Урок в 5 классе на тему "Буквы З и С на конце приставок" ( 1 урок)

Про матеріал
Данный урок предназначен для русскоговорящих учащихся. На эту тему отводится программой 2 часа, в этой разработке освещен первый урок по теме.
Перегляд файлу

Этапы урока

Время

                                               Элементы содержания

Оценивание/

продукт

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивационный этап.

2 м.

Приветствует учащихся.

Открывают тетради, записывают число и классную работу.

 

II. Актуализация опорных знаний.

 

4 м.

  1. Беседа.

● Вы знаете, что в стране русского языка есть фонетика, лексика, синтаксис. Сейчас мы изучаем морфемику.

● Кто же населяет морфемику?

 

  1. Вставить пропущенные буквы.

● пер..читать книгу;

●на..писать адрес;

● по..пись директора;

● пр..писать микстуру;

● д..нести до подъезда;

● ..делать уроки.

Вывод. Запомните, это «послушные» приставки, которые всегда пишутся одинаково!

В- (ВО-), У-, О-, ОТ- (ОТО-), ВЫ-, НА-, ЗА-, ДО-, ПО-, НАД- (НАДО-), ПЕРЕ-, ОБ- (ОБО-), ИЗО-, НЕ-, НЕДО-, СО-, СУ-, ПРЕД- ( ПРЕДО-), ПОД- (ПОДО-), ПРО-, С-.

Есть приставки еще на ПА- только в словах: падчерица, пасынок. И ПРА- только в словах: прабабушка и прадедушка.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

Вставляют пропущенные буквы ( 1 ученик работает у доски).

 

 

 

 

 

 

 

Записывают приставки в тетрадь.

Пост.

III. Работа над новой темой.

 

10 м.

  1. Слово учителя.

Но есть в русском языке и «непослушные» приставки, с которыми мы сегодня и познакомимся.

Итак, тема нашего урока «Буквы З и С на конце приставок». На конец сегодняшнего урока вы будете способны:

● Определять  условия выбора букв З-С на конце приставок;

● Разграничивать на письме написание приставок на З и С;

● Приводить примеры на изучаемое правило;

● Создавать тексты с использованием слов на З и С на конце приставок;

● Применять теоретический материал на практике.

 

  1. Проблемный вопрос. ( на доске)

Брат сварил беЗвкусный суп.

Или беСвкусный суп?

Дети раСшумелись

Или раЗшумелись?

 

● Как в этом разобраться?

● Для того чтобы знать правописание З и С на конце приставок, нужно вспомнить звонкие и глухие согласные.

● Какая наука русского языка изучает звуки и буквы?

 

Звонкие: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Все глухие согласные есть в диалоге:

- Стёпка, хочешь щец?

- Фи.

 

  1. Логическая задача.

Безграничный                        Бескрайний

Известить                                Вспомнить

Вздыхать                                 Восхождение

● От чего же зависит написание З и С на конце приставок?

● Перед звонкой согласной         Перед глухой согласной

     пишем звонкую З!                      пишем глухую С!

●Давайте вернемся к проблемному вопросу и объясним, как же правильно будут писаться слова?

 

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают предложения, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассуждают над поставленной задачей.

 

 

 

  1. Алгоритм.

● Выделите в слове приставку.

● Посмотрите на согласную после приставки.

 

 

Если согласная звонкая,                        Если согласная глухая,

пишите на конце приставки                 пишите на конце приставки

звонкую З.                                                 глухую С.

  1. «Запоминалка!»

                       ВЗ-                                            ВС-

                     РАЗ-                                           РАС-

                     ВОЗ-                                           ВОС-

                    НИЗ-                                           НИС-

                     ИЗ-                                              ИС-

                    ЧЕРЕЗ- (ЧРЕЗ-)                         ЧЕРЕС-

                    БЕЗ-                                            БЕС- 

 

● Не забудьте, что приставки ВЗ-,  РАЗ-, ВОЗ-, НИЗ-, ИЗ-, ЧЕРЕЗ- (ЧРЕЗ-), и  БЕЗ- пред согласными глухими быстро сменят З на С.

 

● Итак, давайте подведем итоги написания букв З и С на конце приставок. Приведите примеры.

Записывают алгоритм, запоминают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пишут приставки в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказывают правило и приводят примеры.

 

IV. Применение.     

19 м.

 

 

 

 

  1. Физминутка.

Если в слове нужно писать приставку на З, вы встаете на носочки!

А если в слове надо писать приставку на С, вы приседаете!

Бесшумный, бесчисленный, разжимать, разжигать, исследование, разгорячиться, вскочить, возгорание.

 

  1. Выполнение упражнения 56, стр.165

Выполняют физминутуку.

 

 

 

 

 

 

 

Пишут упражнение, вставляют пропущенные буквы, выделяют приставку.

 

Пост.

    

 

  1. Образуйте от имен существительных с предлогом имена прилагательные с приставкой.

Без сердца-

Без жалости-

Без корысти-

 Без чести-

Без души-

 Без злобы-

Без хитрости-

● Составьте с любым прилагательным вначале словосочетание, затем предложение. Выделите грамматическую основу.

Образуют имена прилагательные, выделяют приставки графически.

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют с/с и предложение. Выделяют грамматическую основу.

 

V. Интеграция

6 м.

Вспомните героев из прочитанных вами книг и подберите из  получившихся прилагательных (задание 3) те, которые бы его характеризовали. Запишите 2-4 предложения.

 

Например. Барыня из рассказа «Муму» бездушная и бессердечная. Она приказала бесхитростному Герасиму избавиться от беззлобной собачки. Бездушные люди всегда думают только о себе.

Составляют текст с  использованием слов из задания 3.

ФО

VI.Рефлексия

4 м.

  1. Закончите предложение.

Приставки на З пишутся перед …

Приставки на С пишутся перед …

 

  1. Домашнее задание.

Упражнение 57, стр. 165

 

  1. Оценивание.

Продолжают предложение, приводят примеры.

 

 

 

Записывают домашнее задание.

 

 

 

                                                                                                               Дидактический проект урока

Класс: 5

Дата: 19.04.2021

Тип урока:  урок формирования способностей к анализу- синтезу знаний

Тема урока: Буквы З и С на конце приставок. ( 1 урок)

Единицы компетенций: 5.4, 4.4, 5.1

На конец урока ученик будет способен:

  1. Определять условия выбора букв З и С на конце приставок;
  2. Разграничивать на письме написание приставок на З и С;
  3. Приводить примеры на изучаемое правило;
  4. Создавать тексты с использованием слов на З-С на конце приставок;
  5. Применять теоретический материал на практике.

Дидактические стратегии:

формы: фронтальная, индивидуальная.

методы и приемы: творческая работа, составление алгоритма, решение логических задач, «Запоминалка!», проблемный вопрос, «Продолжите предложение…».

Средства обучения: учебник «Русский язык и литература» 5 класс под редакцией Ф.М. Горленко и Т.Н.

                                           Сузанской, доска, тетрадь.

Стратегии обучения: ФО

Продукт: составление связного текста с использованием слов на З и С.

 

 

docx
Додав(-ла)
Гарбуз Татьяна
Додано
9 травня 2021
Переглядів
633
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку