1) Формувати уявлення про переставну і сполучну властивості операції перетину множин;
2) Повторити переставну і сполучну властивості додавання і множення, закріпити поняття перетин множин;
3) Тренувати навички вирішення рівнянь і задач на приведення до одиниці.
Основные цели:
1) формировать представление о переместительном и сочетательном свойствах операции пересечения множеств;
2) повторить переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, закрепить понятие пресечения множеств;
3) тренировать навыки решения уравнений и задач на приведение к единице.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, обобщение, аналогия.
Демонстрационный материал:
1) карточки с высказываниями:
«Новое умение — везде найдёт применение».
«Торопись — да не ошибись».
«Повторение — мать учения».
2) карточки с записями:
3) карточки с записью свойств чисел (см. также эталоны из пособия «Построй свою математику» 2 класс, 3 класс):
а + b = b + а (а + b) + с = а + (b + с)
а · b = b · а (а · b) · с = а · (b · с)
4) карточки для составления эталона:
5) алгоритм рассуждений для вычислений:
6) эталон для самопроверки к этапу 7:
7) «лесенка успеха»
Раздаточный материал:
4 под. – n кв.
6 под. — ? кв.
1 под. — ? кв.
Ответ: 96 квартир в 6 подъездах.
а) х – 394 = 286; 286
х = 286 + 394; 394
х = 670 670
286 + 394 = 670
670 = 670
а) (13 + 8 · 4 ) : 5 – (27 : 3 – 0 · 6) = 9 – 9 = 0
32
45 9
б) 40 : (24 : 6) + 7 · (12 – 2 · 2) – 5 · 5 = 10+ 56 – 25 = 10 + 56 – 25 = 41
4 4 25
10 56 8
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу») через создание ситуации, вызывающей интерес;
2) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок урока («могу»): пересечение множеств.
3) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).
Организация учебного процесса на этапе 1:
1) – Вы любите мечтать? Воображать что-то? (…)
Учитель выделяет голосом слова «пересекаем» и «множество».
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать представление о пересечении множеств, переместительном и сочетательном свойствах сложения и умножения;
2) зафиксировать свойства сложения и умножения в виде эталона в знаковой форме и в речи;
3) организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания
4) зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность знаний: о свойствах операции пересечения множеств.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Актуализация представлений об операции пересечения множеств.
На доске диаграмма пересекающихся множеств А и В.
Учащиеся записывают в тетрадях, либо на индивидуальных досках, один ученик у доски. На доске появляется запись:
А = 298; 135; 2, В = 5; 48; 2.
Учитель расставляет между числами знаки и скобки, остальное — стирает.
На доске — математические выражения:
298 + (135 + 2)
(5 48) 2
2) Актуализация представлений о переместительном и сочетательном свойствах сложения и умножения.
Учитель вывешивает эталон:
(a + b) + c = a + (b + c)
(a · b) · c = a · (b · c)
По одному ученику комментируют с места, остальные записывают в тетрадь.
298 + (135 + 2) = 298 + (2 + 135) = (298 + 2) + 135 = 300 + 135 = 435
(5 · 48) · 2 = (5 · 2) · 48 = 10 · 48 = 480.
На доске:
259 + 648…648 + 259
(48 · 7) · 5… 48 · (7 · 5)
Учитель вывешивает на доску эталон:
a + b = b + a
a · b = b · a
3) Задание для пробного действия.
А ∩ В = В ∩ А
(А ∩ В) ∩ С = А ∩ (В ∩С)
- Что нового в этом задании? (Надо определить, верны равенства с пересечениями или нет, а мы такого никогда не делали).
- Попробуйте выполнить задание.
Дети выполняют задание либо на индивидуальных досках, либо на отдельных листах.
- Проверим выполнение. Кто не справился с заданием? В чём ваше затруднение? (Мы не можем определить, равны эти пересечения или нет.)
- Кто определил, верны или нет эти равенства?
Фиксируются все ответы детей.
- Докажите, что вы правы. На какой эталон вы опирались? (У нас нет данного эталона.)
- В чём ваше затруднение? (Мы не можем обосновать свой ответ.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
1) организовать восстановление выполненных операций и фиксацию (вербальную и знаковую) места – шага, операции, где возникло затруднение;
2) организовать соотнесение действий учащихся с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе организовать выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи такого класса или типа.
Организация учебного процесса на этапе 3:
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
в коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта будущих учебных действий:
1. уточнение цели проекта (определить, действуют ли переместительное и сочетательное свойства на пересечение множеств);
2. определение средств (алгоритмы, модели, учебник и т.д.);
3. составить план действий.
Учитель вывешивает табличку с названием темы на доску.
- Вспомните ещё раз, что мы повторяли. Подумайте, что поможет вам доказать, что пересечения множеств обладают свойствами сочетательным и переместительным, а значит, и что эти равенства верны.(…)
- Умеем мы задавать множества? Умеем обозначать их на диаграммах?
План:
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний: о выполнимости для операции пересечения множеств переместительного и сочетательного свойств;
2) зафиксировать новое знание в речи, графической и знаковой форме (с помощью эталона, опорной схемы), сформировать умение использовать открытые знания на практике;
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Форма работы: групповая на планшетах или листах. Педагог предварительно повторяет с детьми правила работы в группах.
Другой вариант работы. Если дети по каким-либо причинам не готовы к групповой работе и самостоятельным выводам, то возможна работа под руководством учителя.
Аналогично проводится работа над сочетательным свойством пересечения множеств.
Группы представляют результат своей работы. Приходят к выводу, что равенства верны. Что пересечения множеств обладают переместительным и сочетательным свойствами.
- Где можем проверить наш вывод? (В учебнике.)
Обращаются к учебнику стр. 28, проверяют себя.
Учитель на доску вывешивает эталон:
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель:
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) На доске появляется карточка с выражением:
«НОВОЕ УМЕНИЕ ВЕЗДЕ НАЙДЁТ ПРИМЕНЕНИЕ».
2) № 3, стр. 28
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новые понятия;
2) организовать самооценку детьми правильность выполнения задания (при необходимости – коррекцию возможных ошибок).
На доске карточка с выражением: « ТОРОПИСЬ — ДА НЕ ОШИБИСЬ!»
Так как на данном уроке подтверждалось правило и проверяется усвоение нового правила, то перед выполнением работы учитель закрывает эталон на доске, а после ее выполнения — открывает эталон для самопроверки:
Проверка:
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) тренировать вычислительные навыки через решение примеров с использованием свойств для сложения и умножения;
2) повторить решение задач на приведение к единице, составление и решение уравнений, порядок действий в выражениях со скобками;
3) проверить у детей способность к оценке собственных достижений.
Организация учебного процесса на этапе 8:
- Новые знания помогут нам в дальнейшем при решении задач, но мы с ними встретимся на других уроках.
На доске карточка с выражением: «ПОВТОРЕНИЕ — МАТЬ УЧЕНИЯ».
1) № 6 стр. 29.
Ученик с места читает задание.
На доску учитель вывешивает алгоритм рассуждений для вычислений.
Образец рассуждения:
Аналогично выполняются другие выражения.
Форма работы: индивидуальная.
Решение задания по выбору.
Если класс работает в быстром темпе, дальнейшую работу предлагается провести вариативно. Учащиеся, по желанию выбирают одно из заданий № 7, 9, 11 стр. 29.
Перед выбором учитель даёт установку к заданиям.
На доске учитель фиксирует:
№ 7 (а) стр. 29 – задача;
№ 9 (а, б) стр. 29 – уравнение;
№ 11 стр. 29 – вычисления.
После выполнения заданий, выставляются образцы их решений Р–2, Р–3 и Р–4.
Самопроверка по образцам.
Р–2
4 под. – n кв.
6 под. — ? кв.
1 под. — ? кв.
Ответ: 96 квартир в 6 подъездах.
Р–3
а) х – 394 = 286; 286
х = 286 + 394; 394
х = 670 670
286 + 394 = 670
670 = 670
Р–4
а) (13 + 8 · 4 ) : 5 – (27 : 3 – 0 · 6) = 9 – 9 = 0
32
45 9
б) 40 : (24 : 6) + 7 · (12 – 2 · 2) – 5 · 5 = 10+ 56 – 25 = 10 + 56 – 25 = 41
4 4 25
10 56 8
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
3) оценить собственную деятельность;
4)зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;
5) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Первая ступенька — многое не понял и остались вопросы; вторая ступенька — во время работы было много трудностей; третья ступенька — многое понял, но были ошибки; четвертая ступенька — трудности преодолены.
Домашнее задание:
№ 5 стр. 29, № 8 стр. 29;
☺ № 10 стр. 29, № 13 стр. 30;
№ 14* стр. 30.
1