Урок "Які історичні пам'ятники мого міста розповідають про минуле"

Про матеріал

Метою уроку є формування просторової, хронологічної, аксеологічної компетентностей на прикладі місцевого матеріалу; виховувати повагу до героїв, патріотизм та сталу громадянську позицію.

Це урок засвоєння нового матеріалу у формі практичної роботи з елементами квест-технології.

Перегляд файлу

БЕРДЯНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІ ст. № 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок по истории Украины

по теме

«Какие исторические памятники моего города

рассказывают о прошлом»

(5 класс)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Проценко Полина Ивановна

учитель истории и правоведения

 

 

 

 

2017 г.

Цель: а) образовательная: показать историю Бердянска как часть украинской истории; выявить особенности заселения и освоения нашего края, причины основания города у Бердянской косы; провести презентацию достопримечательностей города; показать роль исторических деятелей в жизни города; раскрыть природные особенности Северного Приазовья.

б) развивающая: продолжить формирование пространственной, хронологической, аксеологической компетентностей учащихся.

в)воспитательная: способствовать формированию эмоционально -ценностного отношения к важнейшим достижениям, особенностям развития нашего города, воспитывать уважение к его героям, патриотизм и гражданственность, формировать активную жизненную позицию.

 Оборудование: 1. Карта "Исторические регионы Украины".

2. Видеофильм "Бердянск - город радости".

3. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация урока.

4. Портреты выдающихся деятелей Бердянска.

5. Стенгазета "Бердянск - город нашего детства".

6. Выставка книг о Бердянске.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма проведения: практическая работа, урок-квест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

 

Эпиграф:"Родная сторона становится ещё ближе, если узнаёшь её историю". Д.Яворницкий

I. Организационный момент.

II. Этап целеполагания.

Анализ эпиграфа: - Ребята, о чём пойдёт речь на уроке?

- Что изучает история вообще? А история родного края?

- А зачем необходимо изучать историю своего края?

(Учитель знакомит с целями урока и формой проведения).

- Что мы ожидаем от сегодняшнего урока? (Учащиеся записывают на листочках свои  предполагаемые ожидания).

Квест - дословно "приключение. Урок мы разобьём на 3 квеста:

1. История возникновения нашего города.

2. Исторические достопримечательности города.

3. Наш город в литературных произведениях.

В каждом квесте мне будут помогать мои ассистенты. Для того, чтобы пройти квест, вы должны будете выполнить определённые задания. Поэтому мои ассистенты в своих рассказах, презентациях будут использовать много подсказок. Не пропустите их! А, чтобы ещё интересней было работать на уроке, постарайтесь ответить в конце урока на вопрос.

Проблемный вопрос: 1.Очень часто город Бердянск называют "жемчужиной Северного Приазовья". Вы согласны с таким определением? Свою мысль объясните.

2. Составить "Словарь достопримечательностей Бердянска".

Если мы выполним все предполагаемые задания, мы сможем найти клад-сюрприз.

 

 

 

III. Актуализация новых знаний.

1 квест: просмотр видеофильма "Бердянск - город радости".

Учитель: ребята, в тетрадях для практических работ вы должны выполнить следующие задания:

1. Обведите на карте территорию нашей области.

2. Отметьте наш областной центр и наш город.

3. Подпишите названия областей, с которыми граничит наша область на севере, востоке, западе. А на юге находится особенный географический объект. Подпишите его.

Задание 2: В фильме вы услышали дату возникновения нашего города. Решите хронологическую задачу: начертите линию времени, отметьте на ней дату рождения города. Сколько лет исполнится нашему городу в этом году?

Задание 3: - О каких исторических деятелях вы услышали?

- Кого можно считать основателем нашего города?

- Наш город был основан как город - ...?

2 квест: Ребята, мы благополучно завершили 1-й квест и я предлагаю вам совершить пешеходную прогулку по нашему городу. Мои ассистенты подготовили небольшие рассказы о достопримечательностях города.

"Величайшие произведения архитектуры стоят как живые свидетели прошлого в жизни современности". Эти слова Ханса Гадамера очень подходят к этому зданию. (Слушаем проект о мужской гимназии).

В 2005г. у входа в педагогический университет был установлен бюст нашему земляку, выпускнику мужской гимназии  В.А.Хавкину.(Слушаем сообщение о В.А.Хавкине).

В жизни каждого народа есть печальные страницы. Такой страницей в жизни нашего народа была Великая Отечественная война, память о которой люди сохранили в памятниках. Послушайте рассказ о памятнике "Морякам - десантникам".

Улицы...широкие и узкие, короткие и длинные... Улицы, на которых мы живём, в своих названиях хранят историю, которую надо знать каждому, живущему на этой улице, и всем жителям города. Тогда нам особенно дорог становится наш город.  Самыми старыми в Бердянске являются улицы Дачная и Корабельная, которые находятся на Лисках. А самая молодая - улица Чубинского в районе посёлка 8-е Марта. 24 апреля 2010г. она получила это имя. В микрорайоне нашей школы есть тоже особенная улица. (Слушаем сообщение об улице им.А.Матвеева).

В нашем городе много необычных памятников. Послушайте сообщение о памятнике "Бычку-кормильцу".

Ребята, в конспектах вы должны заполнить паспорт исторического объекта.

Название исторического памятника

Дата создания, место нахождения

С какими историческими событиями, людьми связан

 

 

 

Итак, ребята, мы подошли к морю. Погода тёплая, море спокойное.           И нам захотелось искупаться.

Физкультминутка: под шум прибоя показываем руками упражнения стилей плавания "Брасс", "Баттерфляй", "Кроль".

Наше Азовское море - это природная достопримечательность. Оно маленькое, мелкое и тёплое. Площадь моря 37,8 тыс.кв.км. Его наибольшая длина - 380км, а наибольшая ширина - 200км. Средняя глубина - 5-7м, самая большая глубина - 13,5м.Мньше Чёрного моря в 11 раз. Средняя температура воды летом - 23-24гр., прогревается в июле до 30 гр. На косе насчитывается до 281 вида птиц. Это чайки: серебристая, хохотунья,черноголовая, мартын, голубок, обыкновенная.; цапли, кулики, крачки, лебеди и др. Из животных: мыши, ужи, ежи, черепахи, енотовидные собаки, ящерицы и др. Удивителен и разнообразен растительный мир. Это зостера (камка), солодка,донник, подорожник, спорыш и др.

3 квест называется "Наш город в литературных произведениях".

Я приглашаю вас на литературную прогулку (работаем с отрывками из рассказов О.Вишни, К.Паустовского, В.Беляева):

О.Вишня "Під парусом": "Такий собі маленький, такий собі чистенький, такий собі Бердянськ. Місто...притулилося собі на березі Азовського моря і сидить. Спереду у нього море, ззаду у нього невеличкі гори - в минулому берег моря Суразького, а він між морем горами: вдень зеленими кучерями акацій шелестить, вночі електрикою блищить. Тихенький такий. А років йому вже сто...Вже і моря Сурозького нема, замість нього Азовське. Текла собі річка Берда в море Суразьке. А риби в морі було багато. Рибалки халуп собі понабудували, заснували селище, і зростало воно потихеньку, а у 1827р. його побачили, охрестили Бердянськом і на карті чорну цяточку поставили..."

К.Паустовский "Очерки":"Бердянск - пустынный и притихший городок, высушенный степной жарой. Бердянск зноен, как весь азовский юг, всё это поморье, горькое от полыни, богатое дынями и кавунами, ветрами и тишиной. Бердянск удивительно чист и покоен.

На главной улице спят, растянувшись на асфальте рыжие кошки.

Золотой сумрак солнца сеется сквозь пышную зелень акациевых бульваров. Степи переходят прямо в море".(1924г.)

В.Беляев "Старая крепость":"И, всё-таки, в бешенном шуме бушующего моря, которое гремит не только у берегов, но и посылает свой грохот на самые отдалённые улицы, город, продуваемый ветром, прекрасен! Приютившийся под горой, он похож на корабль, который вот-вот оторвётся от материка и вместе со своими жителями, зданиями, базаром и Лисовской церковью отплывёт, преследуемый ветром в дальнее опасное плавание по вспенённым волнам".

 

2. Ответить на вопросы:

а) найдите имена прилагательные (эпитеты), которыми писатели характеризуют наш город;

б) какие выражения, характеризующие город, вам особенно понравились;

в) чем город старый похож на современный?

IV. Закрепление полученных знаний.

Учитель: Вот и подошли к концу наши прогулки - квесты: мы узнали много интересного, выполнили практическую работу. Давайте проведём игру "Аукцион": каждый должен вспомнить и по очереди  перечислить исторические памятники Бердянска, "купить их". "Начинаем аукцион, кто последний - тот герой".

Заканчивается практическая работа выводом: проверяем проблемное задание методом "Пресс".

Учитель: В начале урока вы записывали предполагаемые ожидания от урока. Давайте ваши записи определим на доску. У нас получилось "Солнышко". Это не случайно, ведь в Бердянске солнечный период продолжается 2383 часа.. Город находится в зоне ультрафиолетового комфорта. Я желаю вам солнечного настроения, тепла в душе. И море умненьким детям подарило клад. Давайте откроем сундук и посмотрим, что в нём.

V. Домашнее задание: составить "Словарь достопримечательностей Бердянска"( Азовское море, Бердянск, бычок, Воронцов М.С., гимназия, зостера, коса, Критский, Матвеев А.И., Хавкин В.А., чайка )


Приложение

Дата:.............................................................................................

Практическая работа учени(-ка,цы) 5-Б класса

Фамилия, имя (родит.падеж).................................................... 

Тема:" Какие исторические памятники моего города рассказывают о прошлом".

Квест - дословно "приключение". Урок мы разобьём на 3 квеста:

1. История возникновения нашего города.

2. Исторические достопримечательности города.

3. Наш город в литературных произведениях.

1квест. Задание 1.  Обведите на карте территорию нашей области. 2. Отметьте наш областной центр и наш город. 3. Подпишите названия областей, с которыми граничит наша область на севере, востоке, западе. А на юге находится особенный географический объект. Подпишите его.

Задание 2: В фильме вы услышали дату возникновения нашего города. Решите хронологическую задачу: начертите линию времени, отметьте на ней дату рождения города. Сколько лет исполнится нашему городу в этом году?

 

 

 

Задание 3: - О каких исторических деятелях вы услышали?

- Кого можно считать основателем нашего города?

- Наш город был основан как город - ...?

 

2 квест: заполнить паспорт исторического объекта.

Название исторического памятника

Дата создания,

место нахождения

С какими историческими событиями, людьми связан

 

 

 

 

3 квест: "Наш город в литературных произведениях".

Задание: 1. Прочитайте отрывки из литературных произведений.

О.Вишня "Під парусом": "Такий собі маленький, такий собі чистенький, такий собі Бердянськ. Місто...притулилося собі на березі Азовського моря і сидить. Спереду у нього море, ззаду у нього невеличкі гори - в минулому берег моря Суразького, а він між морем горами: вдень зеленими кучерями акацій шелестить, вночі електрикою блищить. Тихенький такий. А років йому вже сто...Вже і моря Сурозького нема, замість нього Азовське. Текла собі річка Берда в море Суразьке. Ариби в морі було багато. Рибалки халуп собі понабудували, заснували селище, і зростало воно потихеньку, а у 1827р. його побачили, охрестили Бердянськом і на карті чорну цяточку поставили..."

К.Паустовский "Очерки": "Бердянск - пустынный и притихший городок, высушенный степной жарой. Бердянск зноен, как весь азовский юг, всё это поморье, горькое от полыни, богатое дынями и кавунами, ветрами и тишиной. Бердянск удивительно чист и покоен.

На главной улице спят, растянувшись на асфальте рыжие кошки.

Золотой сумрак солнца сеется сквозь пышную зелень акациевых бульваров. Степи переходят прямо в море".(1924г.)

 

В.Беляев "Старая крепость":"И, всё-таки, в бешенном шуме бушующего моря, которое гремит не только у берегов, но и посылает свой грохот на самые отдалённые улицы, город, продуваемый ветром, прекрасен! Приютившийся под горой, он похож на корабль, который вот-вот оторвётся от материка и вместе со своими жителями, зданиями, базаром и Лисовской церковью отплывёт, преследуемый ветром в дальнее опасное плавание по вспенённым волнам".

2. Ответить на вопросы:

а) найдите имена прилагательные (эпитеты), которыми писатели характеризуют наш город;

б) какие выражения, характеризующие город, вам особенно понравились;

в) чем город старый похож на современный?

Вывод: проверяем проблемное задание методом "Пресс":

Я считаю, что город Бердянск можно назвать "жемчужиной Северного Приазовья", потому что...

-во-первых,...

-во-вторых,...

-в- третьих,...,

поэтому г.Бердянск -" жемчужина Северного Приазовья".


Словарь:

1. ...- самое мелкое море в мире.

2. Бердянск - .

 3. ...- самая популярная небольшая рыбка Азовского моря.

4. Воронцов М.С.- .

5. ...- среднее учебное заведение 19 века в России.

6. Зостера- .

7. ...- песчаная отмель, уходящая далеко в море .

8. Критский -.

9. ...- старшина Бердянской милиции, погибший в 1974г. при задержании опасного преступника.

10. Хавкин В.А.- .

11. ...- морская птица.

 


Приложение 1. История возникновения г.Бердянска.

Город Бердянск - это курортный город государственного значения. Отдалён от областного центра - Запорожья - на 200км. Бердянск ведёт своё летоисчисление с 1827г. Расположен на северном побережье Азовского моря, на берегу Бердянского залива. Его нижняя часть находится на Бердянской косе. Это бывшая подводная терраса из наносных пород, в результате отступления моря оказавшаяся на поверхности около 25тыс. лет назад.

Победа России в русско-турецкой войне в 1774г. позволила ей установить господство на юге Украины. Но этот участок стал русским только после присоединения Крыма в 1783г. Русская императрица Екатерина 2 с необычайной щедростью раздавала свободные земли своим придворным, приближённым. Она была немка, поэтому приглашала на поселение зажиточных немцев-колонистов, предоставив им большие льготы - право выбора места, освобождение от налогов на 30 лет, пожизненное освобождение от воинской повинности; было выделено 21тыс. десятин земли. Было позволено вернуться на прежние места ногайцам, но с условием, что они перейдут на оседлый образ жизни, займутся земледелием. В 1861г. пригласили на поселение в наш край болгар. А также наш край заселяют казаки.

В начале 19в. Северное Приазовье становится центром хлебопашества. Пшеница-арнаутка заняла прочное место среди хлебных культур края. Сеяли также просо и кукурузу. Здесь на юге начинается строительство ветряных мельниц, на реках строили водяные мельницы. Росли предприятия по переработке рыбы. В итоге экономическая мощь Северного Приазовья требовала естественного выхода в Азовское море (железных дорог ещё не было). Вопрос вывоза зерна из Северного Приазовья в 1817г. обсуждался на заседании Государственного Совета. Поэтому в 1824г. генерал-губернатор Новороссийского края граф М.С.Воронцов отдаёт распоряжение найти на северном побережье Азовского моря место, удобное для строительства порта. Это задание выполнил капитан 2 ранга Критский. В рапорте графу Воронцову он сообщил:"порт при сей косе уступит разве Севастопольскому". Место было выбрано действительно удачно. Здесь более глубокое море, грунт надёжно держит якоря, а от преобладающих ветров северных и восточных румбов, это место защищает корневая часть Бердянской косы и сама коса.

Место для пристани выбрано. 3 ноября 1827г. правительственным актом отмежёвываются государственные земли под закладку пристани и поселения. Эту дату считают датой основания города. 1 июля 1830г. пристань была торжественно открыта. Через 6 лет была открыта таможенная застава. Первая пристань была деревянной, у неё пришвартовывались парусные суда.постепенно через неё стали вывозить пшеницу из Екатеринославской, Полтавской губерний, ногайских аулов. В 1835г. пристань назвали портом. В 1838г. в порту побывало 50 иностранных судов. К сер 19в. гавань благоустроили и в ней могли помещаться до 2 тысяч судов. Усиливается приток населения. В 1841г. специальным указом русского царя Николая 1 порт "Бердянск" переименовали в город Бердянск. На следующий год город стал центром Бердянского уезда Таврической губернии.

Городской герб состоял из 2-х частей и легко читался: вверху на зелёном фоне изображены плуг и ногайская кибитка, что говорит о развитии хлебопашества, внизу - на голубом фоне - якорь означает принадлежнось Бердянска к Азовскому морю.

Порт был стержнем жизни города, поэтому 24 марта 1852г. управление городом передали начальнику порта. В 1862г. был утверждён план застройки нижней части города, который напоминал треугольник. В центре размещались церкви, дома богатых горожан, административные здания, на окраинах жили простые люди.


Приложение 2.Ученический проект о мужской гимназии.

В центре города на улице П.П.Шмидта находится здание Бердянского государственного университета. Это здание нельзя отнести к какому-либо архитектурному стилю. Оно привлекает нас своим необычным видом, в нём сочетаются, по мнению архитекторов-историков, элементы псевдоклассического и псевдоромантического стилей. Эти стили выражены в оформлении дверных и оконных арок и в каменных поясах стен по периметру. Строительство здания было закончено в 1876г. и торжественно открыто 19 августа для мужской гимназии на 200 мест. Директором гимназии был назначен Феодосий Яковлевич Вороной - учёный русской словесности. В мужской гимназии преподавал греческий язык и литературу украинский писатель и композитор Пётр Иванович Нищинский, учились в гимназии адмирал Пётр Петрович Шмидт, учёный-микробиолог Владимир Аронович Хавкин. В настоящее время педагогический университет имени лётчицы-испытателя П.Д.Осипенко обучает будущих учителей начальных классов, математики, истории, информатики, иностранного языка, трудового обучения, физкультуры и др.

 

Ученический проект о В.А.Хавкине.

Закончил Бердянскую мужскую гимназию всемирно известный учёный В.А.Хавкин. Лучшие годы своей жизни он посвятил борьбе с болезнью - холерой и чумой. Родился Владимир Аронович в Одессе 3 марта 1860г. в семье учителя в многодетной семье. В 60-е годы семья переезжает в Бердянск, потому что здесь жизнь была подешевле. По натуре мальчик был молчаливым, сдержанным, он оживлялся тогда, когда при нём начинали разговор о науке, философии. Тогда он вступал в спор горячо, взволнованно, удивляя собеседников прочитанной литературой. Интерес к чтению у юноши зародилась во время обучения в Бердянской гимназии, которую он закончил в 1879г. Благодаря старшему брату, который согласился давать на обучение младшему 10 руб. в месяц, Владимир поступает в Новороссийский университет в Одессе. Учился студент Хавкин хорошо. Лаборатория учёного И.И.Мечникова стала для него вторым домом. После работае в Швейцарии, во Франции, в Индии. В 1892г. в опытах на себе получает противохолерную вакцину. В 1897г. он создаёт противочумную вакцину. Эти лекарства спасли сотни тысяч индийцев от смерти. В индийском городе Бомбее Хавкин организовал лабораторию для изготовления вакцин в большом количестве. В 1925г. индийское правительство в знак уважения к учёному переименовало лабораторию в институт имени В.А.Хавкина. Умер учёный 26 октября 1930г. А в нашем городе бюст знаменитому земляку поставлен у входа в педагогический университет.

 

Ученический проект о моряках-десантниках.

Если пройти по центральной аллее в глубь парка им.Шмидта, мы подойдём к памятнику морякам-десантникам Азово-Черноморской флотилии, освобождавших наш город от фашистских захватчиков в 17 сентября 1943г. Командовал флотом адмирал Горшков. 20 сентября, освобождённый город провожал уходящие бронекатера на очередное задание. Последним отчаливал бронекатер №113, он не прошёл и 20 метров, как раздался сильный взрыв. Все, кто был на берегу увидели, как огромный водяной столб поднял надвое расколотый катер, а обломки скрылись под водой. Подорвался на мине катер №113, командиром был Владимир Григорьев. Чудом остались живы 2 человека. Жители города похоронили экипаж в тенистом парке. В 1947г. был установлен мемориальный обелиск, а в 1957г. на месте обелиска поставили памятник. Создали этот памятник скульпторы Носенко. В 1972г. провели реконструкцию места захоронения. В бронзе замерли матросы. В атаке замерли бойцы - молодые ребята 20-23 лет: Фёдор Столяров, Вас. Рябчиков, Алексей Петров, Пётр Винниченко, Сергей Сычёв, Иван Нечипорук, Вдовин Матвей, Барашёв Александр, командир катера Горшков и др. 9 мая, 17 сентября к памятнику морякам-десантникам благодарные бердянцы несут цветы.

Ученический проект об А.Матвееве.

Я живу на улице имени старшины Бердянской милиции А.И.Матвеева. 4ноября 1974г. старшина милиции Матвеев при задержании опасного преступника был смертельно ранен. Тогда в 1974г. учащиеся нашей школы начали работу о присвоении улице Безымянной имени милиционера-земляка.  10 января 1975г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и отвагу, проявленные при задержании вооружённого бандита бердянского милиционера А.И.Матвеева наградили орденом Красной звезды (посмертно) и в этом же году улица Безымянная была переименована в улицу имени А.Матвеева.

 24 декабря 1999г. общеобразовательной школе №13 Г.Бердянска решением городского исполнительного комитета присвоено имя старшины милиции А.Матвеева, а с 2000г. в нашей школе работает музей истории Бердянской милиции.  В 2013г. на здании комитета микрорайона по улице Матвеева,4-А А.Матвееву установлена памятная доска.

 

Ученический проект о памятнике "Бычку-кормильцу"

Эта маленькая рыбка - гордость нашего города. В годы Голодомора, Великой Отечественной войны, в тяжёлые  послевоенные годы бычок спасал население от голода. Вылов этой рыбки доходил до 90 тысяч тонн в год. А в конце 70-х годов 20в. бычка не стало. Горожане очень переживали. В 2001г. на Приморской площади этой рыбе поставили памятник, и, к удивлению и радости, в море снова появился бычок. В 2003г. разрешили промышленный вылов бычка.

docx
Додано
27 липня 2018
Переглядів
1083
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку