, грустный, восторженный, хитрый, недоверчивый, наглый, задумчивый…

5  задание (творческое).

-В художественном тексте портрет является средством характеристики героев. Он органично включается в текст произведения и составляет с ним единое целое. Сейчас мы обратимся к тексту  В. Катаева, в котором отсутствуют портреты героев.

        

«…По платформе к поезду бежала довольно грузная женщина. Споткнулась, упала. Стала смущённо подниматься. А рядом стояли три паренька. Они с любопытством смотрели на происшествие. Но никто из них даже не подумал помочь женщине подняться. Только один довольно равнодушно заметил:

- Спортом нужно заниматься.»

- Я предлагаю выполнить творческую работу. Вам следует включить в данный   текст компоненты описания внешности, которые либо будут соответствовать поведению парней, либо противоречить тому, как они себя ведут.

  - Поможет вам при выполнении этого задания следующее предложение:

 « А рядом стояло три паренька. Один из них…»

(Выполненные задания зачитываются главными редакторами и оцениваются)

Рефлексия.

- Ребята, закончите одну из предложенных фраз:

-у меня получилось…

- меня удивило…

- мне захотелось…

Домашнее задание.

- Ребята, постарайтесь, пожалуйста, дома написать сочинение «Знакомьтесь: мой друг (подруга)»

Для этого  необходимо вспомнить: из каких основных частей будет состоять ваша работа.  (из 3- х: вступления, основной части и заключения)

-Поговорим о первой части. С чего можно начать сочинение? (Указать о ком идёт речь, при каких обстоятельствах мы наблюдаем за его внешностью)

- Как закончите сочинение? (Описанием своего отношения к этому человеку)

А закончить урок мне хочется следующими строками:

Все люди, как книги, и мы их читаем

Кого-то за месяц, кого-то за два.

Кого-то спустя лишь года понимаем,

Кого-то прочесть не дано никогда.

Наш мир весь наполнен загадкой и тайной.

А жизнь человека – вечный урок.

Ничто не поверхностно и не случайно,

Попробуйте только взглянуть между строк.

( По итогам работы на уроке определяется лучшая редакция, выставляются оценки)

 

docx
Додано
31 травня 2020
Переглядів
12363
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку