Урок "ВЯЗАНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА. ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ. НАБОР ПЕТЕЛЬ НАЧАЛЬНОГО РЯДА

Про матеріал

Тема №1: ВЯЗАНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА. ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ. НАБОР ПЕТЕЛЬ НАЧАЛЬНОГО РЯДА

Цель: ознакомление учащихся с историей возникновения и развития вязания спицами, с инструментами и материалами для вязания, правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими требованиями; формирование умения подбирать нитки и спицы в зависимости от изделия, набирать петли начального ряда; развитие познавательных способностей и интереса к вязанию спицами; воспитание усидчивости и старательности во время выполнения практической работы; формирование интереса к работе вязальщицы.

Задания для учащихся:

  • узнать интересные факты из истории вязания;
  • уметь распознавать виды пряжи;
  • уметь определять номер спиц;
  • уметь подбирать спицы и пряжу;
  • уметь набирать петли;
  • организовывать рабочее место;
  • соблюдать правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования

Методы: игра «Пчелиный улей»,рассказ, деловая игра (работа в группах), «микрофон», лабораторная работа, мини-практикум, демонстрация, практическая работа, инструктаж, применение знаний на практике, упражнение «Незаконченное предложение»

Наглядность: образцы изделий, связанных на спицах, образцы спиц, пряжи, ИК «Набор петель начального ряда», опорные карточки: «История вязания спицами», «Инструменты и приспособления», «Виды пряжи», «Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования во время работы со спицами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

І.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Создание позитивного настроения.

Чтобы удивить, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда. (Гельвеций).

ІІ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современный человек стремится к тому, чтобы его одежда отвечала моде и была индивидуальной. Ручное вязание и дает возможность стать дизайнером своей одежды. Овладев основными приемами вязания, можно создать для себя и близких неповторимые вещи, украсить вязаными изделиями свой дом, забавить ребенка связанной игрушкой, сэкономив тем самым семейный бюджет.

ІІІ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

  • 1.История вязания спицами.
  • 2.Инструменты и материалы для вязания.
  • 3.Подбор спиц и пряжи для вязания.
  • 4.Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования во время вязания спицами.
  • 5.Профориентация.
  • 6.Набор петель начального ряда

V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • 1.История вязания

Игра «Пчелиный улей».

Дети работают с опорной карточкой (приложение1), а затем учитель задает вопрос по тексту одному из учеников, тот отвечает на вопрос. После этого сам задает вопрос другому ученику.

2.Подготовка к вязанию.

Деловая игра (работа в группах).

Проведем деловую игру. Представьте себе, что мы открываем трикотажную фабрику, которая будет заниматься изготовлением трикотажных изделий. Нужно организовать несколько творческих групп, которые должны решить организационные вопросы. Какие это вопросы?

«Микрофон»

1. Разработать рекомендации по подбору для работы спиц и приспособлений.

2. Решить вопросы материаловедения: пряжа для вязания и ее виды.

3.Подготовить инструкции по технике безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям во время вязания.

(Учащимся выдается информация, с помощью которой они готовят ответы на вопросы).

  • Инструменты и приспособления (приложение 2)
  • Выступление учащихся.
  • Пряжа для вязания спицами (приложение 3)
  • Выступление учащихся.

Рассказ учителя.

Свойства пряжи

При подборе пряжи необходимо обратить внимание на крутку, равномерность и прочность окраски, упругость нитей, ровноту.

Крутка нити. Сильнокрученная нить не пригодна для вязания спицами, т.к. полотно будет иметь перекос и будет жестким.

Ровнота. Ровноту нити определяют на глаз. Неравномерную по толщине нить используют для рельефных узоров или соединяют с нитью другого цвета для получения меланжированной нити.

Упругость- это способность нити принимать первоначальную форму после растягивания. Если при растягивании нитка пружинит, то она прочна и полотно не будет деформироваться. Если нить рвется при растягивании, значит она плохо скручена и ее необходимо соединять с более прочной нитью.

Прочность окраски. Чтобы проверить нить на прочность окраски нужно ее смочить, положить в белую ткань и прогладить горячим утюгом. Если на ткани не появится цветного пятна, то нить окрашена прочно. Из пряжи, которая имеет непрочную окраску, вяжут однотонные изделия.

Номер пряжи.

На этикетке ниток указывается номер пряжи, выраженный дробным числом, например, 32/2. Номер – это количество метров пряжи приходящееся на 1 грамм. Первое число обозначает толщину ниток. Чем больше число, тем тоньше нитка. Второе число показывает из скольких ниток ее скручено.

Лабораторно-практическая работа: Распознавание пряжи.

Последовательность выполнения:

1.Рассмотреть пряжу.

2.Заполнить таблицу

Свойства пряжи

Образец №1

Образец №2

Образец №3

Образец №4

Крутка

Ровнота

Упругость

Прочность окраска

Горение

Подбор спиц и пряжи.

Рассказ учителя.

Общий подход к выбору номера спиц таков: чтобы получить рыхлое, ажурное изделие, нужно выбирать спицы большого номера (это относится также к пряже с ворсом и фасонной); чтобы получить изделие плотное, тяжелое, которое бы не растягивалось, спицы нужно подбирать по тоньше.

Для получения вязаного полотна средней плотности следует подбирать спицы, которые будут в 1,5-2 раза толще пряжи.

Мини-практикум.

1.Определить номер спиц.

2.Из набора спиц подобрать спицы и пряжу.

3.Дать рекомендации по использованию пряжи для вязания.

4.Заполнить таблицу:

Образец №1

Образец №2

Образец №3

Образец №4

Номер спиц

Пример изделия

  • Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования во время вязания спицами (приложение 4)
  • Выступление учащихся.

3. Профориентация

Учитель. А кто же трудится в трикотажном цехе?

(работа с профессиограммой)

4.Набор петель начального ряда.

Рассказ учителя.

Вязать изделие начинают с набирания петель начального ряда. Вариантов набора петель для начала работы немало: из одной или двух нитей, с утолщенным или ажурным краем, с бахромой или сдвоенных петель и т.д. Петли можно набирать на одну или на две сложенные вместе спицы. Однако из всего этого разнообразия способов нужно выбрать тот, при котором край изделия будет удачно сочетаться с узором вязки. Чаще всего пользуются набором на 2 спицы. При таком способе набора первый ряд не будет затянутым, край изделия будет слегка утолщенным и подходит для большинства видов вязок. Для образования начального ряда от клубка отматывают нить втрое большую от ширины изделия.

5.Демонстрация приемов набора петель.

6. Физкультминутка.

А часы идут, идут

  • Тик-так, тик-так,
  • В доме кто умеет так?
  • Это маятник в часах,
  • Отбивает каждый такт (Наклоны влево, вправо.)
  • А в часах сидит кукушка,
  • У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
  • Прокукует птичка время,
  • Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
  • Стрелки движутся по кругу.
  • Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
  • Повернёмся мы с тобой
  • Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
  • А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
  • Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
  • А бывает, что спешат,
  • Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
  • Если их не заведут,
  • То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

ІУ.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

«Набор петель начального ряда»

Работа с инструкционной картой (приложение 5)

VI.ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Заключительное слово учителя:

Правильно подобранные спицы и пряжа – первый шаг к качественному выполнению вязаного изделия. Нужно помнить, что внешний вид изделия зависит от плотности вязания. Оно должно быть таким, чтобы изделие было эластичным, не имело дыр, имело желаемую форму.

Упражнение «Незаконченное предложение»

  • Сегодня на занятии мы…
  • Раньше я не умела, а теперь умею…
  • Это мне понадобится…
  • У меня возникли трудности…

Приложение 1

Опорная карточка

«История вязания спицами»

Вязание - процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы, игла) или на специальной машине:

Мы обращаемся к старинному рукоделию, начало которого теряется в глубинах истории. Древнейшие вязаные изделия, обнаруженные в области Старого света, относятся к 4-5 вв н.э, а на территории Нового Света (Перу) – к 3 в.н.э. А что было раньше? Ведь древнейшие находки свидетельствуют уже о высокоразвитой технике вязания. Поэтому исследователи стремятся доказать, что люди действительно задолго до начала нашей эры владели техникой вязания и применяли ее. В различных странах Востока есть доказательства использования вязаных предметов одежды в древнейшие времена. В гробнице Аменемхта в Бени-Хасане был обнаружен настенный рисунок, относящийся приблизительно к Х1Х веку до н.э. и изображающий семитов. Четыре женские фигуры среди них одеты в подобие вязаных жакетов. В развалинах дворца Сенахериба в Ниневии был найден рельеф воина в носках, поразительно напоминающих современные.

Вязание было известно еще во времена Тройской войны, в период создания “Илиады" и “Одиссеи" Гомера. Как известно, Пенелопа, ожидавшая возвращения своего мужа Одиссея, сдерживала нетерпеливых женихов обещанием, что выйдет замуж, как только будет готов свадебный убор, но по ночам всегда распускала то, что за день соткала. И на древнегреческих вазах времен Тройской войны встречаются изображения пленной тройской знати в узких, облегающих штанах, напоминающих вязаные трико из торжественного убора венецианских дожей эпохи на 2500 лет позже.

Более реальную основу представляют две группы находок – в Перу (3 в.н.э.) и на территории Европы (4-5 вв н.э.). К эпохе перуанской культуры Прато-Наска относится редкий экземпляр декоративного вязаного пояса с мотивом колибри. Сложность рисунка, тонкость деталей и расцветки свидетельствуют о высокой технике вязания. Оригинал является экспонатом Текстильной галереи Института Искусств в Детройте. Сохранились некоторые экземпляры вязаных предметов 4-5 вв. н.э., обнаруженные в коптских гробницах в Египте. Детский вязаный носок из цветной шерсти выполнен сравнительно сложной техникой. Большой палец отделен от остальных пальцев, между ними проходит ремешок сандалии. Находки хранятся в Музее императора Фридриха в Берлине и в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Приблизительно к этому же периоду относятся вязальные спицы, обнаруженные в германских гробницах.

А вот в Европу вязание привезли египетские христиане – копты. В свои поездки в европейские страны с миссионерскими целями они брали вязаные вещи, которые привлекали внимание европейцев, и техника вязания была перенята ими. Но поначалу, в Европе вязание стало прерогативой мужчин, они вязали себе чулки и надевали их по нескольку пар. В 13 в. вязание во Франции превратилось в очень прибыльное производство, к которому не допускались женщины. Мужчины вязали разную одежду, и чулки, и перчатки, даже шляпы кардиганы. Благодаря вязанию, в Шотландии был создан традиционный берет, ставший символом этой страны.

В 1589 г. был изобретен вязальный станок, его создатель, Уильям Ли был помощником приходского священника. Благодаря его изобретению вязание одежды превратилось в отрасль промышленности со своими предприятиями, которые вытеснили артели вязальщиков. К тому же, связанные на станке изделия имели более низкую стоимость и большие масштабы производства. Но, ни одна произведенная станочным способом вещь, не могла сравниться и повторить узор подобный созданному вручную. Это и помогло вязанию не превратиться полностью в машинное производство, а сохранить свою уникальность и оригинальность исполнения.

Приложение 2

Опорная карточка

Инструменты и приспособления.

Спицы — это основной инструмент вязальщицы. В зависимости от того, из какого материала они выполнены, Спицы могут быть алюминиевые, стальные, деревянные, костяные, пластмассовые и др. Спицы должны быть абсолютно гладкими, чтобы петли по ним могли легко скользить, и иметь удобный для работы конец, не слишком тупой и не слишком острый. В первом случае он растягивает петли, во втором – расщепляет нитку. При вязании нужно учитывать материал, из которого они изготовлены.

Сравнительная характеристика спиц для вязания

Материал для спиц

Преимущества

Недостатки

Сталь

Не пачкают пряжу, нитки легко скользят, прочные

тяжелые

Алюминий

легкие

Пачкают светлую пряжу, легко деформируются

Пластмасса

легкие

Легко ломаются

  • Каждые из спиц имеют свои достоинства и свои недостатки. Поэтому, если для работы вам нужны тонкие спицы, отдайте предпочтение стальным, т. к. они твердые и очень прочные (толстые стальные спицы неудобны тем, что тяжеловаты). Если же вам нужны толстые спицы, выбирайте деревянные, костяные и другие, т. к. они легкие тонкие. Спицы из этих материалов гнутся и быстро ломаются. Что касается алюминиевых спиц, то они пачкают светлые изделия, поэтому пользоваться ими лучше при вязании изделий из темной пряжи.
  • Спицы различаются по номерам. Номер спицы – это ее диаметр в миллиметрах. Т. е. спицы №2 имеют диаметр 2 мм, спицы №5 — диаметр 5 мм и т.д. Определить номер спицы, если он не указан на самих спицах, можно, приклав их к линейке или измеряя диаметр отверстия, сделанного спицей в бумаге.

Определение номера спиц

С помощью линейки Измеряя диаметр отверстия

на бумаге

Спицы для вязания имеют разную форму: прямые длинные (с одним рабочим концом), прямые короткие (с двумя рабочими концами), круговые (соединенные леской или пластмассовой трубочкой).

Виды спиц

  • Виды спиц
  • Рисунок
  • Вид вязания
  • Примеры изделий
    • Прямые длинные (до 40 см)
  • Плоское
  • Детали кофт, свитеров, шарфов
    • Прямые короткие (до 15 см) по 5 штук.
  • Круговое вязание, мелкие детали
  • Варежки, перчатки, носки, гольфы, гетры
    • Круговые
  • Круговое и плоское вязание (большие изделия)
  • Шапки, свитера, воротники, юбки
    • Длинные спицы имеют один рабочий конец и с другого конца ограничены наконечником, который препятствует соскальзыванию петель. Также на наконечнике обычно проставлен номер спиц. Такие спицы подходят для вязания изделий всех видов, кроме тех, которые выполняются по кругу.
    • Чулочные спицы позволяют выполнять круговое вязание и представляют собой комплект из 5 спиц, каждая из которых имеет 2 рабочих конца. При вязании петли распределяются на 4 спицы и провязываются 5-й спицей. Чулочные спицы очень удобны для вязания носков, варежек, перчаток, для выполнения бейки горловины.
    • Круговые спицы представляют собой 2 спицы, соединенные эластичным тросиком. Они очень удобны для кругового вязания, а также для вязания широких деталей, когда длины обычных спиц недостаточно для большого количества петель.

    Помимо спиц, для вязания используют и вспомогательные инструменты, которые существенно облегчают работу вязальщицы:

    • Вязальная булавка

    Вязальная булавка очень похожа на большую английскую булавку. Ее используют для того, чтобы временно оставить петли, петли переносят на булавку и застегивают ее.

    • Ограничитель петель

    Ограничители петель изготавливают из мягкой резины, они понадобятся, если вы захотите отложить вязание. Благодаря этим приспособлениям, петли не соскользнут со спиц. Они же позволят вашей работе хорошо перенести транспортировку.

    • Счетчик рядов

    Счетчик рядов одевается на спицы. У него есть маленький счетный механизм, который переводят вручную после каждого провязанного ряда. Таким образом, в любое время можно увидеть, какой ряд узора находится в работе.

    • Шпульки для пряжи

    Шпульки для пряжи, имеющие форму рыбок, облегчают вывязывание цветных узоров. На них отматываются нити небольшой длины, и таким образом становится ненужным вязать от громоздких клубков.

    • Скрепки для маркировки петель

    Скрепки для маркировки петель - это небольшие детали , которые можно закреплять на петлях во время работы. Ими можно отмечать провязанные раппорты, места отверстий для пуговиц, места перехода к новому кругу или другие необходимые точки.

    • Приложение 3
    • Опорная карточка
    • Пряжа для вязания, ее виды

    Качество вязаного изделия зависит от правильно подобранной пряжи. Пряжа должна соответствовать назначению изделия, его фасону, стилю и т.д. Сегодня в мире вязаной моды существует огромное количество разнообразной пряжи. Для вязания на спицах используют шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные, синтетические и другие нити.

    Рассмотрим некоторые виды пряжи:

    • Лен наиболее крепкая пряжа. Изделия изо льна легче впитывают влагу и легче сохнут, чем вязаные изделия из хлопка или шерсти. Лен не сжимается при высоких температурах и не садится. При жаркой и очень жаркой погоде изделия изо льна предпочтительнее хлопчатобумажным. Лен сложно красить или выбеливать. Поэтому, наиболее часто встречается пряжи изо льна, естественных, серо-бежевых цветов.
    • Хлопок. Пряжа из хлопка, по своему составу, тяжелая, плотная и не эластичная. Красится хлопок хорошо и почти не выгорает. При специальной обработке щелочью достигается блеск хлопковой нити. Типичный образец такой обработки - пряжа "ирис". По прочности хлопчатобумажная пряжа уступает льняной или шелковой, но превосходит шерстяную. Хлопок сильно "садится", а также долго сохнет. Эффект согревания у хлопка достаточно низкий, но выше чем у льна. Поэтому изделия из хлопка можно носить при не сильно жарких и средних температурах. Из-за того, что пряжа из хлопка не эластичная, то и требования к вязаным изделиям у нее свои. Из такой пряжи плохо получаются резинки и фактурные узоры. Хлопок часто используют в составе смесовых пряж (с шерстью или акрилом).
    • Экологически чистая пряжа, так называемая, экопряжа, изготовленная из экологически чистых хлопка и льна. которые выращены без применения пестицидов и окрашена исключительно натуральными красителями. Палитра цветов натуральных красителей несколько беднее, чем химических, однако, она включает в себя весь спектр природных тонов. От песочно-бежевых и золотисто-желтых, до оранжевых, от цвета индиго и цвета тростника, до темно-коричневых. Правила ухода за экопряжей, которые необходимо строго соблюдать, приводятся на этикетке.
    • Шелк. Шелковая нить хорошо держит тепло. На нем практически не образуются катышки. Он достаточно крепкий, не деформируется и прекрасно красится. Изделия из шелка хорошо поглощают влагу. Для вязания используют, в основном, смесовые виды шелковой пряжи. Такие как шелк и хлопок, шелк и синтетические нити, шелк и шерсть.
    • Искусственный шелк. Искусственный шелк быстро сохнет, но недостаточно прочен. В чистом виде для вязания практически не используется. Добавляется к другим видам пряжи, для улучшения их характеристик.
    • Шерсть. По своим характеристикам шерстяная пряжа легче, чем растительная и более эластичная. Лучше удерживает тепло. Не так быстро намокает во влажной среде, как хлопок, но менее прочная. К недостаткам шерстяной пряжи можно отнести ее сваливаемость и образование на ней катышков при трении. Причем, чем слабее скручена пряжа, тем сильнее проявляются эти недостатки. Для того чтобы от них избавится, а также, чтобы придать пряже другие положительные характеристики, в шерстяную пряжу добавляют искусственное или растительное волокно. Стал уже классическим пример шерстяной пряжи и акрила. Причем, чаще всего, такая пряжа становится дешевле. Следует учитывать при стирке изделий из шерсти и такую ее особенность, как растяжение (особенно в мокром виде).
    • Мериносовая шерсть. Тонкая пушистая шерсть овцы мериноса. В нее редко добавляют другие виды волокон, и если добавляют, то только для того, чтобы сделать шерсть дешевле, а не улучшить ее качество. Она является идеальной для детских вещей, т.к. не раздражает кожу. Мериносовая шерсть дороже, чем обыкновенная шерсть.
    • Мохер. Это шерсть ангорских коз. Она длинная, тонкая, прочная с шелковистым блеском. Очень часто мохером называю любую пушистую пряжу, но это не так. Существует "мохер" из синтетических нитей. Подобную шерсть получают из оренбургских коз. Оренбургские пуховые платки это и есть настоящий мохер. Мохеровая шерсть достаточно дорога, и ее чаще всего прядут с шерстяной или искусственной нитью. Мохер хорошо окрашивается. Легко очищается от грязи. Стирают мохер очень аккуратно, чтобы не потерять его "пушистости".
    • Ангора. Это мягкий, легкий пух ангорских кроликов. В чистом виде эта шерсть практически не используется. Во-первых, потому что достаточно дорога, и, во-вторых, потому что совершенно не эластична. Но ангора просто идеальна в составе шерсти, мериносовой шерсти или акрила.
    • Верблюжья шерсть. Есть два вида верблюдов Бактрианский и Викуна. Шерсть Бактрианского верблюда ценится меньше чем его южноамериканского собрата, к тому же она немного хрупкая. Верблюжья шерсть практически не отбеливается и поэтому бывает либо естественного цвета, либо темного или черного цвета. Шерсть верблюда Викуна - это королева среди шерсти. Шерстяной покров Викуна, бывает готов к стрижке только один раз в год, когда его шерсть наиболее тонка. Шерсть этого верблюда не самая дорогая.
    • Кашемир. Пряжа очень легкая, теплая и мягкая, но она слишком восприимчива к трению и образованию катышков, поэтому чистого кашемира вы практически не найдете. Как правило, его смешивают с шерстяным волокном в разных пропорциях.
    • Альпак. Шерсть Альпаки ценится дороже. В настоящий момент шерсть ламы и альпака подразделяют на 22 цветовых оттенка. Начиная от чисто белого, далее бежевого, серебряного, коричневого и черного. Из-за того, что отдельные волокна шерсти длинные, шерсть альпака не сваливается и практически не образует катышков. Пряжа из этой шерсти более плотная, и поэтому в изделии полотно часто "висит". Есть одна особенность хранения шерсти альпака. Она не выносит нафталин. Поэтому, против моли использую природные средства, лаванду, табак или кедр. Пряжа альпака, как правило ,используется в чистом виде.
    • Вискоза - это искусственное волокно, для вязания в чистом виде встречается не так часто т.к. имеет много недостатков. Обычно входит в состав смесовой пряжи. Чаще всего с хлопком. Само вискозное волокно дешевое, впрочем, как и многие другие виды искусственных волокон.
    • Фасонная пряжа - пряжа, полученная путем смешения различных по цвету и по качеству волокон, а также пряжа, изготовленная по особой технологии (например, лентовидная пряжа, нити которой не спрядены, а связаны или сотканы). Для получения фасонной пряжи натуральные волокна часто смешивают с синтетическими волокнами или металлизированными нитями. Состав пряжи указывается на этикетке мотка. Фасонная пряжа идеальна для вязания гладких и крупно раппортных узоров, а также для широких кос. Изделия из фасонной пряжи, как и чистошерстяные, рекомендуется стирать вручную и сушить в разложенном виде.
    • Приложение 4
    • Опорная карточка

    Правила техники безопасности и

    санитарно-гигиенические требования

    • хранить спицы в горизонтальном положении;
    • не размахивать рукой, в которой находится спица;
    • передавать спицы тупым концом вперед или в горизонтальном положении;
    • запрещается направлять острый конец спиц в сторону товарища;
    • по окончании работы спицы положить в пенал или воткнуть в клубок;
    • сидеть прямо, на всей поверхности стула, прислонившись к спинке;
    • свет должен падать слева;
    • локти опущены и слегка прижаты к туловищу;
    • клубок должен находиться слева в коробке или пакете;
    • вязание располагать на расстоянии 30-40 см от глаз;
    • каждые 40-50 минут нужно делать перерыв на 10 мин;
    • под ноги можно поставить стульчик.

    Приложение 5

    ИК «Набор петель начального ряда»

    Последовательность вязания

    Рисунок

    Набор петель из двух нитей

    Концом нити обвести вокруг большого и указательного пальцев левой руки

    Две спицы взять в правую руку и подвести под нитку.

    Повернуть спицы в бок большого пальца

    Ввести спицы в петлю на большом пальце

    Подхватить нитку с указательного пальца и ввести спицы в петлю на большом пальце

    Сбросить петлю с большого пальца

    Затянуть петлю на спицах

    Набрать нужное количество петель

    Вытянуть одну спицу

    Набор петель с утолщенной нижней цепочкой.

    Набирают петли так же, но конец нити, из которого образуется петля на большом пальце, складывается вдвое.

    Набор петель из одной нити

    В правую руку взять конец нити и одну спицу. Продолжение нити зажать в левой руке между мизинцем и безымянным пальцем и далее поместить ее на указательном.

    Ввести спицу острием на себя под нить на указательном пальце.

    Образовавшуюся петлю сбросить с указательного пальца и затянуть на спице.

    Декоративный набор петель – « болгарский зачин»

    Конец нити сложить вдвое и расположить в левой руке так, чтобы сдвоенная нить легла на большой палец, а одинарная, идущая от клубка, - на указательный.

    Набрать 2 петли обычным способом

    Изменить положение утолщенной нити на большом пальце: сбросить ее и тут же подхватить с противоположной стороны пальца.

    Подвести под нее спицы с внутренней стороны большого пальца и провязать петлю

    Набирать петли поочередно то с внешней, то с внутренней стороны пальца.

    Перегляд файлу

    Тема №1: ВЯЗАНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА. ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ. НАБОР ПЕТЕЛЬ НАЧАЛЬНОГО РЯДА

     

    Цель: ознакомление учащихся с историей возникновения и развития вязания спицами, с инструментами  и материалами для вязания,  правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими требованиями; формирование умения подбирать нитки и спицы в зависимости от изделия, набирать петли начального ряда; развитие познавательных способностей и интереса к вязанию спицами; воспитание усидчивости и старательности  во время выполнения практической работы; формирование  интереса к работе вязальщицы.

    Задания для учащихся:

    • узнать интересные факты из истории вязания;
    • уметь распознавать виды пряжи;
    • уметь определять номер спиц;
    • уметь подбирать спицы и пряжу;
    • уметь набирать петли;
    • организовывать рабочее место;
    • соблюдать правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования

    Методы: игра «Пчелиный улей»,рассказ, деловая игра (работа в группах), «микрофон», лабораторная работа, мини-практикум, демонстрация, практическая работа, инструктаж, применение знаний на практике, упражнение «Незаконченное предложение»

    Наглядность: образцы изделий, связанных на спицах, образцы спиц, пряжи, ИК «Набор петель начального ряда», опорные карточки: «История вязания спицами», «Инструменты и приспособления», «Виды пряжи», «Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования во время работы со спицами.

     

     

    ХОД ЗАНЯТИЯ

     

    І.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

    Создание позитивного настроения.

    Чтобы удивить, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда. (Гельвеций).

     

    ІІ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Современный человек стремится к тому, чтобы его одежда отвечала моде и была индивидуальной. Ручное вязание  и дает возможность стать дизайнером своей одежды. Овладев основными приемами вязания, можно создать для себя и близких неповторимые  вещи, украсить вязаными изделиями свой дом, забавить ребенка связанной игрушкой, сэкономив тем самым семейный бюджет.

     

    ІІІ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

    1. История вязания спицами.
    2. Инструменты и материалы для вязания.
    3. Подбор спиц и пряжи для вязания.
    4. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования во время вязания спицами.
    5. Профориентация.
    6. Набор петель начального ряда

     

    V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    1. История вязания

    Игра «Пчелиный улей».

    Дети работают с опорной карточкой (приложение1), а затем учитель задает вопрос по тексту одному из учеников, тот отвечает на вопрос. После этого сам задает вопрос другому ученику.

    2.Подготовка к вязанию.

    Деловая игра (работа в группах).

    Проведем деловую игру. Представьте себе, что мы открываем трикотажную фабрику, которая будет заниматься изготовлением трикотажных изделий. Нужно организовать несколько творческих групп, которые должны решить организационные вопросы. Какие это вопросы?

      «Микрофон»

    1. Разработать рекомендации  по подбору для работы спиц и приспособлений.

    2. Решить вопросы материаловедения: пряжа для вязания и ее виды.

    3.Подготовить инструкции по технике безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям во время вязания.

    (Учащимся выдается информация, с помощью которой они готовят ответы на вопросы).

    • Инструменты и приспособления (приложение 2)

    Выступление учащихся.

    • Пряжа для вязания спицами (приложение 3)

    Выступление учащихся.

    Рассказ учителя.

    Свойства пряжи

    При подборе пряжи необходимо обратить внимание на крутку, равномерность и прочность окраски, упругость нитей, ровноту.

    Крутка нити. Сильнокрученная нить не пригодна для вязания спицами, т.к. полотно будет иметь перекос и будет жестким.

    Ровнота. Ровноту нити определяют на глаз. Неравномерную по толщине нить используют для рельефных узоров или соединяют с нитью другого цвета для получения меланжированной нити.

    Упругость- это способность нити принимать первоначальную форму после растягивания. Если при растягивании нитка пружинит, то она прочна и полотно не будет деформироваться. Если нить рвется при растягивании, значит она плохо скручена и ее необходимо соединять  с  более прочной нитью.

    Прочность окраски. Чтобы проверить нить на прочность окраски нужно ее смочить, положить в белую ткань и прогладить горячим утюгом. Если на ткани не появится цветного пятна, то нить окрашена прочно. Из пряжи, которая имеет непрочную окраску, вяжут однотонные изделия.

    Номер пряжи.

    На  этикетке ниток указывается номер пряжи, выраженный дробным числом, например, 32/2. Номер – это количество метров пряжи приходящееся на 1 грамм.  Первое число обозначает толщину ниток. Чем больше число, тем тоньше нитка. Второе число показывает из скольких ниток ее скручено.

     

    Лабораторно-практическая  работа: Распознавание пряжи.

    Последовательность выполнения:

    1.Рассмотреть пряжу.

    2.Заполнить таблицу

    Свойства пряжи

    Образец №1

    Образец №2

    Образец №3

    Образец №4

    Крутка

     

     

     

     

    Ровнота

     

     

     

     

    Упругость

     

     

     

     

    Прочность окраска

     

     

     

     

    Горение

     

     

     

     

     

    Подбор спиц и пряжи.

    Рассказ учителя.

    Общий подход к выбору номера спиц таков: чтобы получить рыхлое, ажурное изделие, нужно выбирать спицы большого номера (это относится также к пряже с ворсом и фасонной); чтобы получить изделие плотное, тяжелое, которое бы не растягивалось, спицы нужно подбирать по тоньше.

    Для получения вязаного полотна средней плотности следует подбирать спицы, которые будут в 1,5-2 раза толще пряжи.

     

    Мини-практикум.

     1.Определить номер спиц.

    2.Из набора спиц подобрать спицы и пряжу.

    3.Дать рекомендации по использованию пряжи для вязания.

    4.Заполнить таблицу:

     

     

      Образец №1

       Образец №2

       Образец №3

       Образец №4

    Номер спиц

     

     

     

     

    Пример изделия

     

     

     

     

     

    • Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования во время вязания спицами (приложение 4)

    Выступление учащихся.

    3. Профориентация

    Учитель. А кто же трудится в трикотажном цехе?

    (работа с профессиограммой)

    4.Набор петель начального ряда.

    Рассказ учителя.

    Вязать изделие начинают с набирания петель начального ряда. Вариантов набора петель для начала работы немало: из одной или двух нитей, с утолщенным или ажурным краем, с бахромой или сдвоенных петель и т.д. Петли можно набирать на одну или на две сложенные вместе спицы. Однако из всего этого разнообразия способов нужно выбрать тот, при котором край изделия будет удачно сочетаться с узором вязки. Чаще всего пользуются набором на 2 спицы. При таком способе набора первый ряд не будет затянутым, край изделия будет слегка утолщенным и подходит для большинства видов вязок. Для образования начального ряда от клубка отматывают нить втрое большую от ширины изделия.

    5.Демонстрация приемов набора петель.

    6. Физкультминутка.

              А часы идут, идут

    Тик-так, тик-так,

    В доме кто умеет так?

    Это маятник в часах,

    Отбивает каждый такт (Наклоны влево, вправо.)

    А в часах сидит кукушка,

    У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

    Прокукует птичка время,

    Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

    Стрелки движутся по кругу.

    Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

    Повернёмся мы с тобой

    Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

    А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

    Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

    А бывает, что спешат,

    Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

    Если их не заведут,

    То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

     

    ІУ.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

    «Набор петель начального ряда»

    Работа с инструкционной картой (приложение 5)

     

    VI.ИТОГ ЗАНЯТИЯ

    Заключительное слово учителя:

     Правильно подобранные спицы и пряжа – первый шаг к качественному выполнению вязаного изделия. Нужно помнить, что внешний вид изделия зависит от плотности вязания. Оно должно быть таким, чтобы изделие было эластичным, не имело дыр, имело желаемую форму.

    Упражнение «Незаконченное предложение»

    • Сегодня на занятии мы…
    • Раньше я не умела, а теперь умею…
    • Это мне понадобится…
    • У меня возникли трудности…

    Приложение 1

    Опорная карточка

    «История вязания спицами»

     Вязание - процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы, игла) или на специальной машине:

    Мы обращаемся к старинному рукоделию, начало которого теряется в глубинах истории. Древнейшие вязаные изделия, обнаруженные в области Старого света, относятся к 4-5 вв н.э, а на территории Нового Света (Перу) – к 3 в.н.э. А что было раньше? Ведь древнейшие находки свидетельствуют уже о высокоразвитой технике вязания. Поэтому исследователи стремятся доказать, что люди действительно задолго до начала нашей эры владели техникой вязания и применяли ее. В различных странах Востока есть  доказательства использования вязаных предметов одежды в древнейшие времена. В гробнице Аменемхта в Бени-Хасане был обнаружен настенный рисунок, относящийся приблизительно к Х1Х веку до н.э. и изображающий семитов. Четыре женские фигуры среди них одеты в подобие вязаных жакетов. В развалинах дворца Сенахериба в Ниневии был найден рельеф воина в носках, поразительно напоминающих современные.

    Вязание было известно еще во времена Тройской войны, в период создания “Илиады” и “Одиссеи” Гомера. Как известно, Пенелопа, ожидавшая возвращения своего мужа Одиссея, сдерживала нетерпеливых женихов обещанием, что выйдет замуж, как только будет готов свадебный убор, но по ночам всегда распускала то, что за день соткала. И на древнегреческих вазах времен Тройской войны встречаются изображения пленной тройской знати в узких, облегающих штанах, напоминающих вязаные трико из торжественного убора венецианских дожей эпохи на 2500 лет позже.

    Более реальную основу представляют две группы находок – в Перу (3 в.н.э.) и на территории Европы (4-5 вв н.э.). К эпохе перуанской культуры Прато-Наска относится редкий экземпляр декоративного вязаного пояса с мотивом колибри. Сложность рисунка, тонкость деталей и расцветки свидетельствуют о высокой технике вязания. Оригинал является экспонатом Текстильной галереи Института Искусств в Детройте. Сохранились некоторые экземпляры вязаных предметов 4-5 вв. н.э., обнаруженные в коптских гробницах в Египте. Детский вязаный носок из цветной шерсти выполнен сравнительно сложной техникой. Большой палец отделен от остальных пальцев, между ними проходит ремешок сандалии. Находки хранятся в Музее императора Фридриха в Берлине и в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Приблизительно к этому же периоду относятся  вязальные спицы, обнаруженные в германских гробницах.

    А вот в Европу вязание привезли египетские христиане – копты. В свои  поездки в европейские страны с миссионерскими целями они брали вязаные вещи, которые привлекали внимание европейцев, и техника вязания была перенята ими. Но поначалу, в Европе вязание стало прерогативой мужчин, они вязали себе чулки и надевали их по нескольку пар.  В 13 в. вязание во Франции превратилось в очень прибыльное производство, к которому не допускались женщины. Мужчины вязали разную одежду, и чулки, и перчатки, даже шляпы кардиганы. Благодаря вязанию, в Шотландии был создан традиционный берет, ставший символом этой страны.

    В 1589 г. был изобретен вязальный станок, его создатель, Уильям Ли был помощником приходского священника. Благодаря его изобретению вязание одежды превратилось в отрасль промышленности со своими предприятиями, которые вытеснили артели вязальщиков. К тому же, связанные на станке изделия имели более низкую стоимость и большие масштабы производства. Но, ни одна произведенная станочным способом вещь, не могла сравниться и повторить узор подобный созданному вручную. Это и помогло вязанию не превратиться полностью в машинное производство, а сохранить свою уникальность и оригинальность исполнения.

     

     Приложение 2

    Опорная карточка

    Инструменты и  приспособления.

    Спицы — это основной инструмент вязальщицы. В зависимости от того, из какого материала они выполнены, Спицы могут быть алюминиевые, стальные, деревянные, костяные, пластмассовые и др. Спицы должны быть абсолютно гладкими, чтобы петли по ним могли легко скользить, и иметь удобный для работы конец, не слишком тупой и не слишком острый. В первом случае он растягивает петли, во втором – расщепляет нитку. При  вязании нужно учитывать  материал, из которого они изготовлены.

     

    Сравнительная характеристика спиц для вязания

    Материал для спиц

    Преимущества

    Недостатки

    Сталь

     Не пачкают пряжу, нитки легко скользят, прочные

    тяжелые

    Алюминий

    легкие

    Пачкают светлую пряжу, легко деформируются

    Пластмасса

    легкие

    Легко ломаются

     

    Каждые из спиц имеют свои достоинства и свои недостатки. Поэтому, если для работы вам нужны тонкие спицы, отдайте предпочтение стальным, т. к. они твердые и очень прочные (толстые стальные спицы неудобны тем, что тяжеловаты). Если же вам нужны толстые спицы, выбирайте деревянные, костяные и другие, т. к. они легкие тонкие. Спицы из этих материалов гнутся и быстро ломаются. Что касается алюминиевых спиц, то они пачкают светлые изделия, поэтому пользоваться ими лучше при вязании изделий из темной пряжи.

    Спицы различаются по номерам. Номер спицы – это ее диаметр  в миллиметрах. Т. е. спицы №2 имеют диаметр 2 мм, спицы №5 — диаметр 5 мм и т.д. Определить номер спицы, если он не указан на самих спицах, можно, приклав их к линейке или измеряя диаметр отверстия,  сделанного спицей в бумаге.

     

    Определение номера спиц

     

                 С помощью линейки  Измеряя диаметр отверстия

                на бумаге

     

    Спицы для вязания имеют разную форму: прямые длинные (с одним рабочим концом), прямые короткие (с двумя рабочими концами), круговые (соединенные леской или пластмассовой трубочкой).

     

    Виды спиц

     

    Виды спиц

    Рисунок

    Вид вязания

    Примеры изделий

    Прямые длинные (до 40 см)

    Плоское

    Детали кофт, свитеров, шарфов

    Прямые короткие (до 15 см) по 5 штук.

    Круговое вязание, мелкие детали

    Варежки, перчатки, носки, гольфы, гетры

    Круговые

    Круговое и плоское вязание (большие изделия)

    Шапки, свитера, воротники, юбки

     

    Длинные спицы  имеют один рабочий конец и с другого конца ограничены наконечником, который препятствует соскальзыванию петель. Также на наконечнике обычно проставлен номер спиц. Такие спицы подходят для вязания изделий всех видов, кроме тех, которые выполняются по кругу.

    Чулочные спицы  позволяют выполнять круговое вязание и представляют собой комплект из 5 спиц, каждая из которых имеет 2 рабочих конца. При вязании петли распределяются на 4 спицы и провязываются 5-й спицей. Чулочные спицы очень удобны для вязания носков, варежек, перчаток, для выполнения бейки горловины.

    Круговые спицы  представляют собой  2 спицы, соединенные эластичным тросиком. Они очень удобны для кругового вязания, а также для вязания широких деталей, когда длины обычных спиц недостаточно для большого количества петель.

    Помимо спиц, для вязания используют и вспомогательные инструменты, которые существенно облегчают работу вязальщицы:

    • Вязальная булавка

    Вязальная булавка  очень похожа на большую английскую булавку. Ее используют для того, чтобы временно оставить петли, петли переносят на булавку и застегивают ее.

    • Ограничитель петель

    Ограничители петель  изготавливают из мягкой резины, они понадобятся, если вы захотите отложить вязание. Благодаря этим приспособлениям, петли не соскользнут со спиц. Они же позволят вашей работе хорошо перенести транспортировку.

    • Счетчик рядов

    Счетчик рядов  одевается на спицы. У него есть маленький счетный механизм, который переводят вручную после каждого провязанного ряда. Таким образом, в любое время можно увидеть, какой ряд узора находится в работе.

    • Шпульки для пряжи

    Шпульки для пряжи, имеющие форму рыбок, облегчают вывязывание цветных узоров. На них отматываются нити небольшой длины, и таким образом становится ненужным вязать от громоздких клубков.

    • Скрепки для маркировки петель

    Скрепки для маркировки петель - это небольшие детали , которые можно закреплять на петлях во время работы. Ими можно отмечать провязанные раппорты, места отверстий для пуговиц, места перехода к новому кругу или другие необходимые точки.

    Приложение 3

    Опорная карточка

    Пряжа для вязания, ее виды

    Качество вязаного изделия зависит от правильно подобранной пряжи. Пряжа должна соответствовать назначению изделия, его фасону, стилю и т.д. Сегодня в мире вязаной моды существует огромное количество разнообразной пряжи. Для вязания на спицах используют шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные, синтетические и другие нити.

    Рассмотрим некоторые виды пряжи:

    • Лен наиболее крепкая пряжа. Изделия изо льна легче впитывают влагу и легче сохнут, чем вязаные изделия из хлопка или шерсти. Лен не сжимается при высоких температурах и не садится. При жаркой и очень жаркой погоде изделия изо льна предпочтительнее хлопчатобумажным. Лен сложно красить или выбеливать. Поэтому, наиболее часто встречается пряжи изо льна, естественных, серо-бежевых цветов.
    •  Хлопок. Пряжа из хлопка, по своему составу, тяжелая, плотная и не эластичная. Красится хлопок хорошо и почти не выгорает. При специальной обработке щелочью достигается блеск хлопковой нити. Типичный образец такой обработки - пряжа "ирис". По прочности хлопчатобумажная пряжа уступает льняной или шелковой, но превосходит шерстяную. Хлопок сильно "садится", а также долго сохнет. Эффект согревания у хлопка достаточно низкий, но выше чем у льна. Поэтому изделия из хлопка можно носить при не сильно жарких и средних температурах. Из-за того, что пряжа из хлопка не эластичная, то и требования к вязаным изделиям у нее свои. Из такой пряжи плохо получаются резинки и фактурные узоры. Хлопок часто используют в составе смесовых пряж (с шерстью или акрилом).
    •  Экологически чистая пряжа, так называемая, экопряжа, изготовленная из экологически чистых хлопка и льна. которые выращены без применения пестицидов и окрашена исключительно натуральными красителями.  Палитра цветов натуральных красителей несколько беднее, чем химических, однако, она включает в себя весь спектр природных тонов. От песочно-бежевых и золотисто-желтых, до оранжевых, от цвета индиго и цвета тростника, до темно-коричневых. Правила ухода за экопряжей, которые необходимо строго соблюдать, приводятся на этикетке.
    •  Шелк. Шелковая нить хорошо держит тепло. На нем практически не образуются катышки. Он достаточно крепкий, не деформируется и прекрасно красится. Изделия из шелка хорошо поглощают влагу. Для вязания используют, в основном, смесовые виды шелковой пряжи. Такие как шелк и хлопок, шелк и синтетические нити, шелк и шерсть.
    •  Искусственный шелк. Искусственный шелк быстро сохнет, но недостаточно прочен. В чистом виде для вязания практически не используется. Добавляется к другим видам пряжи, для улучшения их характеристик.
    •  Шерсть. По своим характеристикам шерстяная пряжа легче, чем растительная и более эластичная. Лучше удерживает тепло. Не так быстро намокает во влажной среде, как хлопок, но менее прочная. К недостаткам шерстяной пряжи можно отнести ее сваливаемость и образование на ней катышков при трении. Причем, чем слабее скручена пряжа, тем сильнее проявляются эти недостатки. Для того чтобы от них избавится, а также, чтобы придать пряже другие положительные характеристики, в шерстяную пряжу добавляют искусственное или растительное волокно. Стал уже классическим пример шерстяной пряжи и акрила. Причем, чаще всего, такая пряжа становится дешевле. Следует учитывать при стирке изделий из шерсти и такую ее особенность, как растяжение (особенно в мокром виде).
    •  Мериносовая шерсть. Тонкая пушистая шерсть овцы мериноса. В нее редко добавляют другие виды волокон, и если добавляют, то только для того, чтобы сделать шерсть дешевле, а не улучшить ее качество. Она является идеальной для детских вещей, т.к. не раздражает кожу. Мериносовая шерсть дороже, чем обыкновенная шерсть.
    •  Мохер. Это шерсть ангорских коз. Она длинная, тонкая, прочная с шелковистым блеском. Очень часто мохером называю любую пушистую пряжу, но это не так. Существует "мохер" из синтетических нитей.  Подобную шерсть получают из оренбургских коз. Оренбургские пуховые платки это и есть настоящий мохер. Мохеровая шерсть достаточно дорога, и ее чаще всего прядут с шерстяной или искусственной нитью. Мохер хорошо окрашивается. Легко очищается от грязи. Стирают мохер очень аккуратно, чтобы не потерять его "пушистости".
    •  Ангора. Это мягкий, легкий пух ангорских кроликов. В чистом виде эта шерсть практически не используется. Во-первых, потому что достаточно дорога, и, во-вторых, потому что совершенно не эластична. Но ангора просто идеальна в составе шерсти, мериносовой шерсти или акрила.
    •  Верблюжья шерсть. Есть два вида верблюдов Бактрианский и Викуна. Шерсть Бактрианского верблюда ценится меньше чем его южноамериканского собрата, к тому же она немного хрупкая. Верблюжья шерсть практически не отбеливается и поэтому бывает либо естественного цвета, либо темного или черного цвета. Шерсть верблюда Викуна - это королева среди шерсти. Шерстяной покров Викуна, бывает готов к стрижке только один раз в год, когда его шерсть наиболее тонка. Шерсть этого верблюда не самая дорогая.
    •  Кашемир. Пряжа очень легкая, теплая и мягкая, но она слишком восприимчива к трению и образованию катышков, поэтому чистого кашемира вы практически не найдете. Как правило, его смешивают с шерстяным волокном в разных пропорциях.
    •  Альпак. Шерсть Альпаки ценится дороже. В настоящий момент шерсть ламы и альпака подразделяют на 22 цветовых оттенка. Начиная от чисто белого, далее бежевого, серебряного, коричневого и черного. Из-за того, что отдельные волокна шерсти длинные, шерсть  альпака не сваливается и практически не образует катышков. Пряжа из этой шерсти более плотная, и поэтому в изделии полотно часто "висит". Есть одна особенность хранения шерсти альпака. Она не выносит нафталин. Поэтому, против моли использую природные средства, лаванду, табак или кедр. Пряжа альпака, как правило ,используется в чистом виде.
    • Вискоза - это искусственное волокно, для вязания в чистом виде встречается не так часто т.к. имеет много недостатков. Обычно входит в состав смесовой пряжи. Чаще всего с хлопком. Само вискозное волокно дешевое, впрочем, как и многие другие виды искусственных волокон.
    • Фасонная пряжа - пряжа, полученная путем смешения различных по цвету и по качеству волокон, а также пряжа, изготовленная по особой технологии (например, лентовидная пряжа, нити которой не спрядены, а связаны или сотканы). Для получения фасонной пряжи натуральные волокна часто смешивают с синтетическими волокнами или металлизированными нитями. Состав пряжи указывается на этикетке мотка. Фасонная пряжа идеальна для вязания гладких и крупно раппортных узоров, а также для широких кос. Изделия из фасонной пряжи, как и чистошерстяные, рекомендуется стирать вручную и сушить в разложенном виде.

     

    Приложение 4

    Опорная карточка

             Правила техники безопасности и

           санитарно-гигиенические требования

    • хранить спицы в горизонтальном положении;
    • не размахивать рукой, в которой находится спица;
    • передавать спицы тупым концом вперед или в горизонтальном положении;
    • запрещается направлять острый конец спиц в сторону товарища;
    • по окончании работы спицы положить в пенал или воткнуть в клубок;
    • сидеть прямо, на всей поверхности стула, прислонившись к спинке;
    • свет должен падать слева;
    • локти опущены и слегка прижаты к туловищу;
    • клубок должен находиться слева в коробке или пакете;
    • вязание располагать на расстоянии 30-40 см  от глаз;
    • каждые 40-50 минут нужно делать перерыв на 10 мин;
    • под  ноги можно поставить стульчик.

     

    Приложение 5

    ИК «Набор петель начального ряда»

    Последовательность вязания

    Рисунок

    Набор петель из двух нитей

    Концом нити обвести вокруг большого и указательного пальцев левой руки

    Две спицы взять в правую руку и подвести под  нитку.

    Повернуть спицы в бок большого пальца

    Ввести спицы в петлю на большом пальце

    Подхватить нитку с указательного пальца и ввести спицы в петлю на большом пальце

    Сбросить петлю с большого пальца

    Затянуть петлю на спицах

    Набрать нужное количество петель

    Вытянуть одну спицу

    Набор петель с утолщенной нижней цепочкой.

    Набирают петли так же, но конец нити, из которого образуется петля на большом пальце, складывается вдвое.

     

    Набор петель из одной нити

    В правую руку взять конец нити и одну спицу. Продолжение нити зажать в левой руке между мизинцем и безымянным пальцем и далее поместить ее на указательном.

    Ввести спицу острием на себя под нить на указательном пальце.

     

    Образовавшуюся петлю сбросить с указательного пальца и затянуть на спице.

     

    Декоративный набор петель – « болгарский зачин»

    Конец нити сложить вдвое и расположить в левой руке так, чтобы сдвоенная нить легла на большой палец, а одинарная, идущая от клубка, - на указательный.

     

    Набрать 2 петли обычным способом

     

    Изменить положение утолщенной нити на большом пальце: сбросить ее и тут же подхватить с противоположной стороны пальца.

     

    Подвести под нее спицы с внутренней стороны большого пальца и провязать петлю

     

    Набирать петли поочередно то с внешней, то с внутренней стороны пальца.

     

     

     

     

     

    docx
    Додано
    28 вересня 2018
    Переглядів
    1889
    Оцінка розробки
    Відгуки відсутні
    Безкоштовний сертифікат
    про публікацію авторської розробки
    Щоб отримати, додайте розробку

    Додати розробку