Этапы урока |
Время |
Элементы содержания |
Оценивание/ продукт |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||
I. Мотивационный этап. |
2 м. |
Приветствует учащихся. |
Открывают тетради, записывают число и классную работу. |
|
II. Актуализация опорных знаний.
|
4 м. |
● Вы знаете, что в стране русского языка есть фонетика, лексика, синтаксис. Сейчас мы изучаем морфемику. ● Кто же населяет морфемику?
● пер..читать книгу; ●на..писать адрес; ● по..пись директора; ● пр..писать микстуру; ● д..нести до подъезда; ● ..делать уроки. Вывод. Запомните, это «послушные» приставки, которые всегда пишутся одинаково! В- (ВО-), У-, О-, ОТ- (ОТО-), ВЫ-, НА-, ЗА-, ДО-, ПО-, НАД- (НАДО-), ПЕРЕ-, ОБ- (ОБО-), ИЗО-, НЕ-, НЕДО-, СО-, СУ-, ПРЕД- ( ПРЕДО-), ПОД- (ПОДО-), ПРО-, С-. Есть приставки еще на ПА- только в словах: падчерица, пасынок. И ПРА- только в словах: прабабушка и прадедушка. |
Отвечают на вопросы.
Вставляют пропущенные буквы ( 1 ученик работает у доски).
Записывают приставки в тетрадь. |
Пост. |
III. Работа над новой темой.
|
10 м. |
Но есть в русском языке и «непослушные» приставки, с которыми мы сегодня и познакомимся. Итак, тема нашего урока «Буквы З и С на конце приставок». На конец сегодняшнего урока вы будете способны: ● Определять условия выбора букв З-С на конце приставок; ● Разграничивать на письме написание приставок на З и С; ● Приводить примеры на изучаемое правило; ● Создавать тексты с использованием слов на З и С на конце приставок; ● Применять теоретический материал на практике.
Брат сварил беЗвкусный суп. Или беСвкусный суп? Дети раСшумелись Или раЗшумелись?
● Как в этом разобраться? ● Для того чтобы знать правописание З и С на конце приставок, нужно вспомнить звонкие и глухие согласные. ● Какая наука русского языка изучает звуки и буквы?
Звонкие: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р. Все глухие согласные есть в диалоге: - Стёпка, хочешь щец? - Фи.
Безграничный Бескрайний Известить Вспомнить Вздыхать Восхождение ● От чего же зависит написание З и С на конце приставок? ● Перед звонкой согласной Перед глухой согласной пишем звонкую З! пишем глухую С! ●Давайте вернемся к проблемному вопросу и объясним, как же правильно будут писаться слова?
|
Слушают учителя.
Читают предложения, отвечают на вопросы.
Рассуждают над поставленной задачей. |
|
|
|
● Выделите в слове приставку. ● Посмотрите на согласную после приставки.
Если согласная звонкая, Если согласная глухая, пишите на конце приставки пишите на конце приставки звонкую З. глухую С.
ВЗ- ВС- РАЗ- РАС- ВОЗ- ВОС- НИЗ- НИС- ИЗ- ИС- ЧЕРЕЗ- (ЧРЕЗ-) ЧЕРЕС- БЕЗ- БЕС-
● Не забудьте, что приставки ВЗ-, РАЗ-, ВОЗ-, НИЗ-, ИЗ-, ЧЕРЕЗ- (ЧРЕЗ-), и БЕЗ- пред согласными глухими быстро сменят З на С.
● Итак, давайте подведем итоги написания букв З и С на конце приставок. Приведите примеры. |
Записывают алгоритм, запоминают.
Пишут приставки в тетрадь.
Рассказывают правило и приводят примеры. |
|
IV. Применение. |
19 м.
|
Если в слове нужно писать приставку на З, вы встаете на носочки! А если в слове надо писать приставку на С, вы приседаете! Бесшумный, бесчисленный, разжимать, разжигать, исследование, разгорячиться, вскочить, возгорание.
|
Выполняют физминутуку.
Пишут упражнение, вставляют пропущенные буквы, выделяют приставку.
|
Пост. |
|
|
Без сердца- Без жалости- Без корысти- Без чести- Без души- Без злобы- Без хитрости- ● Составьте с любым прилагательным вначале словосочетание, затем предложение. Выделите грамматическую основу. |
Образуют имена прилагательные, выделяют приставки графически.
Составляют с/с и предложение. Выделяют грамматическую основу. |
|
V. Интеграция |
6 м. |
Вспомните героев из прочитанных вами книг и подберите из получившихся прилагательных (задание 3) те, которые бы его характеризовали. Запишите 2-4 предложения.
Например. Барыня из рассказа «Муму» бездушная и бессердечная. Она приказала бесхитростному Герасиму избавиться от беззлобной собачки. Бездушные люди всегда думают только о себе. |
Составляют текст с использованием слов из задания 3. |
ФО |
VI.Рефлексия |
4 м. |
Приставки на З пишутся перед … Приставки на С пишутся перед …
Упражнение 57, стр. 165
|
Продолжают предложение, приводят примеры.
Записывают домашнее задание. |
|
Дидактический проект урока
Класс: 5
Дата: 19.04.2021
Тип урока: урок формирования способностей к анализу- синтезу знаний
Тема урока: Буквы З и С на конце приставок. ( 1 урок)
Единицы компетенций: 5.4, 4.4, 5.1
На конец урока ученик будет способен:
Дидактические стратегии:
формы: фронтальная, индивидуальная.
методы и приемы: творческая работа, составление алгоритма, решение логических задач, «Запоминалка!», проблемный вопрос, «Продолжите предложение…».
Средства обучения: учебник «Русский язык и литература» 5 класс под редакцией Ф.М. Горленко и Т.Н.
Сузанской, доска, тетрадь.
Стратегии обучения: ФО
Продукт: составление связного текста с использованием слов на З и С.