ИСТОРИЧЕСКОЕ АССОРТИ ПО ТЕМЕ:
«СТРАНЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА».
Цель: обобщить и систематизировать знания о природно-климатических и географических условиях стран Древнего Востока, появлении, расцвете и гибели империй, культуре и религии народов Древнего Востока;
развивать у учащихся умения и навыки критического и логического мышления, анализа, систематизации, работы с историческими источниками, индивидуальной работы и работы в группах;
воспитывать интерес к историческому прошлому, любовь к знаниям, воспитывать доброжелательное отношение к ближнему.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Вид занятия: нестандартный урок-соревнование.
Оборудование: раздаточный материал (шифрограммы, кроссворды, старинные письма, хронологические задачи), таблица правил, сундучок, стекло, папирус, алфавит, фиолетовая краска, пятнашки, правила, оценочные листы, стикеры, монетки-дарики, грамота;
ТСО: мультимедийный проектор, расслабляющая музыка для релакса, презентация по теме
ХОД УРОКА:
І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. (5 мин.)
Урок проводиться в форме игры-соревнования, использовав рейтинговую систему оценивания. Дети работают индивидуально и в команде, каждый при этом зарабатывает балы, в виде монеты – дарик (первые древние монеты Персидского государства, введённые Дарием I), которые в конце урока согласно рейтингу будут переведены в оценки.
1. Актуализация опорних знаний.
Прием «Сундучок с дарами»
(достать стекло, алфавит, папирус, фиолетовая краска)
- Ребята, что это за предметы? (достижения цивилизаций Востока)
(достать игру пятнашки)
- Ребятки, а это что? (игра)
2. Объявление темы, цели урока.
- Правильно, сегодня на уроке мы подведем итог всему тому, что мы изучили раннее, и речь пойдет о «Странах Древнего Востока» и подводить итог мы будем с помощью игры «Историческое ассорти». Итак, тема нашего урока «Страны Древнего Востока». Наша цель: обобщить и систематизировать знания о странах Древнего Востока, повторить сведения о появлении, расцвете и гибели империй, культуре и религии народов Древнего Востока; а также, развивать умения и навыки критического и логического мышления, анализа, систематизации, работы с историческими источниками, - и поможет нам в этом индивидуальная и групповая работа.
3. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Любая игра имеет свои правила. Давайте познакомимся с правилами нашей игры.
4. Определение правил игры.
- Для того, что б наша игра была интересной и не превратилась в балаган, какие правила стоит ввести и конечно же придерживаться их.
- У вас на столах лежат листочки, на которых указаны правила. Давайте вместе рассмотрим их и выберем те, которые можно использовать для обозначения правил нашей игры.
Правила работы:
ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (35 мин.)
- Итак, правила разработали, тема и цель ясны, давайте начнем.
Индивидуальная работа.
- Внимание: викторина! А справиться с ней поможет нам прием «Чистая доска». За каждый правильные ответ вы получаете по одному дарику. Не забываем придерживаться правил.
Один правильный ответ – 1 бал.
Прием «Чистая доска»
(На доске вопросы викторины. Вопросы, на которые дети ответили, исчезают с доски. Таким образом, доска в конце викторины должна остаться чистой)
Прием «Найди лишнее». Что объединяет ряд слов?
(Учащиеся должны определить логический ряд слов и выделить лишнее слово. Назвать, что объединяет ряд слов, а также назвать лишнее слово)
- Тигр, Ефрат, Нил, Фивы. (Фивы – город, остальное - реки)
- Соломон, Саул, Яхве, Давид. (Яхве – Бог, остальное цари)
- Алфавит, компас, фиалетовая краска, стекло. (Компас, остальное финикийские изобретения)
- Мемфис, Фивы, Тутанхамон, пирамиды, мумии, зиккурат. (Зиккурат, остальное Египет
Прием «Угадайте, кто?»
(Учащиеся читают краткую характеристику правителя Древнего Востока и определяют о ком идет речь)
- Его портрет широко известен, а имя (его он изменил, как и столицу) напоминает о гробнице с неслыханными сокровищами. Тело этого человека исследовано очень хорошо, но причина смерти остается загадкой. Известно лишь, то что умер он молодым, в 18-19 лет (Тутанхамон)
- Самая известная женщина–фараон. После смерти мужа 20 лет правила Египтом. Лично принимала участие в походах в Нубию и Азию, но прославилась, организацией похода в Пунту. (Хатшепсут)
- Одна из самых красивых женщин Египта, имя которой переводится «Красавица грядет». До сегодняшнего дня считается эталоном женской красоты. Жена Аменхотепа IV и возможно помощница в его делах. (Нефертити)
- Со времени его правления до наших дней дошел древнейший международный договор. Тронное имя – Усер-Маат-Ра-Сотеп-эн-Ра. Сын Сети I. Заложил новую столицу в дельте Нила и пещерный храм в Абу-Симбеле. (Рамзес ІІ)
- Молодой сын царя и его соправитель. Заменил племенной раздел страны территориальным, ввел стабильную системы налогов, трудовую и военную повинность. Женился на дочери фараона. Построил величественный храм, от которого до сегодняшних дней осталась только «Стена Плача». Автор нескольких библейских книг «Песня Песней», «Екклесиаст», Притчи». Считается одним из мудрейших людей того времени. (Соломон)
- Один из восьми вельмож, которые свергли узурпатора Бардия. Придушил все восстания и восстановил старые границы государства. Ввел новый раздел империи, упорядочил налоги, создал стабильную монетную систему (монеты были названы его именем). Приказал построить дороги и создал почтовую службу. (Дарий І)
- Царь небольшого города, который во времена его правления и на целое столетие стал одним из мировых центров. Приказал построить новые оросительные каналы, которые кроме его имени, имели еще и название «достаток и богатство народа». Его называли «мужем среди царей, воином, перед которым невозможно устоять». Но наибольшую славу ему принес сборник законов, который изучали и переписывали еще 1000 лет. (Хаммурапи)
- Они выполняли самую тяжелую работу – рыли каналы, работали на рудниках и каменоломнях. Их называли «живьем убитые» (Рабы)
- Название этого растения, зарослями которого густо покрыта долина Нила, переводиться с древнеегипетского как «царское». Если бы египтяне не научились так ее использовать, то часть истории этой страны была б окончательно утеряна. (Папирус)
Минутка релакса
Упражнение « Порхание бабочки»
(Выполнение упражнения сопровождается медленной музыкой, шумом прибоя и криком птиц.)
«Сядьте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и медленно. Представьте себе, что вы находитесь на природе прекрасным летним днем. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Бабочка села на цветок рядом с вами. Обратите внимание на цвет и форму ее крыльев. Какой интересный рисунок крыльев — линии, темные пятна, светлые пятна! Вот бабочка взлетает и парит в воздухе, проследите, как медленно и плавно движутся ее крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно двигаются вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущениями медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг под вами. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую середину цветка. Вдохните еще раз его аромат... и откройте глаза».
Работа в группах:
(Ребята работают в группах. Все задания коллективно обсуждают. Один человек (капитан группы) представляет итоги работы и оценивает участников своей команды).
- Настало время освоить еще один навык – это работы в группе. В начале урока вы объединились в группы. Все последующие задания вы будете выполнять коллективно. Получив задания, вы должны вместе обсудить его, найти правильный ответ или решить задачу. Но это еще не все. Каждая группа должна выбрать капитана. Задача капитана: представить правильный ответ на задание, а также выставить оценки членам своей команды.
Работа с историческими источниками. ( Оценивается в 5 балов) (3 мин)
(Первое задание. В ваши руки попали рассказ древних людей о их городе и стране. Попробуйте определить, о чем идет речь. На выполнения задания, у вас 3 мин. За правильный ответ максимальная оценка 5 балов).
- Наш город называют Ворота Бога. И неспроста. Несмотря на то, что его множество раз разрушали враги, он снова и снова возрождался. Наибольшего могущества наше государство достигло во времена правления царя, который разгромил северных соседей, завоевал Финикию, Ассирию, Ханаан. Купцов, которые подъезжали к городу, встречали величественные ворота, названые в честь богини любви. Украшали ворота кафель необычного ярко синего цвета. Далее простирается Дорога процессий к одному из самых высоких храмов мира. Ми гордимся также восхитительными садами, которые будто бы висят в воздухе. (Вавилон)
- По всему миру разлетелась слава о нашем городе. С Египта, с знойной Аравии люди приезжали лишь для того, чтобы увидеть его прекрасный царский дворец, непреступную крепость и храм Единого Бога, который строили лучшие мастера Финикии. (Иерусалим)
- Наш город появился до Всемирного потопа. Это – самый древний город страны, которую мы называем «Повелитель камыша». Немного выше по течению находится родина Гильгамеш. Не раз наш город объединял другие для борьбы с врагами, поэтому на рельефах для будущих поколений мастера запечатлели боевые колесницы и многочисленных воинов. Именно у нас был построен огромнейший храм-зиккурат в честь бога Месяца Сина. Ходят слухи, что в гробницах правителей города лежат неслыханные богатства. (Шумер, город Ур)
Решение задач: (3 мин). Оценивается в 5 балов
- На ваших столах – хронологические задачи. Решите их. Решение запишите на ваших листочках. Не забывайте о особенностях летоисчисления. Время - 3 мин. Максимальная оценка 5 балов
«Шифрограмма» (2 мин). Оценивается в 5 балов
- Задание «Шифрограмма». У каждой команды зашифровано определенное понятие. Ваша задача: Расшифровать и дать определение понятию. Время – 2 мин. Максимальная оценка – 5 балов.
Колонизация (НИКОЗАЛОЦИЯ) – освоение и заселение новых территорий внутри или вне своей страны
Иероглифы (ФЫГЛИРОИЕ) – название письменного знака в некоторых системах письма.
Клинопись (СЬКЛИПИНО) – наиболее ранняя из известных систем письма, при которой на мягкой глине писали деревянными палочками, выдавливая знаки.
Решение кроссвордов: (7 мин). Оценивается в 10 балов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1Р |
А |
М |
З |
Е |
2С |
|
3Х |
|
|
|
|
|
|
4К |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
А |
|
5Х |
|
6Д |
|
|
И |
|
|
|
|
|
|
|
7Т |
И |
Г |
Л |
А |
Т |
П |
А |
Л |
А |
С |
А |
Р |
|
|
|
|
|
|
|
У |
|
|
О |
|
Ш |
|
М |
|
Р |
|
|
|
|
|
|
|
8Д |
|
|
Т |
|
|
М |
|
Е |
|
М |
|
И |
|
|
|
|
|
|
|
А |
|
|
М |
|
|
О |
|
П |
|
У |
|
Й |
|
|
|
|
|
9Н |
А |
В |
У |
Х |
О |
Д |
О |
Н |
О |
С |
О |
Р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И |
|
|
С |
|
|
|
|
У |
|
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д |
|
|
|
|
|
|
|
Т |
|
П |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Задание, кроссворд. Для выполнения этого задания вам понадобятся все ваши знания по истории Древнего Востока, а также умение решать кроссворды и логически мыслить. На выполнение задания –7 мин. Максимальная оценка 10 балов. По одному балу за каждые правильный ответ.
По горизонтали:
1. Фараон, который выступил против грозного соперника – Хеттского царства. 7. Основатель Ассирийской империи. 9. С именем царя связано одно из семи чудес света «Висячие сады Семирамиды»
По вертикали:
2. Царь Израильский, прославился строительством храма Богу Яхве и своей мудростью. 3. Первая женщина – фараон. 4. Основал Персидское государство.
5. Вавилонский царь, прославившийся созданием первого в истории сборника законов. 6. Кого из персидских царей называли «царь царей»?
7. Имя фараона, с которым связана вершина могущества Египта. 8. Царь Израильский, зять Саула
IІІ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. (5 мин)
(На экране картинка – чемодан. Учащиеся должны написать на стикерах то, что оставило у них яркие впечатления на уроке, те умения и навыки, которые им пригодятся в жизни.)
- Ребята! Мы неспроста с вами провели такую занимательную игру. Наша задача с вами чему-то научиться, получить какой-то опыт, развить определенные умения и навыки.
- У вас на столах лежат стикеры. Возьмите один или несколько и напишите, что бы из сегодняшнего урока вы взяли с собой в будущее и положите это в чемодан.
(Дети пишут на стикерах и крепят к картинке с чемоданом)
Прогнозированные ответы учащихся:
Подсчитывание балов. Выставление оценок. Рейтинговая система.
Авторка – Світлана Базака
1