Урок внеклассного чтения "Образ свечи в русской литературе."Не меркнет свет,пока горит свеча".

Про матеріал
Цели данного урока:познакомить учащихся со стихами русских поэтов 19-20 веков. Показать символическое значение образа свечи в поэзии : духовную чистоту, веру, надежду, любовь, добро и свет. Способствовать эстетическому воспитанию учащихся, умению видеть и понимать прекрасное. Развивать творческие способности учащихся.
Перегляд файлу

Тема  урока: Внеклассное чтение. Образ    свечи в    русской     литературе.

«…Не  меркнет  свет,  пока горит свеча!»

Цели : познакомить учащихся со стихами поэтов 19-20 веков. Показать

             символическое значение образа свечи в поэзии  : духовную

            чистоту, веру, надежду, любовь, добро и свет. Способствовать

            эстетическому воспитанию учащихся, умению видеть и пони-

            мать прекрасное. Развивать творческие способности учащихся.      

Оборудование: мультимедийная доска; презентация слайдов  по теме;

                                музыкальные произведения для сопровождения стихов.   

                                  

                                Ход  урока :

І.Вступительное слово учителя:

    Ребята,  у нас  сегодня не обычный  урок, а урок нестандартный, урок-открытие, урок – концерт,  тема которого никого из вас, надеюсь, не оставила равнодушным  «…Не меркнет свет  свет, пока горит свеча».  Мы вместе  с  вами  попытаемся  сегодня разобраться, какое  место в литературе  занимает  образ  свечи.

      У   меня  в руках  свеча. Она  маленькая, но очень сильная.  Свеча  очищает  мир от  зла, несет веру, надежду,  любовь и добро людям, указывает дорогу  к  Храму.

     Свеча  освещает путь  во  мраке, создает  уют  и тепло  в  доме, на протяжении  многих  веков  вдохновляет  поэтов и писателей.  И  все  это одна-единственная    маленькая  свеча.  А  еще ,  когда  горят  свечи,  они  тают. Капельки воска  стекают по  свечке,  и кажется,  что они  плачут

     «О  ком плачут  свечи?»- спросите   вы.  О  тех, кто  еще  не  нашел  дорогу  в жизни и совершает  много ошибок.  О тех, кто  уже  не  с  нами.  О  тех,  кто  нуждается  в нашем  понимании  и  милосердии.   Свечи напоминают  нам  о свете  добра, который  должен гореть  в наших  сердцах.  Пусть  и  ваши  души  озарит  свет  добра  и любви.

    А  «…мы садимся  за  рояль, снимаем  с клавишей вуаль и зажигаем  свечи»

               исполнении  учащихся 11-Б  класса Рябченко  Алексея  и Рябченко Александра  звучит  песня  М.Звездинского      «Свечи»)

        А  сейчас  я  предлагаю   послушать  учащихся, которые    расскажут  нам  об истории  появления свечи, о  том,  какое  значение  имеет  образ  свечи  в  христианской  символике , познакомят  нас  со  стихами  поэтов  19 века                                                                                                  

ІІ. Сообщения  учащихся.

1  уч.   С  незапамятных  древних  времен в жизнь  человека  вошла  свеча-символ лучезарного света  и тепла,   светлой  радости  и вдохновения, неугасимой любви..

            История ее  появления  восходит к дохристианским  временам, когда верующие, первые  христиане, подвергались  гонениям  со стороны властей  Древнего  Рима  и  вынуждены  были  скрываться  в  подземельях,  чтобы  там  молиться  богу.

2 уч. Помещение  освещалось  множеством  свечей, и вместе  со  светом  в  души  людей снисходила благодать : высокая  духовность, милосердие, сострадание и любовь к ближним.

         Образ  свечи имеет  в христианской  символике  особое  значение. Обращаясь к  своим  ученикам  в Нагорной проповеди, Христос  говорит:»Вы  свет  мира. Не  может  укрыться  город, стоящий на  верху горы.  И, зажегши  свечу, не  ставят  ее  под  сосудом, но  на  подсвечнике, и  светит  всем  в доме.  Так  да  светит  свет  ваш пред  людьми, чтобы они  видели  ваши  добрые  дела  и прославляли  Отца  Вашего  небесного  (Евангелие  от Матфея, глава 5 )

3 уч. Сейчас  во  дворе двадцать первый  век,  нет гонений на  христиан, а наши  жилища  освещены электричеством, но  свеча  продолжает  жить своей  жизнью, вдохновляя  нас  на  добрые  дела, напоминая  о светлых ,вечных ценностях.

           Вот  уже  тысячу  лет отворяются двери  храмов и служки зажигают  свечи. Звучит  церковное  пение, и верующие входят  в  храм,  чтобы  помолиться о  своих  родных, близких  и любимых  людях, очиститься  от  грехов, укрепиться  в служении  добру, попросить  у Всевышнего помощи в  этом.

4 уч. Многие  русские  писатели были  глубоко  верующими  людьми. Они  посвящали  свои  стихи Богу, любви  и  дружбе, родной природе  и родине, и тем  самым  служили   добру.  Послушайте   стихи  поэтов  19 века.

                 1. А.К Толстой  «Благовест»

                 2.П.Вяземский «Научи меня молиться»

                 3.М.Ю. Лермонтов «Молитва»

1 уч. Свеча, символ  надежды, тихого  счастья, уединения и чистоты, всегда  была верным  спутником человека. По  вечерам, когда  на  землю  опускаются  сумерки,  в  доме зажигались  свечи и все  вокруг озарялось  теплым  светом,  дышало уютом  и покоем.

                4.И.Аненский   «Свечку  внесли»

2 уч. В  дворянских семьях  за  детьми  смотрела  няня,  она  же  по вечерам  рассказывала  сказки,  волшебные  сказки. Больше,  чем  мать, любил  свою  няню  Арину  Родионовну  Александр  Сергеевич  Пушкин, ей  посвятил  не  одно  стихотворение.

         Афанасий  Фет  мальчиком  любил  сидеть  в  девичьей на  большом  сундуке, смотреть, как  тают  восковые  свечи и  слушать  сказки горничной  Прасковьи  или  няни  Елизаветы  Николаевны.

                          5.Афанасий Фет «Помню я…»

Слово учителя: Ах, как  прав  был  Афанасий Афанасиевич  Фет!  Действительно,  как  романтичны и загадочны  святочные  зимние  вечера!  Девушки собирались  вместе,  зажигали  свечи, и начиналось  гаданье:  кто  будет  жених, как его  имя,  далеко  ли  от  дома  увезут невесту. Давайте  посмотрим,  как изображает  один  из таких вечеров  Василий  Андреевич  Жуковский  в  своей балладе  «Светлана»

                -    (Видеоклип «А  давайте-ка  погадаем!»  из  фильма  «Ночь  перед  Рождеством»;)

                 -  Исполнение  участницами  инсценировки  песни «Появись,  мой  суженый» ; 

                  - Инсценировка  отрывка из  баллады «Светлана»;

3 уч. Свеча , как  и человек,  имеет  тело  и душу. Незажженная  свеча  мертва.  Так  и любовь не существует, если  нет  любящих  сердец.  Нет  в  мире  жизни  без  любви. Когда  же  затеплится  свеча, а  затем  вспыхнет  огнем, она  оживает, дает тепло и свет людям.

    Большая  любовь  также начинается  с маленькой  искорки,  чуть  заметной, а  разгорается  до  огромного  всепоглощающего  пламени.  Послушайте  стихи  поэтов  20 века.

                       6. Александр Блок «Я, отрок, зажигаю свечи…»

                       7.Марина Цветаева «Вот опять окно…»

                       8.Видеоролик  :Владимир  Высоцкий «Мне каждый  вечер  зажигает свечи…»

Слово  учителя : Ребята, вы  уже знаете,  что многие русские поэты   и  писатели  были удостоены  самой  высокой  награды – Нобелевской  премии. Среди  них и Борис  Леонидович  Пастернак. Его  стихи  и роман «Доктор  Живаго»  были  по достоинству  высоко  оценены мировой общественностью. Наверное,  не  ошибусь,  если    скажу, что  все  присутствующие  на  нашем  уроке,  слышали   известную песню  в  исполнении и    Аллы  Пугачевой , и  Ирины  Сказиной  «Свеча  горела» ,но  мало  кто  из вас  связывает  ее  появление  с  этим  романом.

 

 4 уч. Центральным  образом  книги  становится  образ горящей свечи  из  стихотворения  «Зимняя ночь, той  свечи, с которой  начался

     Юрий  Живаго как поэт...

         Спасаясь от ареста,  Лара, ее  дочь  Катенька и  Юрий  Живаго уезжают  из  Юрятина и поселяются  в  заброшенном  доме  Микулицыных   в  Варыкине. Посреди огромного,  чужого  ,холодного  враждебного  мира  создают свой  особый, частный, теплый  семейный мир.

1 уч .Из  романа  «Доктор Живаго» : «Они  проезжали  по  Камергерскому. Юра  обратил  внимание на  черную  протаявшую  скважину в ледяном наросте одного  из окон.  Сквозь  эту  скважину просвечивал  огонь  свечи, проникавший  на  улицу  почти  с  сознательностью взгляда,  точно  пламя  подсматривало   за  едущими  и кого-то  поджидало.  «Свеча  горела  на  столе,  свеча  горела»-шептал  Юра про  себя  начало  чего-то  смутного…..

                                    (Исполнение  учащимися  песни  «Зимняя ночь»)

2 уч. Свеча -  это еще  и символ  вдохновения  для  современных поэтов. Созданная  из  чистого  пчелиного  воска  и  елея , она заключает в себе чистоту помыслов человека. Не  случайно,  настоящие, хорошие  стихи -  добрые  , чистые  и светлые.  Предлагаем Вашему  вниманию  стихи  из  современной сокровищницы  поэзии.

                              9. Г.Панченко «Стихи  читают  при  свечах…»

                              10.С.Литвиненко «Душа моя просится в Храм…»

                             11.А.Решетников «В церквях я свеч не зажигал…»

                              12. Л.Брускина  »Пока горит моя свеча».

Слово  учителя: »Поэт   в  России больше,  чем  поэт!  Эта  известная  строфа  точно  выразила   место  поэта   в  русской литературе.  Еще  точнее  его  выразили  судьбы  русских  поэтов.  Пушкин - убит, Лермонтов – убит, Есенин – убит, Мандельштам – убит, Рубцов- убит. Русские  поэты  выгорают  словно  свечи.  Что  это?  Судьба  или  случайность?

3 уч. На  этот  вопрос  отвечает  современный  бард Александр  Новиков :»Поэт  в России -  это не просто  судьба,  а судьба  с большой  буквы. Судьба,  сплавленная  с  Россией,  с  эпохой, с поколением.  Поэт  в России  это,  если  хотите, камертон народной  души. Поэты  это , действительно,  свечи Божьи,  свечи перед  иконою  России.  И  долг  их  светить  ярко,  чтобы свет  этот  озарил всю Россию. Тронул  его душу. Помог  ему  оглядеться. Увидеть главное.»

 

4 уч.  А  поэт  Давид  Самойлов  в  стихотворении «Свеча  в метели»  сказал:   «Пока   в  России  Пушкин  длится -  в России  не  задуть  свечи!»

Это  значит,  что свет  поэзии  негасим.  Пока  есть  поэты, есть  надежда,  есть  духовность  и жизнь   продолжается. Замечательные   строки  современного  поэта  Юрия  Гарина   как нельзя  лучше  говорят  нам  об  этом :

1 уч.   В  наших  душах человечьих

            Есть один простой секрет:

            В нас горят и гаснут  свечи,

             Излучая тонкий свет.

                           Три  свечи: свеча Надежды,

                           Веры, и свеча Любви,

                           Три огня  святых  и грешных

                            Освещают  изнутри.

2 уч.  Жизнь нетленна, жизнь прекрасна,

           Но бывает в жизни так,

            Почему-то свечи гаснут,

            Наступает в жизни  мрак.

                              Ничего вокруг  не видно,

                              Страшно, холодно,  и в ней,

                              В этой  темноте,  так просто

                              За  врагов  принять  друзей

3 уч.   За  любовь  принять  измену

            Слепо  растоптать   цветы

             И не вырваться  из  плена

             Этой жуткой   темноты.

                                 Не  пугайтесь,  истерично

                                 Не рубите сгоряча!

                                 Нужно просто чиркнуть спичкой,

                                 И опять горит  свеча.

 

 4  уч.     Друг  мой!  Жизнь  под  этим  небом

             Надо пламенно  прожить!

              Кем  бы  ты   на свете  не  был,

              Не  гаси  огонь  души!

Учитель: Свеча  ничего не  теряет,  если  от  ее  огня  зажигается  другая. Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось,, как они разговаривают.
Первая сказала:

1 уч.: ” Я СПОКОЙСТВИЕ. К  сожалению ,люди не умеют  хранить меня. Думаю, мне не остаётся ничего  другого , как погаснуть!”

 Учитель: И огонек этой  свечи  погас. Вторая  свеча  печально произнесла:

2 уч.: ” Я ВЕРА . Но, к сожалению ,я никому  не  нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше…”

Учитель: Едва  она  произнесла   это, как  подул   легкий   ветерок и погасил свечу. Очень  расстроенная, третья  свеча промолвила :

3 уч. ” Я ЛЮБОВЬ .Но  у меня  нет  больше  сил гореть  дальше. Люди  не   ценят   меня и не понимают. Они ненавидят тех ,которые  их  любят  больше   всего – своих  близких.

Учитель:  И,  не  раздумывая долго, третья   свеча угасла. Вдруг… в комнату  вбежал   маленький    ребенок, оглядевшись,   он   увидел  3 потухшие  свечи, испугался  и   закричал: » Что вы делаете?  Вы должны гореть - я боюсь темноты!»

 Учитель : Произнеся  это, он заплакал.
Взволнованная , четвертая  свеча  успокоила  его:

4 уч. :  »Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: Я – надежда!

(Видеоролик  «Машина  времени».  Песня  «Пока не  меркнет свеча, пока  горит свеча)

ІІІ. Подведение  итогов  урока.

4. Домашнее   задание:  прочитать    роман       Л.Пастернака   «Доктор                            Живаго»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мне каждый вечер зажигают свечи,
И образ твой окуривает дым, -
И не хочу я знать, что время лечит,
Что все проходит вместе с ним.

Я больше не избавлюсь от покоя:
Ведь все, что было на душе на год вперед,
Не ведая, она взяла с собою -
Сначала в порт, а после - в самолет.

Мне каждый вечер зажигают свечи,
И образ твой окуривает дым, -
И не хочу я знать, что время лечит,
Что все проходит вместе с ним.

В душе моей - пустынная пустыня, -
Ну что стоите над пустой моей душой!
Обрывки песен там и паутина, -
А остальное все она взяла с собой.

Теперь мне вечер зажигает свечи,
И образ твой окуривает дым, -
И не хочу я знать, что время лечит,
Что все проходит вместе с ним.

В душе моей - все цели без дороги, -
Поройтесь в ней - и вы найдете лишь
Две полуфразы, полудиалоги, -
А остальное - Франция, Париж...

И пусть мне вечер зажигает свечи,
И образ твой окуривает дым, -
Но не хочу я знать, что время лечит,
Что все проходит вместе с ним.

http://www.x-lines.ru/icp/abW02/0066cc/0/34/PRvladimirPRvqsockiI.png 

 

 

 

 

 

 

Пока горит моя свеча
Насколько в ней достанет воска,
Хочу быть так же горяча,
Хочу быть так же светоносна.

И счастье старое сберечь
И к счастью новому стремиться,
Чтоб чудом вновь зажжённых свеч
Успеть при жизни насладиться.

Пока горит моя свеча,
Роняя отсветы и блики,
Хочу любви равновеликой,
Но не на острие меча.

Хочу талантливых стихов
И благовидности в поступках,
Хочу планете нашей хрупкой
Поболе пожелать веков.

Пока горит моя свеча,
Я верю – это не случайно.
Она, зажжённая от тайны,
Предтеча нового луча.

http://www.x-lines.ru/icp/abW02/0066cc/0/34/PRlIG1PRbruskinaIG1.png 

 

 

Стихи читают при свечах –
… стихи и свечи…
Что может лучше передать
… желанье встречи?
Что может лучше отразить
… сердец волненья?
И успокоить-напоить
… души стремленья?
Стихи и свечи – два огня, –
… два чистых света…
Стихи читают при свечах –
… два человека…

                              Легенда   о  свече.

Свеча  ничего не  теряет,  если  от  ее  огня  зажигается  другая.

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось,, как они разговаривают.
 

Первая сказала: ” Я СПОКОЙСТВИЕ. К  сожалению ,люди не умеют  хранить меня. Думаю, мне не остаётся ничего  другого , как погаснуть!” И огонек этой  свечи  погас.
 

Вторая  свеча  печально произнесла: ” Я ВЕРА . Но,к сожалению ,я никому  не  нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше…”

 Едва  она  произнесла   это, как  подул   легкий   ветерок и погасил свечу.
 

Очень расстроенная, третья  свеча промолвила : ” Я ЛЮБОВЬ .Но  у меня  нет  больше  сил гореть  дальше. Люди  не   ценят   меня и не понимают. Они ненавидят тех ,которые  их  любят  больше   всего – своих  близких.” Долго  не раздумывая, и  эта свеча угасла.


Вдруг… в комнату  вбежал   маленький    ребенок,  увидел  3 потухшие  свечки, испугался  и   закричал: ” ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ? ВЫ ДОЛЖНЫ ГОРЕТЬ – Я БОЮСЬ ТЕМНОТЫ!” Произнеся  это, он заплакал.
 

Взволнованная  четвертая  свеча  успокоила  его: ” НЕ БОЙСЯ И НЕ ПЛАЧЬ! ПОКА Я ГОРЮ, ВСЕГДА МОЖНО ЗАЖЕЧЬ И ДРУГИЕ ТРИ СВЕЧИ: Я – НАДЕЖДА!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

                                       

 

 

Ответ  Деда  Мороза   леди Натали  :

                                     

    

                                              

                          

                                                                                                       

                              

                                                 

Портрет    моего    класса

         Работаю   я  с ребятами  5-А класса  первый год,  так  что  мы  с ними  только  узнаем  друг друга.

         В нашем  классе, как на  цветочной клумбе,- разнотравье цветов  всех сортов и оттенков!  Иногда  их кажется  во  много  раз больше,  чем  21 -  это  на  перемене!  А  иногда  меньше: это  когда учитель задает  вопрос, и не  слышно в ответ  ни  звука - одни головки  опущенные видны и ни-ко-го   не  слышно!  Девочек  всего  8, зато  мальчишек - 13 !  И каждый  ребенок- индивидуальность!

        Есть  у нас  лидеры  в  учебе. Это  Андрей Дьяченко, Юра  Дейкало, Юля  Денисенко, Лена  Пономаренко  И  Катя  Шелудякова.   Эти  ребята  пришли  в  5 класс   с  высоким  уровнем знаний.  Нарисовать  и придумать  что-нибудь  эдакое - это  Наташа  Мостова ,Юля  Денисенко   и Ира  Мильческая. Самые  добросовестные  в выполнении  общественных  поручений –Лера  Тищенко, Даниил  Годунов, Юра  Дейкало,  Активные  участники   художественной  самодеятельности  -  Андрей  Дьяченко  Костя Александров, Алина  Корниенко, Лена  Пономаренко,  Наташа  Мостова. Отъявленный  футболист  - Лебедь Даниил,  у  него  футбол  на  1 месте в  жизни! Увлекаются  спортом  и  Саша  Сердечный, Саша Прядко, Руслан Кирокосян,  Максим Щигров.   В музыкальной школе  обучаются  Лена  Пономаренко,  Алина  Корниенко,  Костя  Александров  и  Андрей Дьяченко..

     Есть  в  нашем  классе яркие, бросающиеся  в  глаза  детки-растения, не  всегда  поступающие    по совети   и справедливости.  Иногда с  помощью  кулака  ,доказывающие  свою правоту :Саша  Сердечный, Лебедь Даниил, Руслан  Киракосян… А  есть  те, кто имеет  тихий  и  спокойный оттенок –   Сережа  Чуба,  мальчик крупного  телосложения.  Казалось  бы,  все  должны  его  бояться,  но  он  добряк, и  все  время ( по  его  словам)  достается  ему. Это и Миша  Макарук, Саша  Прядко,  Саша Кирсанов -  без них мы никак  не  могли  бы  существовать.

    Как  и  в  любом  цветнике, имеются  у  нас  и  сорняки: это  лень, желание  побаловаться  на  уроках, невнимание  к  друзьям –одноклассникам.  Каждый  цветочек  -  ребенок  в  душе Нарцисс - любуется  собой.   А  вот  заставить  его  рассмотреть  в  других  хорошие  качества  и  яркие  краски,  избавиться  от  сорняков-вредителей   вокруг  себя – задача  садовника, т.е  моя, как  классного руководителя.  И  думаю,  что  чем  больше   на них  солнечных  лучиков  моего внимания,  заботы  и  тепла  прольется,  тем  роскошнее  и  пестрее  будет   мой цветничек-класс.

 

              Отчет   о  проделанной   воспитательной  работе   в  классе   за 

             1семестр  2010-2011 года

 

              В  течение  1  семестра    учащиеся  5-а  класса  принимали  активное  участие  во  всех  мероприятиях,  проводимых в  школе.  А это  и  конкурс  «Алло,  мы  ищем  таланты»,  и  сбор  макулатуры, и участие в  конкурсе  на  лучший  герб  и  гимн  школы,   в субботниках  и  спортивных  мероприятиях.

           На  воспитательных  часах  были  проведены    беседы  по  правовому   воспитанию:

-«Навіщо  потрібні  правові знання. Діти  та  їх  права. Конвенція ООН «Про  права  дитини»;

-    «Про відповідальність неповнолітніх за правопорушення»;

-Людину  охороняє  закон»;

-«Констітуція -  основний  Закон  України. Права  та  обов*язки»;

_»Милосердя  як протилежність  жорстокості»,

-«Про  звички  корисні  та  шкідливі»

  а    также  цикл  бесед    по  изучению  и  соблюдению правил  дорожного  движения, противопожарной  безопасности,    предупреждению  травматизма  в  быту. 

Особенно   интересными  для  учащихся  были  тематические  классные  часы  (   в  рисунках  и рассказах):

_»Расскажи  мне  обо  мне»

-«А  этого  вы  обо  мне   не  знаете» (хобби)

 -«Я - своими  глазами .Нравлюсь ли я  себе?»

  Большое     вниманию    уделялось     работе    с  активом   класса  по  оформлению     класного      уголка,  подготовке     классных   ученических  собраний,   выпуску   праздничны  х стенгазет,    подготовке    и   участию      в          Новогоднем         празднике.

 

 

                   Контрольная  работа  по  теме   

«Имя  существительное.  Имя прилагательное.»

                                        В-2

1.Выбрать  правильное  утверждение: Имя    существительное - это самостоятельная   часть   речи, которая   обозначает :а)действие предмета;   б )признак предмета;   в) предмет.

2.Выбрать   группу   имен    сушествительных: а) любить, мама , весна;   б) зимушка, снежинка, метель;       в) играть,  ручка, весело;    

3.Продолжить    предложение : Имена   существительные   могут   относиться  к …, …  ,..  или…..роду. Например:  …..

4.Распределить  И.С.  по  склонениям:

Стол, картина, тетя,  море,  тетрадь, истина,  горе,полотно,  ролик,  площадь.

5.Вставьте,  где   необходимо , ь :   печ…, палач…, ноч…ка, много  стрельбищ…,  возле  рощ…,  камыш…,  …,   ноч…,   печ…ник, приемыш.

6.Раскройте  скобки: (не)правда, а  ложь; (не)друг,   (не)театр,    (не)решительность: (не)здоровье,  ,  (не)вежда.

7.Измените  по  падежем  существительное    УЛЫБКА.

8Продолжите предложение:   Имя прилагательное – это…..............................

9.Выберите  правильное утверждение: Имя    прилагательное    отвечает  на  вопросы  :  а)  Кто?что?  б)Что  делать? Что сделать?   в)Какой? Чей?….

10.Выберите  группу  имен  прилагательных  а) интересно,  веселый,  смелый; б)  красивый, зимний, скучный ;в) рисующий,  прочитанный, негромкий.

11.Укажите     морфологические    признаки  прилагательного     : СМЕЛОГО  (друга)

12.Раскройте    скобки :  (не)громкий , а  тихий: (не)веселый; (не)равнодушный; (не)интересный,  а  скучный:   (не)высокий;  (не)интересный,    (не)вежественный,   (не)ряшливый,

        Контрольная  работа   по  теме

«Устное  народное   творчество»           5 кл. 

                                

                                                   В-2

 

1.Что  такое   устное  народное  творчество??

 

2) Чем   отличаются   литературные    произведения    от   фольклорных?

 

3) Поговорка - это….

 4) Приведи  пример поговорки.

 5) Укажи пословицу:

А) Труд  кормит ,а лень  портит; Б )Семь  пятниц  на  неделе.

 В)Смотреть  сквозь  пальцы:

6) Допиши   пословицу «Грамоте   учиться  всегда……….».

7) Определи, к какому  жанру  УНТ относится  выражение: »Одна  ласточка  весны  не делает»

 8)Что  такое  загадка?

9)»Расстелился  ковер  по всем  городам, по  всем  пригородам» - это

А) дразнилка; Б) считалка; В) загадка;

10))Укажи  отгадку  к загадке »Без  рук,  без  ног,  а  ворота отворяет».

А) снег; Б) ветер; В) солнце;

11) Приведи  пример   загадки о  явлениях  природы.

12) Что  такое  ритм?

 

 

 

 

 

docx
Додано
25 листопада 2021
Переглядів
2725
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку