Тема №1: ВЯЗАНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА. ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ. НАБОР ПЕТЕЛЬ НАЧАЛЬНОГО РЯДА
Цель: ознакомление учащихся с историей возникновения и развития вязания спицами, с инструментами и материалами для вязания, правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими требованиями; формирование умения подбирать нитки и спицы в зависимости от изделия, набирать петли начального ряда; развитие познавательных способностей и интереса к вязанию спицами; воспитание усидчивости и старательности во время выполнения практической работы; формирование интереса к работе вязальщицы.
Задания для учащихся:
Методы: игра «Пчелиный улей»,рассказ, деловая игра (работа в группах), «микрофон», лабораторная работа, мини-практикум, демонстрация, практическая работа, инструктаж, применение знаний на практике, упражнение «Незаконченное предложение»
Наглядность: образцы изделий, связанных на спицах, образцы спиц, пряжи, ИК «Набор петель начального ряда», опорные карточки: «История вязания спицами», «Инструменты и приспособления», «Виды пряжи», «Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования во время работы со спицами.
ХОД ЗАНЯТИЯ
І.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Создание позитивного настроения.
Чтобы удивить, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда. (Гельвеций).
ІІ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Современный человек стремится к тому, чтобы его одежда отвечала моде и была индивидуальной. Ручное вязание и дает возможность стать дизайнером своей одежды. Овладев основными приемами вязания, можно создать для себя и близких неповторимые вещи, украсить вязаными изделиями свой дом, забавить ребенка связанной игрушкой, сэкономив тем самым семейный бюджет.
ІІІ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ
V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Игра «Пчелиный улей».
Дети работают с опорной карточкой (приложение1), а затем учитель задает вопрос по тексту одному из учеников, тот отвечает на вопрос. После этого сам задает вопрос другому ученику.
2.Подготовка к вязанию.
Деловая игра (работа в группах).
Проведем деловую игру. Представьте себе, что мы открываем трикотажную фабрику, которая будет заниматься изготовлением трикотажных изделий. Нужно организовать несколько творческих групп, которые должны решить организационные вопросы. Какие это вопросы?
«Микрофон»
1. Разработать рекомендации по подбору для работы спиц и приспособлений.
2. Решить вопросы материаловедения: пряжа для вязания и ее виды.
3.Подготовить инструкции по технике безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям во время вязания.
(Учащимся выдается информация, с помощью которой они готовят ответы на вопросы).
Рассказ учителя.
Свойства пряжи
При подборе пряжи необходимо обратить внимание на крутку, равномерность и прочность окраски, упругость нитей, ровноту.
Крутка нити. Сильнокрученная нить не пригодна для вязания спицами, т.к. полотно будет иметь перекос и будет жестким.
Ровнота. Ровноту нити определяют на глаз. Неравномерную по толщине нить используют для рельефных узоров или соединяют с нитью другого цвета для получения меланжированной нити.
Упругость- это способность нити принимать первоначальную форму после растягивания. Если при растягивании нитка пружинит, то она прочна и полотно не будет деформироваться. Если нить рвется при растягивании, значит она плохо скручена и ее необходимо соединять с более прочной нитью.
Прочность окраски. Чтобы проверить нить на прочность окраски нужно ее смочить, положить в белую ткань и прогладить горячим утюгом. Если на ткани не появится цветного пятна, то нить окрашена прочно. Из пряжи, которая имеет непрочную окраску, вяжут однотонные изделия.
Номер пряжи.
На этикетке ниток указывается номер пряжи, выраженный дробным числом, например, 32/2. Номер – это количество метров пряжи приходящееся на 1 грамм. Первое число обозначает толщину ниток. Чем больше число, тем тоньше нитка. Второе число показывает из скольких ниток ее скручено.
Лабораторно-практическая работа: Распознавание пряжи.
Последовательность выполнения:
1.Рассмотреть пряжу.
2.Заполнить таблицу
Свойства пряжи | Образец №1 | Образец №2 | Образец №3 | Образец №4 |
Крутка | ||||
Ровнота | ||||
Упругость | ||||
Прочность окраска | ||||
Горение |
Подбор спиц и пряжи.
Рассказ учителя.
Общий подход к выбору номера спиц таков: чтобы получить рыхлое, ажурное изделие, нужно выбирать спицы большого номера (это относится также к пряже с ворсом и фасонной); чтобы получить изделие плотное, тяжелое, которое бы не растягивалось, спицы нужно подбирать по тоньше.
Для получения вязаного полотна средней плотности следует подбирать спицы, которые будут в 1,5-2 раза толще пряжи.
Мини-практикум.
1.Определить номер спиц.
2.Из набора спиц подобрать спицы и пряжу.
3.Дать рекомендации по использованию пряжи для вязания.
4.Заполнить таблицу:
Образец №1 | Образец №2 | Образец №3 | Образец №4 | |
Номер спиц | ||||
Пример изделия |
3. Профориентация
Учитель. А кто же трудится в трикотажном цехе?
(работа с профессиограммой)
4.Набор петель начального ряда.
Рассказ учителя.
Вязать изделие начинают с набирания петель начального ряда. Вариантов набора петель для начала работы немало: из одной или двух нитей, с утолщенным или ажурным краем, с бахромой или сдвоенных петель и т.д. Петли можно набирать на одну или на две сложенные вместе спицы. Однако из всего этого разнообразия способов нужно выбрать тот, при котором край изделия будет удачно сочетаться с узором вязки. Чаще всего пользуются набором на 2 спицы. При таком способе набора первый ряд не будет затянутым, край изделия будет слегка утолщенным и подходит для большинства видов вязок. Для образования начального ряда от клубка отматывают нить втрое большую от ширины изделия.
5.Демонстрация приемов набора петель.
6. Физкультминутка.
А часы идут, идут
ІУ.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
«Набор петель начального ряда»
Работа с инструкционной картой (приложение 5)
VI.ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Заключительное слово учителя:
Правильно подобранные спицы и пряжа – первый шаг к качественному выполнению вязаного изделия. Нужно помнить, что внешний вид изделия зависит от плотности вязания. Оно должно быть таким, чтобы изделие было эластичным, не имело дыр, имело желаемую форму.
Упражнение «Незаконченное предложение»
Приложение 1
Опорная карточка
«История вязания спицами»
Вязание - процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы, игла) или на специальной машине:
Мы обращаемся к старинному рукоделию, начало которого теряется в глубинах истории. Древнейшие вязаные изделия, обнаруженные в области Старого света, относятся к 4-5 вв н.э, а на территории Нового Света (Перу) – к 3 в.н.э. А что было раньше? Ведь древнейшие находки свидетельствуют уже о высокоразвитой технике вязания. Поэтому исследователи стремятся доказать, что люди действительно задолго до начала нашей эры владели техникой вязания и применяли ее. В различных странах Востока есть доказательства использования вязаных предметов одежды в древнейшие времена. В гробнице Аменемхта в Бени-Хасане был обнаружен настенный рисунок, относящийся приблизительно к Х1Х веку до н.э. и изображающий семитов. Четыре женские фигуры среди них одеты в подобие вязаных жакетов. В развалинах дворца Сенахериба в Ниневии был найден рельеф воина в носках, поразительно напоминающих современные.
Вязание было известно еще во времена Тройской войны, в период создания “Илиады" и “Одиссеи" Гомера. Как известно, Пенелопа, ожидавшая возвращения своего мужа Одиссея, сдерживала нетерпеливых женихов обещанием, что выйдет замуж, как только будет готов свадебный убор, но по ночам всегда распускала то, что за день соткала. И на древнегреческих вазах времен Тройской войны встречаются изображения пленной тройской знати в узких, облегающих штанах, напоминающих вязаные трико из торжественного убора венецианских дожей эпохи на 2500 лет позже.
Более реальную основу представляют две группы находок – в Перу (3 в.н.э.) и на территории Европы (4-5 вв н.э.). К эпохе перуанской культуры Прато-Наска относится редкий экземпляр декоративного вязаного пояса с мотивом колибри. Сложность рисунка, тонкость деталей и расцветки свидетельствуют о высокой технике вязания. Оригинал является экспонатом Текстильной галереи Института Искусств в Детройте. Сохранились некоторые экземпляры вязаных предметов 4-5 вв. н.э., обнаруженные в коптских гробницах в Египте. Детский вязаный носок из цветной шерсти выполнен сравнительно сложной техникой. Большой палец отделен от остальных пальцев, между ними проходит ремешок сандалии. Находки хранятся в Музее императора Фридриха в Берлине и в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Приблизительно к этому же периоду относятся вязальные спицы, обнаруженные в германских гробницах.
А вот в Европу вязание привезли египетские христиане – копты. В свои поездки в европейские страны с миссионерскими целями они брали вязаные вещи, которые привлекали внимание европейцев, и техника вязания была перенята ими. Но поначалу, в Европе вязание стало прерогативой мужчин, они вязали себе чулки и надевали их по нескольку пар. В 13 в. вязание во Франции превратилось в очень прибыльное производство, к которому не допускались женщины. Мужчины вязали разную одежду, и чулки, и перчатки, даже шляпы кардиганы. Благодаря вязанию, в Шотландии был создан традиционный берет, ставший символом этой страны.
В 1589 г. был изобретен вязальный станок, его создатель, Уильям Ли был помощником приходского священника. Благодаря его изобретению вязание одежды превратилось в отрасль промышленности со своими предприятиями, которые вытеснили артели вязальщиков. К тому же, связанные на станке изделия имели более низкую стоимость и большие масштабы производства. Но, ни одна произведенная станочным способом вещь, не могла сравниться и повторить узор подобный созданному вручную. Это и помогло вязанию не превратиться полностью в машинное производство, а сохранить свою уникальность и оригинальность исполнения.
Приложение 2
Опорная карточка
Инструменты и приспособления.
Спицы — это основной инструмент вязальщицы. В зависимости от того, из какого материала они выполнены, Спицы могут быть алюминиевые, стальные, деревянные, костяные, пластмассовые и др. Спицы должны быть абсолютно гладкими, чтобы петли по ним могли легко скользить, и иметь удобный для работы конец, не слишком тупой и не слишком острый. В первом случае он растягивает петли, во втором – расщепляет нитку. При вязании нужно учитывать материал, из которого они изготовлены.
Сравнительная характеристика спиц для вязания
Материал для спиц | Преимущества | Недостатки |
Сталь | Не пачкают пряжу, нитки легко скользят, прочные | тяжелые |
Алюминий | легкие | Пачкают светлую пряжу, легко деформируются |
Пластмасса | легкие | Легко ломаются |
Определение номера спиц
С помощью линейки Измеряя диаметр отверстия
на бумаге
Спицы для вязания имеют разную форму: прямые длинные (с одним рабочим концом), прямые короткие (с двумя рабочими концами), круговые (соединенные леской или пластмассовой трубочкой).
Виды спиц |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Помимо спиц, для вязания используют и вспомогательные инструменты, которые существенно облегчают работу вязальщицы:
Вязальная булавка очень похожа на большую английскую булавку. Ее используют для того, чтобы временно оставить петли, петли переносят на булавку и застегивают ее.
Ограничители петель изготавливают из мягкой резины, они понадобятся, если вы захотите отложить вязание. Благодаря этим приспособлениям, петли не соскользнут со спиц. Они же позволят вашей работе хорошо перенести транспортировку.
Счетчик рядов одевается на спицы. У него есть маленький счетный механизм, который переводят вручную после каждого провязанного ряда. Таким образом, в любое время можно увидеть, какой ряд узора находится в работе.
Шпульки для пряжи, имеющие форму рыбок, облегчают вывязывание цветных узоров. На них отматываются нити небольшой длины, и таким образом становится ненужным вязать от громоздких клубков.
Скрепки для маркировки петель - это небольшие детали , которые можно закреплять на петлях во время работы. Ими можно отмечать провязанные раппорты, места отверстий для пуговиц, места перехода к новому кругу или другие необходимые точки.
Качество вязаного изделия зависит от правильно подобранной пряжи. Пряжа должна соответствовать назначению изделия, его фасону, стилю и т.д. Сегодня в мире вязаной моды существует огромное количество разнообразной пряжи. Для вязания на спицах используют шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные, синтетические и другие нити.
Рассмотрим некоторые виды пряжи:
Правила техники безопасности и
санитарно-гигиенические требования
Приложение 5
ИК «Набор петель начального ряда»
Последовательность вязания | Рисунок |
Набор петель из двух нитей | |
Концом нити обвести вокруг большого и указательного пальцев левой руки | |
Две спицы взять в правую руку и подвести под нитку. | |
Повернуть спицы в бок большого пальца | |
Ввести спицы в петлю на большом пальце | |
Подхватить нитку с указательного пальца и ввести спицы в петлю на большом пальце | |
Сбросить петлю с большого пальца | |
Затянуть петлю на спицах | |
Набрать нужное количество петель | |
Вытянуть одну спицу | |
Набор петель с утолщенной нижней цепочкой. | |
Набирают петли так же, но конец нити, из которого образуется петля на большом пальце, складывается вдвое. | |
Набор петель из одной нити | |
В правую руку взять конец нити и одну спицу. Продолжение нити зажать в левой руке между мизинцем и безымянным пальцем и далее поместить ее на указательном. | |
Ввести спицу острием на себя под нить на указательном пальце. | |
Образовавшуюся петлю сбросить с указательного пальца и затянуть на спице. | |
Декоративный набор петель – « болгарский зачин» | |
Конец нити сложить вдвое и расположить в левой руке так, чтобы сдвоенная нить легла на большой палец, а одинарная, идущая от клубка, - на указательный. | |
Набрать 2 петли обычным способом | |
Изменить положение утолщенной нити на большом пальце: сбросить ее и тут же подхватить с противоположной стороны пальца. | |
Подвести под нее спицы с внутренней стороны большого пальца и провязать петлю | |
Набирать петли поочередно то с внешней, то с внутренней стороны пальца. |
Тема №1: ВЯЗАНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА. ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ. НАБОР ПЕТЕЛЬ НАЧАЛЬНОГО РЯДА
Цель: ознакомление учащихся с историей возникновения и развития вязания спицами, с инструментами и материалами для вязания, правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими требованиями; формирование умения подбирать нитки и спицы в зависимости от изделия, набирать петли начального ряда; развитие познавательных способностей и интереса к вязанию спицами; воспитание усидчивости и старательности во время выполнения практической работы; формирование интереса к работе вязальщицы.
Задания для учащихся:
Методы: игра «Пчелиный улей»,рассказ, деловая игра (работа в группах), «микрофон», лабораторная работа, мини-практикум, демонстрация, практическая работа, инструктаж, применение знаний на практике, упражнение «Незаконченное предложение»
Наглядность: образцы изделий, связанных на спицах, образцы спиц, пряжи, ИК «Набор петель начального ряда», опорные карточки: «История вязания спицами», «Инструменты и приспособления», «Виды пряжи», «Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования во время работы со спицами.
ХОД ЗАНЯТИЯ
І.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Создание позитивного настроения.
Чтобы удивить, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда. (Гельвеций).
ІІ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Современный человек стремится к тому, чтобы его одежда отвечала моде и была индивидуальной. Ручное вязание и дает возможность стать дизайнером своей одежды. Овладев основными приемами вязания, можно создать для себя и близких неповторимые вещи, украсить вязаными изделиями свой дом, забавить ребенка связанной игрушкой, сэкономив тем самым семейный бюджет.
ІІІ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ
V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Игра «Пчелиный улей».
Дети работают с опорной карточкой (приложение1), а затем учитель задает вопрос по тексту одному из учеников, тот отвечает на вопрос. После этого сам задает вопрос другому ученику.
2.Подготовка к вязанию.
Деловая игра (работа в группах).
Проведем деловую игру. Представьте себе, что мы открываем трикотажную фабрику, которая будет заниматься изготовлением трикотажных изделий. Нужно организовать несколько творческих групп, которые должны решить организационные вопросы. Какие это вопросы?
«Микрофон»
1. Разработать рекомендации по подбору для работы спиц и приспособлений.
2. Решить вопросы материаловедения: пряжа для вязания и ее виды.
3.Подготовить инструкции по технике безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям во время вязания.
(Учащимся выдается информация, с помощью которой они готовят ответы на вопросы).
Выступление учащихся.
Выступление учащихся.
Рассказ учителя.
Свойства пряжи
При подборе пряжи необходимо обратить внимание на крутку, равномерность и прочность окраски, упругость нитей, ровноту.
Крутка нити. Сильнокрученная нить не пригодна для вязания спицами, т.к. полотно будет иметь перекос и будет жестким.
Ровнота. Ровноту нити определяют на глаз. Неравномерную по толщине нить используют для рельефных узоров или соединяют с нитью другого цвета для получения меланжированной нити.
Упругость- это способность нити принимать первоначальную форму после растягивания. Если при растягивании нитка пружинит, то она прочна и полотно не будет деформироваться. Если нить рвется при растягивании, значит она плохо скручена и ее необходимо соединять с более прочной нитью.
Прочность окраски. Чтобы проверить нить на прочность окраски нужно ее смочить, положить в белую ткань и прогладить горячим утюгом. Если на ткани не появится цветного пятна, то нить окрашена прочно. Из пряжи, которая имеет непрочную окраску, вяжут однотонные изделия.
Номер пряжи.
На этикетке ниток указывается номер пряжи, выраженный дробным числом, например, 32/2. Номер – это количество метров пряжи приходящееся на 1 грамм. Первое число обозначает толщину ниток. Чем больше число, тем тоньше нитка. Второе число показывает из скольких ниток ее скручено.
Лабораторно-практическая работа: Распознавание пряжи.
Последовательность выполнения:
1.Рассмотреть пряжу.
2.Заполнить таблицу
Свойства пряжи |
Образец №1 |
Образец №2 |
Образец №3 |
Образец №4 |
Крутка |
|
|
|
|
Ровнота |
|
|
|
|
Упругость |
|
|
|
|
Прочность окраска |
|
|
|
|
Горение |
|
|
|
|
Подбор спиц и пряжи.
Рассказ учителя.
Общий подход к выбору номера спиц таков: чтобы получить рыхлое, ажурное изделие, нужно выбирать спицы большого номера (это относится также к пряже с ворсом и фасонной); чтобы получить изделие плотное, тяжелое, которое бы не растягивалось, спицы нужно подбирать по тоньше.
Для получения вязаного полотна средней плотности следует подбирать спицы, которые будут в 1,5-2 раза толще пряжи.
Мини-практикум.
1.Определить номер спиц.
2.Из набора спиц подобрать спицы и пряжу.
3.Дать рекомендации по использованию пряжи для вязания.
4.Заполнить таблицу:
|
Образец №1 |
Образец №2 |
Образец №3 |
Образец №4 |
Номер спиц |
|
|
|
|
Пример изделия |
|
|
|
|
Выступление учащихся.
3. Профориентация
Учитель. А кто же трудится в трикотажном цехе?
(работа с профессиограммой)
4.Набор петель начального ряда.
Рассказ учителя.
Вязать изделие начинают с набирания петель начального ряда. Вариантов набора петель для начала работы немало: из одной или двух нитей, с утолщенным или ажурным краем, с бахромой или сдвоенных петель и т.д. Петли можно набирать на одну или на две сложенные вместе спицы. Однако из всего этого разнообразия способов нужно выбрать тот, при котором край изделия будет удачно сочетаться с узором вязки. Чаще всего пользуются набором на 2 спицы. При таком способе набора первый ряд не будет затянутым, край изделия будет слегка утолщенным и подходит для большинства видов вязок. Для образования начального ряда от клубка отматывают нить втрое большую от ширины изделия.
5.Демонстрация приемов набора петель.
6. Физкультминутка.
А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево, вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
ІУ.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
«Набор петель начального ряда»
Работа с инструкционной картой (приложение 5)
VI.ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Заключительное слово учителя:
Правильно подобранные спицы и пряжа – первый шаг к качественному выполнению вязаного изделия. Нужно помнить, что внешний вид изделия зависит от плотности вязания. Оно должно быть таким, чтобы изделие было эластичным, не имело дыр, имело желаемую форму.
Упражнение «Незаконченное предложение»
Приложение 1
Опорная карточка
«История вязания спицами»
Вязание - процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы, игла) или на специальной машине:
Мы обращаемся к старинному рукоделию, начало которого теряется в глубинах истории. Древнейшие вязаные изделия, обнаруженные в области Старого света, относятся к 4-5 вв н.э, а на территории Нового Света (Перу) – к 3 в.н.э. А что было раньше? Ведь древнейшие находки свидетельствуют уже о высокоразвитой технике вязания. Поэтому исследователи стремятся доказать, что люди действительно задолго до начала нашей эры владели техникой вязания и применяли ее. В различных странах Востока есть доказательства использования вязаных предметов одежды в древнейшие времена. В гробнице Аменемхта в Бени-Хасане был обнаружен настенный рисунок, относящийся приблизительно к Х1Х веку до н.э. и изображающий семитов. Четыре женские фигуры среди них одеты в подобие вязаных жакетов. В развалинах дворца Сенахериба в Ниневии был найден рельеф воина в носках, поразительно напоминающих современные.
Вязание было известно еще во времена Тройской войны, в период создания “Илиады” и “Одиссеи” Гомера. Как известно, Пенелопа, ожидавшая возвращения своего мужа Одиссея, сдерживала нетерпеливых женихов обещанием, что выйдет замуж, как только будет готов свадебный убор, но по ночам всегда распускала то, что за день соткала. И на древнегреческих вазах времен Тройской войны встречаются изображения пленной тройской знати в узких, облегающих штанах, напоминающих вязаные трико из торжественного убора венецианских дожей эпохи на 2500 лет позже.
Более реальную основу представляют две группы находок – в Перу (3 в.н.э.) и на территории Европы (4-5 вв н.э.). К эпохе перуанской культуры Прато-Наска относится редкий экземпляр декоративного вязаного пояса с мотивом колибри. Сложность рисунка, тонкость деталей и расцветки свидетельствуют о высокой технике вязания. Оригинал является экспонатом Текстильной галереи Института Искусств в Детройте. Сохранились некоторые экземпляры вязаных предметов 4-5 вв. н.э., обнаруженные в коптских гробницах в Египте. Детский вязаный носок из цветной шерсти выполнен сравнительно сложной техникой. Большой палец отделен от остальных пальцев, между ними проходит ремешок сандалии. Находки хранятся в Музее императора Фридриха в Берлине и в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Приблизительно к этому же периоду относятся вязальные спицы, обнаруженные в германских гробницах.
А вот в Европу вязание привезли египетские христиане – копты. В свои поездки в европейские страны с миссионерскими целями они брали вязаные вещи, которые привлекали внимание европейцев, и техника вязания была перенята ими. Но поначалу, в Европе вязание стало прерогативой мужчин, они вязали себе чулки и надевали их по нескольку пар. В 13 в. вязание во Франции превратилось в очень прибыльное производство, к которому не допускались женщины. Мужчины вязали разную одежду, и чулки, и перчатки, даже шляпы кардиганы. Благодаря вязанию, в Шотландии был создан традиционный берет, ставший символом этой страны.
В 1589 г. был изобретен вязальный станок, его создатель, Уильям Ли был помощником приходского священника. Благодаря его изобретению вязание одежды превратилось в отрасль промышленности со своими предприятиями, которые вытеснили артели вязальщиков. К тому же, связанные на станке изделия имели более низкую стоимость и большие масштабы производства. Но, ни одна произведенная станочным способом вещь, не могла сравниться и повторить узор подобный созданному вручную. Это и помогло вязанию не превратиться полностью в машинное производство, а сохранить свою уникальность и оригинальность исполнения.
Приложение 2
Опорная карточка
Инструменты и приспособления.
Спицы — это основной инструмент вязальщицы. В зависимости от того, из какого материала они выполнены, Спицы могут быть алюминиевые, стальные, деревянные, костяные, пластмассовые и др. Спицы должны быть абсолютно гладкими, чтобы петли по ним могли легко скользить, и иметь удобный для работы конец, не слишком тупой и не слишком острый. В первом случае он растягивает петли, во втором – расщепляет нитку. При вязании нужно учитывать материал, из которого они изготовлены.
Сравнительная характеристика спиц для вязания
Материал для спиц |
Преимущества |
Недостатки |
Сталь |
Не пачкают пряжу, нитки легко скользят, прочные |
тяжелые |
Алюминий |
легкие |
Пачкают светлую пряжу, легко деформируются |
Пластмасса |
легкие |
Легко ломаются |
Каждые из спиц имеют свои достоинства и свои недостатки. Поэтому, если для работы вам нужны тонкие спицы, отдайте предпочтение стальным, т. к. они твердые и очень прочные (толстые стальные спицы неудобны тем, что тяжеловаты). Если же вам нужны толстые спицы, выбирайте деревянные, костяные и другие, т. к. они легкие тонкие. Спицы из этих материалов гнутся и быстро ломаются. Что касается алюминиевых спиц, то они пачкают светлые изделия, поэтому пользоваться ими лучше при вязании изделий из темной пряжи.
Спицы различаются по номерам. Номер спицы – это ее диаметр в миллиметрах. Т. е. спицы №2 имеют диаметр 2 мм, спицы №5 — диаметр 5 мм и т.д. Определить номер спицы, если он не указан на самих спицах, можно, приклав их к линейке или измеряя диаметр отверстия, сделанного спицей в бумаге.
Определение номера спиц
С помощью линейки Измеряя диаметр отверстия
на бумаге
Спицы для вязания имеют разную форму: прямые длинные (с одним рабочим концом), прямые короткие (с двумя рабочими концами), круговые (соединенные леской или пластмассовой трубочкой).
Виды спиц |
Виды спиц |
Рисунок |
Вид вязания |
Примеры изделий |
Прямые длинные (до 40 см) |
|
Плоское |
Детали кофт, свитеров, шарфов |
Прямые короткие (до 15 см) по 5 штук. |
|
Круговое вязание, мелкие детали |
Варежки, перчатки, носки, гольфы, гетры |
Круговые |
|
Круговое и плоское вязание (большие изделия) |
Шапки, свитера, воротники, юбки |
Длинные спицы имеют один рабочий конец и с другого конца ограничены наконечником, который препятствует соскальзыванию петель. Также на наконечнике обычно проставлен номер спиц. Такие спицы подходят для вязания изделий всех видов, кроме тех, которые выполняются по кругу.
Чулочные спицы позволяют выполнять круговое вязание и представляют собой комплект из 5 спиц, каждая из которых имеет 2 рабочих конца. При вязании петли распределяются на 4 спицы и провязываются 5-й спицей. Чулочные спицы очень удобны для вязания носков, варежек, перчаток, для выполнения бейки горловины.
Круговые спицы представляют собой 2 спицы, соединенные эластичным тросиком. Они очень удобны для кругового вязания, а также для вязания широких деталей, когда длины обычных спиц недостаточно для большого количества петель.
Помимо спиц, для вязания используют и вспомогательные инструменты, которые существенно облегчают работу вязальщицы:
Вязальная булавка очень похожа на большую английскую булавку. Ее используют для того, чтобы временно оставить петли, петли переносят на булавку и застегивают ее.
Ограничители петель изготавливают из мягкой резины, они понадобятся, если вы захотите отложить вязание. Благодаря этим приспособлениям, петли не соскользнут со спиц. Они же позволят вашей работе хорошо перенести транспортировку.
Счетчик рядов одевается на спицы. У него есть маленький счетный механизм, который переводят вручную после каждого провязанного ряда. Таким образом, в любое время можно увидеть, какой ряд узора находится в работе.
Шпульки для пряжи, имеющие форму рыбок, облегчают вывязывание цветных узоров. На них отматываются нити небольшой длины, и таким образом становится ненужным вязать от громоздких клубков.
Скрепки для маркировки петель - это небольшие детали , которые можно закреплять на петлях во время работы. Ими можно отмечать провязанные раппорты, места отверстий для пуговиц, места перехода к новому кругу или другие необходимые точки.
Приложение 3
Опорная карточка
Пряжа для вязания, ее виды
Качество вязаного изделия зависит от правильно подобранной пряжи. Пряжа должна соответствовать назначению изделия, его фасону, стилю и т.д. Сегодня в мире вязаной моды существует огромное количество разнообразной пряжи. Для вязания на спицах используют шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные, синтетические и другие нити.
Рассмотрим некоторые виды пряжи:
Приложение 4
Опорная карточка
Правила техники безопасности и
санитарно-гигиенические требования
Приложение 5
ИК «Набор петель начального ряда»
Последовательность вязания |
Рисунок |
Набор петель из двух нитей |
|
Концом нити обвести вокруг большого и указательного пальцев левой руки |
|
Две спицы взять в правую руку и подвести под нитку. |
|
Повернуть спицы в бок большого пальца |
|
Ввести спицы в петлю на большом пальце |
|
Подхватить нитку с указательного пальца и ввести спицы в петлю на большом пальце |
|
Сбросить петлю с большого пальца |
|
Затянуть петлю на спицах |
|
Набрать нужное количество петель |
|
Вытянуть одну спицу |
|
Набор петель с утолщенной нижней цепочкой. |
|
Набирают петли так же, но конец нити, из которого образуется петля на большом пальце, складывается вдвое. |
|
Набор петель из одной нити |
|
В правую руку взять конец нити и одну спицу. Продолжение нити зажать в левой руке между мизинцем и безымянным пальцем и далее поместить ее на указательном. |
|
Ввести спицу острием на себя под нить на указательном пальце. |
|
Образовавшуюся петлю сбросить с указательного пальца и затянуть на спице. |
|
Декоративный набор петель – « болгарский зачин» |
|
Конец нити сложить вдвое и расположить в левой руке так, чтобы сдвоенная нить легла на большой палец, а одинарная, идущая от клубка, - на указательный. |
|
Набрать 2 петли обычным способом |
|
Изменить положение утолщенной нити на большом пальце: сбросить ее и тут же подхватить с противоположной стороны пальца. |
|
Подвести под нее спицы с внутренней стороны большого пальца и провязать петлю |
|
Набирать петли поочередно то с внешней, то с внутренней стороны пальца. |
|