Урок "Твердые и мягкие согласные, их произношение и написание"

Про матеріал
Цель урока : дать представление о классификации согласных по принципу твердости, мягкости; научить четко понимать разницу между твердыми и мягкими согласными; показать способы обозначения мягкости согласных на письме, смягчения твердых согласных перед мягкими (здесь, стена); объяснить правила употребления ь для смягчения согласных.
Перегляд файлу

Класс 5                                    Дата _____________

Тема. Твердые и мягкие согласные, их произношение и написание

 

Цель: дать представление о классификации согласных по принципу твердости, мягкости; научить четко понимать разницу между твердыми и мягкими согласными; показать способы обозначения мягкости согласных на письме, смягчения твердых согласных перед мягкими (здесь, стена); объяснить правила употребления ь для смягчения согласных.

Оборудование: учебник, карточки с индивидуальными заданиями, таблица.

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1. Работа по карточкам.

Карточка № 1

Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы. В скобках укажите проверочное слово.

Солнце осв..тило верхушки деревьев. Отец под..рил Виктору книгу. В зоопарке мы видели п..тнистого оленя. Наташа шла по т..нистой аллее парка. По небу ползли т..желые тучи. Верёвочка разв..залась.

  

Карточка № 2

Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы. В скобках укажите прверочное слово.

Петя пож..лел раненую птичку. Геннадий пос..дил у дома вишни и яблони. Б..льной с трудом прогл..тил горькое лекарство. Д..лина п..стрела цветами. Д..леко и надолго уехал мой друг. Сосна скр..пела под порывами ветра.

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Беседа с учащимися.

— Приведите примеры слов, в которых буквы е, ё, ю, я стоят после согласных. Какие согласные звуки, твердые или мягкие, вы произносите перед этими буквами?

— Твердые или мягкие согласные произносятся перед и? Приведите примеры.

2. Слуховой диктант.

(Слова записаны на доске.)

— Прочитайте пары слов. Определите, какие гласные звуки произносятся в словах (для этого повторите их протяжно). Одинаково ли звучат согласные в парах слов? Какие гласные буквы служат для обозначения мягкости согласных на письме?

Мыл — мил, вол — вёл, лук — люк, рад — ряд, мол — мёл.

3. Лингвистическое наблюдение.

— Закончите предложение.

Мягкость согласных звуков на письме обозначается с помощью ...

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Беседа с учащимися.

— Какая буква русского алфавита служит для обозначения мягкости согласных, а сама звука не обозначает?

— Сравните произношение и написание слов: мел — мель, полка полька, стал — сталь, кров — кровь.

Теоретический материал упр.170

2. Работа с таблицей.

Правила написания ь для обозначения мягкости согласного

 

Случаи написания ь

Примеры

1. На конце слов после букв, обозначающих мягкие согласные

Конь, степь

2. В середине слова после буквы л, обозначающей звук [л’]

Сельдь, пальчик

3. В середине слова после букв, обозначающих мягкие согласные (кроме ч, щ), перед б, к, м

Просьба, письмо, коньки;

но: лучше

4. Другие случаи написания ь между согласными. Правописание таких слов нужно запомнить, а в случае затруднения обращаться к орфографическому словарю

Меньше, тоньше, раньше, деньги

 

— Приведите свои примеры на каждое правило.

— Почему в сочетаниях ч, щ с другими согласными мягкий знак для обозначения мягкости не пишется?

3. Перевод с русского языка на украинский. Лингвистические наблюдения.

— Переведите на украинский язык и запишите слова парами. Чем различается их произношение и написание в двух близкородственных языках?

Зверь, токарь, косарь, звонарь, царь, корь, дверь.

4. Грамматико-орфоэпическое задание.

— Запишите слова. Запомните их произношение и ударение.

Подпись, роспись, звукопись, рукопись, живопись, летопись, скоропись, тайнопись.

— Чем отличается их написание и произношение в украинском языке?

5. Объяснение учителя.

На доске записаны слова здесь, степь, стена.

— Охарактеризуйте первый звук в каждом слове: твердый он или мягкий.

— Подумайте и объясните, почему эти звуки произносятся мягко?

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

1. Словарный диктант.

(Один ученик работает у доски.)

— Запишите слова, объясните постановку ь.

Молотьба, косьба, борьба, судьба, восьмёрка, письмо, Кузьма.

2. Диктант «Проверь себя».

— Запишите предложения. Подчеркните в словах мягкие согласные.

Ночь надвигалась. Красное зарево костров освещало лес. За треском горевших ветвей и фырканьем лошадей слышались лесные голоса.

 3. Работа над развитием речи упр.176 ( теория перед ним)

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 Выполнение заданий по карточкам

   1 вариант     2 вариант

  1. Вставить, где надо Ь

Сер…ги, свар…щик, рез…ба, реч…ка, прос…ба, ноч…ной, бор…ба, бас…ня, бол…ной, веч…ный, гон…щик, голуб…,

  1. Вставить, где надо Ь

Жен…щина, цер..ков.., дожд…, зон…тик, задач…ник, камен   щик, кос…ба, мен…ше, мощ…ный, гон…чая, жиз…нь, зарос…ли.

  1. Вставить, где надо Ь

Сел (?) ди в боч (?) ке, дол(?) ка лимона, 

гор (?)кий миндал(?), помен (?) ше бор(?) ща

2.Вставить, где надо Ь

Бол (?)шой бел(?)чонок, воз (?)му ден (?)ги, кос(?) ба на зор (?)ке, кус(?)тик около пен (?)ка

Взаимопроверка. Правильные ответы на доске. Оценивание.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал  .

2. Выполнить упр. 182

 

 

 

 

 

 

 

doc
Додано
7 лютого 2021
Переглядів
1149
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку