Урок "Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. Как возникает ветер?"

Про матеріал

Цель урока: расширить и углубить представление детей о воздухе. Познакомить с некоторыми свойствами воздуха. Расширить представление об использовании воздуха.

Развивать навыки исследовательской деятельности, наблюдательность, умение делать выводы;

Воспитывать бережное отношение к природе, желание её исследовать.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями и умениями, урок формирования первоначальных навыков.

Вид урока: урок с применением информационно-компьютерных технологий.

Оборудование:

1.Индивидуальные карточки для проверки домашнего задания.

2.Применение мультимедийной аппаратуры.

3.Предметы для проведения опытов.

Перегляд файлу

                       Природоведение

                               2 класс

Тема: Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. Как возникает ветер?

Цель урока:  расширить и углубить представление детей о  воздухе. Познакомить с некоторыми свойствами воздуха.  Расширить представление об использовании воздуха.

 Развивать навыки исследовательской деятельности, наблюдательность, умение делать выводы;

 Воспитывать бережное отношение к природе, желание её исследовать.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями и умениями, урок формирования первоначальных навыков.

Вид урока: урок с применением информационно-компьютерных технологий.

Оборудование:

  1. Индивидуальные карточки для проверки домашнего задания.
  2. Применение мультимедийной аппаратуры.
  3. Предметы для проведения опытов.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

 

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдет ваш даром труд,-

Знанья пользу принесут!

- Говорят, как начнёшь день - таким он и будет . Так пусть же сегодня день будет плодотворным, и вы узнаете много нового, интересного и полезного для себя.

      2. Индивидуальный опрос (Индивидуальные задания).

 Задание №1.

                

Задание №2.

                      

Задание №3.

                           

3.Сообщение синоптиков

-Какое сейчас время года?  

-Какие изменения произошли в неживой природе с приходом осени?

-Какие изменения произошли в жизни растений?   

-Какие изменения произошли в жизни животных?   

-Какую работу выполняли люди на полях, в садах, огородах?

-Какие изменения произошли за последнюю неделю? (сколько ясных, облачных, пасмурных, дождливых дней?)

-Какая самая высокая температура за прошедшую неделю?

-Какая самая низкая температура?

-Какая сегодня температура воздуха?

4.Фронтальный опрос.

- Что изучали на предыдущем уроке?  (Какая бывает погода и облачность)  

- Что такое облака? (Висящие в воздухе капли, льдинки и водяной пар)   

- Что такое облачность? (Степень покрытия неба облаками)

- Какие три основных вида облаков вы знаете? (Кучевые, перистые, слоистые).

- Назовите показатели погоды. ( Температура воздуха, осадки, направление и сила ветра, облачность ).

5. Индивидуальный опрос:

- Расскажи об облаках.

- Какие есть показатели погоды? ( Температура воздуха, осадки, направление и сила ветра, облачность ).

- Как называют людей, которые изучают погоду?

6.Сообщение темы и цели урока:

-Сегодня на уроке  мы поговорим об одном веществе, без которого жизнь на Земле не возможна. Это самое распространённое вещество на нашей планете. А какое это вещество – отгадайте…

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый; и все же
Без него мы жить не можем.

-Что же это? (воздух).            Слайд 1

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! Что это? (Воздух)

7. Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня мы будем говорить о воздухе. Воздух – это самое распространенное вещество на нашей планете.

Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом — воздухом. Воздух есть везде — на улице Слайд 2, в комнате Слайд 3, в грунте Слайд 4, в воде Слайд 5. Лю­бое свободное пространство на Земле заполнено воздухом Слайд 6.

8. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня вы узнаете, какие свойства имеет воздух. Как человек использует воздух. Нужно ли воздух охранять? Узнаете, что такое ветер и как он возникает, какую пользу и вред он приносит. Научитесь объяснять результаты опытов и делать выводы. 

9. Изучение нового материала.

- Посмотрите, что у меня в руках? (Глобус)

- Какого цвета больше на глобусе? (Голубого)

- Что обозначено голубым цветом? (Вода)

- Если посмотреть на нашу планету из космоса, то увидим, что на земле больше воды, чем суши. Сушу омывают воды 4-х огромных океанов: Тихого, Атлантического, Индийского и Северно-Ледовитого. Но существует ещё и 5-й океан - самый большой из всех океанов, и вы, ребята, каждую минуту «купаетесь» в нем. Этот океан не соленый, не пресный, без берегов и без воды, невидимый и необозримый.

- Что же это за океан?

- Название этого океана – Атмосфера. Слайд 7

Атмосфера - это гигантская воздушная оболочка, которая про­стирается вверх на сотни километров. Толщина атмосферы в раз­ных частях планеты неодинакова. Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи солнца сожгли бы все живое. Да и человек без воздуха не смог бы прожить и 5-ти минут.

Первыми учёными, которые стали изучать состав воздуха и его свойства, были Джозеф Пристли и Антуан Лавуазье.

- Давайте вспомним те свойства воздуха, о которых вы уже знаете.

 Слайд 8 (таблица).

 Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло.

10. Свойства воздуха. Проведение опытов.

- А какие ещё есть свойства у воздуха?

 - Проведём опыты. Они помогут нам ответить на этот вопрос.

Опыт 1.

- Перевёрнутый вверх дном стакан опустим в воду. Я чувствую лёгкое сопротивление. Вы видите, что вода не может заполнить стакан, потому что воздух, находящийся в стакане, не уступает воде своего места. Не вынимая стакан из воды, слегка наклоню его. Мы увидели, что из стакана вышел пузырь воздуха. Часть воды вошла в стакан. Но вода не может заполнить его полностью потому, что в нём находится воздух. Воздух занимает пространство, место в окружающем мире. Знание этого свойства воздуха помогло учёным создать особое устройство для работы под водой:  водолазный колокол.           Слайд 9.

- С помощью подъёмного крана, колокол с находящимися в нём людьми, приборами  и инструментами, погружают в воду. Воздух, находящийся в колоколе, не даёт воде заполнить его. И человек, без специального костюма может некоторое время работать под водой. Например, просмотреть опору для моста или обследовать дно водохранилища.

Опыт 2.

- Я плотно закрою пальцем левой руки отверстие насоса. А правой рукой нажму на поршень.

Мой палец будет ощущать сильное давление воздуха. А поршень, хоть и с трудом, но немного продвинется. Это значит, что воздух можно сжать. Когда я отпущу поршень, то он сам вернётся в первоначальное положение.  Это значит, что воздух обладает упругостью.

Опыт 3.

- Воздух имеет газообразное состояние.

 11. Работа с учебником.

- Чтобы узнать значение слова «газ», прочитаем текст на с.28 учебника.

- Рассмотрим иллюстрацию на с.29 учебника. На первом рисунке изображён воздушный шар, который наполнили воздухом на улице зимой. А на втором рисунке изображен тот же шарик, но который занесли с холода в тёплое помещение.

- Что же произошло с шариком, когда его занесли с холода в тёплое помещение? (увеличился в размерах)

- Чтобы узнать, что происходит с воздухом во время нагревания и охлаждения, проведём опыт.

-  Попробуем выяснить, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении. Я возьму в руки стеклянную колбу с выходящей из неё трубочкой. Опущу её в воду и нагрею теплом своих рук. При нагревании воздух расширяется. Ему не хватает места и из стеклянной трубочки в воду выйдут пузырьки воздуха.

А при охлаждении воздух сжимается и ему требуется меньше места.

Опыт 4.             Слайд 10

Рассмотрите рисунок ещё одного опыта. На рычагах весов уравновешены две стеклянные  колбы. Одну из них подогревают над пламенем спиртовки. Подогретая колба устремляется вверх. Это происходит потому, что тёплый воздух легче холодного. Знание этого свойства воздуха помогло людям создать такой летательный аппарат как воздушный шар. Слайд 11.

 И так тёплый воздух легче холодного.

- Подведём итоги: какими же свойствами обладает воздух?

Слайд 11 (таблица)-(заполняем устно)

 

12. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

А деревья выше, выше.

 

13. Применение свойств воздуха в жизни человека.

Продолжим изучать свойства воздуха и узнаем, где же люди научились применять свойства воздуха?

Слайд12.

- Ни пальто, ни шапка, ни варежки сами не греют. Сохраняют тепло и не пропускают холод вовсе не нитки ткани, а воздух, который прячется между ними. Чем пушистее ткань, тем больше воздуха в ворсинках. А чем больше воздуха, тем теплее. Потому что воздух плохо проводит тепло.

Слайд13.

- Свойство воздуха сжиматься и быть упругим используется в надувных игрушках: мячах, куклах, надувных кругах.

Слайд14.

- А без наполненных сжатых шин не обходится ни один автомобиль, ни велосипед, ни колёсный трактор. Сжатый воздух останавливает на полном ходу железнодорожный состав, воздушные тормоза установлены в автобусах, троллейбусах. При помощи сжатого воздуха открываются и закрываются двери электропоездов.

-Словом воздух работает везде.

14. Беседа о ветре и причинах его возникновении.

 - А как ветер связан с воздухом? Почему он возникает?

Слайд15.        ВИДЕО о ветре.

- Земля  в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного.

Теплый воздух поднимается вверх. А холодный воздух опускается на его место. Вот и возникает ветер. Значит ветер – это движение воздуха.

- Подумайте, как человек заставляет ветер помогать себе?

( Ответы детей).

Слайд16.

Человек строит ветряные мельницы, ветряные электростанции. Ветер надувает паруса кораблей, разносит семена растений на большие расстояния.

Слайд17.

- Но  ветер может быть не только добрым, но и злым. Такой ветер называется ураганом. Он ломает деревья, разрушает дома, переворачивает автомобили, обрывает линии электропередач.

15. Работа в тетради: С.15 (В.А. Тетёркина, С.Н.Погорелова «Природоведение», рабочая тетрадь)    

 - Определим силу ветра на рисунках : сильный, тихий, легкий, умеренный.

- Что помогло определить силу ветра?

16.  Охрана воздуха.

- Ребята, а от чего воздух может загрязняться?   

 Слайд17.

- В городах строится много заводов. Из  труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли, ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ. Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.

- Что же делают люди, чтобы воздух был чистым?

- На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух( электромобили).

Слайд18.

- А главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Вот почему так легко дышится в лесу.

Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.

17.РАБОТА В ГРУППАХ

1 группа: Отметьте красным карандашом то, что загрязняет воздух, зеленым – то, что не загрязняет.

2 группа: Отметьте знаком «+» полезное действие ветра и знаком «–»  вредное действие ветра (рисунки).

3 группа: Дополните предложения.

Презентация работ

- Молодцы, ребята. Дружная работа на уроке помогла вам узнать много интересного о воздухе.

- Давайте же стараться жить так, чтобы на нашей планете воздух всегда был чистым.

Чтобы жизнь торжествовала,

 Охранять нам воздух надо.

 Береги свою планету,

 Ведь другой на свете нету!

 

  18.    Итог урока.

                                        МИКРОФОН

- О чем узнали на уроке?

- Какие свойства имеет воздух?

- Чем полезен ветер?

- Какой вред приносит ветер?

- Как сделать воздух чище?

 

 19.  Д/з: с.28-29 проработать.

Пронаблюдать: как заводы нашего города заботятся о чистоте воздуха. Выясните, как люди используют в быту свойство воздуха плохо проводить тепло.

docx
Додано
30 серпня 2018
Переглядів
2833
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку