Класс 5 Дата _____________
Тема. Твердые и мягкие согласные, их произношение и написание
Цель: дать представление о классификации согласных по принципу твердости, мягкости; научить четко понимать разницу между твердыми и мягкими согласными; показать способы обозначения мягкости согласных на письме, смягчения твердых согласных перед мягкими (здесь, стена); объяснить правила употребления ь для смягчения согласных.
Оборудование: учебник, карточки с индивидуальными заданиями, таблица.
Тип урока: комбинированный
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Работа по карточкам.
Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы. В скобках укажите проверочное слово.
Солнце осв..тило верхушки деревьев. Отец под..рил Виктору книгу. В зоопарке мы видели п..тнистого оленя. Наташа шла по т..нистой аллее парка. По небу ползли т..желые тучи. Верёвочка разв..залась.
Карточка № 2
Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы. В скобках укажите прверочное слово.
Петя пож..лел раненую птичку. Геннадий пос..дил у дома вишни и яблони. Б..льной с трудом прогл..тил горькое лекарство. Д..лина п..стрела цветами. Д..леко и надолго уехал мой друг. Сосна скр..пела под порывами ветра.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
— Приведите примеры слов, в которых буквы е, ё, ю, я стоят после согласных. Какие согласные звуки, твердые или мягкие, вы произносите перед этими буквами?
— Твердые или мягкие согласные произносятся перед и? Приведите примеры.
(Слова записаны на доске.)
— Прочитайте пары слов. Определите, какие гласные звуки произносятся в словах (для этого повторите их протяжно). Одинаково ли звучат согласные в парах слов? Какие гласные буквы служат для обозначения мягкости согласных на письме?
Мыл — мил, вол — вёл, лук — люк, рад — ряд, мол — мёл.
3. Лингвистическое наблюдение.
— Закончите предложение.
Мягкость согласных звуков на письме обозначается с помощью ...
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
— Какая буква русского алфавита служит для обозначения мягкости согласных, а сама звука не обозначает?
— Сравните произношение и написание слов: мел — мель, полка полька, стал — сталь, кров — кровь.
Теоретический материал упр.170
Правила написания ь для обозначения мягкости согласного
Случаи написания ь |
Примеры |
1. На конце слов после букв, обозначающих мягкие согласные |
Конь, степь |
2. В середине слова после буквы л, обозначающей звук [л’] |
Сельдь, пальчик |
3. В середине слова после букв, обозначающих мягкие согласные (кроме ч, щ), перед б, к, м |
Просьба, письмо, коньки; но: лучше |
4. Другие случаи написания ь между согласными. Правописание таких слов нужно запомнить, а в случае затруднения обращаться к орфографическому словарю |
Меньше, тоньше, раньше, деньги |
— Приведите свои примеры на каждое правило.
— Почему в сочетаниях ч, щ с другими согласными мягкий знак для обозначения мягкости не пишется?
3. Перевод с русского языка на украинский. Лингвистические наблюдения.
— Переведите на украинский язык и запишите слова парами. Чем различается их произношение и написание в двух близкородственных языках?
Зверь, токарь, косарь, звонарь, царь, корь, дверь.
4. Грамматико-орфоэпическое задание.
— Запишите слова. Запомните их произношение и ударение.
Подпись, роспись, звукопись, рукопись, живопись, летопись, скоропись, тайнопись.
— Чем отличается их написание и произношение в украинском языке?
На доске записаны слова здесь, степь, стена.
— Охарактеризуйте первый звук в каждом слове: твердый он или мягкий.
— Подумайте и объясните, почему эти звуки произносятся мягко?
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
(Один ученик работает у доски.)
— Запишите слова, объясните постановку ь.
Молотьба, косьба, борьба, судьба, восьмёрка, письмо, Кузьма.
— Запишите предложения. Подчеркните в словах мягкие согласные.
Ночь надвигалась. Красное зарево костров освещало лес. За треском горевших ветвей и фырканьем лошадей слышались лесные голоса.
3. Работа над развитием речи упр.176 ( теория перед ним)
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Выполнение заданий по карточкам
1 вариант 2 вариант
Сер…ги, свар…щик, рез…ба, реч…ка, прос…ба, ноч…ной, бор…ба, бас…ня, бол…ной, веч…ный, гон…щик, голуб…, |
Жен…щина, цер..ков.., дожд…, зон…тик, задач…ник, камен щик, кос…ба, мен…ше, мощ…ный, гон…чая, жиз…нь, зарос…ли. |
Сел (?) ди в боч (?) ке, дол(?) ка лимона, гор (?)кий миндал(?), помен (?) ше бор(?) ща |
2.Вставить, где надо Ь Бол (?)шой бел(?)чонок, воз (?)му ден (?)ги, кос(?) ба на зор (?)ке, кус(?)тик около пен (?)ка |
Взаимопроверка. Правильные ответы на доске. Оценивание.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал .
2. Выполнить упр. 182