ТЕМА:Способы образования наречий.
Цели урока: познакомить со способами образования наречий; проверить знания о смысловых группах наречий, полученные на предыдущем уроке; провести работу со словарными словами; уметь подбирать синонимы к наречиям, работать над лексическим значением слова;
уметь образовывать наречия от прилагательных.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка знаний. Тестирование
1 Найдите наречие образа действия:
а) свободно; б) всегда;
в) недавно; г) утром.
а) слегка; б) туда;
в) вечером; г) едва.
а) сколько; б) высоко;
в) зачем; г) слегка.
а) много; б) удивительно;
в) со зла; г) врукопашную.
а) там; б) чуть-чуть;
в) вмиг; г) зря.
а) много; б) невзначай;
в) кое-как; г) долго.
а) по-турецки; б) сейчас;
в) туда; г) совершенно.
а) где-нибудь; б) никуда;
в) там; г) зачем.
а) негде; б) куда;
в) где-то; г) тогда.
а) нестерпимо; б) никуда;
в) никто; г) никакой.
(Обозначает к себе домой. Наречие возникло в результате сращения в одно слово словосочетания во своя в ъси в свои деревни домой.)
На доске записаны слова, учащиеся переписывают их в тетрадь. Горячо, по-старому, по-моему, взаймы, где-то, что-либо, во-первых, по- русски, попросту, сначала, медленно, вверх.
Запись на доске и в тетрадях
Наречия образуются от самостоятельных частей речи приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным способом.
От существительных рысца рысцой
(Лошадь бежала рысцой)
прилагательных : приятельский , по-приятельски
числительных : два, третий , дважды, в-третьих
деепричастий : шутя , шутя
(Шутя и смеясь. Мама говорила это шутя) местоимений твой по-твоему
5.Закреплениеизученного материала.
Задание 1. Запишите словосочетания под диктовку учителя. Выполните морфемный разбор одинаково пишущихся слов.
Девушка прекрасна; прекрасно рассказывал. Поступок обдуман; поступил обдуманно. Девочка откровенна; отвечал очень откровенно. Море безмятежно; безмятежно спал. Решение бесполезно; участвовать бесполезно. Платье красиво; одеваться красиво.
Задание 2. Карточки с упражнением перед глазами учащихся. Спишите словосочетания, определите, от каких частей речи и с помощью чего образованы данные наречия.
Начать сначала; облегчённо вздохнуть; отвечать ясно; по-осеннему холодно; говорит чудесно; подниматься опасно; сделал по-своему; сказал
трижды;вытер дочиста; пришли вдвоём; впервые встретились; поглядывать искоса; прочитал недавно; по-медвежьи завыл; живёт близко, работает по-прежнему.
Задание 3. Подберите синонимы к данным наречиям. Укажите, как образованы подобранные вами слова.
Смело (бесстрашно), неплохо (хорошо), напрасно (бесполезно), покорно (безропотно), недалеко, (близко), вдруг (неожиданно), быстро (мгновенно), отрывочно (бессвязно), иногда (изредка), навсегда (навеки).
3 а д а н и е 4. Запишите слова под диктовку. Объясните значение данных прилагательных и образуйте от них наречия. Какое из записан- | ных вами слов не является прилагательным? Почему?
Предварительный (предшествующий чему-либо), предполагаемый (допускающий возможность чего-либо), предприимчивый (энергичный, находчивый), представительный (видный, производящий впечатление), предупредительный (заранее принятыми мерами не допускающий чего-либо), пренебрежительный (исполненный высокомерно — презрительного отношения), привлекательный (располагающий к себе), привилегированный (обладающий преимущественным правом).
— Объясните значение фразы находиться в привилегированном по- | ложении.
6.Подведение итогов урока.Прием «Микрофон».
— Какими способами и от каких частей речи образуются наречия?
«Закончи фразу: «Сегодня на уроке я узнал(а)......
7. Домашнее задание
Написать небольшое сочинение (10 предложений) о наступлении весны, используя в тексте как можно больше наречий.