Урок в 5 классе на тему "Буквы З и С на конце приставок" ( 2 урок)

Про матеріал
Материал предназначен для учеников русскоязычных школ. На данную тему отводится два часа. Данная разработка освещает второй урок по теме.
Перегляд файлу

Этапы урока

Время

                                                                   Элементы содержания

Оценивание/

продукт

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Мотивационный этап

1 м.

Приветствие учащихся. Полная готовность к уроку.

Готовятся к уроку.

 

II.  Опрос домашнего задания.

 

 

5 м.

  1. Упражнение ( по цепочке).
  2. «Каверзные»  вопросы.

●Как вы думаете, может ли быть в слове несколько приставок? ( Да, может: перераспределение, преподаватель)

●Приставка- значимая часть слова, которая стоит перед корнем… А может ли приставка «прятаться» в середине слова?  (Да, может. Это происходит в сложных словах. Например, водопровод. Приставка ПРО-. Сумасшедший. Две приставки С- в начале слова и в середине.)

Отвечают на вопросы, приводят примеры.

ФО

III.Актуализация опорных знаний

5 м.

  1. Пополняем словарный запас!

Каверза- это злая интрига, происки, затеваемые с целью запутать что-либо, повредить кому-либо.

  1.   «Каверзные»  приставки.

 Посмотрите на доску и подумайте, в каких строчках во всех  словах есть  

 приставки на З и С.

● Разбитый, разваленный, разный.

● Расписание, расколоть, растение.

● Исследователь, происшествие, исполнитель.

● Розыск, росчерк, роскошь.

● Восход, воспитание, восстание.

Низкий, низвергать, низвести ( снизить, понизить).

 

Ребята, отличайте морфемы друг от друга. Не путайте корни с приставками. Каверза задания состоит в том, чтобы правильно различать , где корень, а где приставка. Следовательно, если вы неправильно определите  приставку и захотите применить  правило, которое мы сегодня выучим, вы напишете слово неправильно. Отличайте морфемы друг от друга.

 

Записывают слово в тетрадь.

 

 

Определяют в каких словах есть приставки, а в каких только корень.

 

 

 

ФО

IV. Применение

25 м.

  1. «Добавь приставку».

К данным «отрезкам»  прибавьте приставки на З и С. Запишите полученные слова.

…свет, …суждать, …ставлять, …сказ, …сеянный, …сонный, …сердить, …звание.

РАС- РАЗ-,  ВОЗ- ВОС-, БЕЗ- БЕС-

 

РАССВЕТ, РАССУЖДАТЬ, РАССТАВЛЯТЬ, РАССКАЗ, РАССЕЯННЫЙ, БЕССОННЫЙ, РАССЕРДИТЬ, ВОЗЗВАНИЕ.

Значит, на стыке приставки и корня, если согласные повторяются, мы должны написать две согласные.

 

  1. Словарный диктант.

Раздаваться, встрепенуться, расстилаться, беспокойство,  сделать, сбить.

-- Выделите приставки в словах.

 

Запомните!!! Приставки З не бывает!

Пусть никто никогда не забудет:

З приставкой не была и не будет!

 

Обратите внимание: здесь, здание, здоровье, здешний, здравствовать, здравница. Эти слова нужно выучить.

 

  1. Выполнение упражнения 60, стр.166

 

  1. Замените одним словом:
  • Пассажир без билета
  • Жидкость без цвета
  • Плач без звука
  • Движение без шума
  • Решение без спора
  • Ребенок без забот
  • Звезды без счета
  • Аллея без людей
  • Проезд без оплаты

Составляют слова, записывают в тетрадь, выделяют приставку.

 

 

 

 

 

Один ученик работает у доски, остальные пишут в своих тетрадях диктант.

 

 

 

 

Выполняют упражнение.

Заменяют словосочетания одним словом, выделяют приставки.

 

 

 

  1. Самостоятельная работа. 

Списать предложения, обозначить орфограмму.

1. Звезды видны, а месяц еще не в…ходит.

2. Остановился Жилин, ра…думывает.

3. Сидит девочка, глаза ра…крыла, глядит на Жилина.

4. Костылин ра…сказал, что лошадь под ним стала.

5. Ра…сердился Жилин: “Так я же один уйду. Прощай”.

6. Все руки и…бил он, а колодку не сбил.

7. И…мучился Жилин, остановился.

 

РЕЗЕРВ!!!

  1. Упражнение 62, стр.167

 

Пишут на листочках предложения.

 

 

 

 

Выполняют упражнение.

ФО

V.Интеграция

4 м.

На стр.309-310 отрывок из рассказа «Васюткино озеро». Давайте попробуем найти слова на тему нашего урока. Кто больше найдет, тот и будет победителем.

 

Работа ют с текстом художественной литературы

ФО

VI.Рефлексия

5 м.

  1. «Расшифруй телеграмму».

От слова возьми:

Выучить- приставку;

Бессмертный- приставку;

Наподобие- корень;

Бескорыстный- суффикс;

Расчётливые- окончание;

Учить- корень;

Сгореть- суффикс;

Отличник- суффикс;

Розыгрыши- окончание.

 

ВЫ БЕСПОДОБНЫЕ УЧЕНИКИ.

 

  1. Беседа.

● От чего зависит написание З, С в конце приставок?

● Какой приставки не существует в русском языке?

 

  1. Домашнее задание.

Упр.61, стр.166

  1. Оценивание

Расшифровывают задачу.

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

Записывают домашнее задание.

 

 

 

                                                                                                               Дидактический проект урока

Класс: 5

Дата: 20.04.2021

Тип урока:  урок формирования способностей к анализу- синтезу знаний

Тема урока: Буквы З и С на конце приставок. ( 2 урок)

Единицы компетенций: 5.4, 4.4, 5.1

Цели урока:

  1. Закрепить умение правильно писать приставки на З и С;
  2. Научиться правильно писать слова с удвоенными СС и ЗЗ на стыке приставки и корня;
  3. Уметь отличать приставки от корня и от приставки С-;
  4. Формулировать ответы на вопросы по изучаемой теме;
  5. Развивать творческие способности.

Дидактические стратегии:

формы: фронтальная, индивидуальная.

методы и приемы: «каверзные» вопросы, «каверзные» приставки, «Добавь приставку», упражнения, словарный диктант, самостоятельная работа, «Расшифруй телеграмму», работа с текстом.

Средства обучения: учебник «Русский язык и литература» 5 класс под редакцией Ф.М. Горленко и Т.Н.

                                           Сузанской, доска, тетрадь, карточки для самостоятельной работы.

Стратегии обучения: ФО

Продукт: самостоятельная работа

 

 

docx
Додав(-ла)
Гарбуз Татьяна
Додано
9 травня 2021
Переглядів
530
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку