Урок природоведения во 2 классе.
Тема. «Природа зимой».
Обобщение и систематизация знаний. (слайд 2)
Цель: углубить, закрепить, систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Природа зимой»; развивать критическое мышление, познавательную активность детей, любознательность, самостоятельность, наблюдательность, умение обобщать; воспитывать бережное отношение к природе, желание охранять и приумножать ее красоту.
Оборудование: ИКТ, карточки для работы в парах, группах, презентация «Природа зимой».
Ход урока
І. Организация класса
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Девиз нашего урока: (слайд з )
- Не просто слушать, а слышать.
- Не просто смотреть, а видеть.
- Не просто отвечать, а думать.
- Дружно и плодотворно работать.
ІІ. Актуализация опорных знаний
1. Минутка наблюдений.
- Сегодня 15 февраля. Небо пасмурное, температура воздуха …, ветер умеренный, осадков нет.
ІІІ. Работа над темой урока
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрылось серебром. (Зима)
-Какое сейчас время года? Назовите признаки зимы. (слайд 5 )
- Солнце зимой находится низко над землей и не нагревает ее так как в другие времена года.
- Рано темнеет, потому что дни короткие, а ночи длинные.
- Небо часто покрыто тучами.
- Замерзают водоёмы.
- Осадки выпадают в виде снега.
Упражнение «Ассоциативный куст». (слайд 6 )
- Закройте глаза, и скажите, какие ассоциации у вас вызывает слово «зима».
Лыжи Санки Снеговик Коньки Метель Зима Сосулька Снег Мороз Ветер Лед
Работа в парах (слайд 7)
Подчеркни зимние явления природы.
Мороз, ноябрь, иней, метель, снегопад, цветение деревьев, гололед, роса, отлет птиц на юг, сосульки, замерзание водоемов.
Упражнение «Мозговой штурм»
Что делает зиму неповторимой? (Снег)
В чем польза снега? (Защищает землю от переохлаждения, дает влагу)
Какое украшение зимы? (Иней)
В чем сила зимы? (В морозах)
Повторение сведений о месяцах.
- Какие зимние месяцы вы знаете? (слайд 8)
- А наше справочное бюро подготовило нам сведения о том, как в народе называют каждый зимний месяц.
1) Декабрь-грудень. В древние времена груднем называли неровную, покрытую комками дорогу.
Первый зимний месяц декабрь называли ещё «мостовиком», потому что он ледяные мосты на реках возводит. («стужайло», «ветровик», «зимник», «хмурень»). (слайд 9 )
2) Январь-сичень. Январь год начинает и половину зимы отсекает. Но существует ещё одно мнение. Наши предки зимой , когда деревья «спят», брались расчищать леса – «сечь» (рубить) деревья. ( народные названия: «снижень», «снеговик», «ледник», «трескун»). (слайд 10)
3) Февраль-лютый . Иногда зима по-настоящему показывает свой строгий характер только в феврале. ( «зимобор», «громник», «бокогрей»). (слайд 11 )
2. Поэтическая минутка.
В декабре не встретишь лужу –
Лужи вымерзли давно.
В декабре – мороз и стужа,
Разрисовано окно.
В декабре – год мудрый старый
Подведёт всему итог.
Ёлка снежная, с базара,
К нам войдёт через порог!
Январь — начало года,
Силён его мороз.
Уснула вся природа.
Теперь уж не до гроз.
Под снежным покрывалом
Покоится земля.
В краю большом и малом
Всё белые поля.
В феврале, в феврале
Вьюга мчится на метле,
Заметает все пути,
Чтобы марту не пройти,
Не пройти — не прийти
И весну не привести!.
Физминутка (слайд 12)
Как приспособились растения к зиме (слайд 13)
Его весной и летом
Мы видим одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (дерево)
-Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные) (слайд 14, 15)
- Как растения приспособились к зиме? (Они уже заснули – перешли в состояние зимнего покоя.)
Игра «Найди лишнее дерево»
Дуб, клён, берёза, каштан, ель.(ель – хвойное дерево).
-Почему? Какое ещё хвойное дерево знаете?
Как приспособились птицы к зиме.
1 Работа с картинками птиц (слайд 16)
- Назовите птиц. (синица, воробей, голубь, дятел, ласточка, сорока, ворона ).
-Какая птица лишняя? Почему? (ласточка - перелётная).
-Как называются остальные птицы?
-Что самое страшное для птиц, голод или холод?
Птицы не всегда могут найти себе пищу под снегом, поэтому лютой зимой много птиц страдает от голода.
-Как вы можете помочь птичкам?
-Помоги птицам!
2 Работа с фото «Корм для птиц». (слайд 17, 18 )
Детям предоставляются карточки-картинки с изображением: семечки, семена дыни и арбузов, плоды калины, рябины, бузины, хлеб белый и хлеб черный, сало, конфеты, елочная и сосновая шишка,
- Что вы положите в кормушку птицам?
Вывод: Помните! Черный хлеб и поджаренные семена, соленое сало птицам давать нельзя.
Как приспособились звери к зиме
-Назовите зверей. (слайд 19 )
-Как приспособились звери к жизни зимой?
(Они накапливают жировые запасы, мех у зверей становится гуще, теплее и светлее)
Работа в группах (слайд )
Игра «Засели зверей в домики» (слайд 20 )
Каждая группа получает карточки с названиями животных: белка, еж, змеи, лиса, лось, мыши, кабан, волк, заяц, медведь
1.Делают запасы на зиму.
Работа в парах
Соедини линиями название животного и то, чем оно питается зимой.
Дятел ·охотится на мышей, зайцев и птиц.
Олень ·под снегом находит желуди.
Лиса · из-под коры деревьев получает личинки насекомых.
Кабан · веточками деревьев, кустов, мхом.
Фронтальная работа
Игра « Чьи следы» (слайд 21, 22 )
Игра «Ложное, истинное»
Ложное - Истинное +
1. Воробей - перелетная птица –
2. Зимой – холодно +
3. Все деревья зимой стоят голые –
4. Зимой ночи длинные +
5. Еж запасов на зиму не делает. +
6. Снежный покров служит теплым одеялом для растений. +
Работа с пословицами. (слайд 23)
Соедини части пословиц.
Зимой солнце светит, но не греет.
Зимой денек, как комаров носок.
Много снега - много хлеба.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
1. Какую пользу вы можете принести природе зимой?
2. Что вас на уроке заинтересовало?
3. Что больше всего понравилось делать?
VІ Домашнее задание
Нарисовать рисунок или составить рассказ по теме «Зима»