Вступительный урок к изучению темы "Имя числительное".Цель урока: дать понятие об имени числительном как части речи, учить составлять опорный конспект и использовать его при изучении имени числительного,выполнении практических заданий, учить работать в парах, развивать логическое мышление, воспитывать интерес к культуре, живописи
Урок №1
Тема урока: Имя числительное как часть речи
Цель урока: дать понятие об имени числительном как части речи, учить составлять опорный конспект и использовать его при изучении числительного,развивать навыки синтаксического разбора предложения, развивать логическое мышление, воспитывать интерес к культуре, живописи
Учебник:
Русский язык: учеб. для 6 класса общеобразоват. учеб. завед. с обуч. на рус. яз./А.Н. Рудяков, Т.Я. Фролова, М.Г. Маркина- Гурджи.- К.: Грамота, 2014
ХОД УРОКА
І. Организационный момент
Учитель сообщает тему и цель урока
ІІ. Актуализация опорных знаний
1. Словарная работа
Задание: вставить пропущенные буквы в словарных словах:
…кварель, п…алитра, н…атюрморт, п..ртрет, г…лерея (Слайд №1)
Вводим новые слова: маринист, баталия, баталист (Слайд №2)
2. Знакомство с художником И. Айвазовским. Составить предложение по картине. Выполнить его синтаксический разбор (работа в группах)
ІІІ Изучение нового материала
1. Записать предложение, определить, к какой части речи относятся слова
Вопрос: слова какой части речи вы не можете определить? (слайд №4)
1.Составление опорного конспекта. Работа с учебником (стр. 132)
Имя числительное
обозначает число порядок при счете
Сколько? Какой?
количественные порядковые
целые дробные собирательные пятый, сто двадцать второй
5, 100 1
2 двое, трое
Изменяются по падежам по родам, числам, падежам
простые (пять, семь)
По составу: сложные (пятьдесят, двенадцать)
составные (двадцать пять, сто сорок семь)
Синтаксическая роль: подл., сказ., обстоят., определ.
ІV Закрепление изученного материала
1. Игра «Третий лишний»:
а) два, двойка, двойной,
б) сотый, сто, сотка,
в)десять, удесятерить, десятка.
2.Списать пословицы, указать разряд числительных:
Одна голова хорошо, а две – лучше.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
На гору десятеро тянут, а под гору один столкнёт.
3. Определить синтаксическую роль имён числительных. Записать числительные словами (Работа в парах по карточкам)
а)100 не делится на 3. Это было в 1941 году.
б) Моя сестра учится в 9 классе. В доме проживают 5 ветеранов войны.
4.Выполнить разбор имени числительно по плану (стр.133)
Семеро одного не ждут
V. Подведение итогов
Тест:
VІ. Дом. задание: стр. 132-133 ( правила), выполнить. упр.307.
Для любознательных: почему сорок, а не четыредесят? (найти ответ), индивидуальные задания: вопросы о возникновении отдельных числительных.