Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Тема: Повторение материала по теме «Лексика»
Цель: повторить и обобщить знания, полученные по теме «Лексика», учить применять свои знания на практике, повторить выученные орфограммы;
развивать память, творческие способности, логическое мышление, умение правильно формулировать лексическое значение слов, умение работать в группах и самостоятельно;
воспитывать желание обогащать свой словарный запас, развивать речь.
Форма проведения: урок-игра.
Оборудование: фишки разного цвета для оценивания учащихся (можно выбрать любую форму оценивания: смайлы, значки, фигуры и т.д.), путеводители для учащихся с заданиями.
Ход урока
Притча о сочном апельсине
Однажды двое учеников, Янг Ли и Чжао Цзэн, подошли к Хинг Ши с просьбой рассудить их спор. Ученики не могли решить как в разговоре с собеседником, следует давать ответы на вопросы. Янг Ли сказал: — Учитель, я думаю, что лучше было бы отвечать на вопрос собеседника без промедления, и позже, в случае ошибки, исправляться, чем заставлять собеседника слишком долго ждать ответа. На это Чжао Цзэн возразил: — Нет, напротив, следует обдумывать свой ответ тщательно, взвешивая каждую мелочь и деталь. Пусть на это уйдёт сколько угодно времени, главное — сразу дать верный ответ. На это Хинг Ши взял в руки сочный апельсин и сказал, обращаясь к первому ученику: — Если ты дашь своему собеседнику съесть первую половину апельсина неочищенной, и лишь потом, очистив кожуру, отдашь вторую, может случиться так, что твой собеседник, распробовав горечь первой половины, выбросит вторую. Затем Хинг Ши обратился ко второму ученику, который выслушав слова учителя, обращённые к Янг Ли, улыбался, предвкушая свою победу в споре. — Ты, Чжао Цзэн, конечно же, не накормишь своего собеседника горьким апельсином. Наоборот, ты будешь долго и тщательно очищать его, старательно отделяя от мякоти малейшие прожилки кожуры. Но, боюсь, что твой собеседник может уйти, так и не дождавшись обещанного угощения. — Так как нам следует поступать, — в один голос спросили ученики. — Перед тем как угощать кого-либо апельсинами, научитесь их чистить так, чтобы не кормить собеседника ни горечью кожуры, ни напрасными ожиданиями, — ответил Хинг Ши, — ну а пока не научитесь, доверьте лучше этот процесс тому, кого собираетесь угостить… И ещё, — немного погодя добавил он, — почаще чистите апельсины для себя.
Вывод: очень важно подобрать уместное слово, правильно сформулировать свою мысль перед тем, как сказать собеседнику, чтобы он правильно понял, что именно ты имеешь ввиду. Для этого нам всем необходимо совершенствовать свою речь, пополнять свой лексикон. Этим и продолжим заниматься сегодня на уроке.
В конце урока посчитаем полученные вами баллы и переведем в оценку.
На доске чертятся сетки для слов и дается их лексическое значение, учащиеся должны отгадать и записать слово, объяснив орфограмму в нем. При подборе слов внимание обращаю на орфографию, объясняем правописание каждого слова. Оценки раздаются в зависимости от активности учащихся и количества правильно отгаданных слов.
Жираф – Африканское жвачное животное с очень длинной шеей и длинными ногами.
Ча́шка — сосуд небольшого объёма, имеющий форму полусферы с кольцевидной ручкой для держания. Сосуд используется для непосредственного питья горячих напитков.
Земля́ — третья по удалённости от Солнца планета Солнечной системы.
Горо́х — род однолетних и многолетних травянистых растений семейства Бобовые.
Мяч — упругий (как правило) предмет сферической либо сфероидной формы, в основном используемый в играх и спортивных играх.
Со́лнце — одна из звёзд нашей Галактики (Млечный Путь) и единственная звезда Солнечной системы.
Составить синонимические ряды для слов: бежать, прекрасный, праздник. Оценку «отлично» получают учащиеся, которые подберут больше синонимов. Задание выполняется самостоятельно. (Праздник – веселье, радость, торжество, восторг, забава, утешение; бежать – спешить, лететь, мчать, наутек; прекрасный – красивый, превосходный, хороший, интересный, блестящий, отличный, золотой, замечательный)
Дать значение фразеологизма. Объяснить, на основании чего сделан перенос значения, составить предложение со словами в прямом значении: ударил мороз, капля в море, жемчужный зубы, железные нервы. Задание выполняется в парах.
Например: каменное сердце – человек равнодушный бесчувственный. Перенос сделан на основе качества предмета: камень крепкий, непробивной. Каменный дом оказался самым крепким.
Помоги словам найти свой дом. Распредели слова по группам: омонимы, многозначные слова, однозначные слова. Определи общие признаки многозначных слов: звонок, колокольчик, собачка, ель, коса, ключ, дверь, замок, роман, книга, ведро, корабль, машина. Задание выполняется самостоятельно.
Омонимы: собачка, коса, ключ, замок, роман.
Многозначные: звонок, колокольчик, машина.
Однозначные: ель, дверь, книга, ведро.
Разделимся на 2 команды «Добрые волшебники», «Злые волшебники». Участники команд по очереди выходят к доске и пишут слово, к которому команда-соперница должна подобрать антоним. «Добрые волшебники» пишут слова с положительным «светлым» значением, «злые» – с отрицательным «темным».
Например: участник команды «Добрые волшебники» пишет слово день, участник противоположной команды должен к нему написать слово ночь и следующее слово своей команды, например, плохой, соперник пишет слово хороший и так далее.
Игра заканчивается по истечении определенного времени или до определенного количества баллов. Оценивается быстрота реакции, удачность выбора слов.
Підготувала урок Бродецька Ірина Володимирівна, вчитель російської мови Бахмутської загальноосвітньої школи І-ІІІ ступенів №12