Этапы урока |
Время |
Элементы содержания |
Оценивание/ продукт |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||
I.Мотивационный этап |
1 м. |
Приветствие учащихся. Полная готовность к уроку. |
Готовятся к уроку. |
|
II. Опрос домашнего задания.
|
5 м. |
●Как вы думаете, может ли быть в слове несколько приставок? ( Да, может: перераспределение, преподаватель) ●Приставка- значимая часть слова, которая стоит перед корнем… А может ли приставка «прятаться» в середине слова? (Да, может. Это происходит в сложных словах. Например, водопровод. Приставка ПРО-. Сумасшедший. Две приставки С- в начале слова и в середине.) |
Отвечают на вопросы, приводят примеры. |
ФО |
III.Актуализация опорных знаний |
5 м. |
Каверза- это злая интрига, происки, затеваемые с целью запутать что-либо, повредить кому-либо.
Посмотрите на доску и подумайте, в каких строчках во всех словах есть приставки на З и С. ● Разбитый, разваленный, разный. ● Расписание, расколоть, растение. ● Исследователь, происшествие, исполнитель. ● Розыск, росчерк, роскошь. ● Восход, воспитание, восстание. ●Низкий, низвергать, низвести ( снизить, понизить).
Ребята, отличайте морфемы друг от друга. Не путайте корни с приставками. Каверза задания состоит в том, чтобы правильно различать , где корень, а где приставка. Следовательно, если вы неправильно определите приставку и захотите применить правило, которое мы сегодня выучим, вы напишете слово неправильно. Отличайте морфемы друг от друга.
|
Записывают слово в тетрадь.
Определяют в каких словах есть приставки, а в каких только корень. |
ФО |
IV. Применение |
25 м. |
К данным «отрезкам» прибавьте приставки на З и С. Запишите полученные слова. …свет, …суждать, …ставлять, …сказ, …сеянный, …сонный, …сердить, …звание. РАС- РАЗ-, ВОЗ- ВОС-, БЕЗ- БЕС-
РАССВЕТ, РАССУЖДАТЬ, РАССТАВЛЯТЬ, РАССКАЗ, РАССЕЯННЫЙ, БЕССОННЫЙ, РАССЕРДИТЬ, ВОЗЗВАНИЕ. Значит, на стыке приставки и корня, если согласные повторяются, мы должны написать две согласные.
Раздаваться, встрепенуться, расстилаться, беспокойство, сделать, сбить. -- Выделите приставки в словах.
Запомните!!! Приставки З не бывает! Пусть никто никогда не забудет: З приставкой не была и не будет!
Обратите внимание: здесь, здание, здоровье, здешний, здравствовать, здравница. Эти слова нужно выучить.
|
Составляют слова, записывают в тетрадь, выделяют приставку.
Один ученик работает у доски, остальные пишут в своих тетрадях диктант.
Выполняют упражнение. Заменяют словосочетания одним словом, выделяют приставки. |
|
|
|
Списать предложения, обозначить орфограмму. 1. Звезды видны, а месяц еще не в…ходит. 2. Остановился Жилин, ра…думывает. 3. Сидит девочка, глаза ра…крыла, глядит на Жилина. 4. Костылин ра…сказал, что лошадь под ним стала. 5. Ра…сердился Жилин: “Так я же один уйду. Прощай”. 6. Все руки и…бил он, а колодку не сбил. 7. И…мучился Жилин, остановился.
РЕЗЕРВ!!!
|
Пишут на листочках предложения.
Выполняют упражнение. |
ФО |
V.Интеграция |
4 м. |
На стр.309-310 отрывок из рассказа «Васюткино озеро». Давайте попробуем найти слова на тему нашего урока. Кто больше найдет, тот и будет победителем.
|
Работа ют с текстом художественной литературы |
ФО |
VI.Рефлексия |
5 м. |
От слова возьми: Выучить- приставку; Бессмертный- приставку; Наподобие- корень; Бескорыстный- суффикс; Расчётливые- окончание; Учить- корень; Сгореть- суффикс; Отличник- суффикс; Розыгрыши- окончание.
ВЫ БЕСПОДОБНЫЕ УЧЕНИКИ.
● От чего зависит написание З, С в конце приставок? ● Какой приставки не существует в русском языке?
Упр.61, стр.166
|
Расшифровывают задачу.
Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание. |
|
Дидактический проект урока
Класс: 5
Дата: 20.04.2021
Тип урока: урок формирования способностей к анализу- синтезу знаний
Тема урока: Буквы З и С на конце приставок. ( 2 урок)
Единицы компетенций: 5.4, 4.4, 5.1
Цели урока:
Дидактические стратегии:
формы: фронтальная, индивидуальная.
методы и приемы: «каверзные» вопросы, «каверзные» приставки, «Добавь приставку», упражнения, словарный диктант, самостоятельная работа, «Расшифруй телеграмму», работа с текстом.
Средства обучения: учебник «Русский язык и литература» 5 класс под редакцией Ф.М. Горленко и Т.Н.
Сузанской, доска, тетрадь, карточки для самостоятельной работы.
Стратегии обучения: ФО
Продукт: самостоятельная работа