Тема: Повторение изученного о сложном предложении
Цель: актуализировать знания о структуре, типах сложных предложений, средствах связи в них; обучать работать со схемами, отражающими строение сложных предложений; развивать связную речь учащихся, умение разграничивать простые и сложные предложения; определять средства связи в сложных предложениях; сопоставлять сложные предложения различных типов; соблюдать интонацию сложных предложений и употребления их в речи; воспитывать культуру речи, самостоятельность.
Оборудование: карточки, слайды, репродукция картины П. П. Кончаловского «Сирень», фотографии цветов, легенды о цветах.
ХОД УРОКА
Живут цветы в мыслях, а цветут они в сердцах.
В. Симоненко
І. Актуализация опорных знаний
1. Слово учителя. Сегодня на уроке мы будем говорить о необыкновенном чуде, которое подарила нам природа, и которое окружает всю нашу жизнь – цветах. А в помощники мы возьмем сложное предложение.
2. Беседа:
- Какие предложения называются сложными?
- Назовите виды сложных предложений .
- С помощью каких союзов соединяются простые предложения в сложносочиненном, сложноподчиненном предложениях?
- Назовите группы сложноподчиненных предложений по значению придаточной части ?
ІІ. Работа над темой урока.
1. Выразительное чтение стихотворения В. Рождественского «Сирень» упр. 423. (ФОТО)
- Каким настроением оно проникнуто?
- Опишите ваши ощущения после того, как вы прослухали стихотворение?
- Какие художественные средства употребил поэт для описания сирени?
- Помогли ли они «почувствовать» запах сирени, «увидеть» ее цвет ?
- Найдите в стихотворении сложные предложения, определите их тип, используя таблицы.
3. Работа с таблицей. (ФОТО)
4. Работа с текстом
О чем говорят цветы
Слово «букет» вошло в обиход в ХУІІ веке. Сначала букеты складывали с пряностей: укропа, селеры, петрушки, тмина. Гости дарили их хозяйке, а она украшала ими блюда. Со временем букеты начали делать из цветов. Родился и язык цветов. Появился и словарь, в котором были необходимые сведения для определения отношений языком цветов. Азалия символизировала печаль, которая была вызвана одиночеством, бутоны гиацинтов указывали место встречи, а число колокольчиков указывало время свидания.
Язык цветов становится известным во Франции, Англии, ширится по Европе. Лавр символизирует славу, васильки – доверье, жасмин - уверенность, ландыши и сирень – оновление, лилия – чистоту, а гвоздика – страсть. Ветки олеандра означают, что я очарован тобою. Желтая роза спрашивает: « А искренняя ли любовь ?»
Фиолетовый цвет символизирует дружбу, величие, роскошь. Если в Украине незабудка символизирует память, то в английцев – любовь. Красный цвет – символ жизни, любви, а розовый цвет – молодости. Желтый цвет означает брак, счастье, зеленый – надежду, спокойствие, синий – верность, черный – траур, белый – чистоту, непорочность.
а) Беседа:
- К какому типу речи относится текст ?
- Аудирование.
( 1. В каком веке слово букет вошло в обиход:
А) в 16 веке;
Б) в 17 веке;
В) в 18 веке ?
2. Из чего складывали когда-то букеты:
А) с веток;
Б) с листьев;
В) с пряностей ?
3. В какой книге были необходимые сведения для определения отношений языком цветов:
А) в словаре;
Б) в книге о хорошей еде;
В) в художественной ?
4. В каких странах язык цветов становится известным раньше других:
А) во Франции и Германии;
Б) в Америке Польше;
В) в Германии и Италии ?
5. Желтая роза спрашивает:
А) «Любишь ли ты меня?»
Б) «Любима ли я?»
В) «А искренняя ли лювовь?»
6. Что символизирует незабудка в Украине:
А) верность;
Б) память;
В) чистоту ?
- Какие сложные предложения есть в тексте? Назовите части сложных предложений.
- Запишите последнее предложение первого абзаца, укажите смысловые связи между простыми предложениями, составьте схему.
[…], ( которая…), […], а [...]
-б) Работа в группах. Дополните текст интересными фактами о значении цветов.
в) Работа в парах. Составить диалог о цветах, которые есть символами Украины, используя сложные предложения.
.
5. Самостоятельная работа. Преобразовать простые предложения в сложные, использовав таблицы. Укажите тип сложных предложений. ( 3 варианта)
Народные приметы
Из истории цветов и букетов
1-я группа
В Древнем Египте цветы широко применялись для украшения дворцов, храмов. Они использовались и при отправлении культовых обрядов.
Грецкий философ Аристофан рассказывал о садах. Розы и фиалки цвели зимой в открытом грунте, на солнечных лужайках.
2-а группа
В Западной Европе в ХІУ веке распространилась мода на ароматы. Вместе с ней на небольшие букетики из пахнущих цветов.
Можно предположить. Рождению дарить цветы способствовали невиданные раннее растения, хлынувшие в Европу из тропических стран.
3-я группа
В начале ХІХ века появился букет для подарка в стиле «Виктория». Мода на букет такой формы просуществовала до начала ХХ века.
На Украине издревле существовала традиция раскрашивать стены домов. Затем раскрашивали печи цветами.
Каждый народ внес свою лепту в общую сокровищницу культуры.
6. Работа в группах. Работа с карточками. ( Легенды) Расставить знаки препинания, указать вид придаточных предложений.
7. Коллективная работа. Составить предложения по схемам:
а) […, ( которая…), …]. ;
(Роза, которая расцвела в нашем саду, была яркой и душистой.)
б) […] , (где…), (где…). ;
(Мы оказались на лугу, где везде росли ромашки, где изредка встречались лютики.)
в) ( Если…), […], а [ …];
(Если верить легенде, цветок нарцисс является символом гордости и самовлюбленности, а некоторые считают его символом смерти.)
г) […], и […], однако […].
(Мы увидели сверкающую на солнце водяную лилию, и у нас сразу же поднялось настроение, однако идти было еще далеко.)
8. Перевести на русский язык. Указать тип сложных предложений.
Які квіти дарують
Дарувати квіти треба вміти. Це особлива наука, яку повинна знати кожна вихована людина.
Жінкам підбирають елегантні, не дуже яскраві квіти. Це насамперед троянди, гладіолуси, тюльпани, гвоздики ніжних відтінків. Дівчатам дарують напіврозкриті бутони, що підкреслюють цнотливість, чистоту. Якщо збираєтесь освідчитись у коханні, вони мають бути рожеві або червоні. Для заручин вибирають вишукані й елегантні блідо-жовті троянди, білі й рожеві гвоздики. Під час візиту жениха у дім нареченої слід мати два букети, причому з різних квітів. Для матері – з квітів, що розпустилися, а для нареченої – з напіврозкритих бутонів.
Чоловікам вибирають квіти великі і менш вишукані – гвоздики, хризантеми. Літнім краще дарувати квіти у вазоні, вони довго цвістимуть і нагадуватимуть про приємну зустріч.
Яскраві – яркие
Цнотливість – непорочность
Заручини – помолвка
Вишукані – изысканные
Напіврозкритих – полураскрытых
Літнім - старшим
Сирень
На картине П. Кончаловского изображена красивая, волшебная сирень. Смотришь на нее и не налюбуешься. Вот склонились тяжелые кисти серебристо-белой и бледно-лиловой сирени, а в середине букета торжественно стоит высокая темно-красная ветка. Очень нарядная нежно-розовая сирень, и какие у нее оттенки – жемчужные, лиловые, светло-лиловые! Весь букет окаймляют изумрудные листья.
Когда смотришь на эту прекрасную сирень, то как будто чувствуешь ее чудесный, душистый аромат, который наполняет всю комнату. Невольно хочется потрогать руками эти роскошные, свежие, как будто только что срезанные гроздья сирени. «В этом букете все цветет, живет и радуется», - писал сам П. Кончаловский. Такую чудесную картину мог создать только такой художник, который влюблен в родную природу.
Я горжусь тем, что живу в крае, где растет сирень и радует меня каждой весной своей неописуемой красотой.
Вспомагательный материал:
Бледно-розовая, темно-красная, белоснежная, лиловая; жемчужная, светло-лиловая; голубоватый, серебристый ; тяжелые, крупные, пышные; изумрудные; ароматная, влажная, чудесная, нежная; наслаждаться, любоваться, восхищаться.
ІІІ. Итог урока.
(Предложение, сложное предложение, сложносочиненное предложение, сложноподчиненное предложение, сочинительная связь, подчинительная связь, союзы, союзные слова, интонация и. т. д.)
[…], а [...].
IV. Домашнее задание . Выполнить упражнение 431 В. Повторить изученный материал о бессоюзных сложных предложениях. Записать сочинение-миниатюру по картине П. Кончаловского «Сирень».
Легенды
Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу, указать тип сложноподчиненных предложений.
Подснежник
Богиня Флора раздала цветам костюмы для карнавала. Подснежнику достался белый. Снег тоже захотел принять участие в веселье но у него не было наряда. И тогда он обратился за помощью к цветам. Маленький неприметный подснежник помог другу. С тех пор они неразлучны.
Фиалка
Дочь Зевса Прозерпина была похищена богом подземного царства Плутоном. В память о себе она успела бросить в землю несколько цветов которые держала в руках. Среди них была и фиалка. С тех пор ранней весной фиалки напоминают людям о красавице Прозерпине.
Ландыш
Старинная русская легенда повествует о любви Волховы к прекрасному юноше Садко. Но Садко горячо полюбил Любаву. В отчаянии выходит на берег Волхова чтобы в последний раз услышать песни любимого. Когда она плакала на землю падали горячие слезы и превращались в ароматные ландыши.
Нужно заметить что этот цветок занесен в Красную книгу.
Незабудка
Когда Бог сотворил мир и дал имена всем своим твореньям то случайно забыл об одном маленьком цветочке который рос на берегу ручья. Тогда цветок подошел к трону Господа и попросил дать ему имя. На это Бог ответил: «Тебя я не забуду, не забудь и ты Меня. Имя твое отныне Незабудка».
Барвинок
Когда-то чужеземец увидел красивую украинскую девушку и полюбил ее. Когда умер попросил Бога чтобы он отпустил его к любимой еще раз. Господь вернул его на землю цветком барвинка который вился там где ступала нога любимой. А со временем вырос на ее могиле.
Лилия
Это было давно когда на украинское село налетели татары. Чтоб не идти в неволю девушки бросились в быструю речку. Когда взошло солнце на поверхности реки появились неизвестные ослепительно-белые цветы. Казалось что это нежные руки девушек тянутся к солнцу. Люди их назвали Лилиями.