Урок.Тема:Причастие"

Про матеріал
урок розроблений для учнів 7класу з використанням інтерактивних методів та прийомві навчання.Цікавий,завдання відповідають віку учнів. Урок діти засвоїли .
Перегляд файлу

Урок русского языка в 7-м классе

Урок-обобщение по теме:"Причастие"

Учитель:Добинда Тетяна Миколаївна,Тарутинский НВК.

Цели урока:

развивающие: обобщение и систематизация знаний о причастиях; отработка правильных ответов; чтение предложений с причастным оборотом с соответствующей для них интонацией, выработка быстрого умения находить в предложениях и тексте причастия; определять действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени; предупреждение ошибок в неправильном согласовании причастий с определяемыми существительными, в образовании причастий; 

воспитательные: обогащение языка устной и письменной речи учащихся причастным оборотом; творчески под¬ходить к заданию; укрепление дружбы, взаимопомощи, чувства коллективизма в классе; усвоение норм «Культуры поведения учащихся». 

Межпредметная связь: литература, Гоголь «Тарас Бульба» (строки из повести). 

Оборудование:

  1. Выставка “В осеннем лесу” (иллюстрации, фотографии, рисунки, стихи об осени).
  2. Музыка П.И. Чайковского “Вальс снежных хлопьев”, презентация на тему «Осень».

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

1. Объявление темы и целей урока.

2. Сегодня урок необычный. Мы отправляемся в путешествие в осенний лес, который поистине сейчас выглядит сказочным.Гуляя по усыпанным листьями тропам, вглядываясь в красоту осеннего леса, мы встретим наших старых знакомых -  причастия.Мы с вами уже совершили экскурсию по окрестностям нашего города, понаблюдали за окружающей природой.

Дома вы должны были, повторяя тему “Причастие”, подбирать примеры, отвечающие теме “Осенний лес”.

II. Основная часть.

Итак, отправимся в лес, так как “всю прелесть застенчивой русской природы” мы ощутим в осеннем лесу.

Озябший лес касается земли,

И не слышны теперь июля грозы,

Скучают пожелтевшие берёзы

О тёплых днях, которые ушли

 

1. Сейчас прозвучит музыка Петра Ильича Чайковского “Октябрь ”.

Прислушайтесь к звукам, которые слышны в музыкальном лесу, вглядитесь в картинки. Погружаясь в мир мелодии, представим, что же происходит там, в сказочном лесу?

(Звучит музыка П.И. Чайковского, а на экране - слайды)

- Прекрасная музыка, не правда ли?
Какое настроение она у вас создала?
Все ли тайны она вам открыла?
Как меняется музыка?
Используя причастия, скажите, какая она?

(Волнующая, звенящая, манящая, завораживающая, чарующая, шепчущая что-то, переливающая, зазывающая…)

2.Так хочется заглянуть в сказочный лес, наполненный тайнами, посмотреть, что там роисходит.

(Зачитать эпиграф).

Но чтоб попасть туда, полюбоваться его красотой, нужно быть готовыми к любым неожиданностям.

Выполните задания.

1. Вставьте пропущенные буквы, выделите графически суффиксы причастий.

Люб...щий                                                  слыш...мый

Улыба...щийся                                           оберега...мый

Стро...щий                                                 движ..мый

Зна...щий                                                    засе...нный

Стел..щийся                                               высуш...нный

Та...вший                                                    замеш...нное (тесто)

Хмур...вшийся                                замеш...нный (в каком-то деле)

2.Произведите синтаксический разбор предложения:

Разноцветные листья, кружившиеся в воздухе, медленно падали на землю.

3.Блиц-опрос. Один ученик выходит к доске. Он выполняет роль причастия. Класс задаёт ему вопросы о причастии.

             - Что такое причастие?

             - Назови признаки глагола у причастия.

              - Назови признаки прилагательного у причастия и другие.

 

Учитель: А сейчас найдите в эпиграфе причастие и самостоятельно сделайте морфологический разбор.

(Озябший, пожелтевшие).

3.         Мы входим в осенний лес!

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озёра.

Попытаемся высказать свои  первые впечатления.

Какой лес? Вот он перед вами. Посмотрите на иллюстрации.

Задание: опишите лес с помощью причастий.

Умелое использование причастий в художественных текстах делают речь более выразительной, придаёт тексту напряженность и особую энергию.

(Лес: завораживающий, засыпанный листвой, , дремлющий, спящий, , освещенный, позолоченный, принарядившийся…)

4.         Потихоньку, утопая в листьях, мы друг за другом входим в глубь леса. Душа переполнена чувствами, хочется говорить не односложно, а оформляя свои мысли в предложения, украшая их причастными оборотами.

(Звучит монологический ответ на тему “Причастный оборот”).

Оглянитесь вокруг. Что нас окружает? Что происходит в природе?

Задание: используя причастные обороты, составьте предложения.

Деревья… Ветер…

Тропинка… Листья…

Небо… Воздух…

         (Звучит музыка П.И. Чайковского).

5. И вот мы попадаем на поляну, окруженную лесом. За пеньками, за кустами и деревьями прячутся действительные и страдательные причастия.

Задание: найдите их. Как мы их узнаем?

(По суффиксам) –вш, -нн, -ащ, -ш, -ющ, -им, -т.

- Кто же их перепутал здесь? Узнаем из буквенного диктанта.

На доске даны слова.  

(Притаившийся, усыпанные, шуршащие, озябший  , улетающий, пожелтевший, :опавший, гонимый, светлый, голубой, большой, осенний, открытый, заколдованный, ранний).

Дополнительный вопрос: какая гласная пишется перед суффиксом –нн в слове усып..нный?

6. Работа с текстом.        

Шуршание, сопровождавшееся пофыркиванием, доносилось из-за низкорослых кустов. Кто же это? Оказалось, семейство ежей собирает последние грибочки, укрытые  опавшей листвой. Встревоженные нашими шагами ежи свернулись в колючие клубочки. Только один маленький ежонок, увлечённый поиском, не обращал на нас никакого внимания. Он шевелил носиком опавшую листву, пофыркивал, удивлённый поведением своих сородичей.

Тихо! Притаились все и остановились, завороженные какими-то звуками. Кто бы это мог быть?

Выпишите из текста причастные обороты, постройте к ним схемы. Скажите, какую роль играют причастия в данном тексте?

7. После неожиданной встречи с лесным зверем каждому из вас захотелось просто побродить по лесу, остаться один на один с природой.

Приглядитесь, здесь столько волшебства! Это все чародейка-осень постаралась! Кто наткнулся на пенек, кто на маленькую елочку, кто засмотрелся на последний листик на веточке.

Задание по развитию речи. Каждый ряд составляет этюд, описывая предмет:

1 ряд – пенёк-холмик

2 ряд – ёлочка-домик

3 ряд –осенний вальс

- Каким вы увидели предмет? Используйте причастия, украшая речь причастными оборотами. Попытайтесь передать музыкальные впечатления в ваших зарисовках – миниатюрах.(Звучит музыка П.И. Чайковского)

8. Учащиеся зачитывают свои миниатюры.

III. Итог урока. Мы с вами побывали в осеннем лесу. Убедились в том, что причастия помогают нам ярко, образно описать все “прелести пейзажа”.

Ждёт снега обнажённый лес,

Давно от осени уставший.

Сереет низкий свод небес,

Печально шепчет лист опавший.

IV. Домашнее задание.

Написать сочинение по картине И. Левитана  «Осень.

docx
Додано
31 травня 2020
Переглядів
554
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку