1
Дата ___________
Класс –_________
Учитель: Ивчик Виктория Анатольевна
Тема: Внутренние воды Северной Америки
Цель:
Учебная.
Изучить новый материал: показать взаимосвязь между компонентами природы (“река – продукт климата и рельефа”), сформировать знания о внутренних водах Северной Америки: об особенностях режима и хозяйственного использования рек; об озерах и их типах, хозяйственном использовании озер; о ледниках. Научить называть и показывать крупнейшие речные и озерные системы Северной Америки.
Развивающая.
Развивать умение работать с разными источниками знаний – учебником, картой (как особым источником географических знаний); анализировать их, сравнивать, делать выводы, определять и объяснять понятия. Развивать у учащихся системное географическое мышление (пр.- влияние климата и рельефа на внутренние воды материка); творческое и аналитическое мышление, образное видение изучаемого объекта; развивать интеллектуальные способности учащихся, развивать познавательный интерес к предмету.
Воспитательная.
Воспитывать формирование знания правил культуры общения; формирование интереса к географии через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха. Сформировать у школьников активную жизненную позицию бережного отношения к природе, по сохранению и преумножению богатства земли.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: карта полушарий, атлас, ноутбук, электронная презентация «Внутренние воды Северной Америки», опорный конспект маршрутного листа, карточки для самооценки деятельности на уроке «Герб моих достижений».
Методы и приемы: инструктаж учителя, объяснительно – иллюстративный метод, работа с наглядным пособием, применение новых знаний на практике, проблемный, эвристический, ассоциаций, игра «Викторина», путешествие по карте, прием «Найдите соответствие», создание проблемной ситуации, самостоятельная работа в парах с взаимопроверкой, географическая физкультурная минутка, рефлексия.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности.
IV. Актуализация опорных знаний.
V. Изучение нового материала.
VI. Закрепление нового материала.
VII. Итог урока.
VIII. Рефлексия (отношение учащихся к уроку, выставление оценок за работу на уроке).
IX. Домашнее задание.
Ход урока:
Здравствуйте, дорогие ребята! Ребята, для того, чтобы наш урок прошел интересно и активно, давайте проведем небольшой организационный момент.
У вас на столах лежит листок, который называется «Герб моих достижений» и наклейки - кружочки. Подпишите его, и в четыре поля, которые есть на этом гербе, по ходу урока выбудете вклеивать наклейки. И тогда к концу урока мы сможем понять и увидеть, что вы знали раньше, что нового вы узнали на уроке, была ли вам полезна сегодняшняя информация, сможет ли она вам пригодиться в будущем. По ходу урока я буду вас спрашивать и буду вас поощрять вот такими кружочками - смайликами, которые вы тоже будете вклеивать в герб ваших достижений. И к концу урока у нас получится интересная разноцветная картинка вашей активности на уроке, активности самостоятельной и той, к которой буду вас побуждать я. Таким образом, вы сами сможете себя оценить и выставить себе оценку за урок.
Еще у вас на столах лежит карточка, которая называется «Маршрутный лист». По ходу нашего урока мы с вами будем работать в этой карточке, и таким образом сформируем те знания, которые на этом уроке получим.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности.
На доске ключевые слова урока: Реки, озера, болота, ледники, подземные воды, Режим реки. Питание реки. Густота речной сети. Полноводность. Характер течения (горный, равнинный). Протяженность. Характер работы (разрушительный, созидательный). Происхождение котловин, ледники.
Ребята, посмотрите на доску. На ней вывешены ключевые слова сегодняшнего урока, глядя на эти ключевые слова, сформулируйте, предполагаемую тему урока.
Тема сегодняшнего урока «Внутренние воды Северной Америки».
Исходя из темы, какие цели мы поставим перед собой на урок? (~ узнать, какие виды внутренних вод есть на материке, основные речные и озерные системы; уметь: показывать на карте внутренние воды; устанавливать связи: река – климат – рельеф)
Да, на этом уроке мы познакомимся с удивительным миром рек и озер материка. Названия рек Северной Америки оригинальны, например, «Лошадь, которая не устает», «Первая в мире обманщица», «Грязная толстуха», «Отец вод».
Но прежде, чем я вам расскажу об этих реках, давайте вспомним, отчего зависят внутренние воды любого материка? (от климата и рельефа).
- Поэтому прежде чем приступить к изучению новой темы, проверим, как вы усвоили домашнее задание.
Давайте освежим наши знания и проиграем в небольшую игру.
1. Игра «Географическая викторина»:
1. Назовите факторы, формирующие климат Северной Америки? (большая протяженность с севера на юг; почти меридиональное расположение горных хребтов, преграждающих путь влажным ветрам с Тихого и Атлантического океанов; по обширным равнинам, лежащим в центральной части материка, арктические и тропические воздушные массы свободно проникают с севера на юг и с юга на север).
2. Какое влияние на климат оказывают Кордильеры? (барьерная роль – задерживают влажные воздушные массы)
3. Какое грозное явление природы возникает при столкновении арктических и тропических воздушных масс? (торнадо)
4. В каких климатических поясах располагается Северная Америка? (от арктического до субэкваториального)
5. В каком поясе возможно формирование пустынь? (в тропическом)
6. Почему? (область высокого давления – мало осадков)
Молодцы, вы хорошо усвоили тему Климат Северной Америки. Надеюсь, что сегодня на уроке вы получите такие же крепкие знания по теме Внутренние воды.
-Ребята, вспомните:
- Что мы относим к внутренним водам материка? (к внутренним водам относят: подземные и поверхностные воды (реки, озера, болота, ледники).
Внутренние воды
Реки озера болота ледники подземные воды
Прием «Выбери нужное». Опорный конспект.
- Как вы думаете, почему мы с вами изучаем внутренние воды после темы «Климат»? На что влияет климат? Заполните схему, используя ключевые слова на доске.
Климат
режим реки питание реки густота речной сети полноводность
- По характеру течения реки бывают бурные и спокойные, длинные и короткие.
От какого компонента природы это зависит? (от рельефа)
Рельеф
Характер течения реки Протяженность реки Характер работы
(горный, равнинный) (разрушительный, созидательный)
Поэтому еще говорят, что реки – это дети климата и рельефа.
А теперь нам и предстоит выявить влияние этих факторов на реки материка.
V. Изучение нового материала.
- Откройте в атласе физическую карту Северной Америки и контурные карты на страничке физическая карта Северной Америки, откройте также страницу 168 учебника карту «Бассейны стока рек в океаны».
Северная Америка богата внутренними водами.
- В какие океаны впадают реки Северной Америки? (Тихий, Атлант., Сев.-Лед.)
-Сравните площади бассейнов (самый большой – Атлант.). С чем это связано? (Равнинный рельеф)
- Реки какого бассейна самые короткие? (Тихого) Почему? (из-за гор).
- Сравните реки востока и запада материка. На каких реках скорость течения будет выше? Почему? (на западе, т.к. горный рельеф)
-Мы уже знаем, что не только рельеф влияет на реки, но и? (климат).
- Реки каких климатических поясов будут замерзать зимой? (умеренного и субарктического).
- Назовите реки, которые имеют преимущественно снеговое питание? (Юкон, Маккензи)
- Назовите реки с летним половодьем? (горные реки, которые питаются ледниковыми водами – Колорадо, Колумбия)
- Назовите реки с летне-весенним половодьем? (Миссисипи, Миссури).
- Реки играют важную роль в жизни человека. Как вы думаете, какая река также важна для американского народа, как Днепр - для украинского? (Миссисипи).
И сейчас мы отправляемся в видеопутешествие по рекам Северной Америки.
Возьмите, пожалуйста, маршрутные листы и по ходу моего рассказа заполняйте таблицу в них:
Бассейны |
Реки |
1. Северного Ледовитого океана |
Маккензи |
2. Атлантического океана |
Миссисипи, Миссури, Огайо, Арканзас, Ниагара |
3. Тихого океана |
Колумбия, Колорадо, Юкон |
Главной рекой материка считается Миссисипи с Миссури. Это крупнейшая река Атлантического океана. Самая длинная и полноводная река. Американцы называют ее по-разному - «Лошадь, которая не устает». Индейцы называли ее «Мисси Сипи», что означает «великая река», «отец вод». Негры, работавшие на орошаемых плантациях вдоль реки, называли ее «рекой рабства и свободы», потому что за Миссисипи начинался Дикий Запад, свобода. Марк Твен, который был лоцманом на реке, назвал ее первой в мире обманщицей, т.к. она несла в себе много размытых частиц и откладывала их на дне каждый раз в новом месте, образуя мели. И нужно быть очень хорошим лоцманом, чтобы не посадить корабль на мель. Американцам нравится считать длину Миссисипи вместе с Миссури. Это тот случай, когда приток длиннее самой реки. Их общая длина - 6420 км. «Толстой грязнухой» фамильярно называют они Миссури, несущую с Великих равнин огромное количество размытых частиц. У Миссисипи весенне-летнее половодье. Раньше река часто выходила из берегов, разливаясь на большое расстояние, затопляя поля, дороги, снося мосты и постройки. Для защиты от наводнений вдоль русла реки построены дамбы и отводные каналы.
Но главная проблема этой реки – загрязнение. Раньше говорили «Вода в Миссисипи весьма хороша, если ее процедить». Лет пятнадцать назад американцам казалось – мощная Миссисипи все переварит. Органическая отрава, соединения ртути, хрома, свинца, фенолы, нефтепродукты – почти вся таблица Менделеева течет по великому руслу. «В воде взятой ниже Сент-Луиса и разбавленной чистой водой в соотношении 1к100 рыбьи мальки погибли через сутки. Воды Миссисипи непригодны даже для орошения. Она уже никогда не будет такой, как во времена Твена. Сегодня правительство США ассигновало значительную сумму денег для реализации программы по очистке внутренних вод.
К бассейну Атлантического океана относятся еще 2 реки: Гудзон, на которой расположен город Нью-Йорк и Рио-Гранде пограничная река между Мексикой и США.
Нанесите и подпишите на контурную карту реку Миссисипи и ее притоки Миссури, Огайо и Арканзас
Еще одна из рек материка – это Макензи. Она относится к бассейну Северного Ледовитого океана. Вытекает из озера, в устье образует большую дельту. Почти шесть месяцев в году река скована льдом. Ее открыл Александр Маккензи и назвал ее рекой разочарования (искал путь в Тихий океан, а попал в другой). Отметим реку на к/к.
Крупнейшие реки Тихого океана это – Юкон, Колорадо, Колумбия. Самая крупная река из них – Юкон. Длина её почти 3000 км. В переводе с индейского - «Большая река». Она расположена в субарктическом поясе, питание ледниковое, снеговое. Полноводна летом. Почти полгода покрыта льдом. Отметим реку на к/к.
Короткая и стремительная Колумбия названа в честь корабля, моряки которого в 1792 г. открыли устье этой реки.
На материке Северная Америка есть интересный пример связи двух компонентов природы – рельефа и реки, ярко иллюстрирующий разрушительную деятельность рек. Это река Колорадо. За многие миллионы лет, что она протекает здесь, вода вымыла огромное ущелье, которое называется Большой каньон, что значит “труба”, его считают Восьмым чудом Света. Испанцы назвали реку «красная река», т.к. ее ущелье сложено породами красного цвета. Отметим реки на к/к.
- Какая река более полноводна Колумбия или Колорадо? (Колумбия более полноводна, т.к. расположена в умеренном поясе, где выпадает большее количество осадков).
Есть на материке достаточно знаменитая река – Ниагара (“грохочущая”), имеет длину всего 56 км, но на ней находится один из красивейших водопадов – Ниагарский. Возник он более 10 тыс. лет назад. Воды реки падают с высоты 20-этажного дома, выбив у подножья котлован такой же глубины. Это шагающий водопад. Он отступил на 11 км от того места, где зародился. Скорость отступления 1 м в год. Вода Ниагары срывается с уступа образованного известняками, при этом размывает их. И водопад двигается в сторону озера Эри. Шум слышен за десятки километров.
3. Географический практикум по составлению характеристики рек.
- Как будущим путешественникам нам надо уметь составлять характеристики географических объектов по карте. Поэтому сейчас, работая в парах, используя карту и текст учебника стр. 169 вам надо составить краткую характеристику реки по плану. 1-ый ряд даст характеристику реке Миссисипи, 2 ряд – реке Макензи, 3 ряд – реке Юкон. На выполнение задания 3 минуты. Определите, кто будет выступать от пары.
План: 1. В какой части материка течет?
2. Где берет начало? Куда впадает?
3. В каком направлении течет?
4. Объясните зависимость характера течения от рельефа.
5. Определите источники питания реки.
6. Каков режим реки и как он зависит от климата? Проверяем.
Физкультминутка.
Но вы, наверное, очень устали. Пришло время немного отдохнуть. Мы с вами совершим «мысленное» плавание по мировому океану. Я прокладываю маршрут. А вы внимательно следите своим взглядом. Я буду для вас штурманом. Повторяем за мной все действия.
Из Англии на запад
Корабли поплыли.
И к Северной Америке
Лежал наш славный путь.
Америку мы весело
И быстро обогнули.
И позже в Антарктиду
Решили заглянуть.
От холода мы сжались,
С материком расстались.
Средь айсбергов рулили,
Мы долго- долго плыли.
В Австралию примчались,
В кораллах искупались.
На солнце загорали,
Зажмуривши глаза.
И позже все довольные,
Веселые, прикольные,
Счастливые, красивые
Вернулись мы назад.
- С каким видом внутренних вод мы должны еще познакомиться? (с озерами)
- Вспомните, какие по происхождению бывают озерные котловины? (тектонические, вулканические, ледниковые)
Озера
Ледниковые Ледниково- Остаточные Тектонические Вулканические Лагунные
Тектонические
- Как вы думаете, почему именно на севере материка такое большое количество озер? И каково происхождение их котловин? Предполагаемый ответ: север материка был связан с древним оледенением. И поскольку эта территория плиты платформы, то сложена она мягкими породами, в которых ледник и образовал после таяния котловины озер.
Ледниковые – Виннипег, Атабаска, Большое Невольничье, Большое Медвежье
Ледниково- тектонические - Великие Американские озера. Они связаны между собой реками и каналами и поэтому вода как бы перетекает из одного в другое. Озеро Верхнее является крупнейшим по площади пресноводным озером планеты. На озере Гурон расположен самый большой остров мира, расположенный в пресном озере, Манитулин. На острове в свою очередь находится озеро Маниту – самое большое озеро в озере. При этом на озере расположилось несколько островов.
Остаточные - Большое Соленое озеро. Соленость воды в 9 раз выше океанской (пачка соли в трехлитровой банке)
Тектонические – Никарагуа (водятся акулы).
Ледники материка. Заполнение схемы:
Ледники
Покровные (материковые) Горные
о. Гренландия Маласпина (на п-ве Аляска)
Канадский Арктический архипелаг
VI. Закрепление нового материала.
Прием «Пропущенные слова»
У вас в листах маршрутных
Джона Кабота заметки.
Мир Америки ему знаком,
Он считает себя знатоком.
Но много времени прошло,
Водой записки залило.
Не все слова водою смыло,
Восстановить их вам под силу.
Предлагается заполнить пропущенные слова.
Большая часть рек впадает в …. океан. Самая большая река Америки ………Реки бассейна Северного Ледовитого океана имеют преимущественно …… питание. Каньон реки ……называют Восьмым чудом Света. Озера сосредоточены главным образом в …… части материка. Самое большое озеро в Северной Америке…. Ниагарский водопад находится между озерами ………и Эри. Озеро Виннипег происхождения … Великие озера соединяются с Атлантическим океаном рекой ……
Теперь я попрошу вас поменяться своими листами и проверить правильность ответов, исправляя ошибки простым карандашом.
VII. Итог урока.
VIII. Рефлексия (отношение учащихся к уроку, выставление оценок за работу на уроке).
Ребята, вы все – молодцы! Потрудились сегодня на славу! Ваши маршрутные листы я собираю, проверю их и выставлю оценки.
А сейчас давайте поработаем с «Гербом ваших достижений» на уроке. (музыкальная видеопрезентация «Я рисую этот мир») Покажите, пожалуйста, что у вас получилось. И какую оценку вы сами себе поставили за урок?
Ведь правильно сказал Константин Паустовский: «Познания и странствия неотделимы друг от друга». Новых открытий вам, друзья!
IX. Домашнее задание. Прочитать § 36, ответить на вопросы на стр. 172.