Урок "Використання творів живопису при вивченні вірша О.Блока "Незнайома""

Про матеріал
Дослідницька діяльність учнів при вивченні вірша О.Блока "Незнайома" (порівняння з картинами Рокотова "Портрет Струйської" та Крамського "Незнайома")
Перегляд файлу

 

Тема:  Использование произведений живописи при изучении стихотворения Александра Блока «Незнакомка».

Цель урока: познакомить учащихся с шедеврами  живописи и  поэзии, научить  сравнивать произведения искусства разных видов  (живопись и поэзию)- портрет Струйской кисти Ф. Рокотова, портрет Незнакомки кисти И. Крамского, стихотворение А.Блока «Незнакомка», научить  ценить красоту, развивать творческое воображение, воспитывать эстетический вкус.

«Красота души разливается

 подобно таинственному свету

по телесной красоте».

 Виктор Гюго

Ход урока.

І. Вступительное слово учителя.

    Многие художники, музыканты и поэты во все века и времена вдохновленно описывали женскую красоту и загадочную женскую душу: Данте, Петрарка, Шекспир, Гейне, Леонардо да Винчи, Шопен…  Удалось ли им ее раскрыть и постичь до конца?

    Мы проведем исследование трех призведений искусства, героями которых стали женщины, их загадочность и  утонченность, красота и таинственность.

   Три группы учащихся  готовили  сообщения  о портретах Рокотова, Крамского и стихотворении Блока.

 1-я группа.

 Учащийся – искусствовед.

   Перенесемся в XVIII столетие. Богатый пензенский помещик Николай Еремеевич Струйский заказал известному портретисту Федору Рокотову портрет молодой супруги – Александры Петровны Струйской. В 1772 году шедевр был закончен. Струйская – одна из самых красивых женщин XVIII века, олицетворение самой женственности. Она была счастлива в браке, прожила долгую жизнь. Ее называли «русской Джокондой», а , может быть, это сам ангел спустился с небес на землю, чтобы нести добро людям?

   Имя Струйской почти стерло время, но портрет, изображенный взмахом кисти великого живописца, живет до сих пор.

Учащиеся рассматривают портрет Струйской.

Задание для учащихся:

1.Опишите  свои  впечатления от портрета.

2. Кто изображен на портрете?

3. Опишите героиню (возраст, позу, черты лица, волосы, одежду).  Какая деталь в портрете самая выразительная?

4.На каком фоне  изображен портрет? Почему  он  кажется размытым и нечетким?

 

C:\Users\Admin\Desktop\загружено.jpg

 

Чтение  учащимся стихотворения  Н. Заболоцкого «Портрет»

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.

2-я группа.

Ученик- искусствовед .

  А теперь посмотрим другой портрет (демонстрация портрета «Неизвестная» И.Крамского). Вы узнали его? Да, это портрет кисти  Ивана Крамского  «Неизвестная»,  написанный в 1883 году. Кто же прообраз Незнакомки? Возможно, это Софья – дочь Крамского, художница с трагической судьбой.

  А, может быть, это Варвара Туркестанова, грузинская княгиня? Портрет Незнакомки связывали с Анной Карениной. Крамской изобразил дорогую сдержанку, «исчадие больших городов». Художник разворачивает перед зрителем драму молодой женщины, презираемой обществом. Разбогатев, она отвечает ему тем же презрением, но в ее взгляде не только надменность, но и горечь.

   Когда портрет выставили в Третьяковке, толпа почитателей подняла Крамского на руки

   Существует мнение, что «Неизвестная» Крамского – прообраз Незнакомки Блока.

Задание для учащихся:

1.Опишите  свои  впечатления от портрета.

2. Кто изображен на портрете?

3. Опишите героиню (возраст, позу, черты лица, его выражение, поворот головы, волосы,  одежду).  Какая деталь в портрете самая выразительная?

4. Можно ли сказать о социальном положении героини? Что именно?

5.На каком фоне  изображен портрет?  Что можно сказать о городе и горожанах? Как они относятся к Незнакомке?  А она к ним?

 

НЕИЗВЕСТНАЯ (на картину И.Н. Крамского)

 

Чтение учащимся  стихотворения Александра Вербы.

Зимним сном затуманилась дымка.
Дремлет сумрачных зданий гранит.
Петербург, как на выцветшем снимке,
Молчаливо преданья хранит.

В пересудах столичного света,
Оживает застывший мираж:
В мерном цокоте, словно карета,
Тёмной тенью скользит экипаж.

И не ветреница, не кокетка
В нём всё время блистает одна.
Кто ты, строгая, в чёрном, брюнетка?
Так загадочна и холодна!

Кто ты? Силой какой поднебесной
Окрылён чуть надменный твой взгляд?
И о чём, Чёрный Ангел прелестный,
Уголки твоих глаз говорят?

Не слёзинки ль застыли в них блеском?
Или страсть загустела вином?..
Нет ответа… Всё стихло на Невском.
Петербург забывается сном.

(Музыкальное оформление: Ф. Шопен. Этюд, Ор.25 №7, фрагмент)

3-я группа.

 Ученик – искусствовед.

  В 1906 году один из выдающихся поэтов «серебряного века» - Александр Блок написал стиховорение «Незнакомка». Это был тяжелый период в жизни поэта: он порвал с символистами, от него ушла жена к другому. Поэт часто просиживал в душных кабаках, наполненных сомнительными личностями, и встретил там незнакомку. Поэт верил, что даже в  самом беспросветном мраке существует свет и красота, как чудо, наполняющее жизнь.

И легли строки на лист бумаги…

Чтение  учащимися стихотворения «Незнакомка» под  вальс Шопена..

Задание для учащихся:

  1. Какие  два мира описал Блок  в стихотворении?
  2. Опишите реалии обыденной жизни. О чем они говорят?
  3. Что можно сказать о герое стихотворения? В какой момент жизни героя появляется Незнакомка?
  4. Опишите Незнакомку (поведение, окружение, внешность).
  5. Что изменилось с появлением  Незнакомки?  Изменения произошли  во внешнем мире или воображении  героя?
  6. Как противопоставлены в стихотворении мир пошлости и мир Красоты, Любви  и Гармонии?

II. Задание для групп. Сравнить три произведения и заполнить таблицу.

 

Рокотов «Портрет Струйской»

Крамской «Неизвестная»

Блок «Незнакомка»

Идея произведения

Женская натура- загадочна и прекрасна

Трагедия молодой женщины, презираемой обществом.

Противостояние мира тьмы и света, красоты и пошлости

Образ

 (общая характеристика)

Таинственная, загадочная,утонченная,недоступная, ангел небесный

Высокомерная, гордая, загадочная, противостоит изумленной толпе

Таинственная, одинокая, несет красоту и свет в мир, переносит героя в мир грез и красоты

Изобразительные средства:цвет

Золотистый, пепельный, полуцвета, полутона

Черный, синий, белый

Траурный, темная (вуаль)

материал

Тончайшая парча

Бархат, велюр, кожа

«упругие шелка, шляпа с траурными перьями»

одежда

Платье из тонкой парчи, еле видимая воздушная накидка

Модное бархатное пальто «Скоблев», шляпка «Франциск», украшенная страусовым пером, брошью с крупным жемчугом, шведские перчатки, тяжелый золотой браслет

Шляпка с вуалью, шелковое платье, в кольцах…

запахи

Легкий, едва уловимый аромат

Запах морозной свежести,  терпкий цветочный аромат духов

«дыша духами и туманами»

 

 

  III. Творческое задание.

Если бы вы находились рядом с героиней портрета или стихотворения, о чем бы вы ее спросили? Можно написать тайную записку или письмо. Каким образом вы передадите ей послание?

2. Какая героиня портрета (кисти Рокотова или Крамского) ближе Незнакомке Блока.   Ответ обоснуйте.

3.  Создайте  кластер к ключевым словам  (Струйская, Неизвестная, Незнакомка).

С      -

Т         

Р

У

Й

С

К

А

Я

Учитель.

Мы  провели исследование и можем сделать выводы.

 Удалось ли великим художникам и поэту приблизиться к разгадке тайны женской души и натуры?

Учащиеся в группах  делают выводы .

 Подведение итогов.

 

 

 

docx
До підручника
Світова література (академічний, профільний рівень) 11 клас (Звиняцковський В.Я.)
Додано
11 січня 2020
Переглядів
732
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку