Урок. "Устная и письменная нумерация чисел 21 – 100. Сложение и вычитание десятков. Решение задач изученных видов."

Про матеріал
Інтегрований урок з планетами Сонячної системи. Дуже насичений та цікавий. Був складений за оновленими програмами, але можна спокійно використовувати і у НУШ.
Перегляд файлу

Тема: Устная и письменная нумерация чисел 21 – 100. Сложение и вычитание десятков. Решение задач изученных видов.

Цель:

Оборудование: раздаточный материал, наочность, презентация, телевизор, педагогические интерактивные игры.

Ход урока

І. Организационный момент.

Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправляемся с вами на ракете в космическое пространство по Солнечной системе, по пути будем делать остановки.(Слайд 1)

ІІ. Актуализация опорных знаний

Остановка- Меркурий. (Слайд 2).

-На Меркурий день длится 3 месяца. Температура на поверхности достигает 300 градусов тепла. Планета находиться ближе всех к Солнцу.

- Вот задание с планеты Меркурий.

1. Опрос

- Как называются числа, которые состоят из одной цифры? из двух? из трёх?(Однозначные, двузначные, трехзначные).

- Из каких разрядов состоят однозначные числа? двузначные? трехзначные?(Единицы, десятки и единицы, сотни, десятки и единицы).

- Молодцы, мы справились с этим заданием, отправляемся на вторую планету.

Остановка “Венера”. (Слайд 3)

- Венера имеет слой плотной атмосферы. В ней так много облаков, что кажется, вся окутана ватой. Температура достигает 450 градусов. Воздух там, в десятки раз гуще нашего и совсем другой по составу.

- Вот задание с планеты Венера.

2. Каллиграфическая минутка.

- Пропишите строчку следующих цифр : 0 3 8

- Ваша задача, в конце урока ответить на вопрос: Почему именно эти три цифры мы использовали для написания каллиграфической минутки? Во время урока необходимо быть очень внимательными, чтобы найти ответ на этот вопрос.

Остановка “Земля”. (Слайд 4).

Земля — третья от Солнца планета и пятая по размеру среди всех планет Солнечной системы. Это единственная планета в Солнечной системе, на которой есть жизнь, т.к. на ней есть вода, воздух, тепло от Солнца.

3. Математический диктант.

- Запишите в столбик числа, которые содержат: 2 десятка и 5 единиц, 6 десятков и 1 единицу, 3 десятка и 4 единицы.

- Во второй столбик запишите числа, которые получатся, если переставить цифры местами в числах из первого столбика.

- Сравните полученные пары чисел.

- Разложите на разрядные слагаемые числа второго столбика.

- Найдите сумму цифр каждого числа из первого столбика и запишите ниже в строчку.

(Во время написания математического диктанта происходит проверка после каждого этапа заданий с помощью выведения правильных ответов на экране) (Слайды  5, 6, 7, 8, 9)

Остановка “Марс”. (Слайд 10).

- Марс укутан легкой прозрачной атмосферой. Облаков нет. Цвет – песчано-красный. Планета холодная (до -100 градусов), постоянно дуют холодные ветры.

4. Устный счет

- Посмотрите на экран, перед вами два ряда чисел, скажите, каких чисел не хватает в каждом из них? (Слайд 11)

10 30 70 100

100 80 40

- Как расположены числа в этих рядах? (В первом – в порядке возрастания, во втором – в порядке убывания)

- Что общего у всех этих чисел? (Заканчиваются нулями).

- Давайте вместе посчитаем десятками до 100. (Счет хором).

ФИЗМИНУТКА

ІІІ. Сообщение темы урока

Остановка “Юпитер”. (Слайд 12)

- Планета состоит почти из одних облаков. Самая большая планета. У Юпитера 14 спутников и 2 из них как наша луна.

  • Тема нашего урока «Сложение и вычитание десятков». Наша цель: научиться складывать и вычитать десятки.
  • У вас на партах есть конвертики, они пронумерованы. В конверте под № 1 есть листочки с изображением «пучков палочек». Скажите, что обозначает один пучок? (Один десяток)
  • Возьмите в руки один десяток, теперь еще один. Сколько их стало? (Два) Какое действие выполняли? (Сложение). (Так прибавляем десятки еще несколько раз). Теперь заберите один десяток. Сколько их стало? Какое действие выполняли? (Вычитание).
  • Скажите, что мы только что делали с десятками? (Прибавляли и забирали). А какие это математические действия? (Сложение и вычитание).
  • Какой мы можем сделать вывод? Что можно делать с десятками?
  • Скажите, а где в жизни мы встречаемся с десятками? (При покупке яиц…)
  • Числа 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100 и все остальные числа, которые заканчиваются нулями, называют круглыми числами, т.к. они заканчиваются нулём.
  • Чтобы научиться выполнять математические (арифметические)  действия с десятками, нам необходимо выполнить следующее задание.
  • Запишите сколько всего единиц: 7 дес., 1 дес., 5 дес.

7 дес. = 70 ед.

1 дес. = 10 ед.

5 дес. = 50 ед.

    -     Запишите сколько всего десятков: 30 ед., 60 ед., 40 ед.

 30 ед. = 3 дес.

 60 ед. = 6 дес.

 40 ед. = 4 дес.

ВОПРОС

    -   Объяснение темы:  

Как складываем, вычитаем десятки? Объясните по опорной схеме: (Слайд 13)

4 + 3 = 7

4 дес. + 3 дес. = 7 дес.

40 + 30 = 70

8 – 5 = 3

8 дес. – 5 дес. = 3 дес.

80 – 50 = 30

IV. Первичное закрепление знаний

Остановка “Сатурн (Слайд 14)

- Сатурн - огромный облачный шар, окруженный кольцом. Но кольцо не твердое, оно состоит из мелких осколков, которые мчатся вокруг планеты.

1. Решение примеров (Слайд 15)

40 + 10  60 – 20

70 – 30  20 + 30

(Решение примеров на доске и в тетради)

Остановка “Уран”. (Слайд16)

- Уран очень похож на Юпитер. Планета имеет 15 спутников.

2. Решение задачи

На Юпитере два космозавода. На первом работает 30 роботов, на втором на 10 роботов больше, чем на первом. Сколько роботов работает на втором  космозаводе? 

- О чём идёт речь в задаче? (О роботах, которые работают на космозаводе)

- Сколько космозаводов на Юпитере? (Два).

- Что известно про первый космозавод? (Что на нём работает 30 роботов).

- Что извесно про второй космозавод? (Что там работает на 10 роботов больше,чем на первом).

- Какой вопрос задачи? Можем ли мы на него ответить? (Да).

- Как ответить на вопрос задачи? (Составить выражение).

- Какое? (30 + 10 = 40). Почему? Какой это тип задачи? (На увеличение числа на несколько единиц).

(Задачу у доски решает один ученик, все остальные – в тетради).

Задача

І – 30 р.

ІІ - ?, на 10 р. б.

Решение

30 + 10 = 40 (р.)

Ответ: 40 роботов.

Остановка “Нептун”. (Слайд 17)

- Совершает оборот вокруг солнца за 164 года. Сутки длятся 16 часов. Имеет 1 спутник.

3. Геометрический материал

- У вас в конвертах № 2 лежат геометрические фигуры. Вам необходимо сложить из них ракету. (Дети самостоятельно собирают ракету).

Заготовка

Готовая ракета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИЗМИНУТКА???

 

V. Рефлексия

- В конвертике под номером 3 у вас находятся карточки с числами. Вам  необходимо из всех чисел выбрать только круглые числа и составить примеры, используя их.

(Дети в парах находят круглые числа, составляю примеры и записывают их в тетрадь).

ИЛИ сделать всем одинаковые числа, два из них круглых,чтоб дети потом показали, какие числа они нашли и устно сказали какие примеры можно с ними составить,например 40+20 или 40-20

(Учитель спрашивает на выбор какие числа выбрали и какие примеры составили, ученики объясняют как нашли сумму или разность десятков).

VI. Итог урока

«Доскажи предложение»

- Сегодня я научился …

- На уроке мне понравилось …

- На уроке было сложно …

- Спасибо за ваши ответы и работу на уроке. Но у нас есть  задание. Скажите, какое время года сейчас? (Весна). А что происходит с природой весной? (она просыпается, всё начинает цвести).

 У нас есть волшебное дерево, но на нём совсем нет цветов. В ваших конвертиках под № 4 есть цветы, все они разного цвета. !!!

Выберете тот, который соответствует вашим впечатлениям и приклейте на наше волшебное дерево.

(Дети выходят к доске и клеят цветы на волшебное дерево).

- Скажите, а на какой из всех планет мы можем посадить наше дерево? (На планете Земля).

- Почему? Что необходимо для этого? (Вода, воздух, солнце).

- А теперь вернёмся к нашему вопросу, который поставили в начале урока во время каллиграфической минутки. Почему же именно числа 0, 3 и 8 мы использовали? (0 – круглые числа, 3 – планета Земля, 8 – количество планет в Солнечной системе).

- Спасибо за урок, вы молодцы.

Слайды про белку стрелку гагарина и каденюка???

docx
Пов’язані теми
Математика, 1 клас, Розробки уроків
НУШ
Додано
23 липня 2019
Переглядів
1329
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку